АУДИТ НАЛИЧИЯ И ДВИЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ПРЕДПРИЯТИИ




3.1 Оценка состояния системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля на МУП «Автовокзал»

Система внутреннего контроля включает совокупность мер и процедур, применяемых руководством уполномоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности.

Система внутреннего контроля должна включать процедуры, применение которых обеспечивает надзор и проверку за следующими аспектами финансово-хозяйственной деятельности:

ü Соблюдением требований законодательства, применяемого при осуществлении финансово-хозяйственных операций;

ü Исполнением приказов и распоряжений;

ü Точностью и полнотой бухгалтерского учета;

ü Своевременностью и полнотой бухгалтерского учета;

ü Предотвращением ошибок и искажений информации;

ü Своевременностью и правильностью подготовки бухгалтерской отчетности;

ü Обеспечением сохранности активов.

Система внутреннего контроля состоит из следующих элементов:

ü Системы бухгалтерского учета;

ü Контрольной среды;

ü Средств контроля.

3.2 Проверка наличия основных средств и правильности их документального оформления

Все хозяйственные операции, проводимые предприятием, согласно статье 9 ФЗ от 21.11.96г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Предприятием для учета ОС применяется унифицированные Постановлением Госкомстата №7 от 21.01.03г.

Активы в отношении, которых выполняются условия, предусмотренные в п.4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», и стоимостью в пределах 40 000 руб. включительно за единицу отражаются в составе МПЗ и списываются на расходы единовременно по мере их отпуска в эксплуатацию.

Формирование первоначальной стоимости ОС производится в соответствии с требованиями п.8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

Введение в эксплуатацию основного средства необходимо:

1. АКТ о приёме передаче объекта основного средства – форма № ОС – 1

2. Составить инвентарную карточку учёта объекта основного средства – форма № ОС - 6

3. Свидетельство о госрегистрации недвижимости, копия или выписка с указанием года постройки здания.

Акт утверждается руководителям организации-получателя. К акту должна быть приложена техническая документация, относящаяся к данному объекту основных средств.

Внутреннее перемещение основных средств из одного структурного подразделения организации в другое, а так же их передача из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляются накладной на внутреннее перемещение основных средств (ф. № ОС-2), которая выписывается в двух экземплярах работником структурного подразделения организации-сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, второй — структурному подразделению организации-сдатчика.

В настоящее время бухгалтерский и налоговый учет организаций ведется автоматически с помощью специальных программ.

Традиционно журналы-ордера построены на использовании принципа регистрации в них кредитовых оборотов по каждому балансовому счету в корреспонденции с дебетуемыми счетами. Основные формы журналов-ордеров ведутся в сочетании со вспомогательными ведомостями, группирующими записи по дебету счета в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов.

«1С: Бухгалтерия 8» позволяет сформировать журнал-ордер и ведомость по любому счету бухгалтерского учета с помощью отчета «Обороты счета»

Журнал-ордер № 13- учетный регистр для учета операций по износу основных средств (счет "Износ основных средств") на основании первичных документов (актов, расчетов амортизации, справок-расчетов и пр.).

3.3 Проверка движения основных средств и начисления амортизации

При приобретении или передаче объектов ОС, бывших в употреблении, нормы амортизации по этому имуществу определяются с учётом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцах) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

Амортизация по всем ОС для целей бухгалтерского и налогового учета начисляется линейным методом.

Амортизационные отчисления по объекту ОС начисляются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учёту, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта с бухгалтерского учёта. Амортизационные отчисления по объекту ОС, прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учёта.

В течении срока полезного использования объекта ОС начисление амортизационных отчислений в целях бухгалтерского учёта не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок не более трёх месяцев, а так же в период восстановления объекта (ремонта, реконструкции, модернизации), продолжительность которого превышает 12 месяцев.

Срок полезного использования ОС определяется, исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002г. №1.

 

3.4 Основные задачи аудита ОС

Целью аудита операций с основными средствами (ОС) является выражение мнения относительно классификации, реальности оценки и достоверности отражения в учете и отчетности объектов основных средств.

Задачами аудита операций с ОС являются:

ü изучение их состава и структуры, условий хранения и эксплуатации; подтверждение первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета; проверка правильности оформления и отражения в учете операций по движению ОС;

ü оценка начисленной амортизации и достоверности отражения ее в учете;

ü установление объемов выполненных ремонтов ОС и правильности отражения соответствующих расходов в учете;

ü подтверждение итогов проведенной в отчетном году переоценки ОС;

ü оценка качества проведенной инвентаризации.

3.5 Этапы аудиторской проверки ОС

Работы при проведении аудита ОС можно разделить на три последовательных этапа: ознакомительный, основной и заключительный.

Ознакомительный этап

Основной задачей аудита основных средств является подтверждение информации об основных средствах в финансовой отчетности. Аудитору необходимо изучить весь комплект представленной ему бухгалтерской отчетности, а именно установить, что:

ü данные об остаточной стоимости основных средств на начало и конец отчетного периода, указанные в оборотно-сальдовой ведомости или главной книге, соответствуют данным, указанным по строке 120 «Основные средства» бухгалтерского баланса (форма № 1);

ü данные о начисленной сумме амортизации были включены в строку 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» отчета о прибылях и убытках (форма № 2). По строке 090 «Прочие доходы» формы № 2 должны быть отражены доходы от продажи основных средств, а по строке 100 «Прочие расходы» – остаточная стоимость проданных активов;

ü по строке 210 отчета о движении денежных средств (форма № 4) показана выручка от продажи объектов основных средств, а по строке 290 – приобретение объектов основных средств;

ü данные в разделе II «Основные средства», указанные в приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5), соответствуют данным аналитического учета по счетам 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств».

Аудиторы должны изучить состав и структуру ОС по данным регистров аналитического учета (инвентарные карточки учета ОС, ведомости, машинограммы и др.). В процессе изучения устанавливается правильность отнесения учитываемых объектов к ОС, их классификации, а также формирования инвентарных объектов.

Данная процедура необходима для формирования мнения о достоверности данных, отраженных в приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5). Аудитор проверяет классификацию объектов на предмет их соответствия Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94.

Результаты проверки отражаются в форме таблицы 3.1

Движение основных средств Таблица 3.1

По данным организации По данным аудита
Наименование показателя Остаток на начало отчетного года Поступило (введено) Выбыло Остаток на конец отчетного года Остаток на начало отчетного года Поступило (введено) Выбыло Остаток на конец отчетного года
II Основные средства Земельные участки и объекты природо-пользования                
Здания                
Сооружения                
Машины и оборудования                
Транспортные средства                
Производственный и хозяйственный инвентарь                
Рабочий скот                
Продуктивный скот                
Многолетние насаждения                

 

При проведении аудита сохранности ОС необходимо проверить условия их хранения и эксплуатации, установить список лиц, за которыми закреплены отдельные объекты, убедиться в том, что с ними заключены договоры о полной материальной ответственности.

Основной этап

На этом этапе аудитору необходимо проверить правильность оформления первичных документов, на основании которых в бухгалтерском учете отражаются операции по приобретению объектов ОС. В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.

Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные п. 4 данного Положения, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением (п. 5 ПБУ 6/01).

Следует также проверить, оформляются ли операции по списанию названных объектов первичными документами. Журнал унифицированных форм первичной учетной документации по учету ОС не содержит специальной формы для оформления операции списания на затраты при вводе в эксплуатацию ОС стоимостью до 10 000 руб. В такой ситуации организация вправе самостоятельно разработать учетный документ для данной группы операций.

Для оформления операций по вводу в эксплуатацию объектов ОС в организации должна быть создана постоянно действующая комиссия.

Своевременность зачисления объектов в состав ОС проверяют на основании данных бухгалтерского учета и первичных учетных документов.

 

Результаты проверки оформляются следующим образом:

Таблица 3.2

Наименование объекта ОС Сумма, руб ИНВ. № Ответственный за сохранность Реквизиты ОС – 1 Дата отражения в учете
           

 

Если объекты ОС зачисляются несвоевременно, то в организации необходимо усилить контроль за своевременным отражением в учете хозяйственных операций.

Далее производится проверка формирования первоначальной стоимости объектов ОС. ОС принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая формируется в соответствии с ПБУ 6/01. Первоначальной стоимостью ОС, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. 8 ПБУ 6/01). Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление ОС общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они связаны с приобретением, сооружением или изготовлением ОС.

Необходимо проверить соответствие методологии, закрепленной учетной политикой для целей бухгалтерского учета, требованиям ПБУ 6/01 и выяснить, на каком счете отражаются фактические затраты, включаемые в первоначальную стоимость объектов.

Затем осуществляется перекрестная сверка данных регистров синтетического учета по счетам 01 «Основные средства» и 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Далее проверяется правильность начисления амортизации ОС для целей бухгалтерского учета.

Способ начисления амортизации закрепляется в учетной политике организации. Избранный способ начисления амортизации по группе однородных объектов применяется в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. Проверка основывается на данных регистров бухгалтерского учета по начислению амортизации. Результаты могут быть оформлены в виде таблицы:

Таблица 3.3

Дата ввода в эксплуатацию ИНВ. № Наименование объекта ОС Первоначальная стоимость Ежемесячные амортизационные отчисления Отклонение
Согласно ведомости По данным аудита
             

 

Аудитор должен провести проверку порядка оформления и отражения в бухгалтерском учете операций по выбытию ОС в случаях продажи, безвозмездной передачи, списания из-за морального и физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций.

Результаты выборки по объектам основных средств, выбывшим в случае продажи, оформляются в виде таблицы:

Таблица 3.4

Дата Объект ОС   Дебет Кредит Сумма, в т.ч. НДС, руб. Остаточная стоимость, руб Реквизиты договора купли-продажи Реквизиты договора комиссии Сведения об определении рыночной стоимости
                 

 

В случае ликвидации ОС проверяют оформление первичных документов, устанавливают причины ликвидации, техническое состояние списанных объектов. Для оформления непригодности объектов ОС, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию в организации должна быть создана постоянно действующая комиссия.

Заключительный этап

По окончании работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих документов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся к области проверки, и представляет его совместно с рабочей документацией руководителю проверки.

3.6 Основные нарушения, часто встречаемые при проведении аудиторской проверки основных средств

Назовем некоторые типичные ошибки и нарушения, выявляемые при проверке расходования средств, выделенных на приобретение основных средств:

ü отсутствие основных средств, отраженных в учете (недостача);

ü наличие основных средств, не отраженных в учете (излишек);

ü наличие используемого оборудования;

ü наличие основных средств, не относящихся к основной деятельности бюджетного учреждения;

ü документальное оформление оприходования и списания основных средств с нарушениями требований Инструкции № 25н, Приказа Минфина РФ № 123н;

ü признание различными инвентарными объектами предметов, которые могут выполнять свои функции только в составе комплекса;

ü отсутствие оправдательных документов или неправильное оформление первичных документов;

ü отсутствие аналитического учета основных средств в инвентарных карточках (ф. 0504031, 0504032);

ü надлежащее оформление первичных учетных документов и регистров учета по учету основных средств;

ü невозложение материальной ответственности в отношении арендованных основных средств;

ü неправильное начисление амортизации;

ü оприходование основных средств не по цене их приобретения;

ü начисление амортизации (износа) основных средств один раз в квартал и реже;

ü начисление амортизации по объектам с истекшим сроком нормативной эксплуатации;

ü хищение основных средств (основной тип мошенничества);

ü отражение основных средств в учете без закрепления за ним ответственных за его сохранность;

ü неоприходование материальных ценностей, полученных от разборки основных средств; если таковой не производилось, то нельзя признать правильными конечные результаты от списания основных средств;

ü несоблюдение при приобретении основных средств требований законодательства в области осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд;

ü неоформление договора (контракта) купли-продажи с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения;

ü отсутствие в инвентарной карточке расшифровки – перечня отдельных предметов, входящих в комплект – при приобретении объектов основных средств в комплекте (например, мебели для офиса);

ü отсутствие учета первоначальной стоимости объекта по пересчитанному курсу в рублях на момент приобретения при приобретении объектов основных средств за иностранную валюту;

ü включение в состав основных средств объектов капитального строительства, находящихся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию (они должны учитываться как незавершенные капиталовложения);

ü ведение учета объектов основных средств, принятых в эксплуатацию на условиях текущей аренды, не на забалансовом счете 01 «Арендованные средства»;

ü отсутствие разрешения уполномоченных органов государственной власти и вышестоящей организации на продажу, списание основных средств, неустановление рыночной стоимости;

ü неперечисление в доход бюджета денежных средств от продажи имущества, в том числе от сдачи в металлолом списанных основных средств;

ü отсутствие постоянно действующей комиссии, создаваемой приказом руководителя для определения непригодности основных средств, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списания;

ü неприведение перечня оборудования, списанног в связи со строительством новых учреждений, расширением и реконструкцией учреждений, в плане расширения и реконструкции учреждения;

ü неоприходование на склад деталей, узлов и агрегатов от разборки и демонтажа оборудования, пригодных для дальнейшего использования;

ü неотражение в бюджетном учете деталей, узлов и агрегатов от разборки и демонтажа оборудования, пригодных для дальнейшего использования, оприходованных на склад.

3.7 Общий план проведения аудиторской проверки

После завершения анализа рисков аудиторы, основываясь на предварительных данных об экономическом субъекте и результатах проведенных аналитических процедур, могут приступить к разработке общего плана и программы аудиторской проверки. Созданный непосредственно перед проведением проверки план определяет последовательность действий аудитора, т.е. по каким направлениям и с какой интенсивностью будет проводиться проверка. Для лучшего обзора и рациональной постановки задач могут использоваться графики, диаграммы и компьютерные системы.

Составляя общий план и программу аудита, аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит точнее определить объем и характер аудиторских процедур. При проведении общего планирования большое значение придается профессиональным качествам аудиторов. Им необходимо так организовать свои действия, чтобы произвести оценку используемой на предприятии системы учета и внутреннего контроля с учетом принципа существенности и экономичности проверки.

В общем плане необходимо предусмотреть сроки проведения аудита и составить график его проведения, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения. В процессе планирования необходимо учесть: реальные трудозатраты; уровень существенности; проведенные оценки рисков аудиторской проверки.

В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудиторской проверки на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и рисков аудита. В случае решения провести выборочную проверку аудитор формирует аудиторскую выборку. В общем плане рекомендуется предусмотреть:

ü какие конкретные области надо изучить, чтобы аудит был объективен;

ü какие существенные моменты следует охватить;

ü какие выборочные планы надо разработать;

ü формирование аудиторской группы, ее численность и квалификацию специалистов;

ü распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам проверки;

ü с какими стандартами, процедурами или документами необходимо ознакомить рабочую группу;

ü бюджет рабочего времени для каждого этапа проверки;

ü предполагаемые сроки работы группы;

ü инструктирование всех членов группы об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, с положениями общего плана аудита;

ü контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации.

Аудиторская организация определяет в общем плане необходимость привлечения экспертов в процессе проведения проверки и роль внутреннего аудита.

Общий план проверки оформляется в виде таблицы.

Таблица 3.1

Проверяемая организация  
Период аудиторской проверки  
Количество человеко-часов  
Руководитель аудиторской группы  
Состав аудиторской группы  
Планируемый аудиторский риск  
Планируемый уровень существенности  

 

№ п/п Планируемые виды работ Период проведения Исполнитель Примечания

 

Руководитель аудиторской организации:

Руководитель аудиторской группы:

Общий перечень объектов проверки (планируемых видов работ) при составлении общего плана аудиторской проверки может иметь следующий вид:

ü учредительные и другие общие документы организации (устав, лицензии, приказы, распоряжения, служебные записки, штатное расписание и т.п.);

ü учетная политика предприятия;

ü основные средства;

ü нематериальные активы;

ü производственные запасы;

ü расчеты по оплате труда;

ü затраты на производство;

ü готовая продукция, товары и реализация;

ü денежные средства;

ü расчеты (с покупателями, с поставщиками, с бюджетом и внебюджетными фондами, с прочими дебиторами и кредиторами);

ü финансовые результаты и использование прибыли;

ü капитал и резервы;

ü кредиты и финансирование;

ü учет по забалансовым счетам;

ü бухгалтерская отчетность и приложения

Из-за влияния непредвиденных факторов на проверяемые элементы даже хорошо составленный план должен содержать различные альтернативы, которые могут быть определены лишь при наличии информации о реальном положении дел в проверяемой компании.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: