Обобщение признаков, установление связей между признаками




понятия (установление внутрипонятийных связей), введение термина. Учащиеся овладевают операциями сравнения и синтезирования.

 

3. Осознание формулировки определения понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними.

 

4. Конкретизация изучаемого лингвистического понятия на новом языковом материале. Упражнения на применение знаний на практике, установление связей изучаемого понятия с ранее изученными (установление понятийных связей).

 

Рассмотрим процесс формирования языкового понятия на

примере изучения понятия местоимение.

вопросы и задания этап формирования языкового понятия.
Прочитайте предложения, которые написаны на доске.   Ботаника занимается изучением растений. Она является одним из разделов биологии. Растения можно назвать лёгкими нашей планеты. Они выделяют в атмосферу кислород. Как вы поняли, о чём говорится во втором предложении, в четвертом предложении? (о ботанике, о растениях) Какие слова на это указывают? (она, они) Здесь вместо существительных употреблены слова другой части речи, которые не называют нам предмет, а только указывают на него.   Анализ языкового материала.
  Эти слова относятся к новой для нас части речи. Она, они – это местоимения. На основе этих двух примеров давайте сделаем вывод, что же такое местоимение. Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. Обобщение признаков, установление связей между признаками понятия, введение термина.
  Объясните, почему слова ты, вы мы, её – это местоимения. Осознание формулировки определения понятия.
Спишите текст. Подчеркните в нем местоимения. Весной мы всем классом пошли на экскурсию в Санкт-Петербургский Ботанический сад. Он является одним из старейших в нашей стране. Мы смогли увидеть в саду даже сакуру. В апрелеона начинает цвести. Ядолго любовался цветами азалии. Мне понравилась эта экскурсия. Посетите и вы оранжереи Ботанического сада.   Конкретизация изучаемого лингвистического понятия на новом языковом материале.

 

III. Ход урока по объяснению языкового понятия.

 

Этапы урока Методические требования
Повторение ранее изученного материала. а) связь материала с темой; б) небольшой объём материала; в) точные формулировки вопросов
Сообщение темы и цели урока; а) обязательный этап - нельзя забывать о нём; б) можно сообщать впрямую или ставить проблему
Упражнения для наблюдения.   а)подача материала в виде слов, словосочетании, предложений, текста; б)использование наглядности: схемы, таблицы и др. в)система вопросов; г)создание проблемной ситуации; д) предпочтительнее использовать упражнения занимательного характера
Формулировка определения язы­кового (лингвистического) понятия.   а)формулировка выводов учителем с тем, чтобы привести к определению языкового понятия; б)чтение правила учащимися; в)контроль усвоения правила сначала по частям, а затем в целом  
Закрепление нового языкового (лингвистического) понятия.   а) упражнения должны соответствовать следующим требованиям: • Чередование устных и письменных, • Постепенное усложнение, • Соблюдение объёма письменной работы: 1 класс - 30-40 слов за урок, 2 класс - 50-60 слои, 3 класс - 70-85 слов; б)обязательная работа над словом, словосочетани­ем, предложением, текстом; в)задания по развитию речи; г) небольшая самостоятельная работа.  
Обобщение. наличие системы конкретных вопросов по частя языкового понятия.  
Домашнее задание.   а) необходимо правильно выбрать и объяснить д/з: • не должно быть сложнее, чем в классе; • небольшое по объёму; • обязательно разобрать и записать в дневник л образцу на доске; б) объём домашнего задания должен быть ниже, чем в классе.  

 

Вашему вниманию мы предлагаем таблицу, в которой каждому этапу урока соответствует этап формирования лингвистического (языкового) понятия.

Эту таблицу необходимо запомнить, чтобы не допустить ошибки при проектировании урока.

 

Этапы урока. Этапы формирования лингвистического понятия.
Упражнения для наблюдения.   Анализ языкового материала.
Формулировка определения язы­кового (лингвистического) понятия.   Обобщение признаков. Осознание формулировки ЛП.
Закрепление нового языкового (лингвистического) понятия.   Конкретизация изучаемого лингвистического понятия на новом языковом материале.

 

IV. Показатели усвоения языкового понятия.

Для ученика важно не столько познакомиться с новым языковым понятием: усвоить термин, запомнить определение, сколько уметь найти и определить ту или иную категорию практически.

Исходя из этого, показателями усвоения лингвистического понятия являются:

 

1. умение отличить данную категорию от сходной;

2. умение подвести под общее правило отдельные частные случаи (привести примеры);



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: