Схема анализа воспитательного процесса в классе




Учебно-исследовательские и проектировочные задания для самостоятельной работы по теории воспитания

Задание 1. Составьте анализ воспитательного процесса в конкретном классе в начальной школе по представленной ниже схеме.

Схема анализа воспитательного процесса в классе

 

  1. Анализ целесообразности поставленных задач и эффективности планирования воспитательной работы в прошедшем году.

Задачи воспитательной работы прошедшего учебного года, целесообразность их постановки, актуальность и своевременность идей, которые выдвигались при планировании.

Правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов работы, средств педагогического взаимодействия, приемов включения учащихся в деятельность и общение.

Результаты решения воспитательных задач прошедшего года.

 

  1. Анализ уровня воспитанности и развития учащихся класса.

Воспитанность учащихся и факторы, влияющие на нее в большей мере. Характеристика их нравственного, эстетического, трудового, интеллектуального и физического развития.

Развитость и направленность познавательных интересов и творческих способностей учащихся класса. Указать конкретные проявления в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности.

Уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость в сравнении с результатами прошлых лет.

Характеристика мотивационно-потребностной сферы учащихся класса (структура и динамика учебных и неучебных мотивов, появление «новых» потребностей школьников и т.п.) (в таблицах, с фамилиями).

Сформированность у учащихся потребности в самовоспитании и самообразовании.

Социальное развитие учащихся и его динамика (культура общения и труда; правовая, интеллектульная, информационная, художественная, экономическая, экологическая, физическая культура; адаптированность к окружению и условиям; развитие самостоятельности; способность не поддаваться отрицательным влияниям; проявление лидерских качеств и умений благотворно влиять на социум; развитие жизненного самоопределения и самооценки).

Успехи и достижения учащихся класса, рост личностных достижений, наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся класса; развитие одаренных учащихся.

Развитие и социализация учащихся группы риска (детей с девиантным поведением, социально-незащищенных) (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее действенные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся; прогноз дальнейшей социализации этих детей).

 

  1. Анализ социальной ситуации развития учащихся.

Особенности отношений учащихся класса с окружающим их социумом, наиболее заметные изменения в этих отношениях в прошедшем учебном году; факторы и условия, вызвавшие заметные изменения в социализации учащихся.

Характеристика и динамика основных ценностных ориентаций учащихся класса (в таблицах, с фамилиями).

Особенности взаимоотношений учащихся класса с различными группами людей (товарищами, родителями, учителями).

Референтное окружение и его изменение в прошедшем году у учащихся класса. Характер и степень влияния ближайшего социального окружения (родителей, одноклассников, сверстников, детских объединений, секций и т.п.) на процесс и результат социализации школьников.

Роль классного и школьного сообщества, социального педагога в социальном развитии школьников.

Роль родителей в социальном развитии школьников.

 

  1. Анализ развития коллектива класса.

Социально-психологический микроклимат в классе. Факторы (условия и люди), оказывающие влияние на формирование этого климата. Особенности нравственно-психологического микроклимата в классе: характер взаимоотношений учащихся друг с другом (тактичность, вежливость, внимание и уважение, взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной ответственности и заботы и т.п.); преобладающее отношение учащихся к учителям и другим взрослым; доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса.

Социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса. Наличие и характеристика микрогруппировок. Уровень развития коллективистских отношений в классе, наличие и характер коллективных творческих дел. Степень включенности учащихся в жизнедеятельность класса, наличие лидеров, изгоев.

Развитие общественной активности учащихся (инициативность, творчество, организованность, самостоятельность, участие в самоуправлении класса).

Изменение состава класса, произошедшие в течение года, индивидуальные особенности «новеньких», их адаптация и интеграция в коллективе.

Особенности общественного мнения класса и его влияние на интересы (учебно-познавательные, внеклассные) и поведение учащихся. Кто/что оказывает наибольшее влияние на общественное мнение класса?

 

  1. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя.

Что из содержания воспитательных занятий было принято учащимися наиболее охотно? Не принято? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием и отдачей; проявили себя активными организаторами; остались равнодушными; были пассивными? Почему?

Насколько удачной оказалась последовательность и частота классных занятий в прошедшем учебном году?

Какие совместные дела прошлого года способствовали сплочению классного коллектива; социализации учащихся?

Какие методы, формы и средства педагогического взаимодействия в наибольшей степени повлияли на развитие учащихся, на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к учебе?

 

  1. Анализ участия класса и отдельных учащихся в жизнедеятельности школы.

Основные мотивы участия учащихся класса в школьных занятиях, степень заинтересованности и вовлеченности.

Участие учащихся класса в школьном самоуправлении, организаторской деятельности, работе школьных кружков, секций; влияние этой деятельности на воспитание и развитие детей.

 

  1. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса и с родительским активом.

Частота и характер контактов с семьями учащихся; формы совместной деятельности школы и родителей учащихся.

Запросы и пожелания родителей относительно учебно-воспитательного процесса в классе и школе в прошедшем году.

Участие родителей учащихся в воспитательной работе класса и школы (в планировании и организации классных и общешкольных дел). Степень участия.

Содержание и формы работы по педагогическому просвещению родителей и информированию их о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса. Результативность работы.

Тематика родительских собраний, консультаций, лекций и т.п. Их результативность.

Характеристика индивидуальной работы с родителями.

Взаимодействие с родительским активом класса, школы.

Результаты педагогических наблюдений за воспитанием в семьях учащихся класса, краткая характеристика семейных взаимоотношений.

Взаимодействие с отдельными (например, «проблемными») семьями.

 

  1. Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися класса.

С кем из педагогических, медицинских, социальных работников, представителей других сфер было установлено воспитательное взаимодействие? Его содержание, форма, характер?

Какие методы педагогического взаимодействия взрослых были наиболее эффективными?

 

  1. Выводы относительно содержания и хода воспитательного процесса в прошедшем году.

Удачи и находки, накопленный положительный опыт.

Отрицательные моменты в организации жизни класса и воспитании учащихся.

Нереализованные возможности и неиспользованные резервы.

Перспективные цели и первоочередные задачи ближайшего будущего.

 

  1. Приложение к анализу воспитательной работы класса в прошедшем году.

Результаты итоговых диагностических исследований, анкетирования, опросов, мониторингов и т.п.

Сведения о проведении и результатах отдельных занятий, акций.

Зарисовки отдельных периодов жизни классного коллектива.

Другие аналитические материалы.

 

Задание 2. Изучите книги Я. Корчака и Л.С. Выготского. Представьте ответы на вопросы к книгам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: