Методические рекомендации для обучение школьников технике резьбы на занятиях кружка «Умелые ручки»




Художественная резьба по древесине требует серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом. Одновременно с этим она представляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Целью занятий в кружке резьбы по древесине является воспитание у детей интереса к искусству обработки древесины, развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса, формирование умений и навыков работы со специальным инструментом, воспитание чувства коллективизма, приобщение к общественно полезной деятельности.

Программа «Умелые ручки» рассчитана на учащихся 7-11 классов, с учетом возрастных и психологических особенностей этого возраста, который принято считать подростковым.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель ознакомления учащихся с наследием художественной обработки дерева, формирование умений по выполнению умственных и практических действий, необходимых для самостоятельной творческой работы, уважительного отношения к труду. Рабочая программа по курсу «Умелые ручки» для 7-11 классов разработана на один календарный год.

На изучение курса «Умелые ручки» выделяется 72 часов (2 ч. в неделю, 36 учебные недели), (см. таблицы А.1 и А.2 приложения).

Начинать занятия резьбой по дереву в системе дополнительно­го образования нужно с освоения наиболее простых видов резных работ.

Многочисленные виды резьбы можно подразделить на следующие основные группы: плосковыемчатая или углубленная; рельефная; прорезная или ажурная; скульптурная или объемная. Каждая из групп, в свою очередь делится на различные по рисунку и технике выполнения разновидности [Цит. по: Пухначева, 2011, с. 70].

Плосковыемчатой называют резьбу, у которой низкие точки рельефа расположены ниже уровня украшаемой поверхности, а верхние точки находятся на ее уровне. Для нее характерна неглубокая порезка, чаще всего в виде геометрического или растительного орнамента. Данный вид резьбы имеет несколько разновидностей: геометрическая, контурная, заоваленная.

Геометрическая резьба выполняется в виде двух, трех, и четырех выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей. Она выгодно отличается от других видов резьбы большим разнообразием приемов художественного оформления деревянной поверхности. В то же время эта резьба несложна по выполнению, она не требует от школьников специальных знаний теории рисунка, сложного набора инструментов [Ильяев, 2010, с. 25].

Контурная резьба характеризуется небольшими тонкими двухгранными выемками, проходящими по всему контуру рисунка. Здесь кружковцы используют главным образом изобразительные мотивы: листья, цветы, животных, птиц и т.д.

Заоваленная резьба, также как и контурная, выполняется в виде двухгранных выемок, но выемки режутся более глубокие, а их кромки закругляются. Завальная резьба дает небольшую светотень. Как и контурная резьба, она декоративна только при отделке полированием. Кружковцы применяют завальную резьбу для украшения мелких изделий – шкатулок, рамок и т.д.

Рельефную резьбу школьники выполняют путем подрезки плоского орнамента, оставленного на углубленном фоне, и различных выемок на плоскостях орнамента. Рельефная резьба отличается большой выразительностью и декоративностью. В прошлом ее применяли для украшения изделий из древесины и мебели классических стилей. Разновидностью рельефной резьбы является домовая резьба, широко применявшаяся в древнем зодчестве [Хацкевич, 2014, с. 41].

Прорезной называется резьба, у которой фон удален. В кружке прорезная резьба выполнятся как в технике плосковыемчатой резьбы, так и в технике рельефной резьбы. Такая резьба характерна для старинной русской мебели.

Скульптурная резьба (объемная) характеризуется тем, что в ней кружковцы частично или полностью отделяют орнамент от фона, преображая его в скульптуру. В отличие от одностороннего изображения объектов в плосковыемчатой резьбе, в объемной резьбе объект изображается всесторонне. Такая резьба широко применялась в мебели и интерьерах классических стилей. В настоящее время в технике скульптурной резьбы школьники изготавливают деревянные резные игрушки, сувениры, предметы бытовой утвари.

Наиболее простыми видами резных работ являются контурная и геометрическая (трехгранно-выемчатая) резьба. Эти виды художественной обработки древесины не требуют сложных ин­струментов и труднодоступных материалов. Резную композицию школьники выполняют практически одним косым ножом на любой из лиственных пород, а в геометрической резьбе и на всех хвойных породах. Несмотря на простоту исполнения, контурная и геомет­рическая резьба обладают высокими эстетическими качествами (см. рисунок 2.1.).

 

Рисунок 2.1. Геометрическая резьба

Эти виды резьбы выглядят весьма эффектно, их элементы позволяют создавать школьникам целые ряды раз­нообразнейших узоров, что способствует развитию творческого воображения детей, а интересная творческая работа помогает школьникам приобрести определенные умения и навыки. Знания и навыки, полученные в течение первых занятий, дают воз­можность детям в последующем успешно справляться с более сложным видом работ: заоваленной резьбой с подушечным и подобранным фоном, а затем – и с рельефной резьбой [Ильяев, 2011, с. 37].

В контурной резьбе (см. рисунок 2.2.) узор передается углубленными линиями различной ширины, глубины и формы очертаний. Для исполне­ния углубленных линий в резьбе школьники применяют разные инструменты: полукруглые стамески, профильные рез­цы, косой нож. Рекомендуется для работы в этой технике именно косой нож.

 

Рисунок 2.2. Контурная резьба

 

Внешне эта резьба, кажется, удивительно простой, однако школьники могут качественно выполнить ее, лишь освоив ряд профессиональных приемов. Контурная резьба хорошо сочетается с другими видами пло­скорельефной резьбы: геометрической, ногтевидной, заоваленной. В этой технике могут быть выполнены геометричес­кие и растительные орнаменты, анималистические изображения. Например, на ярославских прялках первой половины 19 века контурной резьбой в сочетании с ногтевидными прорезками народные мастера передавали даже бытовые и жанровые сценки: выезды, свидания, танцы, чаепитие [Хацкевич, 2014, с. 44].

Для контурной резьбы подходят лиственные породы древеси­ны: липа, осина, береза, ольха. Хвойные породы на кружке практически не применяются из-за активно выраженной текстуры древесины и из-за различной твердости составных частей годичного кольца, ме­шающей плавному движению резца.

Контурная резьба может быть выполнена как по светлой, так и по тонированной древесине. В последние годы широкое распространение среди школьников, занимающихся в кружках декоративно-прикладного искусства, получила так называемая резьба по черному лаку. Это довольно эффектный вид работы, когда на черном блестящем фоне углубленными штрихами создается изображение. Привлекает то, что сразу виден результат труда. Действительно, черная блестящая поверхность от легкого движения резцом вдруг оживает и преображается.

Но здесь подстерегает такая опасность: увлекшись технологией вырезания, школьники забывают о художественной возможности этой техники. Нередко можно видеть, как ребята перерисовывают с фотографий, а затем вырезают негативными контурами портреты известных писателей, деятелей науки, искусства. Встречаются вырезанные на черных досках графические пейзажи с попыткой передать линейную и воздушную перспективу, светотеневые эффекты и даже состояние природы. Это происходит потому, что резьбу по дереву из-за некоторого технологического сходства отдельных приемов путают с линогравюрой.

Контурная резьба действительно несколько напоминает рисунок, но рисунок не штриховой, а линейно-декоративный, контурный, очертание которого заключают декоративные узоры. Чтобы уйти от подражания линогравюре, школьникам рекомендуется работать косым ножом и полукруглыми стамесками (для передачи циркульных очертаний); искать сюжеты для перевода в технику контурной резьбы не в открытках и фотографиях, а в иллюстрированных альбомах по народному декоративно-прикладному искусству, сочинять собственные композиции, соответствующие образному языку данного вида резных работ [Там же, 2014, с. 48].

Для контурной резьбы подходят лиственные породы древесины: липа, осина, береза, ольха. Хвойные породы здесь также практически не применяются школьниками из-за различной твердости составных частей годичного слоя.

Под резьбу нужно подготовить древесину соответствующего размера, без пороков. Для резьбы по светлой древесине ее достаточно прострогать рубанком. Если же задумана композиция на темном фоне, дощечку школьникам нужно затонировать. Если предполагается блестящая поверхность, нужно ее покрыть черным лаком, а когда он высохнет, располировать политурой.

Темную, равномерно затонированную поверхность под резьбу можно подготовить и иначе: выстроганную заготовку кружковцы протирают жидким раствором столярного клея или клея ПВА. После высыхания клея поверхность шлифуют мелкой наждачной бумагой и вновь покрывают клеем. После повторной шлифовки поверхность дерева оказывается достаточно загрунтованной, чтобы черная тушь равномерно легла на нее. Просохшую тушь закрепляют лаком, который затем располировывают. Для тонирования школьниками используются самые разные красители: тушь, гуашь, темперу, акварель, анилиновые краски, различные морилки и протравы, марганцево-кислый калий. Поверхность можно оставить матовой, но можно и покрыть светлым лаком (закрепить краску) и отполировать [Ильяев, 2011, с. 39].

Подготовленную дощечку прочно закрепляют на поверхности верстака. Это делают в зажимах верстака или с помощью державок – строганных планок с прямоугольными или угловыми вырезами. В качестве державок можно использовать четыре бруска, зажимающие заготовку со всех сторон.
Вырезая контурную канавку, школьники ведут инструмент двумя руками. Нож зажимают в кулаке, а пальцами другой руки направляют лезвие, поддерживая, помогая движению или, наоборот, сдерживая его.

Процесс резьбы включает несколько этапов: выполнение рисунка резной композиции, перевод его на заготовку, непосредственную резьбу, отделочные операции.

Композицию ребята составляют с учетом декоративных особенностей этого вида резьбы и характера предмета, который они декорируют. Контуры очертаний узоров должны быть предельно ясными, четкими.

Перевод рисунка на заготовку зависит от цвета ее поверхности. Если заготовка светлого цвета, то берется черная или фиолетовая копировальная бумага. Для черной дощечки копирка должна быть светлой: желтой, красной или зеленой. Можно обойтись и без копирки, воспользовавшись шариковой ручкой со стержнем без пасты. Если чуть посильнее придавить ручку, на деревянной поверхности останутся углублённые канавки, хорошо видные при боковом свете. По ним и ведется работа.

Если в орнаменте кружковцы задумали детали с небольшими окружностями, то их вырезают полукруглой стамеской. Если же нет полукруглых стамесок, окружности вырезают косым ножом. При этом следует помнить: чем меньше диаметр окружности, тем острее должен быть угол заточки клинка (до 30 градусов). Косым ножом можно резать во всех направлениях: на себя, от себя, наклонив его вправо, влево, внутрь окружности, наружу [Афанасьев, 2005, с. 45].

Как уже говорилось, контурную резьбу школьники нередко выполняют на затонированной и отполированной поверхности. Если узор вырезается на светлой древесине, ее защищают от воздействия пыли, влаги и воздуха прозрачным лаковым покрытием. Перед покрытием лаком резную поверхность шлифуют наждачной бумагой с мелким зерном. Если поверхность строганная, шлифуют шкуркой, навернутой на деревянный брусок. Шлифование выполняется вдоль волокон. Если поверхность точеная, работу ведут в процессе вращения изделия в зажимах станка. Древесную пыль тщательно удаляют из всех углублений резьбы.

Здесь можно воспользоваться одежной щеткой. В зависимости от назначения предмета, ребята наносят соответствующее покрытие. Поверхность можно отлакировать до блеска или добиться матового покрытия, протирая резьбу с помощью жесткой кисти жидкоразведенным лаком.

Для исполнения геометрической резьбы школьникам нужен надежный нож. Это так называемый косой или сапожный нож. Он должен быть прочным, крепко сидеть в руке у кружковцев и очень остро отточенным. Хорошие ножи получаются из обломков широких пил по металлу (изготавливаемых из стали Р18). Отдельные мастера выковывают себе ножи из широких напильников, из старых автомобильных рессор, из внешней обоймы крупных подшипников, вытачивают на электроточиле из обломков дисков фрез по металлу. Хорошие ножи получаются из полотна косы. Каждый использует те возможности, какие у него есть. Самый простой, но надежный нож можно изготовить из обычной стамески шириной 20-30 мм. Его вытачивают на наждачном круге [Ильяев, 2011, с. 42].

Для косого ножа делают деревянную или пластмассовую ручку (или, приложив с двух сторон полоски кожи или поролона, туго обматывают хлорвиниловой изоляционной лентой).

При выполнении геометрической резьбы, нож ребята держат крепко в кулаке, упираясь отставленным большим пальцем в ручку ножа. Пальцами другой руки они направляют кончик ножа, устанавливая его на линию рисунка.

Каждый из элементов резьбы легко выполняется кружковцами после того, как освоено вырезание сколышка и треугольника.

Поверхность с геометрической резьбой школьники могут дополнить различной отделкой, повышающей декоративную выразительность вещи. Отделка деревянной поверхности с геометрической резьбой может быть самой различной [Афанасьев, 2005, с. 49].

После освоения геометрической и контурной видов резьбы, кружковцы занимаются изучением заоваленной резьбы, которая изображена на рисунке 2.3. С особенностями заоваленной резьбы школьники знакомятся на основе кудринской резьбы. Исполнение резных узоров заставляют участников кружка проявить такие качества, как упорство и настойчивость.

 

Рисунок 2.3. Заоваленная резьба

Основную декоративную роль в этом виде резьбы играют тра­диционные гирлянды лепестков, с одной стороны заостренных, с другой – закругленных. Они сливаются в непрерывный, густой поток, который определяет весь ритм и строй композиции. В композицию включены и иные изобразительные элементы – всадники, птицы, звери, рыбы, ягоды, цветы, расположенные между гирляндами.

Мягкость контуров, округлость форм рельефа, богатство све­тотени, живость узоров составляют декоративный строй этой резьбы. Он дополняется эффектным сочетанием сверкающего по­лировкой выпуклого орнамента с матовыми промежутками углубленных участков [Ильяев, 2010, с. 34].

При освоении этого вида дети не только знакомятся с одной из интереснейших страниц истории народного искусства. В процессе подготовки рисунков под резьбу они узнают закономер­ности построения декоративных композиций, приобретают многие практические навыки. Исполнение резных узоров застав­ляет участников кружка проявить такие качества, как упорство и настойчивость, что позволяет им вырабатывать соответствующие профессиональные навыки. Без этого нельзя довести до заверше­ния задуманную резную композицию.

Для первых заданий по освоению заоваленной резьбы школьникам рекомендуется главным образом мягколиственные породы древесины: липа, ольха, осина. Для первых работ лучше воспользоваться образцами, приводимыми в литературе по резьбе. В дальнейшем, используя накопленный опыт участников кружка, им можно пробовать сочинять самостоятельные композиции.

На подготовленную деревянную поверхность рисунок переводят с помощью копирки. Сам процесс резания условно разделяется на несколько стадий: накалывание, обработка фона и моделирование элементов.

При накалывании школьники стамеску держат в кулаке лезвием вертикально вниз. Вначале накалывают наиболее крутые завитки резьбы, затем более пологие. Острая кромка стамески ставится на линию контура, с нажимом углубляется в дерево на 3-4 мм и поворотом кисти прокручивается вокруг оси. Движение идет до тех пор, пока лезвие стамески движется по контуру, соответствующему диаметру стамески [Ильяев, 2011, с. 45].

Затем ребята берут более пологую стамеску и, наставив ее вплотную к прорези, оставленной первой стамеской, делают наколку дальше. Прорезанная линия должна плавно, без изломов и пропусков, переходить от дуги одного диаметра к дуге другого. Переходы делаются плавно, подобно сопряжениям в черчении. Наиболее пологие части узора прорезаются ножом-резаком.

Все линии прорези по отношению к плоскости должны быть вертикальны. Глубина наколки не везде одинакова: в дуге закрученных завитков она наиболее глубока, а там, где отдельные лепестки сходятся на общий стебель растения, наколка выходит на поверхность. Наколку можно делать сразу по всей резной поверхности, но можно и последовательно, по участкам, завершая каждый из них окончательно.

Следующая стадия – освобождение узора от окружающего поля, то есть срезание фона вокруг каждого наколотого элемента. Эту операцию школьники могут выполнять или ножом-резаком, или полукруглыми стамесками большего диаметра, чем те, которыми производилась наколка узора. От края узора отступают в сторону фона на 2-3 мм и под углом около 45 градусов с нажимом углубляются в дерево по круговым контурам вокруг узоров. Ребро между углублением и фоном убирается дополнительными, более плоскими срезами ножом-резаком. Узор становится как бы мягко поднимающимся из фона.

Все заусеницы, все остатки, обрывы волокон дети должны срезать и удалять из всех закоулочков и узких мест вокруг узора. Он должен четко и чисто выступать из заглубленного фона [Афанасьев, 2005, с. 52].

Затем начинается проработка каждого из элементов узора: срезаются острые ребра, закругляются очертания. В конечном итоге вся резьба должна быть мягко закруглена, не иметь резких границ. Все контуры должны быть как бы мягко тающими. Проработка, удаление лишнего материала с элементов узора участники кружка выполняют полукруглыми стамесками (повернутыми желобом вниз) и ножом-резаком.

Среди этих мягко закругленных лепестков, листочков, завитков в кудринской резьбе вводят для контраста некоторые элементы, четко изрезанные углубленными контурными штрихами – прочерченные крест-накрест сердцевинки цветов и другие детали. Такая насечка – заключительная стадия отделки.

В кудринской резьбе фон можно оставить мягко закругленным «подушечным», находящимся на одном уровне с верхними точками узора. Но можно сделать так, чтобы резьба оказалась приподнятой над фоном. В этом случае школьниками выбирается фон вокруг узора на глубину наколки. Получается кудринская резьба с подобранным фоном. Чтобы придать работе особую выразительность, красоту, школьники прочеканивают фон, придают ему матовую точечную фактуру с помощью большого гвоздя, заточенного на конус и отполированного. Для зачеканивания больших плоскостей рекомендуется изготовить специальные инструменты – пуансоны с насечкой на боевые части. Насечка должна быть в достаточной степени глубокой и острой, чтобы оставлять на дереве четкие, равномерно углублённые следы.

К отделочным операциям относятся шлифование резной поверхности, тонирование ее красителями и нанесение прозрачного защитного покрытия. Кудринскую резьбу, материалом для которой служит главным образом светлая липа, кружковцы тонируют в темно-коричневый цвет, лакируют, а затем полируют выпуклые места узоров и фона. Получается чудесное по красоте сверкание узора с глубокими матовыми промежутками углублённого фона [Хацкевич, 2014, с. 55].

В зависимости от художественного замысла школьники могут сохранить и естественный цвет дерева. Чтобы защитить изделие от пыли и влаги, его покрывают жидко разведенным лаком, который втирается в дерево жесткой щетинистой кистью. В этом случае лаковое покрытие не дает блеска и сохраняет цвет дерева.

Кудринские узоры одинаково великолепно смотрятся на точеных, долбленых и на строганных поверхностях, дополняют и обогащают форму изделий.

Более сложный вид резьбы по древесине – рельефная резьба (Рисунок 2.4.).

 

Рисунок 2.4. Рельефная резьба

 

В ходе изучения приемов исполнения резьбы у ребят должно вырабатываться чувство материала, умение выбирать такие фор­мы рельефа, которые соответствовали бы конкретной древесной породе и виду резьбы, основывались на изучении традиций народ­ного декоративно-прикладного искусства.

Деревянная резьба с глубоким, выразительным узором издавна встречается в искусстве многих народов нашей страны. Как мы уже отмечали, немало резных изделий хранится в музеях, а на­кладную рельефную резьбу можно встретить на старинных деревянных домах сел и деревень. Ею украшены лобовые и торцевые доски, светел­ки, наличники, фигурные очелья ворот и калиток, отчего дома выглядят нарядно, празднично, как терема.

В рельефной резьбе школьниками фон выводится в один уровень, а по отно­шению к нему отдельные детали резьбы выступают на разную высоту. Это и создает игру светотени. Там, где глубина больше, те­ни темнее, выступающие части освещены ярче. Все это придает резному узору особую пластичность и выразительность [Ильяев, 2011, с. 48].

Работа над рельефными узорами по силам старшеклассникам, прошедшим двухгодичный курс обучения резному делу.

За множество активных занятий в кружке учащиеся приобретают такой запас знаний и навыков, который позволяет им самостоятельно заниматься творчеством в области резьбы по древесине, совершенствуя приемы исполнения изученных видов резьбы, а также осваивать новые – прорезную, объемную и др. [Афанасьев, 2005, с. 55].

Таким образом, народное декоративно-прикладное искусство активно влияет на формирование художественных вкусов, является средством трудового и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Обращение к народному искусству завоевало прочное место в работе современного педагога с детьми. В последние годы занятия декоративно-прикладным творчеством стали очень популярны. Изделия, сделанные руками ребят, могут служить украшением школьных интерьеров, так как обладают эстетической ценностью.

Занятия декоративно-прикладным искусством, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время.

При создании изделий декоративно-прикладного искусства решение художественно-творческих задач органически сочетается с овладением приемами специфических ремесел, с приобретением определенных трудовых навыков по выполнению творческих замыслов в том или ином материале. Результаты такого труда приносят школьникам творческое удовлетворение, оказывая на них глубокое эмоциональное воздействие.

Творческий процесс по созданию изделий декоративно-прикладного искусства носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет школьникам в ходе практического выполнения изделий приобрести специальные трудовые умения и навыки, а также специальные навыки из области художественно-технической деятельности. На таких занятиях получает реализацию интерес детей к искусству и техническому творчеству.

Во время работы у ребят формируется общая культура труда. Они овладевают графической грамотой при выполнении рабочих чертежей инструментов, в процессе создания проектов изделий и эскизов их декора, а также знакомятся с физическими и декоративными свойствами различных материалов, технологическими процессами их обработки, оборудованием, инструментами.

У школьников появляется желание и потребность трудиться, так как эта деятельность связана с проявлением положительных эмоций. Моральное и творческое удовлетворение, переживаемое человеком в процессе труда, вызывает желание вновь испытывать чувство радости от его процесса и результатов.

Занятия в кружке позволяют учащимся приобщиться к интересному делу, которое обогатит внутренний мир, заполнит интересным творческим трудом свободное время.

Школьники далеко не всегда будут создавать безупречные декоративные композиции. Однако сам процесс познания действительности и ее отражение в образах искусства значительно важнее для их эстетического и трудового воспитания, нежели художественный результат их произведений. Этот активный процесс эстетического воспитания в труде ведет к приобретению учащимися разнообразных профессиональных навыков, формированию и развитию их художественного вкуса [Ильяев, 2011, с. 51].

Нередки случаи, когда детское увлечение становится профессией. Но даже если в дальнейшем учащиеся не свяжут свою жизнь с декоративно-прикладным искусством, навыки, полученные на занятиях кружка, помогут им в работе по любой специальности. Кружковцы станут людьми, понимающими красоту. Недаром многие взрослые в организации своего досуга возвращаются к увлечениям детства.

Таким образом, декоративно-прикладное искусство в кружке «Резьба по древесине» позволяет решать те воспитательные задачи, которые сегодня являются одними из важных.

 

 

 

 

Заключение

 

Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно способно наиболее адекватно реагировать на изменение экономической и социальной обстановки в стране.

Сравнение содержания базового и дополнительного образования позволило нам сделать вывод, что дополнительное образование – это часть общего и поэтому то, что не включено в стандарт базового образования, является дополнительным.

Главная особенность дополнительного образования – способность к адаптации к личностным запросам ребенка, реакция на изменения в социуме, на разнообразие образовательных потребностей и их изменения.

Изучая декоративно-прикладное искусство в кружке, учащиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению, создают не только полезные, но и красивые изделия. Работу ребят над созданием изделия, неразрывно связанную с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала и выполнением росписи, можно смело назвать творческой.

Творческий процесс по созданию изделий декоративно-прикладного искусства носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет школьникам в ходе практического выполнения изделий приобрести специальные трудовые умения и навыки, а также специальные навыки из области художественно-технической деятельности. На таких занятиях получает реализацию интерес детей к искусству и техническому творчеству.

У школьников появляется желание и потребность трудиться, так как эта деятельность связана с проявлением положительных эмоций. Моральное и творческое удовлетворение, переживаемое человеком в процессе труда, вызывает желание вновь испытывать чувство радости от его процесса и результатов.

Художественная деятельность учащихся на занятиях в кружке и вне занятий находит разнообразные формы выражения при изготов­лении различных изделий. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями мастеров резьбы по дереву, обсуждения экспонатов выставок, наи­более удачных работ одноклассников, поиск и подбор ма­териала для практических работ.

Художественные изделия могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления мастерской и интерьера школы, а также для коммерческих целей. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет определяющую роль в их воспитании. Поэтому организация выставок школьного масштаба, участие в районных, областных выставках – одна из задач программы кружка.

Работа в кружке «Резьба по древесине» имеет огромное значение для технологической подготовки и воспитания учащихся. Она способствует расширению политехнических представлений детей, совершенствует и закрепляет их общетрудовые умения и навыки.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: