Начало формирования философских идей – II-е тысячелетие до н.э. К первым философским источникам относятся «Веды», т.е. «знание», «видение».
Веды – это сборники гимнов, молитв и песнопений, в которых отражены попытки философского объяснение мира. В Ведах разъяснены и первые представления людей о их нравственной и моральной сущности в жизни. Считается, что они не имеют авторов, так как были «ясноуслышаны» святыми мудрецами.
Веды состоят из 4 разделов: Ригведа (Веда гимнов; хвалы богам), Самаведа (Веда песнопений), Яджурведа (Веда жертвенных формул), Атхарваведа (Веда заклинаний).
К ним прилагаются тексты-толкования Упанишады.
Упанишады (в переводе с санскрита «тайное знание»; другое значение — «воспринятое около учителя») — это философские тексты, написанные на санскрите, которые являются итогом учения отдельных глав 4 Вед. Они учат не только принципам Атмавидьи (знания Атмана), но и освещают, как практически их постичь. Они составляют раздел, относящийся к Высшей Мудрости.
Индийская философия делится на два периода.
Ведизм (брахманизм). Это переходный период от религии к философии. Данный этап характеризуется осмыслением онтологических проблем. Сущность данного этапа составляет учение о брахмане и атмане, а также учение о сансаре и карме.
Брахман – безличная, универсальная мировая душа, духовное начало, первооснова мира. Брахману противостоит атман – индивидуальная душа, «Я». Брахман и атман могут сливаться и взаимопереходить друг в друга. Это происходит на высшем уровне интуитивного «Я» (т.е. в условиях, когда человек обретает способность познать духовный Абсолют).
Сансара – круг жизни, карма – закон воздаяния. Человеческая жизнь – круговорот перерождений. Будущее рождение обусловлено законом кармы и являет собой результат совершенных в предшествующих жизнях поступков. Задача человека – освобождение (мокша) от мира страстей, от груза совершенных ошибок. Путь к этому – нравственное совершенствование.
Эпический период. Характеризуется появлением философских школ и направлений. Основной круг проблем: анализ бытия человека.
В философии Древней Индии различаются две школы. В первую, ортодоксальную (астика), включается шесть философий (даршан) санкхья, йога, вайшешика, пурва-миманса, веданта.
1. Санкхья (перечисление, рассмотрение). Одна из самых древних школ, в которой все многообразие Вселенной рассматривается как взаимодействие двух первоначал – материального (пракрити) и идеального (пуруши). Пракрити – источник различных качеств и производящих сил мира. Пуруша - бездеятельный и бескачественный дух, сближаемый с Атманом. Задача познания – понять независимость одного от другого, самодостаточночть духа, отождествить свою сущность с ним, разъединить пракрити и пурушу в себе и тем самым достичь освобождения – мокши. Об этом речь идет в Бхагаватгите.
2. Йога (связь, усилие), основатель – Патанджали, автор «Йогасутры». Йога переводит в практическое русло намеченные санкхьей пути и методы освобождения. Йогин идет к Высшему Пуруше, используя «восьмеричный» метод йоги: строгое соблюдение религиозных предписаний и нравственных требований; контроль над организмом с помощью физических и дыхательных упражнений; концентрация чувств, внимания, созерцания. Так достигается состояние транса (самадхи) и наступает освобождение.
3. Ньяя (правило, логика). Даршана основана Готамой, исходный текст – «Ньяясутра». К освобождению следует идти, пресекая привязанности человеческого Я к объектам, обращаясь к атману в себе, являющемуся органом чистой мысли. Отсюда сосредоточенность даршаны на проблематике гносеологии и логики.
4. Вайшешика (различение). Основатель – Канада, автор «Вайшешикасутры». В основе метафизики вайшешики лежат идеи теизма, атомизма, а также реализма схоластического типа, согласно которому категории, подобно вещам, обладают реальным самостоятельным существованием. Абсолютное божественное Я – Ишвара творит из атомов миры, поддерживает их и разрушает с помощью особой ценностно-каузальной силы (адришты), действующей по закону кармы. В системе мира различаются 7 видов реальности, каждая из которых имеет множество форм.
5. Пурва-миманса (букв.: первое исследование). Основатель – Джаймини, автор «Мимансасутры). Цель даршаны – сохранение Вед и ведийского ритуала. Ибо Веды – фундаментальная священная, совершенная, несущая дхарму реальность. Следствием исполнения ведического ритуала является освобождение, т.е. избавление от страданий. Миманса способствовала поддержанию общинно-кастовой организации и всего ценностного строя культуры брахманизма и индуизма.
6. Веданта (завершение Вед). Основатель – Бадараяна, автор «Ведантасутры», которая представляет собой философскую разработку идей Упанишад и Бхагаватгиты о Брахмане как Божественном первоначале, об Атмане – духе и об освобождении как следствии преданности (бхакти) Божеству и познания тождественности своей сущности Атману и Брахману. В Новое время идеи веданты нашли свое продолжение в учениях Рамакришны, Свами Вивекананды, Ауробиндо Гхоша, Сарвепалли Радхакришнана.
Во вторую, неортодоксальную (настика), – три: буддизм, джайнизм, локаята.
1. Буддизм – мировая религия. Основан в 6 в. до н.э. Сиддхартой Гаутамой (623-544), названным Буддой (просветленным, пробудившимся). Главное произведение буддизма - Типитака (три корзины), записанные в 80-х гг. до н.э. на Цейлоне на языке пали. Основные ветви буддизма – хинаяна и махаяна. Хинаяна (малая колесница) – «узкий путь спасения», согласно которому освобождение есть главным образом дело личного совершенствования человека, посвятившего этому жизнь. Достигают нирваны самые совершенные – архаты. Махаяна (большая колесница) – «широкий путь спасения», в котором произошло обожествление Будды, развитие его культа и почитания совершенных людей (боддхисаттв).
Главные идеи первоначального буддизма – «четыре благородные истины» и «восьмеричный путь спасения». Четыре благородные истины: 1. Жизнь полна страданий. 2. Привязанность к жизни – корень страданий. 3. Можно пресечь корень страданий. 4. Есть путь пресечения корня страданий. Это – восьмеричный путь спасения, он – срединный, отвергающий и аскетизм, и чувственные наслаждения. Правильно поняв истины, следуя правильному внутреннему настрою и поведению, человек достигнет нирваны. Она есть отречение от жажды жизни, невозмутимость, самодостаточность, она выше добра и зла. Вокруг этого ядра складывается философско-религиозное учение. Достижение нирваны – не следствие благодати, а величайшее завоевание самого освобождающегося.
2. Джайнизм – индийская религия и философское учение, схожие с буддийскими. Основатель – Вардхамана (6 век до н.э.), называемый Махавира (Великий герой) и Джина (Победитель). В онтологии джайнизма дуализм сочетается с плюрализмом. Из 9 ее категорий две важнейшие - джива (живое) и аджива (неживое). Джива – вечная, живая, духовная сущность – субстанция множества отдельных душ-джив, находящихся на разных уровнях развитости и способных к познанию и деятельности. Аджива – сущность остальных (материальных) субстанций. Изменения в мире происходят по закону кармы. В несовершенном состоянии джива связана с адживой, страдает от этой зависимости, находясь во власти сансары. Совершенное состояние – нирвана, мокша.
3. Локаята (чарвака, т.е. «мирская»). Основатель – Брихаспати (ок. 5 в. до н.э.). Приверженцы локаяты признают истинно существующим только то, что доступно чувственному восприятию. Сознание рассматривается как результат взаимодействия материальных первоэлементов, индивидуальное существование полностью прекращается со смертью, смысл жизни – в удовольствии, особенно – чувственном.
История индийской философии делится на три крупных периода. 1.Ведийский (примерно с 10 по 5 вв. до н.э.),
2. Классический или бахмано-буддийский (с 5 в. до н.э. по 10 в. н.э.),
3. Индуистский – с 11 в. н.э. К этому времени влияние буддизма существенно ослабевает и философская деятельность протекает в основном в русле культуры индуизма. Главными философскими направлениями становятся веданта и ньяя.
В современной индийской философии существуют разнообразные, противостоящие друг другу идейные традиции:
- переосмысление собственной духовно-интеллектуальной традиции;
- резкая критика западного духовного влияния, самого западного образа мышления;
- всецелое приятие и восхваление всего западного, в особенности, рационализма;
- синтетические тенденции – традиционный духовный фундамент дополнялся усвоением ценных элементов западной мысли.