Фундаментальные идеи, проблемы и достижения античной философии.




1. Существуют бытие и небытие, материя и форма. Бытие структурно (состоит из атомов), тождественно и противоположно небытию.

2. Какова сущность человеческой морали? Как соотносятся человек и государство? Как осуществляется познание? Существует ли абсолютная истина.

3. Проблемы воли и свободы человека, счастья. Человек ничтожен перед силами природы и одновременно всесилен в своем стремлении к свободе, к счастью, к познанию.

4. Проблема соотношения Бога и человека, структуры, материи, души, общества.

5. Проблема синтеза чувственного и сверхчувственного, мира вещей и мира идей.

Античная философия дала начало крупнейшим философским направлениям: материализму и идеализму. Античный материализм («линия Демокрита») в качестве первичной субстанции рассматривал первоэлементы – стихии; идеализм («линия Платона») – абсолютную идею.

2. Средневековая философия ( V – XV вв. н.э.).

Основные черты: теоцентризм, (в средние века философия – служанка богословия), ретроспективность (направленность на осмысление актов божественного творения), экзегетичность (совершенствование искусства правильного толкования священных текстов), назидательность (представленность в форме беседы учителя с учеником), оптимистичность (утверждение возможности спасения), иррационализм (опора на внерациональные методы познания).

Этапы развития средневековой философии (название и изучаемые проблемы):

Патристика (учение «отцов» церкви) (I-VIII вв.). Представители: Августин Блаженный, Григорий Нисский, Ориген. На данном этапе осуществляется разработка идейных основ христианской философии. К основным рассматриваемым проблемам относятся проблема сущности Бога и его тройственной природы; проблема соотношения веры и разума, свободы воли и возможности спасения; проблема теодицеи (учения об оправдании Бога допустившего существование зла).

Аврелий (Блаженный) Августин (354-430 гг.) – крупнейший христианский мыслитель. Именно ему принадлежит заслуга выработки основ первого систематического христианского вероучения.

Труд: «Исповедь».

В представлениях Августина Блаженного Бог – творец мира, это вечность. Формулирует положение о дуализме Бога и мира, об их противопоставлении друг другу. Бог создал мир и абсолютно не зависит ни от природы, ни от человека. Природа же и человек полностью зависят от бога. Человек – разумная душа, стремящаяся к Богу. Смысл жизни человека – Спасение. Путь к Богу – вера и познание. Церковь – средство спасения души. Вера – выше разума. («Истина в Боге, а не в науке»). Смысл истории – в победе христианства – движении от «града земного» к «граду небесному».

Схоластика (IX-XV вв.). Представители: Альберт Великий, Фома Аквинский, Дунс Скот.

Слово «схоластика» происходит от греч. «sholia» - школа. Поэтому, иногда, схоластику называют «школьной философией».

На данном этапе осуществляется систематизация и рационализация философского знания. К основным рассматриваемым проблемам относятся: отношения разума и веры, религии и науки; взаимодействие общего (реализм) и единичного (номинализм).

Фома Аквинский (1225 или 1226 – 1274 гг.) родился в Неополитанском королевстве в знатной семье графа.

Труд: «Сумма истины католической веры против язычников», «Сумма теологии». В представлениях Фомы Аквинского, разум и наука не противоречат вере, а подкрепляют ее. Вера превосходит разум (доказательством этого служит невозможность рационального обоснования христианских чудес) поэтому, истины разума не могут противоречить истинам откровения. Бытие – то, что есть, и то, что может быть. Полнота бытия выражается в Боге. Материальный мир столь же священен, как и духовный.

Кроме того, используя аристотелевскую логику в разработке доказательств бытия Бога.

1. Исходит из аристотелевского понимания сущности движения. Идея перводвигателя.

2. Базируется на аристотелевском принципе производящей причины, как необходимой составной части каждой вещи. Должна быть конечначная производящая причина.

3. Исходит из понимания Аристотелем категории необходимого и случайного. В мире не могу быть сущности только случайные, должны быть и необходимые. Есть и сущность необходимая сама по себе.

4. Базируется на возрастающих степенях совершенства. Должно быть то, что обладает совершенством в предельной степени.

5. Опирается на аристотелевское определение целесообразности. Все предметы бытия направлены к какой-то цели. Поскольку сами предметы «лишены разумения», значит есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе».

Фундаментальные идеи, проблемы и достижения средневековой философии.

1. Идея всеобщего равенства (людей перед Богом).

2. Возведение нравственных норм в ранг абсолютных максим человеческого бытия.

3. Исследование проблемы соотношения веры и разума, общего и отдельного, сущности и существования.

4. Выдвижение идеи общественного прогресса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: