Основные философские направления ХХ-XXI вв.




Феноменология.

Представители: Эдмунд Гуссерль (1859-1938), Мартин Хайдеггер (1889-1976). Феноменология - это учение о сознании, созерцающем сущности, о феноменах (о том, что является) и их смыслах.

Мартин Хайдеггер (1889-1976)

Основные труды: Бытие и время, «Основные проблемы феноменологии», «Пролегомены к истории понятия времени», «Ницше», «Ницше и пустота» и многие другие.

Для Мартина Хайдеггера феноменология – это учение о бытии. Его интересует онтология. Человек есть обнаружение бытия, через человека бытие само себя обнаруживает.

Экзистенциализм.

Принято делить экзистенциализм на:

1. Религиозный экзистенциализм.

Представители: Карл Ясперс (1883-1969), Габриэль Марсель (1889-1973), Николай Александрович Бердяев (1874-1948), Лев Исаакович Шестов (1866-1938).

2. Атеистический экзистенциализм.

Представители: Жан-Поль Сартр (1905-1980), Альбер Камю (1913-1960).

Экзистенциализм или философия существования – это одно из самых популярных течений философии ХХ века. Сформировался экзистенциализм в середине века, в период Второй мировой войны, отсюда трагическая и пессимистическая окраска большинства положений.

Жан-Поль Сартр (1905-1980).

Основные труды: «Тошнота», «Бытие и ничто», «Экзистенциализм и гуманизм».

Основные идеи:

- «Существование человека предшествует его сущности»;

- Человека характеризуют его предпочтения и поступки, а не устойчивая «человеческая природа».

- Направление, в котором будет развиваться жизнь личности, всегда под вопросом и является делом случая. Мы существуем в ситуациях (обычно межличностных и социальных), которые воздействуют на нас; однако то, как мы существуем в них, предрешается нашим выбором.

Структура мира по Сартру:

1. Бытие-в-себе. Это и природа, и социальные институты, язык и производство, это мир вещей, мир застывший и косный. Внешний мир существует только благодаря деятельности субъекта. Человек придает вещам смысл и несет ответственность за полноценность, богатство и онтологическую завершенность предметного мира.

2. Бытие-для-себя – это сфера сознания. Это спонтанность, активность, свобода.

3. Бытие-для-другого – это существование «другого», такого же, как и я, так же обладающего свободой, делает меня объектом и в его, и в моих собственных глазах. «Другой» овеществляет меня, лишая свободы и сделанного мною выбора. («Другие – это ад»)

Альбер Камю (1913-1960).

Основные труды: «Посторонний», «Миф о Сизифе», «Чума», «Взбунтовавшийся человек» и др.

Центральное понятие в философии Камю – понятие абсурда. Абсурд настигает нас «на любом перекрестке». Мы спрашиваем о тысячах «почему?» и не получаем ответа. Однако жажда рациональных ответов не должна исчезнуть, несмотря даже на то, что она остается неутоленной. Ее присутствие делает нас людьми. Если бы не существовало человеческого сознания, то не было бы и абсурда. Абсурд – результат столкновения и разделения человеческого сознания и мира.

Камю полагал, что для победы над абсурдом мы должны признать его данность. В «Мифе о Сизифе» Камю пишет, что для понимания причин, заставляющих человека совершать бессмысленную работу, нужно представить спускающегося с горы Сизифа, находящего удовлетворение в отчетливом осознании тщетности и безрезультатности собственных усилий; по мнению Камю, практически такое отношение к жизни реализуется в перманентном бунте. Камю хотел, чтобы мы все научились жить так, как живет Сизиф. Сизифу известно, что валун скатится вниз – так и происходит. Но, направляясь вниз, чтобы закатить его обратно, Сизиф не отчаивается. Он превозмогает судьбу, презирая ее.

Постмодернизм.

Среди «теоретиков» постмодернизма, который отрицает всякую теорию, принято выделять такие фигуры, как Ролан Барт (1915- 1980), Жан Бодрийар (1929-2007), Пьер-Феликс Гваттари (1930-1992), Жиль Делез (1925-1995), Жак Деррида (1930-2004), Жан-Франсуа Лиотар (1924-1998) и др.

Постмодернизм (лат. post- после и модернизм). Постмодернизм имеет своей целью разрушение привычных для предшествующей культуры разделений ее феноменов на реализм и ирреализм, формализм и содержательность, «чистое» (элитарное) и массовое искусство и т.д.

Известный теоретик постмодернизма Ихаб Хасан (США), выделяет следующие главные принципы и ценности постмодернизма.

1. Неопределенности, неясности, пробелы как принципиальные.

2. Принципиальный фрагментаризм, воплощенный в склонности к методам коллажа (франц. сollage, букв. - наклеивание), т.е. включения в сочинение стилистически чуждых ему фрагментов, произвольного монтажа, «вырезок» и «врезок», в акцентировании «разломов», «краев» и т.д.

3. Постмодернизм отвергает все каноны, выступает против всех устоявшихся авторитетов. В литературе это, условно, конечно, означает «смерть автора» (Р. Барт).

4. Постмодернизм возвещает о «смерти субъекта». Традиционно понимаемый читатель (слушатель и т.д.) перестает быть центром мысли и переживания, лишается своей мнимой «глубины». Современный человек не имеет возможности и времени держать в голове глубокие идеи автора (читать «толстые книги», как это было в классике). Проще заглянуть в телевизор, как в окно, зафиксировать сиюминутный событийный момент, не утруждая себя при этом вопросами о сущности происходящих событий. Причем в любой момент можно «выйти» из воспринимаемого сюжета без последующего ощущения какой-то неоконченности, как это было бы в случае прерывания классического романа, а также вновь с любого момента «войти» в него.

5. Постмодернизм отстаивает права ирреализма: не всё может быть реально «показано», «изображено», «иконизировано».

6. Ирония - одна из постмодернистских установок, подразумевающих игру, саму иронию, аллегорию и т.д. как важнейшие подходы литературы и искусства, и, вообще, всего мыслительного творчества.

7. «Гибридизация», подразумевающая смешение, скрещивание привычных жанров искусства, заимствование одними жанрами творчества, стилей и методов других жанров («плагиаризм»).

8. «Карнавализация», под которой имеется в виду «радостная релятивность» (относительность, перемешивание) вещей и событий, «сумасшедшая чересполосица жизни», т.е. карнавал, вызывающий «имманентный (внутренний, непроизвольный) смех» и т.п.

9. Равное «участие в игре», под которым подразумевается равное «представительство» в произведении авторов, читателей, слушателей, т.е. отсутствие назидательности, морализаторства и т.п.

10. «Конструктивистский характер творчества», т.е. то, что можно назвать «сборкой», «разборкой» и т.д. текстовых сюжетов, что сближает постмодернизм с «техническим конструированием».

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные особенности постклассической философии.

2. Каковы основные интенции «философии жизни»?

3. Почему Ф.Ницше считал, что основа жизни – «воля к власти» и почему он критиковал христианство?

4. Проследите этапы развития позитивистского направления в истории философии.

5. Назовите основные направления западной философии XX-XXI вв.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: