Подходы к оценке эффективности и результативности организационно-правового механизма поддержки молодежного предпринимательства




На современном этапе развития молодежной политики существует ряд государственных структур, курирующих молодежную политику (Администрация Президента России; Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ; Министерство образования и науки РФ; Комитет ГД по физической культуре, спорту и делам молодежи; Федеральное агентство по делам молодежи). Однако, необходимо изменение качественных и межведомственных подходов к развитию молодежного предпринимательства.

Создание условий, стимулирующих молодежь к созданию собственного дела, является неотъемлемой частью социально-экономической системы и модернизации страны (согласно Концепции социально-экономического развития на период до 2020 года и Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года), и обеспечивает:

· стабильность рыночных отношений, поскольку значительная часть населения втягивается в эту систему отношений;

· быструю адаптацию и необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без которых немыслима его высокая эффективность;

· гибкость управления и оперативность в выполнении принимаемых решений;

· создание новых и относительно недорогих рабочих мест;

· гибкость внутренних коммуникаций, а также возможность молодого человека реализовать свои идеи, проявить свои способности, высокий уровень мотивации;

· более низкую потребность в первоначальном капитале и способность быстро вносить прогрессивные изменения в продукцию и технологию процесса производства в ответ на требования рынков (местных и региональных);

· относительно более высокую оборачиваемость собственного капитала.[21]

Существует еще один фактор, который делает активность малых предприятий особенно актуальной. Современные рыночные процессы характеризуются высокой степенью сегментации. Эпоха массовых рынков безвозвратно уходит. Сегодня разнообразие и изменчивость потребительских предпочтений становятся факторами, определяющими тенденции в бизнесе. Возникают рынки новых товаров и услуг, емкость которых весьма незначительна.

Малые предприятия, создаваемые молодыми людьми, способны особенно быстро реагировать на потребительские запросы, осваивая выпуск мелкосерийной, уникальной продукции или специфических услуг для отдельных рыночных сегментов.

Существуют различные меры поддержки субъектов молодежного предпринимательства (обозначены в п. 1.2.), но их эффективность с точки зрения достижения поставленной цели и оправданности финансирования является актуальным вопросом для поддержки предпринимательства. Зачастую мероприятия, которые предлагаются предпринимателям помимо региональных целевых программ остаются без должной оценки, а значит, имеется практическая потребность в разработке методического обеспечения комплексного подхода к оценке эффективности государственных мер по поддержке молодежного предпринимательства.

Основная задача данного пункта работы – рассмотреть подходы к оценке эффективности и результативности организационно-правового механизма поддержки молодежного предпринимательства.

Для понимания сущности эффективности и результативности инструментов поддержки молодежного предпринимательства необходимо углубиться в суть этих понятий.

Оценить реальный результат в различных областях человеческой деятельности довольно сложно. Для этой цели часто используются такие величины, как эффект и эффективность, результат и результативность. Зачастую они подменяются и на бытовом уровне выступают в качестве синонимов. Однако, в теории данные понятия различны.

Таблица 3. - Понятие «эффект» и «эффективность»

Эффект– результат, полученный в ходе реализации процесса или выполнения операции, который может быть или положительным, или отрицательным. Данное понятие широко используется в экономике, где выражается в виде стоимостной оценки, имеющей абсолютный характер.[22] Эффективность– результативность операции или процесса, определяемая путём соотношения полученного эффекта и понесённых затрат. Эффективность может быть нулевой или положительной, однако данная величина всегда является относительной.

 

Основные отличия эффекта от эффективности заключается в следующем:

1. Тип величины. Эффективность – величина относительная, а эффект – абсолютная.

2. Способ подсчёта. Эффект измеряется путём сравнения настоящего состояния и исходного, а эффективность – путём деления результата на затраты.

3. Формальное выражение. Эффект может быть как положительным, так и отрицательным, эффективность – либо положительной, либо нулевой.

4. Значение. Эффективность важна для длительного функционирования компании, предприятия, эффект необходим для сиюминутного решения возникших проблем.

Таблица 4. - Понятие «результат» и «результативность»

Результат - объективное изменение состояний, свойств субъекта или объекта, индивидуального или совокупного продукта, получившееся в итоге деятельности, направленной на реализацию, достижение какой-либо цели.[23] Результативность - качественная характеристика итогов деятельности, отражающая степень их соответствия обозначенным целям и существующим нормам.

 

С помощью таких понятий как «бюджетная эффективность», «экономических эффект», «социальный эффект» довольно часто отражают методы и процедуры для оценки эффективности действующих систем. Для понимания последующих методов оценки необходимо разобраться в сути этих понятий.

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).[24]

Экономический эффект - полезный результат экономической деятельности, измеряемый обычно разностью между денежным доходом от деятельности и денежными расходами на ее осуществление.[25]

Социальный эффект - это повышение материального и культурного уровня жизни граждан, более полное удовлет­ворение их потребностей в товарах и услугах, улучшение условий и техники безопасности труда и др.

Итак, как было обозначено ранее, при оценке эффективности важен комплексный подход. Используя такой подход, оценку эффективности системы поддержки молодежного предпринимательства следует рассматривать как комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых методов и процедур.

Таким образом, существуют различные меры поддержки субъектов молодежного предпринимательства, но их эффективность с точки зрения достижения поставленной цели и оправданности финансирования является актуальным вопросом для поддержки предпринимательства. При оценке эффективности важен комплексный подход, используя именно его, оценку эффективности системы поддержки молодежного предпринимательства следует рассматривать как комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых методов и процедур.

***

Необходимым стратегическим ресурсом для развития малого и среднего предпринимательства является молодежное предпринимательство. Сегодня молодежь России – это около 46000 тыс. человек в возрасте от 15 до 35 лет. Составляя 32% населения страны, данная группа обладает уникальными качествами, определяющими возможность её участия в предпринимательской деятельности, такими как энергичность, креативность, способность быстро принимать решения в условиях риска. Несмотря на свой огромный предпринимательский потенциал, только 26000 тыс. чел. молодых людей занято в экономике, что составляет 59% самой активной части населения.

В современных условиях понятие «предпринимательство» без учета «молодежного» дано в ст.2 ГК РФ, а отношения, связанные с малым и средним предпринимательством, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. №556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Для решения проблем молодежного предпринимательства необходимо законодательно закрепить понятия «молодежь», «молодежное предпринимательство», так как на сегодняшний день, несмотря на то, что многие апеллируют данными понятиями, они нигде не закреплены.

На современном этапе развития молодежной политики существует ряд государственных структур, курирующих молодежную политику (Администрация Президента России; Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ; Министерство образования и науки РФ; Комитет ГД по физической культуре, спорту и делам молодежи; Федеральное агентство по делам молодежи). Однако, необходимо изменение качественных и межведомственных подходов к развитию молодежного предпринимательства. Зачастую мероприятия, которые предлагаются предпринимателям помимо региональных целевых программ остаются без должной оценки, а значит, имеется практическая потребность в разработке методического обеспечения комплексного подхода к оценке эффективности государственных мер по поддержке молодежного предпринимательства.

 

2. Анализ практики развития молодежного предпринимательства в г. Новосибирске
(на примере Комитета поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Мэрии г. Новосибирска)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: