История развития института приёмной семьи в России




В истории человечества сиротство как особое социальное явление существовало всегда. Поэтому потребность в воспитании, защите и представительстве детей, оставшихся без родительского попечения, существовала во все времена, даже в эпоху господства большой патриархальной семьи. В отличие от усыновления, опеки и попечительства приёмная семья как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью не имеет такой длинной и яркой истории. Данная форма заботы о несовершеннолетних обрела своё лицо довольно поздно, лишь в 19 столетии. В России способы решения проблем детей, оставшихся без попечения родителей, имеют свою историю.

Первый случай опеки над ребенком, упоминавшийся в летописи, относится к 879 году: «Умерши Рюрикови, предаст княжене Олгови от рода ему суща, вдав ему сын своей на руця Игоря, бысть до дедетеси вельми»[1], т.е. Рюрик назначает опекуном сыну своему родственника.

Великий князь Владимир I поручал общественное призрение, куда входила и помощь сиротам, попечению и надзору духовенства (996 год). Великий князь Ярослав учредил сиротское училище, где обучал своим иждивением 300 юношей. Владимир Мономах в своей Духовной детям завещал защищать сироту. Иван Грозный в защиту детей-сирот включил в круг государственных задач и возложил функции по их попечению на монастыри и частные лица. Таким образом, помощь сиротам стала делом не только частых лиц, но и правительственной власти.[2]

Во времена царствования императрицы Екатерины II дела в области детского призрения пошли гораздо лучше. В начале XIX в. только в Петербурге было зарегистрировано около восемнадцати тысяч таких семей, в которых содержалось более двадцати тысяч детей, лишившихся родительского попечения. За это семьям выплачивались деньги из казны.

Долгое время такая форма устройства детей называлась патронатом. Еще в период царствования Екатерины II были предприняты первые попытки правового регулирования патроната. В основе патронирования лежал договор о передаче ребенка в чужую семью на добровольных началах. Патронатный воспитатель получал определенное вознаграждение.

После Октябрьской революции 1917 г. о патронате как правовой форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на какое-то время забыли. Однако уже в 1928 г. вновь обратились к патронату. ВЦИК и СНК РСФСР приняли 28 мая 1928 г. Постановление «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках»[3] в соответствии, с которым на основании договора дети-сироты передавались в приемные семьи. Эти отношения также основывались на возмездных началах - содержание детей осуществлялось за счет местных средств. Другой нормативный акт – Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 1 апреля 1936 г. «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся» определил исследуемые отношения как патронат. Получив законодательное название «патронат», этот институт в своей сути не претерпел изменений. Также с помощью патроната решалась проблема воспитания детей, оставшихся без

попечения родителей, в другой семье. Реформаторская деятельность Петра I включала в себя нововведения, касающиеся и детей-сирот. Он повелевал призревать сирот: «Без призрения после родительства оставшихся подкидышей или явленных таких, которых воспитывать мужского пола до 7 лет, а потом посылать в школы определенные, а женского пола обучать грамоте, також следующих мастерств...».[4]

Во времена царствования императрицы Екатерины II дела в области детского призрения пошли гораздо лучше. Она, находясь под влиянием западноевропейских просветительских идей, уделяла большое внимание устройству детей, оставшихся без собственной семьи.

Знаменательным в этой связи является Указ Екатерины II от 7 ноября 1775 г. «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи», которым во всех 40 губерниях России создавались Приказы общественного призрения. Определялось, что «если же устроение сиротских домов будет неудобно или потребует издержек, кои отнимут способы к оказанию Призрения большому числу сирот, то Приказ неимущих сирот отдаёт за умеренную плату надёжным добродетельным и добронравным людям для содержания и воспитания с обязательством, чтобы предоставить их во всякое время Приказу»[5] Воспитателям предписывалось научить подопечных науке, какому-либо промыслу или ремеслу, и «доставлен был

ему способ учиться добрым гражданином». Чаще всего в семьи передавались для вскармливания маленькие дети. Несовершеннолетних старшего возраста брали навоспитание обычно люди бедные, получавшие за это «пятирублевое подспорье». При этом размер пособия зависел от возраста ребенка: чем младше был ребенок, тем больше была сумма пособия, так как никакой помощи от него ждать не приходилось.

В период правления императрицы Марии Фёдоровны система воспитания детей-сирот в семьях получила дальнейшее развитие и распространение. В частности, предпринимались меры к снижению числа воспитанников детских сиротских учреждений посредством их передачи в «государевы деревни» крестьянам «доброго поведения»[6], где они жили до определённого возраста: мальчики - до 18 лет, а девочки - до 15 лет. Дальнейшее их будущее определяли Приказы общественного призрения. В начале XIX века только в Петербурге было зарегистрировано около 18 тыс. семей, в которых содержалось более 20 тыс. детей, лишившихся родительского попечения. За это им выплачивались деньги из казны.

В начале XX века активную деятельность по устройству сирот развернул Московский совет по призрению беспризорных. Детей передавали в семьи, которые получали определенную плату на содержание детей; создавали «искусственные семьи» из нескольких детей во главе с заслуживающими доверия женщинами; организовывали небольшие приюты.
Передача сирот на воспитание в семьи граждан в дореволюционной России называлась патронажем и осуществлялась на условиях, определяемых между губернскими управами и лицами, берущими детей на воспитание. Чтобы обеспечить соблюдение прав ребенка, переданного на патронаж, организовывался надзор за выполнением воспитателем своих функций. По своей сути патронаж, включающий в себя договорный порядок передачи ребенка на воспитание в семью и возмездность воспитания и содержания ребенка, являлся прообразом современной приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
После Октябрьской революции значительные силы и средства были направлены на преодоление беспризорности детей путем создания сети государственных учреждений, бравших детей, оставшихся без попечения родителей, под свою опеку: приемно-распределительных пунктов, детских домов различного типа, детских городков, колоний и коммун. При этом патронат как способ устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не получил государственного признания. Время показало, что отказ от передачи детей на воспитание в семью был преждевременным. К 1921 году количество беспризорных детей достигло 4,5 миллиона[7]. В сложившейся ситуации советское правительство было вынуждено снова вернуться к патронату.

В 1923 году на Всероссийском съезде по охране материнства и детства был поставлен вопрос о создании патроната для детей младенческого возраста как временной меры, вводимой в виде опыта передачи «небольшого числа грудных детей в рабочие семьи при условии тщательного и регулярного наблюдения за правильным воспитанием ребенка[8]. Несмотря на то, что в Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 года нормы о патронате включены не были, в то время действовало Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 5 апреля 1926 г. «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов в крестьянские семьи». В 1928 году принимается Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках». Данный акт предусматривал передачу детей на воспитание граждан на основании письменного договора, который должен был включать: обязанность содержать ребенка наравне с остальными членами семьи, продолжительность договорных отношений с указанием определенного срока, но не менее трех месяцев, форму и размер помощи воспитаннику после прекращения договора, порядок досрочного расторжения договора.

При этом на патронат распространялось законодательство об опеке (попечительстве). Однако на самом деле права патронатного воспитателя были значительно шире, чем у опекуна (попечителя), ибо он пользовался самой разнообразной помощью со стороны государства. Лицо, заключившее договор патроната, получало определенную государственную поддержку за счет местных средств, в виде единовременной выплаты для хозяйственных нужд, ежемесячного пособия на содержание ребенка, снижения квартирной платы, уменьшения налогов.

Таким образом, характерными признаками договора патроната тех времен являлись возмездность и добровольность в отличие от опеки и попечительства, при которых опекун (попечитель) мог быть назначен и без его согласия и должен был выполнять свои обязанности безвозмездно. Существование гарантированных государством льгот, свободное волеизъявление лица, намеревавшегося заменить ребенку родителей, делали патронат как форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, более предпочтительным по сравнению с опекой (попечительством). С учетом этого в 1935 году в системе НКП РСФСР насчитывалось уже 38 тыс.
Новая волна детей, оставшихся без попечения родителей, вызванная Великой Отечественной войной, была преодолена с помощью активной работы комиссий по устройству детей: создавались новые детские дома и приемники-распределители, через адресные столы организовывались поиск родителей и возвращение детей в семьи. Выполнил свою функцию и патронат как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

В 1942 году под патронатом находилось 37490 детей. Правовым основанием передачи детей в семьи рабочих, служащих и колхозников в то время являлись Постановление СНК СССР от 23 января 1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» и утвержденная Постановлением СНК РСФСР от 8 апреля 1943 г. Инструкция Наркомпроса РСФСР, Наркомздрава РСФСР, Наркомюста РСФСР «О патронировании, опеке и усыновлении детей, оставшихся без родителей».

В конце Великой Отечественной войны насчитывалось 678 тыс. детей, лишившихся родительского попечения: 400 тыс. из них воспитывались в детских домах, 278 тыс. находились на воспитании в семьях.
Со временем, когда средств на оказание материальной помощи патронатной семье становилось все меньше, и прошел пик детской беспризорности, патронат как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, перестал существовать. На фоне социально-экономической и политической стабильности 60-70-х годов XX века от государства не требовалось принятия каких-либо дополнительных мер для решения проблем сиротства.

Новый пик детской беспризорности пришелся на конец 80-х годов XX века. В связи с переходом на путь построения демократического государства и рыночных отношений перед государственными органами ставилась задача осуществления мер по улучшению положения детей, воспитывающихся в детских домах, и в то же время поиска и внедрения более гуманных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Данные задачи в полной мере могли быть реализованы только в процессе индивидуального воспитания в семейных условиях. В связи с этим советская модель государственного, общественного воспитания детей-сирот в детских домах и интернатах была признана ущербной. Приоритетное место отдано семейным формам устройства, таким как усыновление и опека (попечительство)14.

Помещение ребенка, оставшегося без попечения родителей, в детское государственное учреждение рассматривалось как временная или исключительная форма устройства, когда ребенок передавался на государственное воспитание на определенный срок по заявлению родителей либо когда невозможно было передать ребенка на воспитание в семью усыновителей или опекуна (попечителя). Советом Министров СССР 17 апреля 1988 г. принимается постановление «О создании детских домов семейного типа»[9]. Предполагалось, что в состав детских домов семейного типа будут входить: 1) отдельные детские городки для проживания семей, воспитывающих не менее 10 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2) отдельные семьи, воспитывающие не менее 5 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающие в многокомнатных отдельных квартирах в обычных домах, специализированных домах или группах таких домов. Устанавливалось, что в состав детских городков включаются жилые дома, средняя школа с клубным комплексом, спортивно - оздоровительный центр с плавательным бассейном, детские дошкольные учреждения, обслуживающие одновременно детей прилегающих жилых районов, хозяйственный и лечебно - профилактический блоки, приусадебные и иные земельные участки для производительного совместного труда детей и взрослых. Общая численность детей в одном детском городке, как правило, должна была составлять 150-200 человек.
Статистические данные свидетельствуют, что в СССР к концу 1990 года количество детских домов семейного типа достигло 258 с общим числом детей более двух тысяч человек. Больше всего таких детских домов было создано в Омской области, в результате чего был закрыт один детский дом.
В середине 90-ых годов XX века появляется разочарование в семейных детских домах. Во-первых, для создания детских городков отсутствовала достаточная экономическая база. Представлялась также сомнительной их целесообразность с педагогической точки зрения в связи с большим количеством детей (15-20 детей), приходящихся на одного родителя-воспитателя, что приближало условия жизни детей не к семье, а к детскому дому.

С целью развития и совершенствования детских домов семейного типа было принято решение «реорганизовать» их в приемные семьи. В Семейном Кодексе РФ[10] (далее – СК РФ) была включена специальная глава «Приемная семья», регламентирующая основания, порядок и условия создания «искусственных» семей для воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Именно с этого момента можно говорить о создании новой семейной формы устройства под названием «приемная семья». При этом ранее учрежденные детские дома семейного типа существуют и по сей день, и многие из них в приемные семьи так и не преобразованы.
Так же в настоящее время действует Постановление Правительства РФ «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (вместе с "Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах", "Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного", "Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье", "Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей", "Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных")».[11]

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: