Пенсионная система: понятие, структура и типология пенсионных систем




Введение

Выбранная тема выпускной квалификационной работы на сегодняшний день является очень актуальной, пенсионная система является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения любой страны. Тем более важное, значение, она приобретает в период радикальной экономической перестройки в России. В нашей стране сейчас одновременно осуществляется большое количество реформ (налоговая, судебная, военная, жилищно-коммунальная и др.), но Пенсионная реформа привлекает к себе особое внимание, так как реализуется успешнее, чем другие.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы является пенсионная система Российской Федерации.

Предметом исследования выступают экономические отношения в процессе перехода к новым формам пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Цель проводимых исследований - анализ деятельности пенсионного фонда и выявление направлений совершенствования пенсионной системы России.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

· исследовать пенсионную систему в России,

· изучить эволюцию пенсионного законодательства,

· рассмотреть опыт организации пенсионных систем за рубежом,

· дать анализ пенсионной системе в России

· охарактеризовать основные современные тенденции развития пенсионной системы

Эти задачи диктуют и структуру работы: в первой главе приведены теоретические основы анализа деятельности пенсионного фонда, а во второй – анализ, проблемы и пути их решения в России.

Период времени исследования ограничен двадцатым веком и началом двадцать первого, когда и проходило становление и реформирование пенсионной системы Советского Союза и России.

В выпускной квалификационной работе дана характеристика Пенсионного фонда России как государственного, финансово-кредитного учреждения федерального уровня наделенного публично-властными полномочиями, и являющимся одним из крупнейшим, и наиболее значимым социальным институтом Российской Федерации.

Источником исходной экономико-статистической информации является нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование пенсионной системы России, многочисленные монографии, публикации в газетах и журналах, информация на официальной сайте Пенсионного фонда России в сети интернет.

Теоретическая значимость работы определяется приростом экономического знания в области исследования тенденций организации и развития систем пенсионного обеспечения в России и за рубежом, систематизации теоретических представлений о пенсионных реформах и формировании базовых моделей реформирования систем пенсионного страхования и обеспечения. Сформулированные теоретические положения создают предпосылки для дальнейших научных разработок в области пенсионного обеспечения в России.

Практическая значимость исследования заключается в разработке положений, выводов и рекомендаций практического характера, которые направлены на дальнейшее развитие и совершенствование пенсионной системы России на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Теоретические основы анализа пенсионной системы

Пенсионная система: понятие, структура и типология пенсионных систем

Пенсионная система – это сложнейший механизм, любой сбой в котором мгновенно отражается на социальной, политической, а значит и на экономической обстановке в стране. С другой стороны любые экономические, социальные и политические изменения также оказывают влияние на Пенсионную систему. Учитывая то, что уровень пенсионного обеспечения в значительной мере порождает образ жизни пожилых людей, их участие в экономической деятельности, необходимо осознавать ответственность за принимаемые решения и максимально учитывать все последствия преобразований в этой сфере.

Пенсионная система представляет собой совокупность институтов социальной защиты населения, регулируемых законодательством страны и направленных на обеспечение и формирование выплат гражданам страны по достижении ими пенсионного возраста.

Мировая практика выработала три базовых института пенсионного обеспечения.

Первый, это институт социальной помощи. Данная форма защиты престарелых граждан была единственной в советские времена. Пенсионное обеспечение в этой системе осуществляется в рамках единого государственного бюджета. Централизованно планируется формирование фонда социального обеспечения (помощи), куда входит и статья расходов на выплату пенсий. Для финансирования фонда социального обеспечения (помощи) устанавливается тариф в виде процента от выплачиваемой в народном хозяйстве заработной платы. Размер тарифа устанавливается государством, однако, ни одно, даже самое благополучное государство не в состоянии решить проблему пенсионного обеспечения граждан лишь за счёт бюджетных средств. Мировой опыт показал, что в рамках института социальной помощи следует осуществлять выплаты лишь наиболее уязвимым категориям граждан, которые не способны самостоятельно заработать себе на пенсию.

Вторым институтом пенсионного обеспечения является так называемая система «финансирования на ходу» (система «pay-as-you-go»). В основу этой системы положен «договор поколений». Это означает, что сегодняшнее работающее население и работодатели платят взносы в пенсионные фонды, из которых средства тут же расходуются на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам. Таким образом, эта система похожа на взимание налога с работников и работодателей на функционирование пенсионной системы и, безусловно, носит государственный, т.е. централизованный характер, так как её невозможно создать в пределах предприятия или отрасли.

Функционирование данной системы выявило ряд существенных её недостатков:

а) отсутствие главного страхового принципа – эквивалентности взносов и выплат;

б) усиление социального иждивенчества и отрицательного воздействия на общий уровень сбережений в стране, поскольку граждане, рассчитывая на государственные пенсии, не склонны делать сбережения на будущее;

в) в моменты обострения экономической ситуации правительство, пользуясь своей монополией, пытается всячески ограничивать размер пенсии, что негативно сказывается на уровне жизни социально незащищенных слоев населения;

г) система может стать объектом манипулирования различных политических сил, вследствие того, что их распределение может быть использовано для достижения мимолётного политического результата, в конечном итоге приносящим ущерб пенсионной системе.

Третьей, и самой перспективной на сегодняшний день системой пенсионного обеспечения является институт пенсионного страхования. Суть данной системы заключается в следующем: граждане страны уплачивают страховые взносы в течение активной трудовой деятельности, которые аккумулируются и капитализируются на их личных пенсионных счетах, а при наступлении страхового события (выхода на пенсию) граждане получают пенсии из созданного ими "личного пенсионного фонда". Соответственно, чем больше средств на счету — тем больше пенсия. Государство при этом несет ответственность за сохранность средств граждан, регулирует деятельность пенсионных фондов и страховых компаний, а также гарантирует минимальную пенсию тем, кто не накопил достаточно средств на своем лицевом счете. Минимальные пенсии выплачиваются за счет бюджетных средств и/или отчислений работодателей. Именно данная пенсионная система, как считают большинство специалистов в мире, наиболее полно соответствует принципам социального страхования — само ответственности, солидарности и субсидиарности. Трудовое население несет ответственность за собственное материальное благополучие, солидарно с государством помогая самым необеспеченным слоям. Следует отметить, что речь идет лишь о трудовых пенсиях. Что касается социальных выплат инвалидам (в том числе детства), многодетным, одиноким матерям и так далее, то выплаты им должно производить государство в рамках института социальной помощи. При этой системе полностью соблюдается принцип эквивалентности страховых взносов и выплат. Наконец, именно эта система наилучшим образом повышает ответственность людей за собственное материальное благополучие.

При этой системе не может быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании. Может существовать даже система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов.

Основными принципами, по которым все большее число стран переходит с распределительной системы на страховую, являются следующие:

а) при страховой пенсионной системе существует прямая связь между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его пенсии. Деньги на пенсионных счетах – собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается;

б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих.

в) накопительная система повышает норму сбережений в стране, что очень важно для ускорения экономического роста, тем более что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации – состояние экономики и производительности труда.

В российской литературе разделяют накопительную и распределительную системы. При распределительной системе собранные за определенный год отчисления социального налога идут на выплаты текущим пенсионерам (по схеме фиксированных выплат). Таким образом, происходит своеобразное перекрестное субсидирование различных поколений за счет своеобразного налога с работающего населения на содержание пожилых людей. Накопительная система характеризуется наличием у каждого участника индивидуального счета, на который поступают пенсионные отчисления каждого конкретного человека и с которого впоследствии будут осуществляться выплаты. Никакого субсидирования между различными поколениями при этом не происходит, все пенсионная система фактически выполняет функции аккумулирования, и перераспределения во времени части дохода отдельного работника.

Пенсионная система России – это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Пенсионная система России в современном виде введена с 1 января 2001 года и включает в себя отношения по реформированию, назначению и выплате следующих видов пенсии: трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, негосударственной пенсии.

Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы или иного дохода, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности, в следствии старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц – заработной платы и иных выплат кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Законом установлены следующие виды пенсии:

трудовая пенсия по старости (по возрасту);

трудовая пенсия по инвалидности;

трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоят из следующих частей: базовой части; страховой части; накопительной части.

Право на трудовую пенсию по старости имеют:

· мужчины, достигшие возраста 60 лет

· женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Государственные пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение, которой определяется федеральным законом. Она предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы, при достижении установленных законом выслуг при выходе на трудовую пенсию.

Пенсионная система — совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.

При всем обилии и разнообразии существующих во всем мире пенсионных схем их можно разделить на две большие группы: схемы фиксированных выплат (или Defined Benefit Plans - DB) схемы фиксированных отчислений (или Defined Contribution Plans - DC).

В первом случае каждому участнику пенсионной системы по достижении пенсионного возраста начисляется пенсия определенного размера, зависящая от заработной платы в последние годы трудовой деятельности и совокупного стажа работы. Выплата пенсии производятся в виде пожизненного аннуитета с полной или частичной индексацией, согласно местному законодательству.

Во втором случае размер будущих выплат зависит от суммы совокупных отчислений и доходов от их инвестирования, которые могут быть как положительными, так и отрицательными, соответственно увеличивая или уменьшая размер выплат. Никакой гарантии на определенный размер пенсионных выплат не предоставляется, все зависит от размера накопленных средств. При выходе на пенсию, возможно и единовременная выплата всей суммы без конверсии ее в аннуитет. Разделяют накопительную и распределительную системы.

При распределительной системе собранные за определенный год отчисления социального налога идут на выплаты текущим пенсионерам (по схеме фиксированных выплат). Таким образом, происходит своеобразное перекрестное субсидирование различных поколений за счет своеобразного налога с работающего населения на содержание пожилых людей. Накопительная система характеризуется наличием у каждого участника индивидуального счета, на который поступают пенсионные отчисления каждого конкретного человека, и с которого впоследствии будут осуществляться выплаты. Никакого субсидирования между различными поколениями при этом не происходит, все пенсионная система фактически выполняет функции аккумулирования, и перераспределения во времени части дохода отдельного работника.

Часто понятие распределительной системы смешивается с Defined Benefits (DB), а накопительной - с Defined Contributions (DC). Это не всегда верно. В частности, в рамках накопительной системы могут действовать как схемы фиксированных отчислений, так и схемы фиксированных выплат, хотя последних, надо признать, значительно меньше.

В предшествующий период для обеспечения социальной защиты пожилого населения в мире доминировали распределительные системы. Однако постепенное старение населения (особенно в развитых странах) вкупе с резким увеличением соответствующих расходов толкает все большее количество стран к переходу к накопительной схеме фиксированных отчислений. Схемы, принятые в разных странах, отличаются друг от друга, но их объединяет то, что пенсионные выплаты определяются (полностью или частично) суммами пенсионных отчислений, учитываемых на индивидуальных счетах граждан. Накопительная система обладает рядом преимуществ перед распределительной: размер пенсий прямо зависят от результатов инвестирования собранных средств, контроль вкладчиков за инвестированием собственных средств значительно возрастает; участники накопительной системы обычно лучше защищены от политических рисков, тесно связанных с любой распределительной системой; снижаются стимулы к сокрытию доходов - граждане становятся заинтересованы в том, чтобы работодатели в полном объеме осуществляли пенсионные отчисления и, соответственно, платили «белую» зарплату; в экономике появляются средства для долгосрочных инвестиций.

Пенсионная система России строится на основе следующих базовых принципов: многоукладность, всеобщность и гарантированность базового уровня, дифференциация условий и норм пенсионного обеспечения, государственное регулирование, разграничение властных полномочий Федерации и её субъектов, социальное партнёрство, финансовая устойчивость системы.

Базовым укладом является нестраховое государственное пенсионное обеспечение. Базовые пенсии устанавливаются с учётом прожиточного минимума в одинаковом для всех размере. Они призваны обеспечить минимальный уровень пенсий всем пенсионерам и ликвидировать проблему их бедности. Источником финансирования базовых пенсий является федеральный бюджет. Средства федерального бюджета, направляемые на финансирование базовых пенсий, формируются за счёт налоговых поступлений, включая часть страховых взносов, и определяются законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Через нестраховое государственное пенсионное обеспечение также осуществляется пенсионное обеспечение военнослужащих и иных категорий служащих (судей, прокуроров и др.).

За последние десять лет в России получило развитие дополнительное пенсионное обеспечение, осуществляемое на добровольной основе негосударственными пенсионными фондами и страховыми компаниями.

Реализация пенсионного обеспечения разделяется на четыре основные функции: аккумулирование средств, учёт пенсионных прав граждан, назначение и выплата пенсий, управление финансовыми потоками и резервами пенсионной системы. Управление системой пенсионного обеспечения базируется на принципе разделения властных и финансовых функций.

Устойчиво функционирующая пенсионная система – залог, социальной стабильности в обществе и наоборот, неудовлетворительно работающая пенсионная система порождает опасную социальную напряжённость.

Организация работы пенсионной системы в подавляющем большинстве зарубежных стран основана на трехуровневой модели пенсионирования. Участниками которой являются государство, гарантирующее пенсию на уровне прожиточного минимума, работодатель, который отчисляет дополнительные взносы на индивидуальные счета своих работников, и работник, который формирует пенсии за счет добровольных взносов. Согласно данному подходу именно второй компонент составляет значительную долю в совокупной структуре пенсии гражданина.

В Швейцарии профессиональные пенсионные системы существуют практически в каждой организации. В Швеции коллективные договоры между союзами работодателей и профсоюзами обеспечивают профессиональными пенсиями более 90% работающих. Высок охват такими пенсиями в Нидерландах (более 80 % работающих), в США (70 % работающих), напротив, в Новой Зеландии всего 27% работников получают профессиональную пенсию.

Изучив практику функционирования профессиональных пенсионных систем за рубежом можно выделить общие черты, присущи большинству западных профессиональных систем, и особенности, которые обусловлены национальным законодательством той или иной страны. К общим чертам можно отнести следующее:

В системе профессиональных пенсий плательщиками взносов наряду с работодателями выступают работники. Исключение составляет Швеция, где взносы на профессиональную пенсию выплачивают только работодатели, а в США работники платят лишь в некоторых программах.

Пенсионные накопления в рамках системы профессиональных пенсий аккумулируются в выбранном работодателем или работником финансовом институте и далее вкладываются в инвестиционные проекты. Данный механизм позволяет избежать обесценивания накопленных средств к моменту наступления права на получение профессиональной пенсии.

Как правило, профессиональная пенсия выплачивается при наступлении общеустановленного пенсионного возраста. В последнее время в профессиональных программах некоторых стран (Испания, Швеция, Италия) предусматривается досрочный выход на пенсию, обычно с соответствующим ее перерасчетом в сторону уменьшения.[4]

Почти все страны Европы предоставляют налоговые льготы на взносы в профессиональные системы. Согласно налоговому законодательству большинства европейских государств работники не платят налоги на взносы работодателей, которые выплачиваются в их пользу, однако существуют различия по объему таких льгот. Большинство стран облагает налогом пенсии, выплачиваемые гражданам. В Бельгии, Германии, Греции, Испании, Великобритании – действует система, при которой налогообложению подлежат только выплаты. В Дании, Италии и Швеции, кроме того, еще облагается налогом доход от инвестиций, а в Люксембурге, наоборот, облагаются только взносы. Так или иначе, существование льготного налогообложения профессиональных пенсионных систем снижает уровень налогов, поступающих в государственный бюджет, тем самым государство косвенно финансирует профессиональных пенсий.

Различия профессиональных пенсионных систем:

Существенным различием профессиональных систем между собой является принадлежность той или иной системы к одной из двух моделей. В основе первой заложен отраслевой принцип, что характерно для европейских континентальных стран, в основе второй модели – принцип отдельной компании, что считается англо – американским подходом.

В разных странах участие в программе профессионального пенсионного обеспечения носит либо добровольный, либо обязательный характер. В данном различии существуют и свои нюансы, относящиеся к субъекту отношений. Обязательными программы профессиональных пенсий могут быть и для работодателя, и для работника. По закону или в соответствии с отраслевыми коллективными соглашениями, работодатели должны предоставлять профессиональные пенсии своим работникам. Причем к обязательным относятся и те программы профессиональных пенсий, которые работодатели обязаны организовать, хотя участие работников в них носит добровольный характер. Например, в Скандинавских странах, Нидерландах, Канаде взносы являются добровольными, в Австралии, Франции и Швейцарии – обязательными, а в Великобритании и Германии – смешанными.

Работодатель самостоятельно выбирает одну из двух систем формирования пенсионных накоплений – с установленными взносами или с установленными выплатами. В первом случае размер страховых взносов устанавливается в процентном соотношении к заработку работника, который принимает на себя основной инвестиционный риск, при этом затраты работодателя известны заранее, стабильны и легко им контролируются. В системе установленных выплат работнику гарантируется определенная пенсия, которая зависит от стажа работы, а основные риски несет работодатель. В данном случае общие затраты будут зависеть от инвестиций, текучести кадров на предприятии, роста заработной платы в стране, т.е. могут быть только приблизительно оценены заранее. Крупные работодатели отдают предпочтение схеме с установленными выплатами, что обусловлено получением экономии от масштаба, т.к. данный вид формирования пенсионных накоплений требует постоянной проверки эффективности инвестирования пенсионных накоплений. Малые предприятия чаще используют схему с установленными взносами, что обусловлено прямой зависимостью размера взносов от размера заработка.

Как уже отмечалось, профессиональные пенсионные системы лишь в редких случаях ориентированы на досрочное назначение пенсии. Получение права на досрочную пенсию в рамках профессиональных систем обусловлено системой жестких критериев социального характера. В первую очередь это работа во вредных или тяжелых условиях труда, которая приводит к преждевременному износу рабочей силы, преждевременному старению или профессии, для которых требуются особые физические или психо – физические данные, уменьшающиеся с возрастом (шахтеры, моряки, летчики). Во многих странах, таких как Италия, Австрия, Германия, определяющим фактором, дающим право на назначение досрочной пенсии, является трудовой стаж.[1]

Приведенный анализ профессиональных пенсионных систем в западных странах позволяет выявить положительные стороны трехуровневой система пенсионного обеспечения, в которой значительное место занимает институт профессиональных пенсий. В рамках данной системы профессиональные пенсии являются значимым инструментом привлечения квалифицированных кадров на предприятие, т.к. при найме на работу кандидатом принимается во внимание уровень пенсионных взносов, которые выплачиваются конкурентными организациями. В свою очередь, подобная личная заинтересованность работника объясняется тем, что в рамках трехуровневой система пенсионного обеспечения, при отказе от выплаты взносов на профессиональную пенсию, работник может рассчитывать только на минимальный размер пенсии, гарантируемый государством. Поэтому работник (особенно низкооплачиваемый) заинтересован в уплате взносов на профессиональную пенсию.

Несмотря на столь существенный положительный эффект и для работодателя и для работника, не следует забывать, что профессиональные пенсии создают работодателям ряд трудностей, среди которых в первую очередь административное бремя и финансовые расходы.

Наиболее значимый вывод приведенного анализа касается роль государства в системе пенсионного обеспечения. В рассмотренных странах государство выполняет скорее административную функцию, либо является гарантом поддержания доходов пенсионера на уровне прожиточного минимума. Именно по этой причине работодатель и работник активно участвуют в формировании пенсионных выплат. При этом необходимость возникновения профессиональных пенсионных систем в большей степени обусловлена структурой национального пенсионного обеспечения, нежели отраслевой спецификой.

Опыт зарубежных стран позволяет проследить отрицательные и положительные последствия функционирования профессиональных пенсионных систем в системе национального пенсионного обеспечения, особенности которого необходимо учитывать в процессе развития института профессиональных пенсий в Российской Федерации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: