Выявление ценностных ориентаций (Д.А. Леонтьев)




Анализируя связи в структуре самосознания с помощью коэффициента корреляции r-Спирмена (rs), можно отметить что:

· 1 Курс:

Таблица № «Матрица 1 курс (ранговый коэффициент корреляции Спирмена)»

ü Установлена слабая положительная связь между показателями на уровне значимости (p ≤ 0,05): 1) Субшкала 4 (локус контроля — Я) и Субшкала З (результат жизни) (rs=0,49)

ü Установлена умеренная положительная связь между показателями на уровне значимости (p ≤ 0,01): 1)Субшкала З (результат жизни) и Субшкала 1 (цели в жизни) (rs=0,68); 2) Субшкала З (результат жизни) и Субшкала 2 (процесс жизни) (rs=0,63); 3) Субшкала 4 (локус контроля — Я) и Субшкала 1 (цели в жизни) (rs=0,66); 4) Субшкала 1 (цели в жизни) и Субшкала 5 (локус контроля — жизнь) (rs=0,71); 5) Субшкала 5 (локус контроля — жизнь) и Субшкала З (результат жизни) (rs=0,61); 6) Субшкала 5 (локус контроля — жизнь) и Субшкала 4 (локус контроля — Я) (rs=0,63); 7) Субшкала 6 осмысленность жизни и Субшкала 1 (цели в жизни) (rs=0,70); 8) Субшкала 6 осмысленность жизни и Субшкала 4 (локус контроля — Я) (rs=0,65).

ü Установлена положительная сильная связь между показателями на уровне значимости (p ≤ 0,001): 1) Субшкала 6 осмысленность жизни и Субшкала 2 (процесс жизни) (rs=0,78); 2) Субшкала 6 осмысленность жизни и Субшкала З (результат жизни) (rs=0,80); 3) Субшкала 5 (локус контроля — жизнь) и Субшкала 6 осмысленность жизни (rs=0,79).

Вывод: Ценностные ориентации студентов ориентированы на процессы жизни, так цели связаны с результатом жизни. Осмысленность жизни связана с локусом контроля – жизнь-это говорит о том, что студенты убеждены в том, что они могут контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

· 2 Курс:

Таблица № «Матрица 2 курс (ранговый коэффициент корреляции Спирмена)»

ü Установлена слабая положительная связь между показателями на уровне значимости (p ≤ 0,05): 1) Субшкала 3(результат жизни) и Субшкала 2 (процесс жизни)(rs=0,63); 2) Субшкала 6 (осмысленность жизни) и Субшкала 1 (цели в жизни) (rs=0,60).

ü Установлена умеренная положительная связь между показателями на уровне значимости (p ≤ 0,01): 1) Субшкала 5 (локус контроля — жизнь) и 2) Субшкала З (результат жизни) (rs=0,76); 2) Субшкала 6 (осмысленность жизни) и Субшкала 2 (процесс жизни) (rs=0,72); 3) Субшкала 6 (осмысленность жизни) и Субшкала З (результат жизни) (rs=0,78); 4) Субшкала 6 (осмысленность жизни) и Субшкала 4 (локус контроля — Я) (rs=0,71); 5) Субшкала 6 (осмысленность жизни) и Субшкала 1 (цели в жизни) (rs=0,71).

ü Установлена положительная сильная связь между показателями на уровне значимости (p ≤ 0,001): 1) Субшкала 4 (локус контроля — Я) Субшкала 1 (цели в жизни) (rs=0,82).

Вывод: На 2 курсе все ценности сведены к процессу осмысливания жизни. А так же компоненты: локус контроля-я и цели в жизни взаимосвязаны - это говорит нам о том, что студенты представляют себя способными построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле.

· 3 Курс:

Таблица № «Матрица 3 курс (ранговый коэффициент корреляции Спирмена)»

ü Установлена слабая положительная связь между показателями на уровне значимости (p ≤ 0,05): 1) Субшкала 3 (Результативность жизни) и Субшкала 2 (процесс жизни) (rs=0,63); 2) Субшкала 4 (локус контроля — Я) и Субшкала 1 (цели в жизни) (rs=0,62); 3) Субшкала 5 (локус контроля — жизнь) и Субшкала 2 (процесс жизни) (rs=0,67); 4) Субшкала 5 (локус контроля — жизнь) и Субшкала 3 (Результативность жизни) (rs=0,64); 5) Субшкала 5 (локус контроля — жизнь) и Субшкала 4 (локус контроля — Я); 6) Субшкала 6 (осмысленность жизни) и Субшкала 1 (цели в жизни) (rs=0,61); 7) Субшкала 6 (осмысленность жизни) и Субшкала 5 (локус контроля — жизнь) (rs=0,65).

ü Установлена умеренная положительная связь между показателями на уровне значимости (p ≤ 0,01): 1)Субшкала 4 (локус контроля — Я) и Субшкала 2 (процесс жизни) (rs=0,72); 2) Субшкала 6 (осмысленность жизни) и Субшкала 3 (Результативность жизни) (rs=0,75); 3) Субшкала 6 (осмысленность жизни) и Субшкала 1 (цели в жизни) (rs=0,73).

ü Установлена положительная сильная связь между показателями на уровне значимости (p ≤ 0,001):1) Субшкала 6 (осмысленность жизни) и Субшкала 2 (процесс жизни) (rs=0,87).

Вывод: На 3 курсе ценность осмысливания жизни остается главной, для студентов. Компоненты: локус контроля-я и цели в жизни взаимосвязаны - это говорит нам о том, что студенты представляют себя способными построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле. Результативность жизни связана с ее процессом – это говорит о том, что студенты анализируют результаты своей деятельности и на основе этого формируют представление о своей жизни.

· 4 Курс:

Таблица № «Матрица 4 курс (ранговый коэффициент корреляции Спирмена)»

ü Установлена слабая положительная связь между показателями на уровне значимости (p ≤ 0,05): 1) Субшкала 5 (локус контроля — жизнь)и Субшкала 4 (локус контроля — Я) (rs=0,49).

ü Установлена умеренная положительная связь между показателями на уровне значимости (p ≤ 0,01): 1)Субшкала 1 (цели в жизни) и Субшкала 2 (процесс жизни) (rs=0,61); 2) Субшкала 4 (локус контроля — Я) и Субшкала 2 (процесс жизни) (rs=0,64); 3) Субшкала 4 (локус контроля — Я) и Субшкала З (результат жизни) (rs=0,59); 4) Субшкала 5 (локус контроля — жизнь) и Субшкала 1 (цели в жизни) (rs=0,65).

ü Установлена положительная сильная связь между показателями на уровне значимости (p ≤ 0,001): 1) Субшкала З (результат жизни) и Субшкала 1 (цели в жизни) (rs=0,70); 2) Субшкала З (результат жизни) и Субшкала 2 (процесс жизни) (rs=0,91); 3) Субшкала 4 (локус контроля — Я) и Субшкала 1 (цели в жизни) (rs=0,73); 4) Субшкала 5 (локус контроля — жизнь) и Субшкала 2 (процесс жизни) (rs=0,80); 6) Субшкала 5 (локус контроля — жизнь) и Субшкала З (результат жизни) (rs=0,80); 7) Субшкала 6 (осмысленность жизни) и Субшкала 1 (цели в жизни) (rs=0,78); 8) Субшкала 6 (осмысленность жизни) и Субшкала 2 (процесс жизни) (rs=0,91); 9) Субшкала 6 (осмысленность жизни) и Субшкала З (результат жизни) (rs=0,92); 10) Субшкала 6 (осмысленность жизни) и Субшкала 4 (локус контроля — Я) (rs=0,77); 11) Субшкала 6 (осмысленность жизни) и Субшкала 5 (локус контроля — жизнь) (rs=0,86).

Вывод: На 4 курсе ценности образуют тесную взаимосвязь между собой. Осмысливание жизни становится основной ценностью для студентов - это говорит нам о том, что к 4 курсу накапливаются разного вида ценности и начинают взаимодействавать друг с другом. ….(дополнить)


Структурограмма

Таблица № «Обозначения связей сводной структурограммы»

Положительная связь:

- корреляции на уровне значимости p<0,05
- корреляции на уровне значимости p<0,01
- корреляции на уровне значимости p<0,001

Отрицательная связь:

- корреляции на уровне значимости p<0,05
- корреляции на уровне значимости p<0,01
- корреляции на уровне значимости p<0,001

1 Курс 2 Курс

 

 

3 Курс:

4 Курс:

 

Рис. 6. Сводная структурограмма для 4 курсов испытуемых.

 

Условные обозначения: Методика диагностики самооценки (Дембо-Рубинштейн) и Методика диагностики ценностных ориентаций (Леонтьев): 1) Самооценка; 2) Уровень притязаний; 3)Цели в жизни; 4)Процесс жизни; 5)Результат жизни; 6)Локус контроля-Я; 7)Локус контроля-жизнь; 8) Осмысленность жизни.

 

ВЫВОД после 4 курса


2.3.4 Определение уровня притязаний (В.К. Гербачевский):

Анализируя связи в структуре самосознания с помощью коэффициента корреляции r-Спирмена (rs), можно отметить что:

· 1 Курс:

Таблица № «Матрица 1 курс (ранговый коэффициент корреляции Спирмена)»

ü Установлена слабая положительная связь между показателями на уровне значимости (p ≤ 0,05): 1) 6. Мотив самоуважения и 4. Состязательный мотив (rs=0,59); 2) 9. Волевое усилие и 1. Внутренний мотив (rs=0,53); 3) 6.Самоуважение и 12. Намеченный уровень мобилизации усилий (rs=0,51); 4)10. Оценка достигнутых результатов и 7. Значимость результатов (rs=0,49); 5) 9. Волевое усилие и внутренний мотив(rs=0,53); 6)7. Значимость результатов и 10. Оценка достигнутых результатов (rs=0,49); 7) 7. Значимость результатов и 13.Ожидаемый уровень результатов (rs=0,49); 8)6. Самоуважение и 12. Уровень мобилизации усилий (rs=0,51).

ü Установлена слабая отрицательная связь между показателями на уровне значимости (p ≤ 0,05): 1) 5.Мотив смены деятельности и 2.Познавательный мотив (rs=-0,60); 2) 10.Оценка уровня достигнутых результатов и 9.Волевое усилие (rs=-0,54); 3) 13. Ожидаемый уровень результатов и 1. Внутренний мотив (rs=-0,52)

ü Установлена положительная умеренная связь между показателями на уровне значимости (p ≤ 0,01): 1) 6.Мотив самоуважения и 2.Познавательный мотив (rs=0,70); 2) 11. Оценка своего потенциала и 7. Значимость результатов (rs=0,65);

3) 14.Закономерность результатов и 10.Оценка уровня достигнутых результатов (rs=0,65).

ü Установлена отрицательная умеренная связь между показателями на уровне значимости (p ≤ 0,01): 1) 14.Закономерность результатов и 1.Внутренний мотив (rs=-0,66).

ü Установлена положительная сильная связь между показателями на уровне значимости (p ≤ 0,001): 1) 13. Ожидаемый уровень результатов и 10. Оценка уровня достигнутых результатов (rs=0,85); 2) 13Ожидаемый уровень результатов и 14.Закономерность результатов (rs=0,81).

ü Установлена отрицательная сильная связь между показателями на уровне значимости (p ≤ 0,001): 1) 1. Внутренний мотив и 5.Мотив смены деятельности (rs=-0,76); 2) 13. Ожидаемый уровень результатов и 9. Волевое усилие (rs=-0,74); 3) 14.Закономерность результатов и 9. Волевое усилие (rs=-0,84).

Вывод: На 1 курсе у студентов самоуважение увеличивается за счет стремления к состязанию, а так же волевое усилие формируют внутренние мотивы личности. При смене деятельности понижается познавательный мотив, что может мешать студентам при освоении профессии на первом курсе. Студенты приобретают самоуважение и уверенность через рефлексию полученных результатов.


· 2 Курс:

Таблица № «Матрица 2 курс (ранговый коэффициент корреляции Спирмена)»

ü Установлена слабая положительная связь между показателями на уровне значимости (p ≤ 0,05): 1) 4.Состязательный мотив и 2. Познавательный мотив (rs=0,58); 2) 9.Волевое усилие и 2. Познавательный мотив (rs=0,061); 3) 9.Волевое усилие и 3.мотив избегания (rs=0,62); 4) 10. Оценка уровня достигнутых результатов и 2. Познавательный мотив (rs=0,57); 5) 10. Оценка уровня достигнутых результатов и 6.Самоуважение (rs=0,55); 6) 12. Намеченный уровень мобилизации усилий и 2. Познавательный мотив (rs=0,62); 7) 13. Ожидаемый уровень результатов и 3. Мотив избегания (rs=0,66); 8) 13. Ожидаемый уровень результатов и 10. Оценка уровня достигнутых результатов (rs=0,58).

ü Установлена умеренная положительная связь между показателями на уровне значимости (p ≤ 0,01): 1) 6.Мотив самоуважения и 2. Познавательный мотив (rs=0,71); 2) 9.Волевое усилие и 4.Состязательный мотив (rs=0,70); 3) 13.Ожидаемый уровень результатов и 9.Волевое усилие (rs=0,68).

ü Установлена слабая отрицательная связь между показателями на уровне значимости (p ≤ 0,01): 1) 15. Инициативность и 4. Состязательный мотив (rs=-0,71).

ü Установлена сильная положительная связь между показателями на уровне значимости (p ≤ 0,001): 1) 4.Состязательный мотив и 2.Познавательный мотив (rs=0,86); 2) 13.Ожидаемый уровень результатов и 2.Познавательный мотив (rs=0,81).

ü Установлена сильная отрицательная связь между показателями на уровне значимости (p ≤ 0,001): 1) 5. Мотив смены деятельности и 1.Внутренний мотив (rs=-0,87); 2)13.Ожидаемый уровень результатов и 4.Состязательный мотив (rs=-0,85).

Вывод: На 2 курсе студенты склонны в любой деятельности проявлять познавательные мотивы, а так же мотивы, связанные с результатами их деятельности. Данное явление характеризует группу, как стремящуюся к приобретению знаний и проявлению их в своей профессии. Студенты формируют самоуважение на основе оценки своих познавательных способностей. С помощью способности к состязанию, они проявляют свою волю и направлены на продуктивный результат в обучении. Студенты направлены на приобретение знаний, этому явлению помогает состязательный и познавательный мотив. При смене деятельности мотивация падает, а значит студенты сконцентрированы, только в области своей профессии и интересуются только ей.


· 3 Курс:

Таблица № «Матрица 3 курс (ранговый коэффициент корреляции Спирмена)»

ü Установлена слабая положительная связь между показателями на уровне значимости (p ≤ 0,05): 1) 4.Состязательный мотив и 3.Мотив избегания (rs=0,59); 2) 6. Мотив самоуважения и 1.Внутренний мотив (rs=0,67); 3) 8. Сложность задания и 4. Состязательный мотив (rs=0,60); 4) 9. Волевое усилие и 8. Сложность задания (rs=0,57); 5) 12. Намеч. Ур-нь мобилизации усилий и 6. Самоуважение (rs=0,60); 6) 13. Ожидаемый ур-нь рез-ов и 2.познавательный мотив (rs=0,61) 7) 13. Ожидаемый ур-нь рез-ов и 11. Оценка своего потенциала (rs=0,66).

ü Установлена слабая отрицательная связь между показателями на уровне значимости (p ≤ 0,05): 1) 7. Значимость результатов и 1.Внутренний мотив (rs=-0,58); 2) 7. Значимость результатов и 2. Познавательный мотив (rs=-0,60).

ü Установлена умеренная положительная связь между показателями на уровне значимости (p ≤ 0,001): 1)11. Оценка своего потенциала и 10. Оценка уровня достигнутых рез-ов (rs=-0,68); 2) 13. Ожидаемый ур-нь рез-ов и 10. Оценка уровня достигнутых рез-ов (rs=-0,72).

Вывод: К 3 курсу студенты все больше включаются в процесс обучения. Все чаще проявляются мотивы, связанные с познавательной деятельностью и оценки своих результатов, за счет чего повышается самооценка. Студентам очень важно видеть применение своих знаний, оценивать результаты деятельности.

· 4 Курс:

Таблица № «Матрица 4 курс (ранговый коэффициент корреляции Спирмена)»

ü Установлена слабая положительная связь между показателями на уровне значимости (p ≤ 0,05): 1) 11. Оценка своего потенциала и 1.Внутренний мотив (rs=0,55); 2) 11. Оценка своего потенциала и 10.Оценка уровня достигнутых результатов (rs=0,49); 3) 12.Намеченный уровень мобилизации усилий и 10.Оценка уровня достигнутых результатов (rs=0,57); 4) 15.Инициативность и 10.Оценка уровня достигнутых результатов (rs=0,50).

ü Установлена слабая отрицательная связь между показателями на уровне значимости (p ≤ 0,05): 1)11. Оценка своего потенциала и 7.Значимость результатов (rs=-0,47); 2) 6. Мотив самоуважения и 5.Мотив смены деятельности (rs=-0,50); 3) 7. Значимость результатов и 2.Познавательный мотив (rs=-0,51); 3) 10.Оценка уровня достигнутых результатов и 5.Мотив смены деятельности (rs=-0,54); 4) 14.Закономерность результатов и 1.Внутренний мотив (rs=-0,54).

ü Установлена умеренная положительная связь между показателями на уровне значимости (p ≤ 0,01): 1) 11. Оценка своего потенциала и 2.Познавательный мотив (rs=0,59); 2) 15.Инициативность и 11.Оценка своего потенциала (rs=0,59); 3) 15.Инициативность и 12.Намеченный уровень мобилизации усилий (rs=0,58); 4) 8.Сложность задания и 3. Мотив избегания (rs=0,66); 5) 12.Намеченный уровень мобилизации усилий и 2.Познавательный мотив (rs=0,63).

ü Установлена умеренная отрицательная связь между показателями на уровне значимости (p ≤ 0,01): 1) 7.Значимость результатов и 1. Внутренний мотив (rs=-0,67); 2) 11. Оценка своего потенциала и 5.Мотив смены деятельности (rs=-0,62);

3) 12.Намеченный уровень мобилизации усилий и 5.Мотив смены деятельности (rs=-0,67).

ü Установлена сильная положительная связь между показателями на уровне значимости (p ≤ 0,001): 1) 12.Намеченный уровень мобилизации усилий и 11. Оценка своего потенциала (rs=0,70).

ü Установлена сильная отрицательная связь между показателями на уровне значимости (p ≤ 0,001): 1) 15.Инициативность и 5.Мотив смены деятельности (rs=-0,87).

Вывод: Для студентов 4 курса характерно оценивать свой потенциал, за счет уровня достигнутых результатов. Смена деятельности понижает мотивацию к оценке результатов. К 4 курсу способность оценить свой потенциал для студента очень важна, от этого происходит самопринятие. От сложности учебного задания зависит мотивация студента, проявляющая в избегании и смены деятельности. Мотивы, которые помогают в приобретении профессиональных умений (оценка своего потенциала, мобилизация усилий, инициативность) способствуют устранению мотивации, которая может создавать помехи при обучении (смена деятельности).


Структурограмма

Таблица № «Обозначения связей структурограммы»

Положительная связь:

- корреляции на уровне значимости p<0,05
- корреляции на уровне значимости p<0,01
- корреляции на уровне значимости p<0,001

Отрицательная связь:

- корреляции на уровне значимости p<0,05
- корреляции на уровне значимости p<0,01
- корреляции на уровне значимости p<0,001

1 Курс: 2 Курс:

 

3 Курс: 4 Курс:

 

Рис. 7. Структурограмма для 4 курсов испытуемых.

 

Условные обозначения: Методика диагностики уровня притязаний (В.К. Гербачевский: 1)Внутренний мотив; 2)Познавательный мотив; 3) Мотив избегания; 4) Состязательный мотив; 5)Мотив смены деятельности; 6) Самоуважение; 7) Значимость результатов; 8) Сложность задания; 9)Волевое усилие; 10)Оценка уровня достигнутых результатов; 11) Оценка своего потенциала; 12) Намеченный уровень мобилизации усилий; 13) Ожидаемый уровень результатов; 14) Закономерность результатов; 15) Инициативность.

Нужен анализ связей между методиками!!!

Вывод (Переделать, когда появится 4 курс): Степень согласованности переменных в мотивационной структуре неоднородна. Самое большое количество положительных связей наблюдается на 2 курсе – в этот период у студентов проявление мотивов наиболее разнообразно, возможно, это связано с активизацией всех нужных мотивов, с целью выявления ведущих. Степень рассогласованности переменных в мотивационной структуре повышается к 4 курсу - это говорит нам о том, что многие мотивы противоположны, но опираясь на описания, изложенные выше, можно сказать что, мотивы, которые помогают в приобретении профессиональных умений (оценка своего потенциала, мобилизация усилий, инициативность) способствуют устранению мотивации, которая может мешать студентам при обучении (смена деятельности). Общее количество корреляционных связей компонентов структуры к 4 курсу увеличивается, что свидетельствует о задействовании различных мотивов студентов в процессе обучения. Подводя итог, исходя из гипотезы, можно установить, что к 4 курсу структура мотивации усложняется.


ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2

Использовать: Поваренков глава анализа структурограммы. + Карпов Статья
ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: