I. Основные сводные счета внутренней экономики




Сводный счет Использование Ресурсы
Счет производства 3. Промежуточное потребление 5. ВВП (в рыночных ценах) (ВДС) (5 = 1 + 2 – 3 – 4) 1. Выпуск товаров и услуг (в основных ценах) 2. Налоги на продукты и импорт 4. Субсидии на продукты и импорт (-)
Счет образования доходов 2. Оплата труда наемных работников 3. Налоги на производство и импорт в том числе: налоги на продукты другие налоги на производство 4. Субсидии на производство и импорт (-) 5. Валовая прибыль экономики (валовые смешанные доходы) (5 = 1 – 2 – 3 + 4) 1. ВВП (ВДС)
Счет распределения первичных доходов 6. Доходы от собственности, переданные «остальному миру» 7. Валовой национальный доход (ВНД) (сальдо первичных доходов) (7 = 1 + 2 + 3 - 4 + 5-6) 1. Валовая прибыль (валовые смешанные доходы) 2. Оплата труда наемных работников 3. Налоги на производство и импорт 4. Субсидии на производство и импорт (-) 5. Доходы от собственности, полученные от «остального мира»
Счет вторичного распределения доходов 3. Текущие трансферты, переданные «остальному миру» 4. Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД) (4 = 1 + 2 – 3) 1. Валовой национальный доход (ВНД) 2. Текущие трансферты, полученные от «остального мира»
Счет использования располагаемого дохода 2. Расходы на конечное потребление в том числе: домашних хозяйств государственных учреждений некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства 3. Валовое сбережение (ВС) (3 = 1 – 2) 1. Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД)
Счет операций с капиталом 4. Валовое накопление основного капитала 5. Изменение запасов материальных оборотных средств 6. Чистое приобретение ценностей 7. Чистое кредитование (+), чистое заимствование (-) 1. Валовое сбережение (ВС) 2. Капитальные трансферты, полученные от «остального мира» 3. Капитальные трансферты, переданные «остальному миру» (-)

Наряду с характеристикой экономического оборота в СНС получают отражение объемы продукции и услуг – их формирование, распределение и конечное использование. Для этих целей наряду со счетом производства одновременно составляется счет товаров и услуг по отраслям, секторам и экономике в целом. В ресурсном разделе этого счета наряду с производством продуктов и услуг учитывается их импорт, а в разделе использования – экспорт.

Использование Ресурсы
5. Промежуточное потребление 1. Валовой выпуск в основных ценах
6. Расходы на конечное потребление 2. Импорт товаров и услуг
7. Валовое накопление 3. Налоги на продукты
8. Экспорт товаров и услуг 4. Субсидии на продукты
9. Статистическое расхождение  

Всю цепочку счетов СНС, начиная со счета производства, завершает финансовый счет; в нем показывают изменение финансовых активов и обязательств за отчетный период. Активы отражают прирост ресурсов или требований на их получение, а пассивы – изменение финансовых обязательств секторов и экономики в целом. Чистое изменение активов всегда равно чистому принятию обязательств, поэтому балансирующей статьи в данном счете нет [61].

Как показывает международный опыт, эффективное составление финансового счета возможно только на основе взаимодействия Банка России, статистических служб, Минфина России, страховых организаций, учреждений, занимающихся вопросами управления государственной собственностью и приватизацией, и других экономических ведомств [125].

В счете других изменений в активах и пассивах отражается изменение их величины по причинам экстраординарного характера (катастрофы, войны, пожары и т. п.), а также за счет переоценки фондов и холдинговой прибыли. В отличие от всех предыдущих счетов здесь учитывается не экономический оборот и потоки товаров и доходов, а наличие экономических активов, накопленных за все предыдущие периоды и находящихся в распоряжении субъектов экономического оборота [61].

Баланс активов и пассивов – это жизненно важный индикатор финансового состояния организации и экономики в целом. Для его построения на уровне экономики необходимо иметь исчерпывающие счета ее активов (физического капитала и, возможно, даже человеческого, природного и социального капитала) и пассивов (что страна должна другим странам). Балансы активов и пассивов для стран не являются чем-то концептуально новым, но их наличие все еще весьма ограничено, поэтому необходимо способствовать их созданию [50].

Разработка баланса активов и пассивов потребует решения вопросов классификации и совершенствования методологии оценки нефинансовых активов (вопросы разграничения основного капитала и материальных оборотных средств, отражения расходов, связанных с передачей прав собственности, разработки методов оценки в текущих рыночных ценах и т. д.). Кроме того, потребуется разработка методологических положений по стоимостной оценке в рыночных ценах других видов активов (например, ценностей, природных ресурсов, финансовых активов) [125].

Счет переоценки показывает влияние на стоимость и объем активов и обязательств изменений в уровне и структуре цен.

 

Счета внешней экономики отражают объем внешнеэкономических операций между институциональными единицами данной страны (резидентами) и других стран (нерезидентами) за отчетный период. С этой целью ведут счета:

- внешних операций с товарами и услугами;

- внешних первичных доходов и текущих трансфертов;

- операций с капиталом;

- финансовый счет;

- счет других изменений в активах и пассивах.

Ресурсы и их использование на указанных счетах показывают с точки зрения «остального мира». Другими словами, ресурсом считается импорт товаров и услуг в данную страну, а также уплаченные «остальному миру» доходы от собственности, налоги, зарплата его работникам и т.д. Соответственно, использованием считается экспорт товаров и услуг, другие выплаты резидентам данной страны.

 

6. Методы расчета ВВП:

1. Производственный:

ВВП = ВВ – ПП + -

2. Распределительный:

ВВП = ОТ + + ВП Э (ВСД)

3. Метод конечного использования:

 

ВВП = Конечное потребление + Валовое сбережение + Сальдо экспорта-импорта и услуг + Статистическое расхождение

 

 

7. До настоящего времени ориентиром СНС являлась версия СНС-93. В настоящее время издана версия СНС-2008 года, являющаяся логическим продолжением СНС-93, с учетом реалий современной экономики и развития теории экономической мысли [30].

Как показано в Плане развития СНС до 2017г. [30], одной из наиболее актуальных в России является проблема отражения в СНС ненаблюдаемой экономики прямыми статистическими методами. Экономика, ненаблюдаемая прямыми статистическими методами, включает все виды экономической деятельности, как законной, так и незаконной, которые скрываются от учета или информация о которых недоступна. Сюда же включаются результаты экономических операций по производству и использованию товаров и услуг домашними хозяйствами (неформальная экономика).

Кроме того, отсутствие некоторых классификаторов и недостаточно быстрая адаптация имеющихся классификаторов к международным стандартам не позволяет сегодня в полной мере наполнить даже основные понятия СНС адекватным информационным содержанием. К таким классификаторам относятся: классификаторы финансовых и нефинансовых активов (включая, классификатор ценностей и непроизведенных нефинансовых активов); классификатор операций сектора государственного управления (экономическая классификация расходов бюджета).

Внедрение СНС-2008 года в России потребует методологических и организационных усилий в области совершенствования системы исходной информации, включая реорганизацию источников первичных данных, и достижения нового уровня межведомственного взаимодействия.

В ходе реализации задач по внедрению СНС-2008 года целесообразно применять гибкий подход, предполагающий вариантный выбор шагов. В первую очередь следует уделить внимание тем рекомендациям, реализация которых может повлиять на оценку объема, структуры и динамики ВВП.

Приоритетными задачами уже сейчас можно считать рекомендации по совершенствованию оценок экономики, ненаблюдаемой прямыми статистическими методами, уточнение трактовки расходов на приобретение товаров длительного пользования для военных целей, организации источников информации для оценки нового вида нефинансовых активов - «исследования и разработки». Весьма приоритетной представляется задача внедрения в регулярную практику России классификаций финансовых и нефинансовых активов. Применение этих классификаций явится важным шагом в разработке финансового счета и баланса активов и пассивов, совершенствовании счетов операций с капиталом.

Реализация новых рекомендаций повлечет за собой изменения в данных национальных счетов. Изменятся значения показателей валового внутреннего продукта, валового накопления капитала, сбережения и др. показателей. В связи с этим целесообразно внедрять обновленную СНС в статистическую практику не по мере освоения того или иного положения рекомендаций, а крупными блоками, этапами, с тем, чтобы сократить число пересмотров динамических рядов макроэкономических показателей. Отправной точкой в этой работе для России должна стать разработка базовых таблиц «Затраты - Выпуск» за 2011 год. А после разработки таблиц осуществить пересмотр динамического ряда ВВП и основных его компонентов.

Первоочередными задачами дальнейшего совершенствования СНС являются: удовлетворение информационных интересов пользователей в части набора и формата представления данных по национальным счетам и выполнение международных обязательств России по представлению данных национальных счетов и, в частности, в ОЭСР как страны-кандидата к вступлению в эту организацию.

Основные направления совершенствования национальных счетов в России включают повышение надежности счетов, которые уже внедрены в статистическую практику и публикуются на регулярной основе за счет: совершенствования информационной базы для составления национальных счетов; совершенствования динамических характеристик показателей национальных счетов; совершенствования методологии оценки экономических явлений, нерегистрируемых прямыми статистическими методами; составления комплекса базовых таблиц «Затраты - Выпуск» (ТЗВ) и построения таблиц ресурсов и использования товаров и услуг (ТРИ) на ежегодной основе; обеспечения участия России в программах международных сопоставлений валового внутреннего продукта; внедрения счетов и таблиц, предусмотренных СНС, которые пока не разрабатываются; совершенствования региональной составляющей национальных счетов; дальнейшей гармонизации СНС с другими разделами макроэкономической статистики, за которые отвечают другие субъекты официального статистического учета (Минфин России, Банк России, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба и др.) [30].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: