Творческое осмысление идей Фрейда и Маркса в трудах представителей франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе).




От либеральной идеи равенства к социал-дарвинизму. Социальная философия и ее задачи. Детерминизм как принцип построения теории общества (географический, расовый, демографический, экономический детерминизмы).

Прежде всего следует отметить, что проблема равенства и справедливости находится в центре внимания многих социально-философских теорий Запада. Эта концепция социальную справедливость рассматривает через приоритет индивидуальной свободы в обществе. Причем свобода ею понимается как индивидуальная независимость, ограниченная лишь свободой точно таких же автономных индивидов и самоконтроля.

Либеральная теория представляет собой определенное мировоззрение, имеющее философские, социальные, этические, экономические и политические аспекты, которые связаны друг с другом, взаимно друг друга дополняют, но в то же время обладают некоторой самостоятельностью. И хотя теории политического или экономического либерализма опираются на соответствующие онтологические концепции, они имеют и свои собственные обоснования и потому иногда рассматриваются в отрыве друг от друга.

Социал-дарвинизм. Впервые идею социальной эволюции через естественный отбор сформулировал Т. Мальтус. По его мнению, системы помощи беднякам являются неэффективными. Его идеи использовались в качестве оправдания поправок к Закону о бедных 1864 г. в Англии, заключавшихся в помещении претендентов на помощь из числа бедняков в условия зверского режима работных домов.

Ч. Дарвин и А.Р. Уоллес сформулировали свою идею о борьбе за выживание после чтения книги Мальтуса. Идея эволюции путём естественного отбора в 19 веке витала в воздухе. Кузен Дарвина Ф. Гальтон основал новую науку – евгенику, как науку о селекции человеческого рода путём искусственного отбора. Чтобы вывести высокоодарённую человеческую расу, нужно создать материальные стимулы для поощрения вступления в брак и обзаведения детьми тех, кто успешно пройдёт процедуру интеллектуального тестирования. Эти идеи нашли применение в фашистской Германии, где «расовая гигиена» нашла воплощение в экспертизе на чистокровность, насильственной стерилизации и уничтожении «неполноценных» в концлагерях и газовых камерах.

Теория Дарвина имела ошеломляющий успех в биологии. Некоторые социологи, которых условно объединяют в рамках такого направления, как социал-дарвинизм, решили по методу аналогии применить принципы биологической эволюции к обществу, и тем самым повторить научный успех Дарвина. Г.Спенсер считал, что Вселенная, общество, социальные институты и человек претерпевают эволюцию по закону выживания сильнейших, поэтому Спенсер критиковал правительство за субсидии для бедных. Люди и организации должны развиваться, полагаясь лишь на собственные силы, слабые должны погибнуть или «уйти со сцены». Эти идеи были очень близки американским колонистам на Диком Западе, где не сумевшие приспособиться просто погибали. Ж.А. де Гобино считал, что из-за невозможности длительно сохранять чистоту расы наступает гибель всех цивилизаций, что этнические смеси приводят к вырождению человека, что существует неизбежная иерархия рас, что белая раса является самой красивой и сильной, что семейство «арийцев» является высшим среди представителей белой расы. По мнению Гобино, негры являются слишком чувственными и неспособными к рациональному самоконтролю, а «жёлтая раса» проникнута утилитаризмом, трудолюбием, поиском пользы и выгоды, поэтому ей неведомы героические порывы и высокие достижения. Единственной «исторической» расой является белая раса, которая является самой красивой, умной и сильной. Именно представители белой расы создали все великие цивилизации. Арийцы – это «раса владык», которые заботились о чистоте породы, например, с помощью запрета заключать брак между представителями разных каст в Индии. Иногда факты противоречили теории Гобино, например, в работе «История персов» он называл «чудовищной ложью» традиционную версию греко-персидских войн, т.к. «арийцы» Дария и Ксеркса не могли быть хуже «семитизированных» греков.

Антрополог Ж.В. де Лапуж считал наиболее ценным расовым типом белокурого долихоцефала, таким образом, признаками высшей расы являются белокурые волосы и «длинный» череп, этот второй признак определялся с помощью головного указателя, как отношения наибольшей ширины черепа к наибольшей длине, ширина и длина черепа определялись с помощью специального циркуля. Понятие головного указателя было введено шведским анатомом А. Ретциусом в 40-х гг. 19 в. О.Аммон провёл ряд антропологических исследований среди рекрутов и студентов. Иногда факты противоречили этой гипотезе, и некоторые гении оказывались «круглоголовыми» - брахицефалами, тогда Аммон был вынужден записать их в ложные брахицефалы. Л. Гумплович считал, что единицей социального отбора является не личность, а этническая группа или социальный класс, что государство – это организация господства меньшинства над большинством, что государство возникло в результате борьбы между ордами.

Социал-дарвинизм имеет глубокую идейную связь с расово-антропологической школой в социологии. Сущность идей расово-антропологической школы состоит в том, что существуют полноценные и неполноценные расы, поэтому нужно устроить искусственный отбор в концентрационных лагерях в форме уничтожения и стерилизации неполноценных людей. Представителями этого направления были

Чемберлен призывал к возрождению мифического «арийского духа». В сочинении «Основы 19 столетия» (1899 г.) он объявил создание «тевтонской» культуры высшим достижением европейской истории. В третьем рейхе эти идеи обеспечили ему титул «народного мыслителя». На основе «генеалогических» изысканий Л Вольтман утверждал о германском происхождении таких видных деятелей Италии и Франции, как Данте, Леонардо да Винчи, Тициан, Тассо, Монтень, Дидро, Руссо. С точки зрения нацизма, если немецкая нация желала сохраниться, то ей, как «чистой расе», предписывалось уничтожать евреев, как представителей «неполноценной расы». Свой приход к власти Гитлер назвал расовой революцией. Гитлер считал, что государство – это только средство борьбы за интересы расы, что марксизм планирует последовательную передачу власти в мире в руки евреев. В 1933 г. Гитлер принял декрет о наследственном здоровье, по которому в клиниках по отношению к инвалидам и в тюремных больницах по отношению к рецидивистам проводились операции по стерилизации. Окончательное решение о стерилизации принималось специальными судами в составе двух докторов и одного судьи, которые назначались официально. Как писал Э. Ристов в 1935 г., операция по стерилизации не могла быть отложена даже в связи с беременностью жертвы, при этом беременность должна была быть прервана. В соответствии с решением такого суда у женщины яичники либо удалялись, либо перевязывались. Ей был запрещён выезд за границу, чтобы исключить возможность восстановления функций яичников даже с помощью тамошних хирургов. По декрету 1939 г. был начат процесс по умерщвлению отдельных лиц в случае неизлечимой болезни. Профессор Йенского университета в период нацистского правления Г. Гюнтер назвал антропологические черты нордической расы: высокий рост (средний рост мужчин – 174 см), узкое лицо, высокий нос с узкими ноздрями, узкий рот, выступающий подбородок, который производит впечатление смелости, светлая кожа с румянцем, белокурые мягкие и не очень густые волосы. Кстати, сам Гитлер и министр пропаганды Геббельс вряд ли смогли бы пройти эту процедуру, т. к. Гитлер был брюнетом и имел низкий скошенный лоб, а Геббельса называли «чернявым тевтонским сморчком». Поэтому Геббельс сделал идеалом арийской женщины свою жену – высокую блондинку с голубыми глазами и многодетную мать.
Детерминизм (от лат. determino — определяю), - философское учение закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.
Географический детерминизм - географическое и социологическое понятие, обозначающее взаимозависимость между обществом и географической средой. Термином «географический детерминизм» иногда обозначают концепции, придающие географическим факторам решающую роль.

Расовый (этнический) детерминизм.Представления о «коллективном субъекте», воплощающем «врожденные идеи», в эволюционном процессе нашли отражение в теориях расового детерминизма. В отличие от концепции психического единства, применяемой для объяснения общих черт в культурах разных обществ, расовые теории использовались для объяснения культурных различий.

Идея эволюционного неравенства рас была доминирующей в рамках классического эволюционизма.

Экономический детерминизм главным детерминирующим фактором общественной жизни полагает экономику в целом, производство и т. п. Маркс пишет, что в общественном производстве своей жизни люди вступают в необходимые, от их воли независящие отношения, называемые производственными отношениями. Совокупность этих отношений составляет экономический базис общества, над которым возвышается политическая, правовая и др. надстройки. Экономический базис выступает ведущим детерминантом развития общества. На его основе действуют законы общественного развития, не зависимые от сознания человека. Таким образом, К. Маркс открывает объективную основу общества, не зависящую от воли и сознания человека; К. Маркс и Ф. Энгельс создают материалистическое понимание истории. Согласно этому пониманию, в основе развития общества, истории лежит развитие материального производства, которое определяется диалектикой производственных сил и производственных отношений. Производственные отношения есть форма существования производственных сил, обеспечивающая типологичность общества. Главное производственное отношение — отношение собственности на средства производства. Общество, по Марксу, представляет иерархическую субординированную систему первичных и вторичных компонентов. Первичное является главным детерминантом общественной жизни, вторичное — оказывает обратное воздействие на первичную основу.

Творческое осмысление идей Фрейда и Маркса в трудах представителей франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе).

Франкфуртская школа – течение в общественной мысли, обозначенное по месту нахождения Института социальных исследований в Франкфурте-на-Майне(30 г. ХХ ст.), деятельность учёных которого положила начало направлению. К числу социологов Франкфуртской школы относят М. Хоркхаймера, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермаса и др. Это направление характеризуется разноплановостью научных интересов.

«Критическая социология» рассматривает общество как целостную объективно-субъективную реальность. Социологи этой школы в своих работах использовали идеи К. Маркса, З. Фрейда. Франкфуртская школа критиковала теории капиталистического и социалистического общества. Основными проблемами, над которыми работали франкфуртцы, были феномен капиталистического общества, проблема отчуждения, авторитарный тип личности, культура, искусство, социальная коммуникация, общественные движения. «Критическая теория» призывала сделать предметом социологического анализа всю человеческую и внечеловеческую деятельность («праксис»), в которой снимается абстрактная противоположность субъекта и объекта за счёт их диалектической взаимообусловленности и перехода друг в друга.

Обращение Хоркхаймера к психоанализу является ярко выраженным в тех случаях, когда он стремится осмыслить проблемы, связанные с пониманием отношений в семье, взаимосвязи между семьей и обществом, природы авторитаризма и антисемитизма. По мнению Хоркхаймера, именно Фрейд положил начало переосмыслению традиционных отношений между отцом и сыном. В современном обществе уже не отец, а ребенок становится той реальностью, за которой скрываются движущие силы социального развития. Хоркхаймер и его последователи считают, что психоанализ внес значительны вклад в освещение взаимоотношений между семьей и обществом, родителями и детьми. Фрейд выявил амбивалентную установку детей к своим родителям. Однако в настоящее время ребенок значительно раньше, чем прежде, обнаруживает, что отец не обладает достаточной властью и силой, чтобы защитить его от различного рода социальных невзгод. В поисках авторитета он стремится отождествить себя уже не с отцом, а с его более сильным заместителем "сверхотцом", или образом, созданным "тоталитарной идеологией".

Именно в подобном переосмыслении взаимоотношений между ребенком и родителями многие представители франкфуртской школы пытаются отыскать истоки авторитаризма, антисемитизма, фашизма.

Психоаналитические идеи органически включаются в размышления Хоркхаймера о проблемах рациональности в современной индустриальной культуре, отношениях между человеком и природой, "сциентистской ошибке" разума, приводящей к массовому безумию и "тотальной паранойе". Если Фрейд стремился отыскать связывающие пути между " эдиповым " комплексом и беспомощностью человека, нуждающегося в защите от сил природы, то сходные рассуждения имеются и у Хоркаймера, согласно его взглядам, ребенок наделяет отца сверхъестественной силой, переносит этот образ во внешний мир, пытается преодолеть свое бессилие путем покорения и разрушения природы и, испытывая ненависть к своему отцу, переводит это чувство в "возмущение против самой цивилизации".

Фрейд считал, что каждый человек является противником культуры. Развивая это положение, некоторые его последователи попытались свести агрессивность индивида по отношению к природе и культуре в целом к иррациональным наклонностям человека, возникающим в глубинах человеческой психики и переносимым на внешний мир. Хоркхаймер не разделяет подобной точки зрения, полагая, что "ненависть цивилизации" не является иррациональной проекцией психологических затруднений личности во внешний мир. Он соотносит фрейдовские рассуждения о "сублимации сексуальны влечений" и "принципе реальности" с индустриализмом, подчиняющим сексуальные отношения социальному господству, и с "духом коммерческой культуры", проникающим в кровь и плоть всех взаимоотношений между людьми.

В понимании Фрейда, по мере развития человеческой цивилизации происходит все большее распространение психических заболеваний, сопровождающееся возникновением "невротических культур", когда пациентом становится весь человеческий род. Аналогичные идеи развиваются Хоркхаймером и Адорно в их совместном труде "Диалектика просвещения. Философские фрагменты" (1947), где подробно обсуждается проблема рациональности и "сциентизации разума" в западноевропейской культуре.

Как полагают Хоркхаймер и Адорно, в период мифологического познания мира произошло отделение разума от природы. В дальнейшем это отделение разума от природного мира вылилось в стремление к полной автономии разума от каких либо природных уз и к господству его над природой. "Просвещение" обернулось порабощением природы, а вместе с ним и болезненным расстройством разума, ибо, с одной стороны он пребывает в иллюзии относительно своего могущества над природой, а с другой постоянно испытывает безотчетный страх перед возможностью проявления своего собственного природного начала, связывающего человека с окружающим его миром, что толкает его на выражение враждебного отношения к природе. Безумство, сумасшествие, болезнь разума приняли такие "параноидальные формы ", которые в завуалированном виде выступают в облике "тоталитарной идеологии", культа сильной личности и мании величия, приведших, в частности, к взлету фашизма.

В середине 50-х годов Маркузе попытался по-своему рассмотреть те же самые проблемы, которые затрагивались Адорно и Хоркхаймером.

Специфика маркузианского подхода к осмыслению взаимоотношений между человеком и культурой состоит в том, что, в отличие от Хоркхаймера и Адорно, использовавших психоаналитические идеи для объяснения освещаемых ими явлений, у Маркузе психоаналитическое учение Фрейда высыпает в качестве философской призмы, через которую он стремится осмыслить историческую направленность развития человечества. Маркузе отталкивается от фрейдовских идей о " принципе реальности ", " инстинкте жизни " и " инстинкте смерти ". Он считает, что именно во фрейдовских метапсихологических концепциях содержатся ценные идеи, относящиеся к толкованию истории развития человеческой цивилизации.


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: