Глава 8. Местное самоуправление




Понятие основ местного самоуправления

Во многом понятие «основы местного самоуправления» является производным от используемого в гл. 1 Конституции РФ понятия «основы конституционного строя». Это объясняется следующими факторами:

1) тем, что согласно ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации;

2) местное самоуправление представляет собой одну из форм осуществления народом Российской Федерации народовластия (ст. 3 Конституции РФ);

3) местное самоуправление – это система местной (муниципальной) власти, обеспечивающей самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ст. 130 Конституции РФ).

Основы местного самоуправления можно определить как совокупность правовых норм, содержащихся в международных, федеральных, региональных и муниципальных правовых актах и закрепляющих в соответствии с политическими, экономическими и социальными основами конституционного строя Российской Федерации наиболее принципиальные, важные и общие для всех субъектов РФ, муниципальных образований территориальные, правовые, организационные и финансово - экономические начала деятельности населения по решению вопросов местного значения.

Местное самоуправление в системе основ конституционного строя Российской Федерации

Европейская хартия местного самоуправления 1985 г. закрепляет положение о том, что местное самоуправление относится к числу основ любого демократического строя. Местное самоуправление позволяет наиболее непосредственным образом осуществить именно на местном уровне право граждан участвовать в управлении государственными делами. В ст. 2 Европейской хартии местного самоуправления устанавливается, что принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в конституции государства.

Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление, раскрывая и закрепляя в ст. 3, 12, 15, 18, 24, 32, 33, 46, 68, 74, 97, 130–133 его сущностные проявления, ключевые задачи и функции.

Глава 8. Местное самоуправление

Статья 130

1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Статья 131

1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Статья 132

1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Статья 133

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Сущность местного самоуправления определяет его разноаспектное конституционное значение:

1) оно является одной из основ конституционного строя;

2) эта форма народовластия, неотъемлемая составная часть политической системы;

3) местное самоуправление содержит в себе важные элементы гражданского общества;

4) местное самоуправление можно признать институтом правового положения личности.

Конкретизируя публичный характер муниципальной власти, можно выделить следующие признаки:

1) местное самоуправление выступает в роли самостоятельного института власти, закрепленного в Конституции РФ и федеральном законодательстве;

2) местное самоуправление имеет свой механизм осуществления функций (население, органы и должностные лица местного самоуправления);

3) властные полномочия реализуются органами местного самоуправления непрерывно;

4) власть местного самоуправления действует на всей территории муниципального образования;

5) муниципальная власть основывается на Конституции РФ, действующем законодательстве, муниципальной собственности и местном бюджете, которые придают ей самостоятельность и компетенционную обособленность;

6) органы местного самоуправления, выполняя свои полномочия, вправе устанавливать местные налоги и сборы на территории муниципального образования;

7) муниципальная власть осуществляется в рамках закона.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: