Ье условие: Обращение в сторону Каабы.





Обращение лицом к Каабе является условием намаза, без которого он недействителен, ибо Аллах Всевышний приказал данное действие в Своей Книге. Аллах Всевышний сказал: «Откуда бы ты ни вышел, обращай лицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы ни оказались, обращайте ваши лица в ее сторону». (Сура аль-Бакара, аят 150)
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прибыв в Медину, первое время совершал намаз в сторону Йерусалима. То есть, Кааба была позади него в молитве, а лик был направлен в сторону Шама. Но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ждал того дня, когда Аллах Всевышний изменит направление молитв. Аллах Всевышний сказал: «Мы видели, как ты обращал свое лицо к небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты останешься доволен. Обрати же свое лицо в сторону Заповедной мечети». (Сура аль-Бакара, аят 144). В этом аяте Аллах Всевышний повелел обращаться во время молитв в сторону Запретной мечети.
Исключением являются только три случая:
1 — Если человек не в состоянии обратиться лицом в сторону Запретной мечети, как, например, больной. В таком случае эта обязанность спадает с него. Аллах Всевышний сказал: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей». (Сура ат-Тагъабун, аят 16) А также: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей». (Сура аль-Бакара, аят 286) Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если я велю что-либо, то исполняйте это по мере ваших возможностей». аль-Бухари, 7288; Муслим, 1337.
2 — Если человек находится в состоянии сильного страха, например, убегает от врага, убегает от хищного зверя, и так далее. В таком случае человек совершает намаз в ту сторону, в которую может. Аллах Всевышний сказал: «Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом. Когда же вы окажетесь в безопасности, то поминайте Аллаха так, как Он научил вас тому, чего вы не знали». (Сура аль-Бакара, аят 239)
3 — Если человек совершает добровольные намазы в пути, он может обратиться лицом в ту сторону, в которую едет. Например, человек летит на самолете, или едет на автомобиле, или же путешествует верхом на верблюде. Например, намаз “уитр”, ночной добровольный намаз или намаз “духа”.
В этих трех ситуациях человек не обязан поворачиваться в сторону Каабы, совершая намаз.
Что касается человека, который не знал о том, в какой стороне Кааба, но приложил все силы, чтобы выяснить это, и все равно ошибся, то ему не нужно заново совершать молитву. Доводом тому служит история о сподвижниках, которые не знали о том, что направление молитв изменено. Некоторые сподвижники совершали утреннюю молитву (фаджр) в сторону Иерусалима. Затем пришел некий человек и сказал: «Поистине, пророку, да благословит его Аллах и приветствует, были ниспосланы аяты, в которых приказано обращаться во время молитв в сторону Каабы». Услышав это, они прямо во время молитвы повернулись в сторону Каабы. Получается, что часть намаза они совершали не в сторону Каабы, а это было во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но он не осудил их действия. Из этого мы делаем вывод, что человек, который по ошибке повернулся во время намаза не в ту сторону, не обязан затем возмещать этот намаз. Но когда он узнал, в какой стороне Кааба, то уже должен повернуться в эту стороне, даже если это будет во время молитвы.

 


4-ое условие: Намерение (ниййат).


Намаз недействителен без намерения (ниййат), ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, дела с намерениями и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести)». аль-Бухари, 1; Муслим, 1907.
Также благородные аяты указывают на необходимость намерения во время поклонения. Например, Аллах Всевышний сказал, описывая пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников: «Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству». (Сура аль-Фатх, аят 29) А также: «Вы расходуете это только из стремления к Лику Аллаха». (Сура аль-Бакара, аят 272) А также: «Если же кто-либо покидает свой дом, переселяясь к Аллаху и Его Посланнику, после чего его настигает смерть, то его награда ложится на Аллаха». (Сура ан-Ниса, аят 100) Подобных аятов очень много.
Поэтому, намерение (ниййат) является одним из условий действительности намаза. Намаз недействителен, кроме как с намерением. И взятие намерения не является чем-то тяжелым. Каждый разумный человек, делая какое-либо деяние, имеет намерение его сделать. Поэтому, нет нужды в том, чтобы произносить намерение языком, ибо место намерения в сердце. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не произносил намерения и не приказал своей общине произносить его. Никто из сподвижников также не произносил намерения. Следовательно, произнесение намерения является нововведением (бид‘а). Ведь, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники, совершая намаз, никогда не говорили: «О Аллах, я намереваюсь совершить такой-то намаз».

Мы знаем, что намазы делятся на три вида:
1 ― Обычные, ни с чем не связанные, дополнительные намазы.
В этих намазах нет нужды в каком-либо намерении, кроме намерения на совершение намаза, так как это простые дополнительные молитвы, которые ни с чем не связаны.


2 ― Определенные виды дополнительных намазов.
Например, молитва “уитр”, или молитва “духа”, или молитвы “рауатиб”. Совершая эти молитвы, человек обязательно должен обозначить в сердце, какой именно намаз он совершает. Это намерение должно быть в сердце, а не на языке. Совершая, например, “уитр”, человек должен понимать, что он совершает именно “уитр”.


3 ― Обязательные намазы.
Обязательных намазов пять: утренний (фаджр), обеденный (зухр), послеобеденный (‘аср), вечерний (магъриб), ночной (‘иша). Если ты пришел в мечеть во время утреннего намаза, то что ты намереваешься совершить?! Вечерний намаз?! Конечно же, ты собираешься совершать утренний (фаджр) намаз. Так вот, допустим, ты пришел в мечеть, сделал вступительный “такбир”, однако в голове у тебя не было мыслей, что ты совершаешь именно утренний намаз. Такое часто случается, когда человек спешит быстро начать намаз, чтобы не упустить ракаат. Так вот, здесь нет в этом нужды. Ведь, ты пришел в мечеть, чтобы совершить именно тот намаз, который совершается в это время, следовательно, ты намеревался совершить именно тот намаз, который совершается в данное время, даже если во время намерения ты не обозначил конкретный намаз. Если кто-нибудь спросит тебя: «А какой намаз ты сейчас совершал?!» Ты непременно ответишь: «Я намеревался совершить именно утренний намаз», - хотя ты и не обозначил это во время намерения.

 

 

Намерение имама и человека, стоящего за имамом.
Коллективная молитва (джама‘а) нуждается в том, что присутствовали имам и стоящие за ним. То есть, как минимум, необходимо наличие двух человек: имама и стоящего за ним (маъмума). А там уже, чем больше людей совершают намаз, тем это более любимо пред Аллахом. У имама и стоящего за ним человека (маъмума) обязательно должно присутствовать намерение (ниййат). Относительно этого существует единогласное мнение мусульман. То есть, если ты присоединяешься к коллективному намазу, у тебя должно быть намерение, что ты будешь следовать за данным имамом.
Что касается намерения имама, то в этом вопросе среди ученых возникло разногласие относительно того, обязательно ли имаму иметь намерение, что он становится имамом в этом намазе, или необязательно?!
Некоторые обладатели знания сказали, что имам обязательно должен иметь намерение, что он является имамом, а не просто совершает намаз сам по себе. Например, два человека вошли в мечеть и увидели там молящегося, подошли к нему, встали сзади и сделали намерение, что он будет для них имамом в намазе. А этот молящийся молится сам по себе, не зная о том, что они присоединились. Так вот, обладатели знания, говорящие о том, что имам обязательно должен иметь намерение, считают, что в данной ситуации молитва двух стоящих позади недействительна, так как тот, кого они взяли имамом, не имеет намерения быть для них имамом.
Другие же сказали, что намерение имама не является условием, посему молитва этих двух действительна.
Первое из перечисленных мнений известно в мазхабе имама Ахмада, да смилуется над ним Аллах. Второе же мнение относится к мазхабу имама Малика, да смилуется над ним Аллах. В довод они привели хадис, в котором сообщается, что ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встал на молитву, встал слева от него, но он взял его за ухо и поставил справа от себя. аль-Бухари, 6316; Муслим, 763. Но что касается этого хадиса, то нет сомнения, что он не указывает на это. Здесь у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было намерение стать имамом, однако он взял это намерение только в процессе самого намаза. И нет проблем в том, чтобы сделать такое намерение прямо во время совершения намаза.
Подводя итог, можно сказать, что безопаснее для стоящих позади, как-нибудь подать знак имаму, что они становятся позади него. Если он ничего не сделает, значит, он согласен, если же он подаст знак рукой, чтоб они не молились за ним, то пусть помолятся отдельно.

 

 


Следующий вопрос заключается в том, может ли человек, совершающий обязательную молитву, молится позади имама, который совершает добровольный намаз, и может ли человек, совершающий добровольный намаз, стоять позади имама, который совершает обязательную молитву?


Что касается того, кто совершает дополнительный намаз (нафиля), то ему разрешено молиться за имамом, совершающим обязательную молитву (фарида). На дозволенность подобного поступка указывает сунна. Однажды, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал утренний намаз в Мине, а, закончив намаз, он увидел двух человек, которые не помолились вместе со всеми. Он спросил их: «Что помешало вам совершить намаз вместе с людьми?» На что они ответили: «О посланник Аллаха, мы уже помолились в своих домах». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им: «Если вы уже совершили молитву у себя дома, а затем пришли в мечеть на коллективный намаз, то помолитесь с людьми, и тогда, поистине, эта молитва станет для вас дополнительной». Абу Дауд, 575; ат-Тирмизи, 219; ан-Насаи, 757; Ахмад, 4/160, 161, и другие. То есть, эта вторая молитва стала для них дополнительной, следовательно, они совершали дополнительную молитву за имамом, который совершает обязательную. Исходя из хадиса, это дозволено.
Бывает и иная ситуация, то есть человек, совершающий обязательный намаз, молится за имамом, который совершает добровольный. Чаще всего такое случается в месяце Рамадан, когда человек приходит в мечеть, а ночной намаз (‘иша) уже совершили. Он заходит в мечеть и видит, что коллектив уже совершает молитву “тарауих”. Что ему делать: совершить ночной намаз (‘иша) за имамом, который совершает “тарауих” или же молиться отдельно?!


В этом вопросе существует разногласие между учеными. Некоторые из них сказали, что не является действительной обязательная молитва, совершенная позади имама, совершающего добровольную молитву, ибо обязательная молитва выше по положению, чем добровольная. То есть, не должно быть такого, что молитва стоящего позади (маъмума) выше по положению, чем молитва имама. Другие же сказали, что такая молитва является действительной, ибо на это указывает сунна. Рассказывается, что Му‘аз ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, совершал с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, ночной намаз (‘иша), а затем возвращался к своему племени и совершал с ними эту же молитву. Муслим, 465. То есть, для них это был обязательный намаз, а для него уже дополнительный, однако пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не порицал его за это.


Следовательно, правильное мнение заключается в том, что человеку дозволено совершать обязательную молитву позади имама, совершающего дополнительный намаз. А то сравнение (къияс), которое привела первая группа ученых, не принимается, так как противоречит доводу из сунны.


Следующий вопрос заключается в том, ставится ли условие, чтоб намаз имама соответствовал по виду намазу стоящего позади?! То есть, например, если имам совершает обеденный намаз (зухр), ставится ли условие, чтоб за ним молились только те, кто совершают этот же обеденный намаз, а не вечерний к примеру?!


В этом вопросе также существует разногласие.
Некоторые ученые сказали, что намаз имама и намаз стоящего позади (маъмума) должны соответствовать друг другу. То есть, тот, кто совершает обеденный намаз (зухр) должен молиться только позади того, кто совершает обеденный намаз. А тот, кто хочет совершить послеобеденный намаз (‘аср), может совершать его только позади имама, совершающего послеобеденный намаз, и так далее. В довод они привели хадис пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, имам поставлен только для того, чтобы за ним следовали, посему не противоречьте ему». аль-Бухари, 689; Муслим, 411.


Другие же ученые сказали, что такого условия нет. То есть, человек может совершить послеобеденный намаз (‘аср) за имамом, который совершает обеденный (зухр), и так далее. В данном случае, по их мнению, следование за имамом никак не нарушается из-за этого. Если можно совершать обязательную молитву за тем, кто совершает дополнительную, то тем более можно совершать обязательную молитву за тем, кто также совершает обязательную, хоть она и отличается от твоей. И это мнение более верное!
Например, человек пришел на ночную молитву (‘иша) и уже читают “икъаму”, а он вдруг вспомнил, что совершил обеденный намаз (зухр) без омовения. Как ему поступить?! Мы скажем ему, чтоб присоединился к коллективу, но с намерением совершения обеденной молитвы (зухр). В данном случае получилось так, что человек совершает обеденный намаз, а имам – ночной, и это не вредит. Что же касается хадиса, который был приведен первой группой: «Поистине, имам поставлен только для того, чтобы за ним следовали, посему не противоречьте ему», ― то здесь речь вообще не идет о намерении в намазе. Ведь, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в продолжении этого хадиса разъяснил: «Если имам сделает “такбир”, то и вы делайте “такбир”. Если он совершает земной поклон, то и вы совершайте земной поклон. Если он встает, то и вы вставайте». То есть: следуйте за имамом, не опережая его.

 

Мы разобрали условия (шуруты) намаза, а сейчас следует поговорить о столпах (арканах). Столпами (арканами) намаза называются такие действия и слова, без которых намаз недействителен.

 

Столпы намаза.

 

1-ый столп: “Такбирату-ль-Ихрам”.
“Такбирату-ль-Ихрам” – это произнесение человеком слов «Аллаху Акбар» во время вхождения в намаз. Намаз не начинается, пока человек не произнесет эти слова. Например, если человек забыл произнести “такбирату-ль-Ихрам” и приступил к чтению «аль-Фатихи», его намаз не является действительным, ибо намаз не начинается без “такбирату-ль-Ихрам”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучая человека совершению намаза, сказал ему: «Если ты собираешься совершить намаз, то соверши омовение должным образом, а затем обратись в сторону Каабы и сделай “такбир”…». аль-Бухари, 6251; Муслим, 397.

 


2-ой столп: Чтение суры “аль-Фатиха”.
Чтение суры “аль-Фатиха” также является столпом намаза, значит, без прочтения этой суры намаз недействителен. Аллах Всевышний сказал: «Читайте же из Корана то, что необременительно для вас». (Сура аль-Муззаммиль, аят 20) А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что именно следует читать. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не совершил молитву тот, кто не прочитал “Аль-Фатиху”». аль-Бухари, 756; Муслим, 394. А также: «У того, кто совершил намаз и не прочитал в нем “аль-Фатиху”, этот намаз будет недействителен». Муслим, 395.
Чтение суры “аль-Фатиха” является столпом для каждого молящегося человека, будь то имам, или стоящий позади него (маъмум), или молящийся в одиночку. Тексты, указывающие на обязательность чтения данной суры, являются общими и из них не сделано никакого исключения. Следовательно, если Аллах Всевышний и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, никого не исключили, то обязательность распространяется на всех без исключения.
Коллективные намазы бывают двух видов:
1 ― Намазы, в которых “аль-Фатиха” читается имамом вслух в первых двух ракаатах.
2 ― Намазы, в которых “аль-Фатиха” читается имамом про себя.

Если имам читает “аль-Фатиху” вслух, то стоящий позади (маъмум) также читает эту суру. Когда же имам переходит на чтение следующей суры, тот стоящий позади обязан молча слушать чтение имама.
Если же имам читает “аль-Фатиху” про себя, то стоящий позади читает “аль-Фатиху”, а затем и другие суры до тех пор, пока имам не уйдет в поясной поклон. Исключением является только тот случай, когда человек пришел, а имам уже находится в поясном поклоне. В данной ситуации с человека спадает обязанность чтения “аль-Фатихи”. Передают, что однажды Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в тот момент, когда тот совершал поясной поклон (во время молитвы), и он тоже склонился в поясном поклоне, но до того, как присоединился к ряду молящихся. Потом он рассказал об этом пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Да увеличит Аллах твоё стремление (к благу), но больше так не делай!» аль-Бухари, 783; Абу Дауд, 684. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, знал, что Абу Бакра поспешил совершить поясной поклон еще до присоединения к ряду, чтобы ему засчитался ракаат. Но велел больше так не делать, ибо в другом хадисе сказано: «Когда идёте на молитву, вам следует вести себя тихо, и не приходите на нее бегом. Совершите (вместе со всеми ту часть) молитвы, на которую вы успели, а пропущенное вами совершите самостоятельно». аль-Бухари, 908; Муслим, 603.
А доводом из хадиса Абу Бакры является то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не приказал ему заново совершить тот ракаат, на который он спешил. Если бы этот ракаат не был засчитан, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал бы его восполнить. Ведь, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не откладывал разъяснение какой-либо вещи, когда в этом разъяснении была нужда. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не сказал ему о том, что ракаат не засчитан, следовательно, он был засчитан. А раз так, то получается, что ракаат был засчитан, хотя сура “аль-Фатиха” не была прочитана.
Если человек застал имама в поясном поклоне, то ему следует произнести “такбирату-ль-Ихрам”, а затем, не читая “аль-Фатихи”, сразу совершить поясной поклон. Лучше всего сделать второй “такбир” отдельно для поясного поклона, но если даже человек ограничится только произнесением “такбирату-ль-Ихрам”, то нет в этом проблем.
Также в первых двух ракаатах желательно (сунна) прочитать что-то из Корана после “аль-Фатихи”. Что же касается третьего ракаата вечернего намаза (магъриб), а также третьего и четвертого ракаатов обеденного, послеобеденного и ночного намазов, то чтение в них чего-то помимо “аль-Фатихи” не является желательным. Желательно в последних ракаатах ограничиваться чтением “аль-Фатихи”, однако нет проблем в том, если человек иногда добавляет в них что-то после “аль-Фатихи”.

 

 

3-ий столп: Поясной поклон (руку’).
Это поклон для возвеличивания Аллаха Всевышнего! Совершая его, ты вспоминаешь перед Кем стоишь, и потому склоняешься, возвеличивая Его. Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Что касается поясного поклона, то возвеличивайте в нем Всевышнего Господа». Муслим, 479. То есть, следует говорить: «Пречист мой Господь Великий» (Субхана Роббийа-ль-‘Азым). Во-первых, поясной поклон сам по себе является возвеличиванием, а во-вторых, в нем еще произносятся и слова возвеличивания. Но также здесь необходимо присутствие основы любого возвеличивания, а это – возвеличивание Аллаха Всевышнего своим сердцем. Поэтому, во время поясного поклона объединяются три вида возвеличивания:
1 ― Возвеличивание сердцем;
2 ― Возвеличивание телом;
3 ― Возвеличивание языком.

 

В поясном поклоне обязательно наклониться до такой степени, чтобы суметь обхватить своими руками колени. Что же касается легкого наклона, то он не принесет тебе пользы! Во время поясного поклона человек должен держать спину ровно, а голова должна находиться на одном уровне со спиной. Руки должны обхватить колени, а пальцы должны быть разрознены. Человек должен говорить во время поясного поклона: «Пречист мой Господь Великий» - /Субхана роббийа-ль-’Азым/. Также можно говорить:

«Пречист Ты, о Аллах, Господь наш, и хвала Тебе! О Аллах, прости меня!» аль-Бухари, 817; Муслим, 484.

/Субхана-кя, Аллахумма, Рабба-на, ва би-хамди-кя! Аллахумма,-гъфир ли!/


Также можно говорить: «Пречистый и Пресвятой, Господь ангелов и Духа!» Муслим, 487.

/Суббухун Къуддусун Роббу-ль-маляикати уа-р-рух/

 

 

4-ый столп: Земной поклон (суджуд).
Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Кланяйтесь, падайте ниц, поклоняйтесь вашему Господу». (Сура аль-Хадж, аят 77) А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне было велено совершать земные поклоны, опираясь на семь костей: на лоб, — и при этом он указал рукой себе на нос — ладони, колени и кончики пальцев ног и не подбирая волосы и одежду». аль-Бухари, 812; Муслим, 490. Поэтому, земной поклон (суджуд) обязателен в намазе.
Во время земного поклона следует говорить: «Пречист мой Господь Высочайший!»

/ Субхана Роббийа-ль-А’ля/


В земном поклоне человек опускает самую высокую часть своего тела (лицо) к самой низкой его части (ногам). Получается так, что лоб и стопы находятся на одном уровне. Также во время земного поклона (суджуда) можно произносить:

«Пречист Ты, о Аллах, Господь наш и хвала Тебе. О Аллах, прости меня!» аль-Бухари, 794; Муслим, 484.

/Субханака Аллахумма роббана уа бихамдика. Аллахумма гъфир ли/


Также можно говорить: «Пречистый и Пресвятой, Господь ангелов и Духа!» Муслим, 487.

/Суббухун Къуддусун Роббу-ль-маляикати уа-р-рух/


Также в земном поклоне (суджуде) следует больше возносить мольбы (ду’а) Аллаху, как относительно религии, так и относительно мирских дел. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Ближе всего к своему Господу раб оказывается во время совершения земного поклона, так почаще же обращайтесь к Нему с мольбами в этом состоянии». Муслим, 483. А также: «Ближе всего раб (Аллаха) к своему Господу тогда, когда он находится в земном поклоне». Муслим, 482. Посему следует больше просить у Аллаха в земном поклоне! Проси у Аллаха Всевышнего Рая, прибегай за защитой от Огня, проси полезного знания и праведных деяний, проси твердой веры, и так далее. Можешь просить красивый дом, праведную супругу, праведного ребенка, машину, и всё, что пожелаешь из благ религии и мирской жизни. Поистине, мольба (ду’а) является поклонением, даже если эта мольба касается мирских вещей. Аллах Всевышний сказал: «Ваш Господь сказал: "Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам"». (Сура Гъафир, аят 60) А также: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне». (Сура аль-Бакъара, аят 186)
Земной поклон (суджуд) обязательно должен совершаться на семь частей тела: лоб и нос, две ладони, два колена и кончики пальцев ног. Нам приказано совершать земной поклон таким образом, как на это указал пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Пока человек находится в земном поклоне, он не должен отрывать эти части тела от земли.
Во время земного поклона человеку следует присоединить две стопы друг к другу, а не держать их поодаль друг от друга. Что касается колен, то по поводу них не пришло конкретного текста, посему следует держать их естественным образом. Что касается ладоней, то их можно либо держать на уровне плеч, либо выдвинуть немного вперед.

Также человеку следует отвести свои руки от боков. Исключением является тот случай, когда человек совершает намаз в коллективе и боится раздвинуть руки, чтобы не помешать молящимся рядом. Ведь, не следует совершать желательные поступки, если при их совершении может быть причинено неудобство мусульманам.
Также во время земного поклона следует быть смиренным пред Аллахом Всевышним, помня о возвышенности Аллаха. Ведь, совершая земной поклон, ты говоришь: «Пречист мой Господь Высочайший». Мы убеждены, что Аллах Всевышний возвышен над всеми творениями Своей сущностью. Аллах Всевышний сказал: «Славь имя Господа твоего Высочайшего». (Сура аль-А’ля, аят 1)


5-ый столп: Спокойствие.
Речь идет о совершении всех столпов намаза размеренно, будучи спокойным. Человеку следует спокойно стоять в намазе, спокойно совершать поясной поклон, спокойно выпрямляться после поясного поклона, спокойно совершать земной поклон, спокойно сидеть между двумя земными поклонами, и так далее. Абу Хурайра передал, что как-то раз посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вошёл в мечеть, а через некоторое время туда же вошёл один человек. Он совершил молитву, после чего подошёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и поприветствовал его. Ответив на его приветствие, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вернись и помолись снова, ибо, поистине, ты не совершил молитву!» Этот человек вернулся на своё место и помолился так же, как и в первый раз, а потом подошёл к пророку и поприветствовал его. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил на приветствие, а потом сказал: «Вернись и помолись снова, ибо, поистине, ты не совершил молитву!» Когда же это повторилось ещё раз, человек воскликнул: «Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, я могу совершать это только так и не иначе, научи же меня!» Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда встанешь на молитву, произнеси слова "Аллаху акбар" потом прочти из Корана, что сможешь, потом склонись в поясном поклоне и задержись в таком положении на некоторое время, потом выпрямляйся, пока не выпрямишься стоя, потом склонись в земном поклоне и задержись в таком положении на некоторое время, а потом выпрямляйся, пока не выпрямишься сидя, и поступай так во время каждой молитвы». аль-Бухари, 793; Муслим, 397.
Доводом из хадиса являются слова: «…и задержись в таком положении на некоторое время». А слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Вернись и помолись снова, ибо, поистине, ты не совершил молитву», ― указывают на то, что нет намаза у того, кто не совершал его, находясь в спокойствии.
Удивляет положение сына Адама и то, как с ним играет шайтан! Ведь, человек стоит перед Аллахом Всевышним, ведет с Ним беседу, приближается к Нему, но совершает намаз так быстро, как будто за ним гонится враг и вот-вот настигнет его. Поистине, шайтан является врагом для человека! Благоразумный верующий непременно будет считать шайтана своим врагом, ибо Аллах Всевышний сказал: «Воистину, сатана является вашим врагом, и относитесь к нему как к врагу. Он зовет свою партию к тому, чтобы они стали обитателями Пламени». (Сура Фатыр, аят 6).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: