Учебно-методическое обеспечение коррекционно-развивающего процесса




Программное обеспечение

1. В детском саду для детей с нарушениями зрения реализуют две основные программы: Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой; Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду под редакцией Л.И.Плаксиной.

Мы остановимся на разъяснениях к реализации коррекционной программы.

Актуальность и перспективность указанной программы заключается в том, что она создана на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе.

Содержание программы предусматривает обучение и воспитание детей с нарушением зрения в детском саду, реализацию общеразвивающих и коррекционных задач в разнообразных специфических для детей дошкольного возраста видах деятельности. При этом важным условием реализации содержания программы является комплексный подход к организации коррекционно-воспитательной работы.

Важно то, что в программе обозначены общеобразовательные занятия:

· развитие речи;

· формирование элементарных математических представлений;

· ознакомление с окружающим миром;

· изобразительное искусство;

· физическое воспитание;

· трудовое обучение;

· игра.

Каждый раздел начинается с пояснительной записки, программы рассчитаны на 4 года обучения, каждый год расписан по разделам, в которых обозначены задачи.

Одновременно с общеобразовательным процессом в детском саду осуществляется коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения.

Все занятия проводят индивидуально или подгруппами с учетом состояния зрения, здоровья и познавательных возможностей ребенка.

Виды коррекционной работы в детском саду, предусмотренные программой:

· развитие зрительного восприятия;

· развитие социально-бытовой ориентировки;

· коррекция нарушений речи;

· развитие осязания и мелкой моторики;

· ориентировка в пространстве;

· ритмика;

· лечебная физкультура.

Перспективно то, что содержание программы помогает реализовывать принципы коррекционно-педагогического и образовательного процессов:

- учет общих, специфических, индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;

- комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;

- перераспределение учебного материала (увеличение сроков обучения) и изменение темпа его прохождения при соблюдении дидактических требований соответствия содержания обучения познавательным возможностям детей;

- дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира;

- создание офтальмо-гигиенических условий в групповых комнатах и лечебных кабинетах и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения детей с учетом их интересов и потребностей.

В программе обозначена конечная цель пребывания в детском саду. Это – стабилизация всего хода психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.

Согласно программе,тифлопедагог проводит занятия по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке (развитие осязания и мелкой моторики как часть занятия входят в каждое из вышеперечисленных занятий).

Важно реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход в работе, а для этого необходимо упорядочить количество общеобразовательных и коррекционных занятий, сочетая их с лечебно-профилактическими мероприятиями. Предлагаем примерное распределение коррекционных и общеобразовательных занятий на неделю.

Коррекционные занятия:

· занятия тифлопедагога три раза в неделю по подгруппам, индивидуальные - ежедневно;

· организация сюжетно-ролевой игры два раза в неделю, проводит тифлопедагог (если в группе есть дети, нуждающиеся в помощи);

· занятия логопеда один раз в неделю по подгруппам, индивидуальные - ежедневно;

· ритмика два раза в неделю, проводит учитель ритмики по подгруппам;

· лечебная физкультура два раза в неделю, проводит инструктор по подгруппам.

Общеобразовательные занятия индивидуальные и подгрупповые:

· ознакомление с окружающим и развитие речи один раз в неделю проводит педагог, хорошо владеющий методикой развития речи;

· игровые математические занятия один раз в неделю проводит педагог, хорошо знающий методику математики;

· музыка два раза в неделю, проводит музыкальный руководитель по подгруппам и индивидуально;

· занятия по изобразительной деятельности один раз в неделю проводит специальный педагог по подгруппам и индивидуально;

· занятия по физкультуре педагог проводит один раз в неделю по подгруппам, соответственно физическому развитию детей;

· занятия по лечебной физкультуре, как групповые, так и подгрупповые, два раза в неделю проводит методист ЛФК, учитывая состояние и характер зрительных нарушений ребенка.

Дети могут заниматься в кружках:

· театральной деятельности - два раза в неделю;

· вокальном - один раз в неделю;

· экологическом - один раз в неделю;

· ручного труда - один раз в неделю.

Указанные занятия проводятся для тех детей, которые имеют возможность их посещать. Дети посещают кружки по интересам, но с учетом рекомендаций врачей, соблюдения офтальмо-гигиенических условий и др.

Система занятий в дошкольном образовательном учреждении должна быть гибкой. Большинство детей могут начать с лечебных процедур (как правило, их оказывается много) и коррекционных занятий: логопеда, который корригирует недостатки речи, тифлопедагога, осуществляющего комплексную коррекционно-компенсаторную работу и других специалистов, ведущих работу как по восстановлению здоровья, лечения зрения, так и коррекции познавательных возможностей.

Предлагаем примерную сетку общеобразовательных и коррекционных занятий в старшей группе ДОУ (таблица …).

 

 

Таблица



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: