МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ФАКТОРЫ ИХ РАЗВИТИЯ




В данном разделе, мы рассмотрим межличностные отношения, их виды и факторы влияющие их на развитие, так же в данном разделе мы не могли не рассмотреть ложь и аффиляцию, ложь мы рассмотрим потому, что она непосредственно влияет на доверительные отношения, правда на отрицательную ее часть. А процесс аффилиации, мы рассмотрим в данном разделе потому, что аффилиация это один из аспектов доверительных отношений.

Таким образом, для начала мы разберем, что же такое межличностное отношения и их виды.

Межличностные отношения- это отношения которые складываются между отдельными людьми. Данные отношения сопровождаются переживаниями эмоций, которые выражают внутренний мир человека.

Виды межличностных отношений:

1.) Официальные и неофициальные.

2.) Деловые и личные.

3.) Рациональные и эмоциональные.

4.) Субординационные и паритетные.

Рассмотрим каждый вид межличностных отношений подробнее.

1. Официальные или формальные отношения, такой вид отношений возникает на профессиональной основе и регулируется и регламентируется уставами, постановлениями, приказами или законами. Данные отношения имеют правовую основу. В такие взаимоотношения вступают по должности. Неофициальные или неформальные отношения. Данные отношения возникают на базе личных взаимоотношений людей и они не ограничиваются официальными рамками.

2. Деловые отношения. Вид взаимоотношений которые возникают в связи с совместной работой людей. Ими являются служебные отношения, которые основываются на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива.

3. Личные отношения. Это взаимоотношения между людьми, которые образовываются помимо их совместной деятельности. В основе личных отношений лежат чувства, испытываемые людьми друг к другу. Именно поэтому данные отношения носят субъективный характер. В данный вид отношений входит процесс: знакомства, товарищества, дружбы и интимных отношений.

Знакомство это отношения, в котором люди входят в поверхностный контакт между собой.

Товарищество это более тесные отношения по отношению со знакомством, данные отношения складываются на основе общих интересов, и взглядов на совместное время провождение.

Дружба это процесс в котором отношения еще более тесные, эти отношения основываются на доверии, привязанности, и общих интересов.

Интимные отношения это вид личных отношений. При вступление в интимные отношения, люди начинают доверять другому человеку самое сокровенное, данные отношения характеризуются близостью, откровенностью, и привязанностью друг к другу.

4. Рациональные отношения. Данный вид отношений основывается на разуме, и расчёте, данные отношения строятся из реальной пользы от отношений. Эмоциональные отношения, исходя из названия данные отношения строятся на эмоциональном восприятии, часто без учета объективной информации о человеке. Именно поэтом 2 этих вида отношений не совпадают. Так как, можно испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения с целью личной выгоды.

5. Субординационные отношения, это вид отношений в основе которого лежит руководство и подчинения, другими словами неравноправные отношения, в которых те люди которые имеют высокий статус имеют и больше прав, чем другие. Вид этих отношений это отношения между руководителем и подчинённым. Противоположный данному виду, вид паритетных отношений, в этот вид отношений основывается на равноправии, и вступают в отношения как независимые личности.

Условия развития межличностных отношений.

Известно, что межличностные отношения формируются в условиях влияющих на их динамику. В городе высокий уровень и темп жизни, и жизнь людей постоянно меняется, поэтому образовывается большое число межличностных отношений и такие отношения очень требовательны к своим партнерам. Для того чтобы поддерживать межличностные отношения, субъектам приходится жертвовать личным временем, а так же психическими перегрузками и материальными ресурсами. Зарубежные исследователи было доказано, что те люди которые чаще встречаются кажутся друг для друга более привлекательными. Данное правило работает и в противоположную сторону, чем реже люди встречаются, тем сильнее ослабевают их отношения и со временем совсем прекращаются. Более всего, данная пространственная близость влияет на детей, если дети учатся в одном классе и общаются, то после перехода в другую школу их отношения чаще всего прекращаются.

Важным в развитии межличностных отношений является конкретные условия, в которых подразумевается непосредственное межличностное общение. Чаще всего это связанно с совместной деятельностью или ситуацией, в котором заключаются межличностные контакты. Такая деятельность или такие ситуации бывают разные, например: учеба, работа, или отдых, с ситуацией: обычной или экстремальной, так же и с этнической средой: моно- или полиэтнической, а так же и с материальными ресурсами. Известным является, тот факт что отношения быстро завязываются в определённых местах длительного пребывания. Это объясняется зависимостью от внешних факторов, кратковременной, совместной жизнедеятельностью а так же пространственной близостью. Стоит учитывать, то что значение времени в межличностных отношениях зависит так же от того, в какой среде они развиваются.

Аффилиация.

Аффилиация – это потребность человека, которая проявляется в желании с стремлении быть в постоянном контакте с людьми, а так же устанавливать и сохранять с ними положительные взаимоотношения. Выделяют две стороны аффилиации, первая связана со стремлением к принятию, (СП) позитивная сторона аффилиации, или собственно сама аффилиации, вторая сторона связана со страхом отвержения (СО) – негативная сторона. Основой аффилиации является страх, страх отвержения другими людьми. Именно благодаря этому люди постоянно ищут взаимоотношений с другими людьми. Поэтому две стороны аффилиации связанны между собой. Но эта связь является обратной т.е. чем меньше выраженным является страх быть отвергнутым, тем больше является выраженно стремление к принятию. Исследователями была приведена гипотеза того, что две эти стороны могут быть самостоятельными так как корреляторы этих сторон в итоге оказываются разными. Когда исследователи, правели практическую работу на выявление двух сторон аффилиации, то увидели, что у испытуемых с высоким уровнем аффилиативного интереса имеют много близких друзей, и это не отличается по гендерному признаку. Так же аффилиативный интерес взаимосвязан с продолжительностью общения, в связи мировоззрений между друзьями выявилось только из за боязни отвержения, из чего мы делаем вывод, что испытуемые хотели быть уверенными в согласии с ними их друзей. Исследование Т.И. Толчинской показало различие между сторонами аффилиации. Исследователю получилось доказать, что стремление к принятие не как не связано не с личностной так и не с ситуативной тревожностью. У людей которых был явно выраженный страх отвержения личностные характеристики были выражены больше чем у людей с низким уровнем страха отвержения. Когда у человека доминирует стремление к приятию в социуме, в этот момент у него начинает вырабатываться определенный стиль общения в котором присутствует характерные черты такие как: умеренность, непринужденность, открытость и социальная смелость.

Но когда у человека преобладает страх отвержения, то у него наблюдается неуверенность, скованность, неловкость. Такие люди, чаще всего вызывают у других людей недоверие к себе, поэтому они одиноки, и у них слабо вырождены навыки общения. И. В. Кузнецовой было продемонстрированно, что у людей у которых слабо выражена потребностью в аффилиации совокупностью с мотивом достижения с ними заключаются сугубо деловые отношения, в то время как у людей с высоким уровнем аффилиации наоборот предпочитают заводить дружеские отношения. Мотив аффилиации коррелирует со стремлением человека быть одобренным окружающими т.е к самоутверждению. Связи с этим субъект проявляет активность и инициативу в общении. Как отметил Макклелланд, когда ссылался на свои исследования, у людей которые делают большинство звонков высоко выражена потребность в аффилиации. Так же они чаще всего пишут друзьям и приглашают их в гости или совместно провести время. Люди с высокой аффилиацией предпочитаю партеров по общению у которых хорошо развито чувство привязанности, дружбы и верности. Так как они и сами хорошо относятся к таким людям и пользуются симпатией и уважением окружающих их людей. Так же и вработе они предпочитают друзей, экспертам, а так же когда узнают о делах в группе они в первую очередь интересуются тем как члены группы ладят между собой, а не тем как они работают. Так же такие люди быстро понимают то какие социальные отношения складываются между людьми, у людей за которыми они наблюдают. Люди с высоким уровне аффилиации примиряются с противоположным мнением только тогда, когда этот человек им привлекателен. Но четких доказательств, того что такие люди легко идут на сотрудничество и компромиссы небыло. Но исследователями было указанно, что такие люди избегают конфликтов и конкуренции. Так же Д. Макклеландом было изучено среднее количество межличностных отношений с высоким и низким показателем аффилиации. Люди у которых выраженно стремление к принятию желание изменить поведение больше. Если взгляды людей расходятся с их собственными, то они начинают давать им советы. Но в соревновательных играх они ведут себя спокойно и мало либо совсем не высказываются. У мужчин которых чувство принятия развито больше, не добиваются успеха на руководящих постах. Так как они тратят слишком много времени на общение с подчинёнными с примитивной целью поддержания с ними хороших отношений. Это не всегда является целесообразным, так как руководителю порой необходимо принимать жесткие решения для поддержания тонуса подчиненных. Руководители зарубежных компаний с высоким уровнем афиилиации, а конкретнее мужчины, реже продвигаются по карьерной лестнице. Менеджеры по трудовым отношениям, имеющие высокую аффилиацию более продуктивны нежели те менеджеры у которых низкий уровень аффелиаций.

Это объясняется тем, что в обязанность менеджеров входит установление отношений между руководителем и профсоюзом. Поэтому высокая общительность менеджеров по установлению трудовых отношений и то время которое он затрачивает на их установление, помогает в разрешении трудовых споров. Неоднозначным является то, что люди которые стремятся к установлению положительных отношений с другими, тесть люди у которых высокая аффилиация, в последствии становятся менее популярными. Исследователи выявили тот факт, что люди с потребностью в аффилиации более беспокоятся по поводу, того что их расценят неодобрительно, и в связи с этим стараются получить поддержку и социальное одобрение. У людей с высокой аффилиацией, расходятся мнения с другими людьми, и с такими людьми они стараются не общается. Люди с высокими потребностями в аффилиации, считают себя самоотверженными, постоянно готовыми идти на сотрудничество, общение, а так же считают себя предупредительными. Данные характеристики указывают на желание людей угождать другим людям. Именно с этим связанна их активность в межличностном общении, которая в свою очередь связано с потребностью в контакте и поддержке. Исследователями были получены сведенья указывающие на благотворное влияние аффилиации на здоровье. Так же бы проведены исследования с мужчинами-заключенными, у таких людей аффилиация превосходило показатель потребности во власти, а так же они испытывали меньше стресса, и они имели более низкие показатели заболеваний, чем другие испытуемые-заключенные. Было установлено, что у детей которые родились первыми в семье или являются единственным ребенком, у них было выявлено стремление в аффилиации, чем у тех людей которые были рождены вторыми, третьими или были не единственными в семье. У человека в взрослом возрасте, у которых было выявлена потребность в аффилиации, изучая их семейное положение было выявлено, что они были либо единственным ребенком в семье, либо когда они были младенцами мать не уделяла им должного внимания. Особенно отчетливо это было выявлено у девочек. Это согласуется с тем, что они боятся быть отвергнутыми, и это является следствием того, что когда они были детьми мать не уделяла им должного внимания, в те времена когда ребенку было особенно плохо и он нуждался в родительской поддержке, у таких людей выработалась неосознаваемая боязнь быть отвергнутыми. Приводя аналогию с детьми воспитывающихся в детском доме, то у таких детей показатели аффилиации являются более высокими, но так же у таких детей особенно обострена боязнь отвержения.

 

Ложь.

В книге «Психология. Словарь.» было определенно понятие лжи как феномена общения, которое состоит в намеренье искажения объективного положения вещей. Более конкретное определение было приведено автором Ф.Л. Карсоном, он определяет ложь как умышленное неправильное утверждение, с целью обмана или которое предполагает обман другого человека. Ложь выражается в речевых сообщениях, быстрая проверка которого затруднительна либо невозможно. Его цель ввести человека в замешательство для того, чтобы добиться преимуществ. Автор В.В. Знаков характеризовал ложь пот трем признакам:

1. Фактический истины (ложности утверждения).

2. Веру в то, что говорящий говорит правду, когда по факту врет.

3. Намеренье или не намеренье говорящего ввести заблуждение другого.

Такой же точки зрения держался В.В. Зеньковский еще в 20 веке. А в настоящее время такой точки зрения придерживаются такие авторы как: Стрихартц, Бертон, Коулмен и Кей. В.В. Знаков назвал ложью намерения обмануть другого через утверждение, не соответствующих правдивым фактам, при этом говорящий сам не верит в то что утверждает.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: