Методическое обеспечение




Для реализации коррекционной программы необходимо соответствующее методическое и дидактическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса.

В кабинете тифлопедагога должна быть научно-методическая литература по тифлопедагогике и тифлопсихологии разных лет издания, в том числе новинки, в которых изложены основные теоретические положения о содержании коррекционной работы с детьми с учетом их психофизического развития, а так же содержание и методы обучения и воспитания данной категории детей. Например:

1. Ермаков, В.П.Основы тифлопедагогики [Текст]: учеб. пособие / В.П. Ермаков, Якунин Г.А. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

2. Земцова, М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности [Текст] / М.И. Земцова. – М.: изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1956. – 419 с.

3. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения [Текст] / Л.И. Плаксина. – М.: ГороД, 1998. – 262 с.

4. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.И. Плаксиной. – Калуга: Издательство «Адель», 1998. – 118 с.

5. Плаксина, Л.И. Развитие представлений о форме и величине предметов у детей среднего дошкольного возраста при амблиопии и косоглазии [Текст] / Л.И. Плаксина. – М: Информационный центр, 1978. – 25 с.

6. Плаксина, Л.И. Формирование математических представлений у детей с амблиопией и косоглазием [Текст] / Л.И. Плаксина // Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения / под ред. М.И. Земцовой. – М: Просвещение, 1978. – С. 48-59.

7. Плаксина, Л.И. Как учить слабовидящего ребенка видеть и понимать окружающий мир [Текст] / Л.И. Плаксина // Воспитание слабовидящего ребенка в семье. – М., 1986. – С. 45-48.

8. Плаксина, Л.И. Коррекционно-воспитательная работа в детских садах для детей с нарушением зрения [Текст] / Л.И. Плаксина // Материалы Всесоюз. симпоз. по дошкольному воспитанию детей с нарушением зрения. – М., 1980. – С. 39-46.

9. Сековец, Л.С. Физическое воспитание детей дошкольного возраста с монокулярным зрением [Текст] / Л.С. Сековец. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. – 143 с.

10. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства [Текст] / Л.И. Солнцева. – М.: Полиграф-сервис, 2000. – 250 с.

11. Солнцева, Л. И. Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих [Текст] / Л.И. Солнцева // Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского. - М.: Академия, 2003. - С. 194-201.

12. Солнцева, Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста [Текст] / Л.И. Солнцева. – М.: Полиграф-сервис, 1997. – 121 с.

13. Солнцева, Л.И.Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям: практическое пособие [Текст] / Л.И. Солнцева, С.М. Хорош. – 2-е изд. – М.: Экзамен, 2004. – 128 с.

14. Солнцева, Л.И. О некоторых особенностях начальных форм трудовой деятельности слепых дошкольников [Текст] / Л.И. Солнцева // Некоторые особенности обучения и развития слепых и слабовидящих детей / под ред. М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой. – М.: [Б.и.], 1975. – с. 5-19.

15. Солнцева, Л.И. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности [Текст]: учеб.-метод. пособие / Л.И. Солнцева, Л.А. Семенов. – М.: ВОС, 1989. – 76 с.

16. Солнцева, Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста [Текст] / Л.И. Солнцева. – М.: Педагогика, 1980. – 192 с.

17. Литвак А.Г. Тифлопсихология [Текст]: учеб. пособие для студентов деф. фак. пед. ин-тов / А.Г. Литвак. – М.: Просвещение. – 1985. – 208 с.

18. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учебное пособие [Текст] / А.Г. Литвак. – СПб., 2006. – 336 с.

19. Литвак, А.Г. Теоретические вопросы тифлопедагогики [Текст] / А.Г. Литвак. – Л., 1973. – 155 с.

20. Литвак, А.Г. О соотношении понятий компенсация и коррекция [Текст] / А.Г. Литвак // Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1976. – С. 108-119.

21. Литвак, А.Г. Практикум по тифлопсихологии: учеб. пособие [Текст] / А.Г. Литвак, В.М. Сорокин, Т.П. Головина. – М.: Просвещение, 1989. – 110 с.

22. Психология воспитания детей с нарушением зрения[Текст] / под ред. Л.И. Солнцевой, В.З. Денискиной. – М.: Налоговый вестник, 2004. – 320 с.

23. Тупоногов, Б. К. Теоретические основы тифлопедагогики [Текст]: учебное пособие / Б.К. Тупоногов. – М.: АПК и ПРО, 2001. – 68 с.

24. Тупоногов, Б.К. Содержание и методы обучения детей с нарушением зрения: научно-методическое пособие [Текст] / Б.К. Тупоногов. – М.: АПКиППРО, 2005. – 72 с.

Методические рекомендации по организации и содержанию коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения разной степени тяжести, в которых представлены коррекционные программы и методика работы по их реализации со слепыми, слабовидящими, детьми с косоглазием и амблиопией. Например:

 

25. Григорьева, Л.П. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.П. Григорьева, С.В. Сташевский. – М.: АПН СССР, НИИ Дефектологии, 1990. – 58 с.

26. Денискина, В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения [Текст] / В.З. Денискина. – Уфа: Изд-во филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004. – 62 с.

27. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: методическое пособие [Текст] / Л.А. Дружинина - М: Экзамен, 2006. – 159 с.

28. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду [Текст] / под редакцией Л.И.Плаксиной. - М.: Экзамен, 2003. – 256 с.

29. Ремезова, Л.А.Обучение дошкольников с нарушением зрения конструированию из строительного материала: книга для работников детских садов и родителей [Текст] / Л.А. Ремезова. – Самара: Изд-во СГПУ, 2003. – 210 с.

30. Ремезова, Л.А.Развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / Л.А. Ремезова. – Самара: Изд-во ООО «НТЦ», 2002. – 136 с.

31. Рудакова, Л.В. Основные направления работы специализированного детского сада для детей с нарушением зрения [Текст] / Л.В. Рудакова // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. –Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1982. – С. 74-85.

32. Сековец, Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями зрения [Текст] / Л.С. Сековец. – Н.Новгород.: изд-во Ю.А. Николаев, 2001. – 168 с.

33. Сековец, Л.С. Организация двигательного режима детей дошкольного возраста с нарушением зрения [Текст] / Л.С. Сековец // Дефектология. – 1987. – № 6. – С. 62-64.

34. Солнцева, Л.И. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста [Текст] / Л.И. Солнцева, С.М. Хорош. – 3-е изд. – М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2003. – 162 с.

35. Солнцева, Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушением зрения [Текст] / Л.И. Солнцева // Дефектология. – 1998. – № 3. – С. 25-30.

36. Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий) [Текст] / под ред. Е.Н. Подколзиной. – М.: Город Детства, 23007. – 256 с.

37. Феоктистова, В.А. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с амблиопией и косоглазием [Текст] / В.А. Феоктистова, Л.В. Егорова, Е.С. Незнамова // Опыт изучения аномальных дошкольников. - Л.: [Б.и.], 1978. – С. 123-126.

38. Феоктистова, В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей [Текст] / В.А. Феоктистова. – СПб: Речь, 2005. – 128 с.

39. Никулкина, Г.В. Развитие зрительного восприятия [Текст]: учебное пособие / Г.В. Никулкина, Л.В. Фомичева, Е.В. Замашнюк. – СПб.: изд-во РГШПУ им. А.И. Герцена, 2003. -188 с.

40. Корнилова, И.Г. Игра и творчество в психокоррекции. Развитие общения старших дошкольников с нарушениями зрения в креативной игре-драматизации [Текст] / И.Г. Корнилова. – М.: Экзамен, 2004. – 160 с.

41.

Методические рекомендации к проведению коррекционных занятий (развитие зрительного восприятия, ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка, развитие осязания и мелкой моторики), в которых представлены конспекты коррекционных занятий.

42. Денискина, В.З. Содержание и методы коррекционной работы по развитию осязания [Текст] / В.З. Денискина, Н.С. Костючек // Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции: учебно-методическое пособие / под ред. Л.И.Солнцевой. – М., 1990. – С. 25-45.

43. Дружинина, Л.А. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения [Текст]: методические рекомендации / Л.А. Дружинина, Т.А. Алекина, Н.Е. Шержукова, И.А. Шестакова. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2007. – 176 с.

44. Дружинина, Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения [Текст]: методические рекомендации / Л.А. Дружинина, Е.В. Андрющенко, Г.А. Шалагина, Л.Г. Шильдяева. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. – 144 с.

45. Дружинина, Л.А. Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения [Текст]: методические рекомендации / Л.А. Дружинина, Н.Ю. Абдалова, Л.А. Сидорович, Е.И. Хохлова, Е.Р. Южанинова. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. – 118 с.

46. Дружинина, Л.А. Индивидуальный и дифференцированный подходы при организации коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией [Текст]: дис. …кан. пед. наук / Л.А. Дружинина. – М., 2000. – 160 с.

47. Осипова, Л.Б. Коррекция зрительного восприятия: конспекты занятий с детьми с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) дошкольного возраста от 3 до 5 лет по развитию зрительного восприятия и обогащению представлений о мире [Текст]: методическое пособие для тифлопедагогов / Л.Б. Осипова, Ю.Ю. Стахеева; под ред. В.Я. Салаховой. – Челябинск: изд-во ИИУМЦ «Образование», 2003. – 206 с.

48. Осипова, Л.Б. Коррекция зрительного восприятия: конспекты занятий с детьми с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) дошкольного возраста от 5 до 7 лет по развитию зрительного восприятия и обогащению представлений о мире [Текст]: методическое пособие для тифлопедагогов / Л.Б. Осипова, Ю.Ю. Стахеева; под ред. В.Я. Салаховой. – Челябинск: изд-во ИИУМЦ «Образование», 2004. – 188 с.

49. Ремезова, Л.А.Обучение дошкольников с нарушением зрения конструированию из строительного материала: книга для работников детских садов и родителей [Текст] / Л.А. Ремезова. – Самара: Изд-во СГПУ, 2003. – 210 с.

50. Ремезова, Л.А.Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин: методическое пособие [Текст] / Л.А. Ремезова, Л.В. Сергеева, О.Ф. Юрлина – Самара: Издательство СГПУ, 2004. – 228 с.

51. Формирование геометрических представлений у дошкольников с нарушением зрения: методич. пособие [Текст] / ред. Л.А. Ремезова; Департамент науки и образ., Самар. Гос. пед. ун-т, ДОУ № 173 «Василек». – Тольятти: [ Б.и. ], 2002. – 254 с.

Методические рекомендации по работе с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями зрения, в которых представлены особенности семейного воспитания детей с нарушениями зрения, основные формы работы ДОУ с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями зрения, рекомендации по организации коррекционной работы с ребенком в домашних условиях.

52. Осипова, Л.Б. Развиваем в деятельности: в помощь родителям, воспитывающим ребенка с нарушениями зрения [Текст]: метод. рекомендации / Л.Б. Осипова, Ю.Ю. Стахеева. – Челябинск.: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2009. – 217 с.

53. Солнцева, Л.И.Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям: практическое пособие [Текст] / Л.И. Солнцева, С.М. Хорош. – 2-е изд. – М.: Экзамен, 2004. – 128 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: