Международные трубопроводные инвестиционные проекты: перспективы реализации и цена инвестиций




14. Экономическая сущность и правовые вопросы регулирования международного транзита энергоносителей

15. Транспортировка энергоресурсов и вопросы обеспечения энергетической безопасности государства

16. Конкуренция и монополизм в энергетике: проблемы государственного регулирования

естественные монополии в РФ являются ключевым, базовым элементом для всей экономики страны. это объясняется географической удаленностью субъектов производства и потребления внутри хозяйственного комплекса, а так же чем,что в структуре промышленного производства РФ доминирует продукция низких степеней переработки, в затратах на производство которой преобладают расходы на услуги естественных монополий. Динамикой цен на услуги, предоставляемые естественными монополиями, в значительной мере определяется уровень цен в хозяйственном комплексе РФ в целом, а, следовательно, и уровень конкурентоспособности экономики страны. Помимо указанной роли, на естественные монополии возложена нагрузка, связанная с исполнением социальных функций. Устойчивость работы инфраструктуры и издержки по ее содержанию непосредственным образом сказываются на уровне жизни населения.

Во-первых, осуществлению государственного регулирования должно предшествовать проведение серьезной работы по изучению рынков естественных монополий, поведения их субъектов, наиболее эффективных способов воздействия на них в случаях антиконкурентного поведения, запрещенного действующим законодательством.

Во-вторых, регулирование деятельности тех сфер, которые сохраняют монопольный характер, пресечение возможных злоупотреблений с их стороны с одновременным стимулированием в них зачатков конкурентных отношений, развитие и защита конкуренции в тех из них, где монополия себя уже изжила — это неразрывно связанные между собой направления деятельности, поскольку в конечном итоге все рынки должны стать конкурентными.

На сегодняшний день в Российской Федерации имеются три крупнейших субъекта — естественных монополиста: ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД». В процессе антимонопольного контроля за деятельностью данных компаний был выявлен ряд проблем и рисков, связанных с инфраструктурным обеспечением страны в сферах электроэнергетики, газообеспечения и железнодорожного транспорта, которые могут быть квалифицированы как угрозы экономике государства в целом и развитию конкурентных отношений в частности

1) Угроза сохранения власти естественного монополиста в потенциально конкурентных сегментах и его экспансия на смежные рынки. Наличие этой угрозы обусловлено созданием на базе субъектов естественных монополий вертикально-интегрированных структур. Являясь ключевым субъектом рынка и зачастую выступая его прямым или косвенным регулятором, и получив легитимную возможность строить на своей базе посредством создания дочерних обществ холдинговую структуру, субъекты естественной монополии начали активно распространять свое влияние на смежные рынки, расширяя свое присутствие на все звенья производственной цепочки. Так, например, по состоянию на 31.12.2007 г., в списке аффилированных с ОАО «РЖД» лиц было 117 хозяйствующих субъектов, включая, такие хозяйствующие субъекты, как ОАО «Порт Усть-Луга транспортная компания» и ОАО «РейлТрансАвто», взаимодействующие с грузовладельцами в качестве экспедиторов.

Одновременно, работающие в потенциально конкурентных сегментах рынка, дочерние общества ОАО «РЖД» получают в свой уставной капитал такие элементы инфраструктуры, как пути для отстоя вагонов, ремонтные предприятия, оборудование и сооружения грузовых станций.

В качестве примера участия субъекта ЕМ в конкурентных секторах можно привести такие дочерние общества ОАО «РЖД», как ОАО «Рефсервис» и ОАО «Трансконтейнер». В частности, при образовании ОАО «Рефсервис» в его уставной капитал было передано три из пяти специализированных ремонтных депо, на которых разрешено осуществлять ремонт подвижного состава, специализированного под перевозки скоропортящихся грузов, а также станционные подъездные пути и пути для отстоя вагонов на ряде железных дорог. А ОАО «Трансконтейнер» получило контроль над контейнерными площадками на 47 грузовых станциях, открытых под погрузку крупнотоннажных контейнеров. Таким образом, указанные хозяйствующие субъекты изначально получили существенные конкурентные преимущества на своих целевых рынках.

2) Угроза, связанная с целевым инвестированием производственных мощностей и инфраструктурного комплекса естественной монополии. В настоящее время в РФ наблюдается значительный износ основных фондов естественно-монопольных сегментов экономики. Так, экспертным сообществом уже неоднократно отмечался недостаток в России имеющихся генерирующих мощностей в электроэнергетике. Так, по состоянию на 2005 г., 25% действующего основного электроэнергетического оборудования работало за пределами установленного ему ресурса, а к 2010 году ожидается рост этого показателя до 37%. При этом износ энергосетей в сельской местности может доходить до 75%.

3) Угроза роста ценового давления на экономику со стороны естественных монополий, вследствие их сохраняющейся неэффективности. В настоящее время в связи с тем, что у естественных монополий отсутствует эффективный механизм снижения издержек, усугубляющийся ростом расходов по трансакционным операциям, связанным с большим числом имеющихся у них подрядчиков и дочерних структур, становится все более вероятной угроза ценового давления на экономику со стороны естественно-монопольных структур.

 

разработка альтернативных вариантов стратегии государственного регулирования естественных монополий должна основываться на базовых принципах стратегического менеджмента, включая анализ и оценку современного состояния и функционирования естественных монополий, состояния регулирования их деятельности, анализ факторов внешней среды, оценку условий трансформации российской экономики, а также учет дополнительных проблем собственно реформирования естественных монополий на разных уровнях микро-, мезо- и макроэкономического регулирования.

17. Основные этапы маркетингового управления

Процесс управления маркетингом состоит из следующих основных этапов (рис. 1.1)

:
• анализ рыночных возможностей и выбор стратегии развития; 


• отбор целевых рынков;


• разработка комплекса маркетинга (маркетинговых программ);


• реализация маркетинговых мероприятий; 


• контроль выполнения запланированных мероприятий.

Управленческие решения для этапов управления маркетингом группируются по следующим направлениям:
1) анализ рыночных возможностей (маркетинговые исследования и информация, маркетинговая среда и рынки потребителей);
2) отбор целевых рынков (измерение спроса, сегментирование рынка и позиционирование товара на рынке);
3) разработка комплекса маркетинга (разработка товара, ценообразование, методы товародвижения и продвижение товара);
4) стратегия, планирование и контроль маркетинговых мероприятий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: