Влияние дотаций на сбалансированность




 

1) Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности

В расчете данного вида дотаций учитывается очень много показателей: численность населений, индекс налогового потенциала, индекс бюджетных расходов, уровень бюджетной обеспеченности до распределения дотаций. Индекс бюджетной обеспеченности рассчитывается по формуле[24]:

БО = ИНП / ИБР

Где,

БО – уровень бюджетной обеспеченности субъекта до распределения дотаций;

ИНП – индекс налогового потенциала субъекта;

ИБР – индекс бюджетных расходов субъекта.

 

Данные индексы учитывают уровень развития региона, структуру экономики региона. Индекс бюджетных расходов учитывает объем средств, который необходим для того, чтобы предоставить одинаковый объем услуг на душу населения. Т.е. одним из главных критериев расчета индекса бюджетной обеспеченности является стремление увязать доходы с расходами, чтобы предоставить необходимый набор благ на человека. Исходя из этого, в основе оценки бюджетной обеспеченности лежит принцип необходимости обеспечить сбалансированность регионального бюджета.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности позволяют сократить различия между наиболее и наименее обеспеченными регионами РФ. Это обеспечивает максимально возможные стартовые условия для развития регионов. На диаграмме показаны результаты распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ в 2008 году[25]:

(Рис. 5)

 

Благодаря помощи из федерального центра в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, уровень бюджетной обеспеченности некоторых регионов увеличивается в разы. Например, в соответствии с результатами распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности уровень бюджетной обеспеченности республики Карачаево-Черкесской республики в 2,2 раза, республики Дагестан и Чеченской республики увеличился в 2,6 раза, республик Алтай и Тыва в 3 раза, Ингушской республики в 4,5 раза.

Дотации играют огромную роль в обеспечении сбалансированности бюджетов муниципальных образований. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, региональные власти могут устанавливать для своих муниципалитетов отчисления от региональных и федеральных налогов. Поэтому источниками доходов для муниципальных бюджетов служат не только собственные налоги, но и установленные властями субъекта единые нормативы отчислений. Но данный механизм является не очень популярным среди региональных властей по следующей причине. В связи с неоднородностью экономического пространства в рамках региона, распределение отчислений от налогов будет неравномерным. Поэтому управленческая логика региональных властей заключается в том, чтобы держать бюджеты в дотационном состоянии. Но у такой модели тоже есть много минусов. Об этом будет рассказано в следующей главе.

 

2) Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности

Это вид дотаций можно назвать «антикризисными» дотациями. В 2009 году объем дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов вырос более чем в 4 раза и составил половину объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. В таблице показана доля дотаций на обеспечение сбалансированности в общем объеме дотаций на выравнивание в период 2006-2012 гг.:

Год              
Доля (%) 20,97%   22,18%   13,95%   51,10%   26,69%   38,74%   29,52%  

Таблица 4. Доля дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности в общем объеме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2006-2012 гг.

На диаграмме видно, как вырос уровень дотаций на обеспечение сбалансированности в кризисные и посткризисные годы. Если до кризиса основную долю в общем количестве дотаций из федерального бюджета составляли дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, то видно, что в 2009 году доля дотаций на обеспечение сбалансированности резко выросла. Но затем наметилась тенденция по сокращению данного вида дотаций:

 

 

Рисунок 6. Доля дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности в общем объеме дотаций в 2006-2012 гг.

Такая ситуация произошла по следующим причинам:

· в кризисной ситуации задача обеспечения сбалансированности бюджетов является намного важнее всех остальных задач. Ввиду большой неопределенности ситуации и невозможностью прогнозирования развития экономики во многих отраслях вводится «ручной режим» управления. Из-за методики расчета дотаций на сбалансированность их можно назвать элементом «ручного регулирования» сбалансированности бюджетов;

· ввиду особого метода распределения дотаций на обеспечение сбалансированности, для них предусмотрен большой нераспределенный резерв. Поэтому этот резерв используется в случаях, когда сложно прогнозировать поступление доходов в бюджет и сложно гарантировать, что не будет неопределенностей в экономике.

Данный вид дотаций также влияет на сбалансированность бюджетов посредством мер по компенсации выпадающих доходов бюджета. Например, в 2010 году были внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ, в соответствии с которыми регионы лишись 5% норматива НДПИ на нефть и газовый конденсат. Региональные бюджеты, в которые зачислялся данный налог, недополучили доходов в размере 49 млрд. рублей[26]. Данные потери были компенсированы дотациями на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов соответствующих регионов в размере 42,7 млрд. рублей.

Дотации на сбалансированность являются отличным дополнением дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Вопросы и проблемы, которые не удалось решить в рамках расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, решаются с помощью выделения дотаций на сбалансированность. Т.е. данные виды дотаций взаимосвязаны, что является одним из главных признаков любой системы. Например, в 2011 году дотации на сбалансированность выдавались регионам в качестве компенсаций снижения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. При этом дотация предоставляется субъектам Российской Федерации, у которых уровень снижения превышает 10% и соотношение объема дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и налоговых и неналоговых доходов составляет свыше 10%.[27]

Планируется, что в 2013-2015 годах основная доля дотаций на обеспечение сбалансированности из федерального бюджета будет предоставляться регионам на финансирование социально важных расходов, таких как повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы, ликвидацию очереди в дошкольных образовательных учреждениях, оказание дополнительной социальной помощи семьям, имеющим 3-х и более детей.[28]

Значение дотаций в обеспечение сбалансированности бюджетной системы очень велико. Это объясняется тем, что в стране большое количество дотационных регионов и федеральный центр выделяет значительные средства регионам в виде дотаций. Эта форма межбюджетных трансфертов, которая, воздействуй положительно на доходную базу субфедеральных и местных бюджетов, позволяет им исполнять возложенные на них функции. В заключение подраздела о роли дотаций, необходимо посмотреть на количество дотационных субъектов в Российской Федерации, а также динамику расходов федерального бюджета на дотации регионам[29]:

Год Количество регионов % в общем объеме расходов федерального бюджета
    5,4
    4,8
    5,0
    3,7
    3,6
       

Таблица 5. Доля расходов федерального бюджета на предоставление дотаций регионам в 2007-2011 гг.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: