Перспективы отраслей (кластеров) экономики России в координатах «потенциал роста — сложность реализации»




 

Сложность реализации Легко ♦ Табачная промышленность ♦ Пивоваренная промышлен­ность ♦ Бытовая химия, лаки и краски • Телекоммуникации • Промышленность строи­тельных материалов • Автомобилестроение • Шины ♦ Страхование • Розничная торговля ♦ Бытовая электроника ♦ Информационные технологии ♦ Деревообработка
    Средняя сложность ♦ Производство синтетическо­го каучука П Производство стали П Военно-промышленный комплекс • Мясо-молочная промышлен­ность • Трубная промышленность П Угольная промышленность • Изделия из цветных метал­лов П Растениеводство П Банки Строительство • Пластмассы Энергетическое, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение • Легкая промышленность • Животноводство
    Сложно П Производство цветных ме­таллов • Минеральные удобрения • Целлюлозно-бумажная про­мышленность • Лесозаготовка П Нефтегазодобыча • Нефтепереработка П Авиационная промышлен­ность П Транспорт
  Низкий потенциал роста Средний потенциал роста Высокий потенциал роста

Уровень мультипликационного эффекта: П — сильный; • — умеренный; ♦ — низкий.


Научное обеспечение прогнозно-плановой работы в стране пока крайне ограниченно. Закономерно, что предви­дением будущего практически занимаются все государст­венные органы, научные, экономические и общественные организации. Но, поскольку по сути это вид научной дея­тельности, ведущая роль в прогнозировании, особенно дол­госрочном и среднесрочном, должна принадлежать науке — Российской академии наук, другим государственным и об­щественным академиям, независимым научным организа­циям. Полезно восстановить с учетом новых требований практику разработки альтернативных прогнозов науч­но-технического и социально-экономического развития на долгосрочную перспективу, финансируя эту работу в значи­тельной мере за счет бюджетных средств, а также на базе консолидации ресурсов частного сектора.

Разумеется, долгосрочные научные прогнозы необходи­мы не для удовлетворения безграничной любознательности ученых, а для выявления возможных тенденций будущего развития страны с учетом изменения внутренних и внеш­них факторов и обоснования путей и механизмов движения по оптимальному сценарию, адекватному складывающимся в перспективе условиям развития и отвечающему нацио­нальным интересам. Поэтому организация научного прог­нозирования должна строиться на принципах:

• независимости ученых от ведомственных интересов и влияния монополий;

• свободного соревнования гипотез и идей, отсутствия монополизации прогнозной деятельности той или иной научной школой;

• демократического самоуправления научных сообществ, занимающихся прогнозной деятельностью;

• периодического обновления состава организаций, занимающихся прогнозной работой.

Координацию разработки долгосрочного научного про­гноза должен осуществлять орган наподобие высшего науч­ного совета по долгосрочному прогнозированию, состав кото­рого мог бы быть таким:

• президиум совета (до 15 человек) в составе его председателя, заместителя председателя, главного ученого секретаря, руководителей проблемных советов и директора информационно-вычислительного центра;

• советы по основным направлениям разработки прогноза каждый в составе до 15 человек);

• информационно-вычислительный прогнозный центр для проведения расчетов с использованием макромодели, статистического и иного информационного обеспечения качественного направления прогноза, переводов и снабжения информацией о зарубежных прогнозах;

• небольшой исполнительный аппарат, подчиненный главному ученому секретарю и выполняющий технические и обслуживающие функции.

В функции совета наряду с подготовкой и корректировкой долгосрочных прогнозов должна входить экспертиза проектов стратегических и индикативных планов, нацио­нальных проектов и программ, а также проектов соответст­вующих законодательных актов.

Для руководства и координации работ по стратегическо­му планированию, национальным программам и проектам целесообразно создать национальный совет по стратегиче­скому планированию и национальному программированию. Учитывая исключительную важность этой функции, авто­ры настоящего издания полагают, что совет должен воз­главляться Президентом страны. Совет может быть орга­низован на базе нынешнего Совета по национальным про­ектам.

В состав совета наряду с руководителями государствен­ных органов должны входить председатель высшего совета по долгосрочному прогнозированию, представители орга­низаций крупного, малого и среднего бизнеса, гражданского общества.


В нормативном акте, определяющем статус и возможно­сти национального совета, его функции можно было бы сформулировать следующим образом. Совет:

• определяет задания по разработке стратегических планов, национальных программ и проектов;

• рассматривает проекты стратегических планов, национальных программ и проектов;

• осуществляет координацию работ по их подготовке и контролирует выполнение;

• вносит в случае необходимости предложения об изменениях в утвержденные стратегические планы, программы и проекты;

• координирует деятельность министерств, ведомств, федеральных округов по выполнению стратегических планов, национальных программ и проектов;

• инициирует разработку необходимых законодательных актов;

• участвует в государственной приемке выполненных национальных программ и проектов.

Исполнительным государственным органом по разработке и реализации стратегических планов, национальных про­грамм и проектов мог бы быть, по мнению авторов книги, национальный комитет по стратегическому планированию, возглавляемый первым заместителем председателя правительства РФ.

Комитет призван выполнять следующие функции:

• организация разработки проекта стратегического плана на долгосрочную перспективу на основе долгосрочного научного прогноза;

• организация разработки и представление на рассмотрение национального совета, Правительства РФ и Федерального Собрания национальных программ и проектов;

• координация выполнения стратегического плана, национальных программ и проектов министерствами, ведомствами, федеральными округами;

• мониторинг хода выполнения и полученных результатов;

• организация приемки выполненных этапов национальных программ и проектов;

• организация информационного и кадрового обеспечения работ по стратегическому планированию и национальному программированию.

Целесообразно законодательно установить, что подго­товку проектов индикативных планов на год и трехлетний период осуществляют правительство страны и уполномо­ченный им орган совместно с другими министерствами и ведомствами и с учетом показателей стратегического плана, национальных программ и проектов на прогнозный период. При этом Правительство Российской Федерации:

• определяет порядок и сроки разработки очередного индикативного плана, ответственных за подготовку отдельных разделов и сводные расчеты;

• рассматривает проект плана и представляет его на рассмотрение в Федеральное Собрание;

• организует выполнение индикативного плана, координирует деятельность по его выполнению;

• вносит предложения о необходимых изменениях плана в случаях значительных колебаний конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков и других существенных обстоятельств;

• ежегодно корректирует и продлевает индикативный план на трехлетний период;

• ежегодно представляет в Федеральное Собрание и Президенту РФ отчет о выполнении годового и среднесрочного индикативных планов.

Особо подчеркнем, что в системе государственных орга­нов в новых условиях необходимы специализированные подразделения, которые заказывают прогнозы, проводят экспертизу полученных результатов и определяют возмож­ности их использования при разработке проектов стратеги­ческих и индикативных планов, национальных проектов и целевых программ. Важно расширить обучение государст­венных служащих теории, методологии и технологии про­гнозирования.

В существенном усилении на данном этапе нуждается реализационная составляющая прогнозно-плановой работы в стране. На уровне социально-хозяйственной системы страны и регионов стратегические планы реализуются по­средством национальных, федеральных, региональных и иных целевых программ. На практике превалирует тенден­ция к росту количества развертываемых программ, что обо­рачивается мелкотемьем и неэффективным использованием ресурсов. Многочисленные программы не представляют собой единой системы. На федеральном уровне объектом вни­мания должны быть долгосрочные целевые программы (на 10 и более лет) и среднесрочные (на 3-6 лет). Нет никакого смысла разрабатывать и утверждать целевые программы на краткосрочный период.

Обратим внимание на ключевые пункты программно-це­левого планирования и управления, влияющие на конечную эффективность.

Поскольку речь идет о системе целевых программ, глав­ной частью работы является формулирование набора целей, наиболее актуальных для рассматриваемого этапа жизни общества и соответствующих с учетом задела НИОКР ус­ловиям формирования проектов целевых программ. Реше­ние о формировании целевой программы означает опреде­ление объекта программы и субъекта ее реализации.

Выбор приоритетных целевых программ является важ­нейшей частью общего процесса стратегического планиро­вания развития национальной (региональной) социаль­но-хозяйственной системы. При этом используются методы построения «дерева целей», когда после определения гене­ральной цели программы осуществляется структуризация других целей (подцелей) и обеспечивается взаимоувязка решаемых задач.

Важным моментом является формирование целостного проекта программы с выделением его основных блоков и подпрограмм. Проект должен включать выработку системы мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной в программе генеральной цели и ее подцелей. Формирование проекта программы включает развернутую оценку затрат на ее осуществление в сопоставлении с конечным результатом (эффектом). Это позволяет обоснованно решать вопрос об источниках финансирования целевой программы.

Для управления программами формируются необходи­мые целевые структуры, посредством которых обеспечива­ется взаимодействие государственного заказчика, научного руководителя (или генерального проектировщика) про­граммы, основных исполнителей и соисполнителей. Отбор основных фигурантов целевой программы и распределение заданий, формирование целевых структур для выполнения отдельных проектов и подпрограмм должны осуществлять­ся на базе тендеров (конкурсов). Серьезной проблемой обычно является обучение персонала, которое лучше прово­дить командно, чтобы уже в процессе учебы участники реа­лизации проектов овладели общими приемами действий и вырабатывали взаимопонимание.

Важное условие успеха — надежный и систематический контроль со стороны государства и общества за реализаци­ей целевых программ. Контроль и аудиторские проверки должны быть независимыми от исполнителей программы. Для приемки отдельных очередей программы и по ее завер­шении создается авторитетная комиссия, которая оценива­ет полученные результаты и их соответствие проектным до­кументам, принимает решение о вводе в постоянную экс­плуатацию созданного объекта или системы (подсистемы) и окончательном расчете за выполненные работы.

Организация прогнозно-плановой работы в стране в зна­чительной степени зависит от ее информационного обеспече­ния и от состояния нормативной базы. Качественные и на­дежные прогнозы разрабатываются тогда, когда они опира­ются на разностороннюю научную, техническую и социаль­но-экономическую информацию, на достоверную и доступную статистику, на открытые сведения о функциони­ровании государственных органов и хозяйственных струк­тур. Значительная часть важной для формирования прогно­зов и планов информации может задаваться в форме норм и нормативов.

В практике прогнозирования и планирования применя­ется система норм и нормативов, включающая нормы рас­хода сырьевых, топливно-энергетических и капитальных ресурсов; нормы затрат труда; нормы и нормативы осущест­вления проектных работ и капитального строительства; нормы и нормативы эффективности производства и оказа­ния услуг; финансовые параметры (нормы амортизации, ставки налогов, ставки кредитования); социальные норма­тивные параметры (минимальный потребительский бюд­жет, минимальная заработная плата, нормы потребления продовольственных и непродовольственных товаров на душу населения, нормы жилой площади в городской и сель­ской местности); экологические нормы и нормативы (на­пример, допустимые параметры выброса вредных веществ в окружающую среду). Экологические нормы и нормативы являются значимыми ориентирами при создании новой техники и технологии, при проектировании и строительстве объектов промышленности, транспорта, сельского хозяйст­ва, сферы услуг и др.


7.3. Прогнозы и планы на уровне корпораций и предприятий

Прогнозы, стратегические и индикативные планы, про­граммы и проекты, сформированные на федеральном или региональном уровне, воплощаются в реальность только в том случае, если в эти процессы заинтересованно включа­ются первичные звенья хозяйствования — предприятия, корпорации, домохозяйства. К тому же предприниматель­ские проекты, возникающие на уровне многочисленных предприятий, составляют основу, на которой строится сама возможность непрерывного социально-экономического и научно-технологического развития в масштабах страны (ре­гиона). Не понимая законов стратегического и оперативно­го развития предприятий, нельзя выстроить никаких пла­нов или программ на уровне макроэкономических систем.

В рыночных условиях каждая хозяйственная структура принимает экономические и научно-технологические реше­ния самостоятельно в соответствии со своими стратегиче­скими и текущими интересами. Все успешно действующие предприятия либо ведут самостоятельно прогнозные разра­ботки, либо участвуют в них с кем-то в кооперации, и все они непременно планируют на основе прогнозов свою жиз­недеятельность и развитие. Идеальной является ситуация, когда прогнозы и планы предприятий находятся в гармонии с макроэкономическими проектировками на общенацио­нальном и региональном уровнях. Задача государства (пра­вительства), заинтересованного в реализации своих страте­гических проектировок, планов и программ, состоит в том, чтобы создать экономические, нормативно-правовые и дру­гие условия для заинтересованного активного участия в этом предпринимательских структур.

Крупные и средние предприятия организуют прогноз­ную работу и планирование в соответствии с выработанны­ми современной наукой и практикой методологическими подходами и принципами, которые были освещены в предыдущих главах учебника. Здесь нам остается только обратить внимание на некоторые важные моменты такого стра­тегического планирования на предприятиях, которое соот­ветствует их предпринимательским интересам и обеспечи­вает реализацию стратегических и индикативных планов в национальных масштабах.

Стратегическое планирование на предприятии в широ­ком смысле предполагает определение его долгосрочной стратегии с обоснованием главных целей и задач развития, разработку маркетинговых стратегий и планирование спо­собов и средств реализации целей и задач, контроль и оцен­ку основных результатов стратегического управления, а также корректировку при необходимости содержания стра­тегии и способов ее осуществления.

Основополагающей формой стратегического планирова­ния является генеральное целевое планирование, которое включает определение генеральной (на перспективу) цели во взаимодействии с оперативными целями предприятия, а также выработку способов действий по их реализации. Выбор генеральной цели означает определение или уточ­нение миссии предприятия (хозяйственной структуры). Определить миссию — значит ответить на вопрос: «Что бу­дет представлять собой предприятие (хозяйственная струк­тура) в сопоставлении с существующим состоянием через 10-15 лет».

Генеральный стратегический план предприятия (фирмы, корпорации, хозяйственного объединения) призван давать ответы на вопросы в разрезе следующих тем:

• цели предприятия на перспективу;

• соотношение текущих и долгосрочных задач;

• базовая стратегия предприятия и ее альтернативы;

• наиболее значимые проекты;

• капиталовложения и иное ресурсное обеспечение;

• характеристика внешней среды;

• возможные риски.

В комплект документов генерального плана могут вхо­дить различные приложения, например справки, обоснова­ния, расчетные таблицы, в которых приводятся укрупнен­ные показатели объема продаж, прибыли, денежных пото­ков и др.

Значительную роль в стратегическом планировании на предприятиях играет анализ внешней среды. Такой анализ означает систематическое изучение и оценку всех влияю­щих факторов во внешней для предприятия среде — как контролируемых, так и неконтролируемых. Основное на­значение такого анализа — получение необходимой про­гнозной информации, находящейся вне предприятия. На фоне этой информации выявляются и оцениваются силь­ные и слабые стороны самого предприятия, а также возмож­ности и риски, связанные с внешними условиями. В ходе анализа внешней среды особое внимание уделяется изуче­нию рынков, характера конкуренции и оценке уровня тех­нологий на аналогичных предприятиях.

При анализе внешней среды важно тщательно оценивать всю входящую информацию, почерпываемую из имеющих­ся прогнозов, планов и программ макросубъектов экономи­ки — национального хозяйства, региональных хозяйствен­ных систем. На этой основе предприятия определяются со своим участием в государственных (федеральных и регио­нальных) и муниципальных программах, в договорных от­ношениях по реализации индикативных планов социаль­но-экономического развития страны, региона, муниципаль­ного образования.

Обозревая себя с позиций внешней среды, предприятие (фирма, корпорация) определяет в стратегическом плане пространство для своего развития. Данная сторона страте­гического планирования характеризуется понятиями «поле бизнеса» или «стратегическая зона хозяйствования». Оба понятия, за исключением нюансов, идентичны, но послед­нее из них, пожалуй, точнее соответствует смыслу стратеги­ческого планирования.

Та или иная стратегическая зона хозяйствования (СЗХ) есть отдельный сегмент окружения, на который фирма (субъект хозяйствования) имеет (или хочет получить) вы­ход. В качестве стратегических зон хозяйствования (или стратегических полей бизнеса) могут рассматриваться сег­менты рынка, связываемые с отдельными продуктами или продуктовыми группами, с продуктовыми или технологиче­скими программами. В ходе анализа СЗХ оценка ведется по следующим ресурсным критериям:

1) научно-технические ресурсы;

2) технологические альтернативы;

3) производственные ресурсы (наличие мощностей);

4) финансовые ре­сурсы

5) кадровый потенциал и др.

Стратегические зоны хозяйствования должны по возможности соответствовать оперативным структурным единицам, чтобы обеспечить единство оперативного и стратегического управления.

Освоение новой или трансформация существующей СЗХ обычно представляет собой предпринимательский проект. А любой предпринимательский проект требует тща­тельных обоснований и делового планирования. Наиболее распространенным на практике видом делового планирова­ния является составление бизнес-планов.

Разработка бизнес-плана — вид плановой деятельности, непосредственно связанный с предпринимательством, наце­ленностью на достижение конкретного конечного результа­та предпринимательского проекта. Такое деловое планиро­вание применяется как при открытии новых предприятий, так и при изменении предпринимательской стратегии уже существующих предприятий.

Бизнес-план представляет собой совокупность докумен­тов, в которых описаны основные признаки будущего пред­приятия, проанализированы риски, с которыми оно может столкнуться, определены способы решения проблем. Глав­ное назначение бизнес-плана — обоснование делового проек­та, показ его эффективности и реалистичности. Он содер­жит характеристики общей концепции, генеральной страте­гии развития предприятия на перспективный период. К числу важнейших функций бизнес-плана относятся привле­чение денежных средств для проекта (ссуд, кредитов, ассиг­нований из бюджетных и внебюджетных источников), а также привлечение к реализации планов предприятия и осуществлению проектов потенциальных партнеров, кото­рые могут вложить собственный капитал или предоставить технологию.

Деловое планирование в форме бизнес-планов осуществ­ляется с целью освоения заметных предпринимательских проектов, связанных с производством новых видов продук­ции и переходом на новые технологии. С помощью биз­нес-планов создаются новые малые и средние предпри­ятия, и в этих случаях для конкретных предприятий биз­нес-план — событие судьбоносное. Но внутри достаточно крупных предприятий почти всегда осуществляется целый веер бизнес-проектов, связанных с освоением новых СЗХ. Такие предприятия не могут не иметь интегральных планов своего развития, предполагающих определенную расстанов­ку приоритетов во времени и пространстве, выверенную ин­вестиционную и финансовую политику. Перспективные планы развития успешных предприятий обычно исходят из принципа, что доходы, получаемые от выпуска и реализа­ции давно освоенных видов продукции и технологии, по­крывают недостаточную рентабельность или даже убыточ­ность недавно освоенных новшеств, а также служат финан­сированию задельных НИОКР.

На перспективные и текущие планы развития и функ­ционирования предприятий не могут не влиять прогнозы, программы и индикативные планы социально-хозяйствен­ных систем муниципального, регионального и федерально­го уровня. В рыночных условиях это должно осуществлять­ся на условиях взаимной выгоды субъектов хозяйствования и управления.

Практика ряда регионов, например, Татарстана, Нижего­родской области, Марий Эл, Бурятии и др., показывает, что можно успешно использовать такие формы, как заключение различного рода договоров между хозяйствующими субъек­тами и органом власти. Например, при достижении и пре­вышении значимых показателей индикативного плана ре­гиона (по добавленной стоимости, по производству тех или иных видов продукции и услуг, по отдельным социальным индикаторам и др.) предусматриваются налоговые льготы, преференции в бюджетных ассигнованиях, особые режимы дотаций и кредитования и т.п.

Положительные результаты приносит введение субъек­тами Федерации в необходимых случаях государственных заказов на поставки продукции или осуществление услуг. В некоторых регионах доля государственных закупок в рас­ходной части бюджетов субъектов Федерации доходила в определенные периоды до 15-20% от расходной части бюд­жета. Для организации дела иногда в субъектах Федерации создаются агентства по государственному заказу. Для по­ощрения актуальных для регионов и страны инвестицион­ных проектов могут применяться механизмы, связанные с созданием специальных гарантийных и инвестиционных фондов. Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику общему алгоритму прогнозно-плановой работы в стране, предусмотренной действующими нормативными актами. Какими положениями нужно было бы дополнить действующее законодательство?

2. Какие приоритетные направления инновационно-промышленной политики, на ваш взгляд, следует выделить на предстоящее десятилетие? Роль национальных проектов, федеральных и региональных целевых программ в их реализации.

3. Какие организационные ресурсы для совершенствования прогнозно-плановой работы в стране необходимо предусмотреть в ходе дальнейшего переустройства органов государственной власти?

4. Опишите особенности организации прогнозно-плановой работы на уровне предприятий (фирм). Какие задачи решаются в ходе разработки генерального стратегического плана предприятия (фирмы)?Что понимается под деловым планированием? Для чего разрабатываются бизнес-планы?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: