Термины
Истина – знания, соответствующие предмету познания.
Познание – деятельность, направленная на достижение истины.
Эмпирики – те, кто считает, что объективная истина существует и мир таков, каким мы его воспринимаем органами чувств.
Рационалисты - те, кто считает, что объективная истина существует и мир таков, каким мы его понимаем.
Агностики – те, кто считают, что объективной истины нет.
Относительная истина – неполное и неточное знание, которое со временем будет опровергнуто.
Абсолютная истина – полное и точное знание о предмете, которое никогда не будет опровергнуто и никогда не будет достигнуто.
Критерии истины – мерила, при помощи которых определяют истинность знания (важнейший критерий истины – практика).
Формы познания – чувственное, при помощи органов чувств, и рациональное – при помощи разума.
Ощущение – это чувственное отражение отдельных свойств предмета.
Восприятие – чувственное отражение предмета в целом.
Представление – целостный чувственный образ предмета, сохранённый в памяти и воспроизведённый без предмета.
Понятие – мысль, утверждающая общие и важные свойства предмета.
Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете.
Умозаключение или вывод – выделение нового суждения на основе нескольких ранее сделанных.
Виды познания – научное, ненаучное и социальное
Научное познание – познание, которому свойственна объективность и доказательность.
Уровни научного познания – эмпирический (установление фактов) и теоретический (решение научной проблемы)
Эмпирические методы научного познания – наблюдение (проводиться в естественных условиях) и эксперимент (в искусственных).
Теоретические методы – выдвижение гипотезы (научного предположения) и построение теоретической модели (существует только в сознании учёного).
Ненаучное познание – познание, которому присуще разнообразные формы.
Миф – первая попытка человека познать окружающий мир, ей свойственна бездоказательная вера в повествование.
Народная мудрость – знания, передающиеся из поколения в поколение.
Знания, полученные в процессе практической деятельности.
Здравый смысл.
Мистика – знания – источник которых не известен.
Познание методами искусства – художественное осмысление действительности, основанное на восприятии художественного образа.
Художественный образ – обобщённое отображение действительности.
Социальное познание – познание общества, которому присуще совпадение субъекта и объекта познания.
Конкретно-исторический подход – оценка социальных явлений в их окружении и развитии.
Этика – наука о нравственности, о добре и зле.
Эстетика – наука о прекрасном и безобразном.
Тесты
- И чувственное, и рациональное познание
- Формирует знание и представление о предмете.
- Использует логическое умозаключение.
- Начинается с ощущения.
- Даёт наглядный образ предмета.
- И чувственное, и рациональное познание
- Нацелено на постижение истины.
- Приводит к теоретическим обобщениям.
- Присуще не только человеку.
- Исходной точкой имеет ощущение.
- Рациональное познание, в отличие от чувственного
- Отражает форму предмета.
- Создаёт зрительный образ предмета.
- Сравнивает существенные признаки предмета.
- Определяет пространственное расположение предметов.
- Рациональное познание, в отличие от чувственного
- Обновляет знания об окружающем мире.
- Формирует наглядный образ предмета.
- Осуществляется в форме ощущений, восприятия и представлений.
- Использует логические умозаключения.
- Истина – это знание,
- Отражающее объективные свойства предмера.
- Отвечающее интересам большинства.
- Добытое только научным путём.
- Доступное каждому.
Запишите слово, пропущенное в схеме.
Запишите словосочетание, пропущенное в схеме
Найдите соответствия между терминами и определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго. Ответ запишите в виде последовательности букв.
Определения | Формы познания |
1) Чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании. | А) ощущение |
2) Чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. | Б) понятие |
3) Отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. | В) представление |
4) Мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления. | Г) умозаключение |
5) Мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. | Д) суждение |
6) Мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении. | Е) восприятие |
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Мировоззрение может быть присуще как отдельному человеку, так и общностям людей. Историческими типами мировоззрения являются: мифологическое, А)_________, философское и научное. Интеллектуальный опыт человека связан с Б)________. В)______ уровень мировоззрения опирается на достижения наук и оперирует логическими доказательствами. Мировоззрение может быть религиозным и Г)___________. В основе теоцентризма лежит приоритет Д)________, в то время как в основе антропоцентризма лежит приоритет Е)________. Признание достоинства личности, равноправия различных мировоззрений характерно для Ж)_________ мировоззрения.
Начало формы
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.
|