Читая рассказ А. Костюнина “Рукавичка”.




“Что-то провернулось в моей душе. Заныло”, -пишет в финале своего рассказа ”Рукавичка” А. Костюнин. Подобное чувство испытала и я, перевернув последнюю страницу этой истории.

Казалось бы, название рассказа отсылает читателя к какой-то “тёплой”, домашней, детской, незамысловатой истории. Но уже эпиграф настраивает нас на тяжёлый разговор о “вечном “: о жизни и смерти, о добре и зле, о страхе и предательстве, о грехе и покаянии.

Писатель цитирует Евангелие от Матфея: Иуда, узнавший о том, что Иисус осужден на смертную казнь, раскаивается и возвращает тридцать сребреников, полученные за предательство. Иуда говорит о своём великом грехе, ведь предал он “кровь невинную”. Но первосвященникам и старейшинам нет никакого дела до раскаяний Иуды. Единственное, что остаётся предателю, - пойти и удавиться.

В первом же предложении рассказа появляется слово “школа”. Повествователь говорит о том, что он нечасто вспоминает её, школу. А дальше конкретизирует и пишет о том, что ”школа была тем первым высоким порогом, ” за которым жаждал он “увидеть жизнь новую, яркую, возвышенную”.

И правда, школа не только отметки, которые нам выставляют, но и школа жизни. И чем станет эта “школа жизни”: ”ядовитым грибом” или ”лечебной чагой”- зависит от многого. В частности, от такого случая с “рукавичкой”, о котором поведал нам А. Костюнин.

Завязка рассказа такова: первоклассники с учительницей отправляются на экскурсию в кабинет уроков труда. При этом писатель уточняет, что это была “первая учительница”. Зачем? Ведь и так понятно, что “первая”, раз учит первоклассников. Наверное, для того, чтобы читая дальше историю, читатель прочувствовал ещё глубже ту пропасть, которая пролегает между “Первоучителем” и сельской учительницей- Аллой Ивановной Гришиной. Сравнивать, конечно, кощунственно! Но ведь настоящий учитель- тот, кто не только даёт сумму знаний, но и вселяет в нашу душу веру- веру в справедливость, веру в добро, веру в себя.

Итак, экскурсия в кабинет домоводства. ”Стайка взъерошенных воробьёв” расселась по партам и увлеченно слушала рассказ учительницы труда о предмете, рассматривая “оформленные работы с лучшими образцами детских работ”. Все эти “шитые и вязаные носочки, рукавички, шапочки, шарфики, платьица, брючки кукольного размера” казались первоклассникам настоящим чудом, “диковинкой”. Время – то было тяжелое, многие “бедовали”, одежду перешивали и “донашивали оставшееся от старших”.

Как всё хорошее быстро заканчивается, так и закончился этот удивительный урок. ”В замешательстве ” покинули класс первоклассники. Вернулись к обыденному.

Приём парцелляции: ”Достаём учебники. Ноги ещё не остановились. Ещё скачут. Голова следом. Усаживаемся поудобнее. Зажигающим эхом ниспадают до шёпота фразы”, -помогают писателю передать душевное состояние детей.

Вдруг произошло неожиданное…Оказалось, что из альбома с образцами пропала рукавичка…В классе повисла “недобрая пауза”. Алла Ивановна “цепким взглядом прошлась по каждому” и приступила к “допросу”. Атмосферу страха и ожидания, царившую тогда в классе, передают мастерски подобранные писателем глаголы: “двинулась”, ”зло процедила”, ”умейте отвечать”, резко повернулся”, ”подняла вверх и сильно тряхнула”, ”застрекотали… карандаши”, “хлёстко скомандовала”, ”возмутилась”, “стала насильно ”вытряхивать”, “зло допытывалась”.

Допроса учительнице показалось мало, ведь рукавичку не нашли, а зло не наказано. Настало время обыска…

Невозможно без душевного трепета читать о том, как Алла Ивановна приказывает раздеться плачущей Светке Кондроевой. ”

Слёзы крупными непослушными каплями скатывались из её опухших глаз”, а прилюдное раздевание обнажает не только “колготки с дыркой и ”белую майку с отвисшими лямками“, но и беззащитную, израненную душу маленькой, ни в чём не повинной девочки. Так и стояла она “босая на затоптанном школьном полу перед всем классом”, а кажется, что перед всем миром, и только “нательный алюминиевый крестик на холщовой нитке маятником покачивался на её детской шейке”.До трусов раздевали одного за другим, растаптывая, кажется, детские сердца.

Наконец ”злоумышленник” найден. Им оказался Юрка Гуров. Читатель уже знает, что Юрка был из многодетной семьи с крепко пьющим отцом, который, напившись, гонял домашних по деревне.

По нескольким деталям становится ясно, что синяя рукавичка была украдена Юркой “случайно”: его словно бес попутал. Но ничего уже назад вернуть нельзя! Суд скор. Алла Ивановна припечатала: ”Вор!”. Этим словом она определила дальнейшую судьбу Юрки, поставила клеймо на нём и обрекла парня на одиночество. Теперь он для всех вор…На веки вечные….”Вор -раскалённым тавром было поставлено деревней на нём и на всей его семье”.Школа для Юрки стала тюрьмой. Он сам стал изгоем, прошёл через издевательства и унижения: ”Плюнуть в Юркину кружку с компотом, высыпать вещи из портфеля в холодную осеннюю лужу, закинуть шапку в огород - считалось подвигом”.

Так, Алла Ивановна, думая, что вершит правосудие, растоптала, уничтожила и погубила человека. Призванная учить добру и милосердию, научила Алла Ивановна своих учеников ненависти. Вот первый и главный урок жизни, который она дала своим ученикам.

Этот урок “отзовётся” через много лет…

“В роковые девяностые” воровство “высокой волной накрыло карельские деревни и сёла”. Уносили последнее. Как бороться с этим злом, решили всем миром. Тем более, что “воров” в деревне знали по именам. Среди них, конечно же, Юрка Гуров. Проучили воров просто: искупали в ледяной проруби.

Суд, скорый на расправу, свершился: “Топить воров никто не собирался, а хорошенько проучить их следовало”. Чувствовали себя победителями. Еще бы! Остановили зло!

Финал рассказа страшен: Юрка Гуров повесился, не вынес этого второго “суда”.

Смерть Юрия заставила рассказчика вспомнить историю “про синюю рукавичку”. Вспомнить босого, плачущего, униженного мальчика, стоящего на холодном полу.

Вспомнить библейский сюжет, предательство Иуды, в которого “вошёл сатана”. Испытать запоздалое раскаяние,испытать чувство вины за загубленную Юркину судьбу, почувствовать острую душевную боль.

Ту боль, которую заглушать он почему-то не хочет…Эта боль – напоминание о том, что ты – Человек. Прав Саади, говоривший: ”Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека”.

Заканчивается рассказ евангельскими строчками: ”…На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии”. Эти слова заставляют читателя вернуться к эпиграфу.

Всю жизнь Юра Гуров расплачивался за свой “грех”. Но никто не услышал его покаяния. Только ценой собственной жизни ”заставил” Гуров “раскаяться” своего одноклассника, ”заставил” понять проcтую и вечную истину: после потери доброты в человеке происходит неминуемая потеря нравственности. Если человек сначала будет просто не обращать внимания на чужое горе, заглушать голос собственной совести, то тем самым убьёт в себе самые ценные качества – способность делать добро, быть милосердным к другим. Черствость, душевная слепота и глухота огрубляют сердце, покрывают его непроницаемой коркой.

В.Г Бояринов писало том, что рассказ “Рукавичка”- “классика самоучителя нравственности в безнравственную эпоху всеобщего одичания”.

Я уверена в том, что рассказ этот – это призыв, предостережение и предупреждение всем нам, людям, потому что добро воспитывает и возвеличивает человека, злость и равнодушие унижают и губят его.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: