Задания для самостоятельной работы по дисциплине «Психолого-педагогические основы подготовки специалиста по социальной работе»
Задание 1. Составьте таблицу:
Основные проблемы современного высшего образования | Возможности их решения в процессе реформирования системы высшего образования |
Вузы готовят кадры по устаревшим специальностям для «уходящей» ресурсозатратной экономики; Коммерциализация высшего образования ставит преграды для способных молодых людей из низших социальных слоев; Устаревшая материально-техническая база вузов не соответствует информационным технологиям; Произошла замена ценности образования ценностью диплома о высшем образовании; Снизился интеллектуальный потенциал молодежи, у студентов исчезли установки на труд, научную деятельность, общественно-политическую активность | Объединить учебно-исследовательскую работу студентов с заказами промышленных предприятий, готовить специалистов для конкретных фирм; Высшее образование должно опережать состояние рынка труда, готовить специалистов «завтрашнего дня» Высшее образование должно стать более гибким, легко перестраивать направление и содержание учебного материала вслед за научно-техническим прогрессом общества Высшее образование должно оставаться бесплатным для всех студентов, поскольку у родителей нет финансовой возможности платить за обучение детей Определить размер государственного финансирования системы образования, адекватного современным требованиям, в процентном соотношении к ВВП; Привлечь успешные промышленные предприятия к финансированию высшей школы через образовательные фонды и кредиты Организовать интенсивный обмен студентами, аспирантами, преподавателями с ведущими западными университетами; Российское образование доказало свою конкурентоспособность «утечкой мозгов» на Запад, оно должно следовать своим прежним курсом, не принимая во внимание требования Болонской конвенции; Высшее образование должно базироваться на современных научных достижениях, информационных технологиях, быть более приближенным к требованиям наукоемкого инновационного производства |
Задание 2. Напишите реферат объемом не более 10 страниц (шрифт 14, интервал 1,5) по одной из предложенных тем:
Темы рефератов
- Современное состояние и проблемы высшего образования.
- Цели и содержание высшего образования. Требования к подготовке современного специалиста по социальной работе.
- Компетентностный подход к подготовке специалиста.
- Образовательные стандарты высшего образования, учебные программы, учебные планы по направлению образования «Социальная работа»: основные проблемы формирования и реализации.
- Активные формы проведения семинарских занятий.
- Дистанционное обучение в подготовке бакалавра социальной работы.
- Активизация познавательной деятельности студента.
- Организация самостоятельной работы студента.
- Развитие творческого и критического мышления обучающихся.
- Современные технологии в высшем образовании.
Критерии оценки реферата
Оценка «отлично»:
• аналитичность стиля и подхода, критичность представлений и интерпретаций;
• продуманный отбор данных и источников, квалифицированные ссылки на использованную литературу;
• всестороннее раскрытие поставленных целей изадач, полное соответствие теме;
• ясная постановка и успешное достижение целей;
• логическая связность и цельность работы, ясные и хорошо обоснованные выводы;
• работа написана грамотно.
Оценка «хорошо»
• стиль и подход — объяснительные, с элементами критической интерпретации;
• данные и источники подобраны хорошо, факты используются правильно;
• цели и задачи раскрыты, работа в основном соответствует теме;
• цели ясны, реалистичны и адекватны теме;
• работа достаточно связная и цельная, последовательно обосновывает предлагаемый вывод;
• текст написан грамотно.
Оценка «удовлетворительно»
• достаточное понимание материала, поверхностных или неадекватных суждений немного;
• стиль изложения скорее описательный или рекомендательный, чем аналитический;
• база источников достаточна;
• видно стремление автора к целостности работы и обоснованности выводов;
• случаи неадекватного теме использования языка редки
Оценка «неудовлетворительно»
• недостаточное понимание фактов и проблем, есть неадекватный теме материал;
• литература подобрана плохо, самостоятельность в подборе недостаточна;
• по объему или по качеству работа не соответствует уровню программы;
• цели реалистичны, но несколько ограничены;
• отдельные части работы связаны между собой, но в логическое целое с ясными выводами не складываются;
• работа изложена неадекватным проблеме языком, безграмотно.
Задание 3. Подберите в периодической научной литературе (2011-2016 гг.) и проанализируйте 3-4 статьи по одному из вопросов семинарских занятий. Сделайте краткий конспект, приложите полные варианты статей.
Задание 4. Изучив Стандарты ФГОС ВПО 3+ по направлению «Социальная работа» предложите собственный модуль для учебного плана (15 кредитов), сформулируйте миссию и предполагаемый результат, распределите необходимые компетенции, представленные в стандарте между дисциплинами, включенными в модуль.
Задание 5. Напишите эссе на заданную тему:
1. Как сделать самостоятельную работу студентов продуктивной и интересной?
2. Как активизировать учебную деятельность студентов на семинарах?
3. Теряет ли преподаватель свое значение в образовательном процессе современного вуза?
4. Залог успешности и эффективности современного высшего образования.
Цель:
Демонстрация магистрантами знаний содержания дисциплины, умений анализировать, аргументировать, оценивать, делать критические умозаключения, навыков аргументации и защиты определенной точки зрения.
Задание:
Напишите аргументирующее/контр-аргументирующее эссе, фокусированное на предъявлении и развитии аргументации, рефлексивной оценке. Представьте аргументы, поддерживающие ваши предположения и/или возражения и их опровержения.
Требования к проведению процедуры написания эссе:
1.Темы эссе сообщаются студентам заранее (например, за неделю).
2.При этом формате проверки очень важен анализ, осуществляемый студентом. Основной акцент делается не на том, «что студент запомнил», а на том, «как он может использовать материал», который учил, поэтому разрешено пользоваться учебниками и другими источниками.
3.Ответы на предлагаемые на этом типе проверки вопросы нельзя напрямую найти в учебниках. Студенты могут обмениваться идеями и обсуждать предварительные результаты своих исследований.
4. Консультации преподавателя не предусмотрены.
5. Результат оформляется в виде короткого эссе по выбранной теме. Объем эссе 500-700 слов. Ссылки на первоисточники делаются в конце текста.
6. Предоставление эссе преподавателю ровно через семь дней.
Схема оценивания эссе:
СТРУКТУРА | |||||
Эссе соответствует теме | Эссе не соответствует теме | ||||
Тема глубоко раскрыта | Тема раскрыта поверхностно | ||||
АРГУМЕНТАЦИЯ | |||||
Аргументы логически структурированы | Аргументы разбросаны, непоследовательны | ||||
Факты представлены точно | Много сомнительных или неточных фактов | ||||
Строгий критический анализ ключевых понятий (концепций) | Недостаточное использование ключевых понятий (концепций) | ||||
НОВИЗНА | |||||
Оригинально и творчески | Не очень оригинально | ||||
СТИЛЬ | |||||
Научный | Ненаучный | ||||
Концентрированный текст | Излишние повторения | ||||
ОФОРМЛЕНИЕ | |||||
Четко и хорошо оформленная работа | Неопрятная и трудно читаемая работа | ||||
Разумный объем | Слишком длинная / короткая работа | ||||
ГРАМОТНОСТЬ | |||||
Грамматически правильные предложения | Много грамматических ошибок | ||||
Нет орфографических ошибок | Есть орфографические ошибки | ||||
Эффективное использование схем, статистических данных, таблиц для подтверждения аргументов | Неэффективное использование схем, статистических данных, таблиц для подтверждения аргументов | ||||
ИСТОЧНИКИ | |||||
Адекватное использование источников | Плагиат |
Итоговая оценка выставляется с учетом суммирования полученных баллов:
Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, если он набрал 35 и более баллов; оценка «не зачтено» выставляется обучающемуся, если он набрал менее 35 баллов.
«Отлично» - 60-70 баллов
«Хорошо» - 50-60 баллов
«Удовлетворительно» - 35-50 баллов
«Неудовлетворительно» - менее 35 баллов
Задание 6. Составьте краткую схему характеристики образовательной технологии, выделив её структурные элементы. Поясните каждый элемент. На основе составленной схемы охарактеризуйте одну из предложенных технологий обучения в вузе:
1) кейс-метод
2) ролевая / деловая игра
3) проектная технология
4) веб-квест
5) знаково-контекстное обучение
6) балльно-рейтинговая система
Критерии оценивания задания
1. Структурные элементы образовательной технологии | - выделено не менее 5 структурных элементов | 1-5 баллов |
- дано пояснение всем элементам технологии | 1-5 баллов | |
2. Характеристика конкретной технологии | - описание элементов конкретной технологии свидетельствует о том, что студент понимает сущность технологии, способен раскрыть ее концептуальные основы, цели, содержание деятельности преподавателя и студентов, основные методы и приемы работы, дидактическое обеспечение и особенности педагогического инструментария, особенности коммуникации и группового взаимодействия, оценки результатов учебной деятельности | 1-5 баллов |
Всего | 15 баллов |
Оценка выполнения задания
Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, если он набрал 8 и более баллов; оценка «не зачтено» выставляется обучающемуся, если он набрал менее 8 баллов.
Дифференциация оценки:
отлично — 13-15 баллов
хорошо - 10-12
удовлетворительно — 8-9 баллов
Задание 7: Составьте сравнительную таблицу «Системы традиционного и интерактивного оценивания».
1. Подберите первоисточники
2. Самостоятельно выделите критерии сравнивания.
3. Критично отберите материал для таблицы.
4. Заполните таблицу.
5.Приложите список использованной литературы.
Критерии оценки таблицы
«5» | «4» | «3» | «2» | |
Обоснованность выбора критериев | ||||
Полнота представленности критериев | ||||
Степень раскрытия сущности каждого из критериев | ||||
Аналитичность стиля и подхода | ||||
Логическая связность и цельность | ||||
Хорошо обоснованные выводы | ||||
Квалифицированные ссылки на использованную литературу | ||||
Грамматическая и орфографическая грамотность |
Критерии оценки:
Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, если он набрал 24 и более баллов; оценка «не зачтено» выставляется обучающемуся, если он набрал менее 24 баллов.
- оценка «отлично» выставляется студенту, если студент набрал от 35 до 40 баллов;
- оценка «хорошо», если он набрал от 29 до 34 баллов;
- оценка «удовлетворительно», если он набрал от 24 до 28 баллов;
- оценка «неудовлетворительно», если он набрал менее 24 баллов.