Морально-этические проблемы применения биотехнологий. Специфика этой отрасли науки.




В чём заключается специфика биотехнологий?

Данная область человеческой деятельности включает в себя две подсистемы.

Биотехнологии представляют собой:

1. разновидность инженерной деятельности и промышленного производства, предметом и продуктом которого являются элементы живой природы;

2. рыночно ориентированную форму научной деятельности, в которой одним из товаров выступает знание.

Моральные проблемы развития биотехнологий можно представить как бы в нескольких плоскостях.

- Во-первых, необходимо учесть воздействие, оказываемое биотехнологиями на моральное самопонимание человека, его самоидентификацию, отношение к самому себе и живой природе.

- Во-вторых, можно описать моральные проблемы биотехнологий относительно структурных особенностей биотехнологической деятельности.

- В-третьих, моральную проблематику можно охарактеризовать относительно конкретных целей и задач биотехнологической деятельности.

Опасность биотехнологического прогресса заключается в мощном искушении: сталкиваясь с той или иной проблемой, человек вместо того, чтобы изменить себя и свой образ жизни, ищет технологическое решение. Биотехнологический прогресс не является благим сам по себе. Он создаёт средства для достижения благих целей в медицине и сельском хозяйстве. Однако, если люди при решении своих человеческих проблем, станут прибегать лишь к технологическим способам и средствами, развитие биотехнологического прогресса может повлечь за собой морально-нравственную деградацию общества., что мы можем наблюдать уже сегодня.

Сталкиваясь, к примеру, с такой проблемой, как эпидемия СПИДа, человечеству значительно легче и удобнее вкладывать огромные ресурсы в биотехнологические разработки новых лекарств и вакцин, чем, увидев «гору» моральных проблем, порожденных «сексуальной революцией», отважиться на тяжкий труд морального самосовершенствования. Честность, ответственность перед партнером и верность более надежно защищают от СПИДа, чем новые вакцины. Экстремальной разновидностью универсального биотехнологического решения человеческих проблем являются наркотики. Вместо усилия в труде, спорте, любви или творчестве, которые способны приносить человеку счастье, он использует наркотик, делающий его счастливым без усилий, легко и всем доступным образом.

Согласно принципу антропоцентризма вся природа, в том числе и живая, не имеет внутренней ценности и может рассматриваться лишь как чистое средство для человека, то и в этом случае ее биотехнологическое покорение несет в себе определенные моральные проблемы. Глядя на мир сквозь призму биотехнологий, человек и самого себя воспринимает лишь как предмет биотехнологических манипуляций.

Наиболее известной биоцентристской концепций является универсальная «этика благоговения перед жизнью», разработанная Альбертом Швейцером. Поскольку жизнь обладает внутренней ценностью, то к ней нельзя относиться чисто инструментально, технологически. Биотехнологии, создающие, к примеру, новые генетически модифицированные сорта сельскохозяйственных растений, несут в себе новые экологические угрозы, ускоряют и без того стремительно идущий процесс вымирания видов. С этих позиций необходима правовая защита дикой природы, обладающей внутренней ценностью вне интересов человека, от потенциальных опасностей развития биотехнологий. Долг человека перед живой природой как моральным субъектом – остановить уничтожение жизни на Земле, компенсировать уже нанесенный ей урон.

Патоцентризм ограничивает сферу живых существ, наделенных моральной ценностью, только теми, которые способны переживать страдание и боль. Наибольшее влияние на современную философию патоцентризма оказывают идеи английского философа, основоположника утилитаризма Джереми Бентама. В конце XVIII в. он выдвинул идею защиты прав животных, которая в XX и XXI в. приобрела многочисленных последователей. Он требовал запрета мучения животных не потому, что, как полагал Кант, подобное огрубляет человеческий характер, а именно как долг перед самими животными, имеющими определенные права на достойное существование.

Патоцентристские идеи имеют особое значение в двух областях развития биотехнологий: при проведении экспериментов на животных и при создании трансгенных животных для пересадок от них органов человеку. Под их влиянием этическим стандартом проведения экспериментов на животных ста-ло выполнение следующих норм. Во-первых, при проведении экспериментов следует минимизировать страдания животных,например, используя обезболивающие средства или наркоз. Во-вторых, необходимо обеспечить животному достойное содержание, уход и питание. В-третьих, необходимо стремиться минимизировать число животных, занятых в эксперименте. В-четвертых, в тех случаях, когда возможно использовать клеточные или компьютерные модели, необходимо вовсе отказаться от проведения экспериментов на животных. Наконец, в-пятых, если по условиям эксперимента животное должно погибнуть, тонеобходимо соблюдать особые техники эвтаназии – быстрого и безболезненного умерщвления. В рамках патоцентризма действует правило: безболезненная смерть лучше страдания. Поэтому многие сторонники патоцентризма одновременно являются сторонниками эвтаназии в отношении человека. Наибольшую известность получила патоцентристская этическая концепция современного австралийского философа П.Сингера.

Другой специфичной чертой развития биотехнологий является коммерциализация науки. В настоящее время фундаментальному научному знанию в форме патента придан вид рыночного товара. В биотехнологических компаниях возникает корпоративная собственность на полученное знание. Это ведёт к корпоративному эгоизму, оценке научных исследований с точки зрения их практической полезности для данной корпорации.

Получение с помощью биотехнологий в промышленности, сельском хозяйстве или медицине ценных для человека продуктов ставит проблему экологического риска. В случае попадания генномодифицированных организмов в окружающую среду возможны серьёзные, трудно предсказуемые негативные последствия. Ни у животных, ни у человека нет эволюционно выработанных механизмов защиты от них. Создание трансгенных животных несёт в себе риск не только нарушения биологического барьера и заражения человека новыми формами инфекционных заболеваний, но и стирания границ человеческой самоидентичности. При терапии стволовыми клетками – приоритетное направление развития биотехнологий – возрастает риск развития рака и других патологических состояний. Не следует забывать и про вероятность нанесения морального ущерба, если источником стволовых клеток выступают человеческие зародыши. Также в последние годы возросла опасность биотехнологического производства биологического оружия и его применения в террористических целях.

Использование биомедицинских технологий также порождает ряд культурных и социальных противоречий, которые могут рассматриваться как риски. Как правило, одни люди принимают возможности биотехнологий, например, ЭКО, с большим энтузиазмом, в то время как другие считают, что использование ЭКО – проявление дегуманизации, разрушение институтов семьи и общества в целом. Биомедицинские технологии сталкиваются как с неготовностью одних групп людей их принимать, так и с желанием других групп людей эти технологии использовать.

Классический подход к новым технологиям гласит, что следует сохранять человека и его среду в исходном виде, то есть который мы имеем сейчас. Однако возможности и перспективы развития новых технологий всё больше отдаляют образ нынешнего человека и образ человека в будущем. Причиной тому служит появление новых возможностей при лечении и преобразовании тела человека. следовательно.

Неисчерпаемость проблемы этического регулирования биотехнологий средствами наиболее распространённых подходов, основанных на прогнозировании рисков, прямо возникает из появления новых способов лечения и совершенствования человека. Сохранение незавершенности, открытости этических подходов к современным биотехнологиям – одно из важнейших условий развития биомедицины.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: