Дневник учебной практики




Дата Вид деятельности Краткий анализ деятельности студентом Роспись
18.05.2015 Организационное собрание   Обсуждение организационных вопросов, ознакомление с дневником практики, ознакомление с заданиями для практики, теоретическое знакомство с ГБОУ "Центр диагностики и консультирования для детей и подростков, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи" (далее по тексту ГБОУ ЦДиК или Центр), ознакомление со структурой ГБОУ ЦДиК.    
19.05.2015 Практическое ознакомление с ГБОУ ЦДиК. Первое посещение ГБОУ "Центр диагностики и консультирования для детей и подростков, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи", знакомство со структурой, деятельностью, документацией, специалистами, кабинетами и оснащением Центра.  
20.05.2015 Выполнение задания №1 по учебной практике Составление таблицы «Сравнительной характеристики нарушения речи» (Приложение 1)  
21.05.2015 Выполнение задания №2 по учебной практике Составление протоколов обследования детей дошкольного, младшего школьного возраста, подростков с особенностями развития (Приложения 2а, 2б, 2в)  
22.05.2015 Выполнение задания №3 по учебной практике Оформление в виде таблиц основных направлений комплексной лечебно-психолого-педагогической работы с детьми с ОВЗ (Приложение 3)  
Директор ГБОУ ЦДиК _______________ /Л.В. Курочкина
25.05.2015 Выполнение задания №4 по учебной практике Составление таблицы «Этапы логопедической работы по коррекции нарушений речи у дошкольников» с отражением в ней программного содержания и коррекционных задач каждого этапа работы (Приложение 4)  
26.05.2015 Выполнение задания №5 по учебной практике Оформление плана-конспекта индивидуальных и групповых занятий с дошкольниками с ОВЗ (Приложение 5)  
27.05.2015 Выполнение задания №6 по учебной практике Разработка конспекта логопедических занятий на различных этапах коррекционного обучения (Приложение 6)  
28.05.2015 Практическое занятие (задание №9 по учебной практике) Просмотр видеозаписи диагностики ребенка с ранним детским аутизмом, конспектирование основных моментов диагностики (Приложение 7)  
29.05.2015 Практическое занятие (задание №9 по учебной практике) Просмотр видеозаписи занятий с ребенком с ранним детским аутизмом, конспектирование основных моментов занятий (Приложение 8)  
  Директор ГБОУ ЦДиК _______________ /Л.В. Курочкина
01.06.2015 Выполнение задания №7 по учебной практике Подборка игр и упражнений для коррекции нарушения речи у дошкольников и младших школьников (Приложение 9)  
02.06.2015 Выполнение задания №8 по учебной практике Составление (на основе протокола обследования) развернутой психолого-педагогической характеристики на ребенка с ОВЗ, карты логопедического наблюдения и перспективного плана коррекционного воздействия (Приложение 10)  
03.06.2015 Практическое занятие (задание №9 по учебной практике) Присутствие на занятии с ребенком с кохлеарным имплантом. Наблюдение хода занятия, конспектирование темы и структуры, цели, задачи и основных моментов занятия (Приложение 11)  
04.06.2015 Практическое занятие (задание №9 по учебной практике) Присутствие на занятии с ребенком с фонетическим нарушением речи. Наблюдение хода занятия, конспектирование темы и структуры, цели, задачи и основных моментов занятия (Приложение 12)  
05.06.2015 Практическое занятие (задание №9 по учебной практике) Присутствие на занятии с ребенком с общим недоразвитием речи. Наблюдение хода занятия, конспектирование темы и структуры, цели, задачи и основных моментов занятия (Приложение 13)  
Директор ГБОУ ЦДиК _______________ /Л.В. Курочкина
08.06.2015 Выполнение задания №11 по учебной практике Подготовка текста беседы с родителями и воспитателями о профилактике речевых расстройств. (Приложение 14)  
09.06.2015 Выполнение задания №12 по учебной практике Подборка методик психодиагностики ребенка (Приложение 15а)  
10.06.2015 Выполнение задания №12 по учебной практике Подборка методик психодиагностики подростка и взрослого (Приложения 15б, 15в)  
11.06.2015 Выполнение задания №13 по учебной практике Перечень заданий, направленных на оценку уровня речевого развития (Приложение 17)  
Директор ГБОУ ЦДиК _______________ /Л.В. Курочкина

Конспектирование и реферирование специальной литературы.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

№1
Сравнительная характеристика нарушений речи.

Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь также является и важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, поскольку она возникает только при условии общения ребенка со взрослым. Развитие речевой функции происходит в соответствии с определенной системой языка, которая строится на основе интонационных структур и фонемного состава, усваиваемых ребенком как на уровне понимания, так и на уровне его собственной активной речи.
Первые голосовые реакции ребенка совершенно отчетливы. Появление на свет в норме сопровождается криком новорожденного, и первые месяцы жизни дети плачут достаточно много. У начальных голосовых проявлений новорожденных существует сугубо психологическая функция, которая состоит в том, что с их помощью выражаются субъективные состояния малыша. На первом месяце жизни с помощью крика и плача ребенок выражает свои лишь негативные недифференцированные состояния. В результате постепенного развития общих психофизиологических механизмов эти голосовые явления позднее оказываются способными выражать позитивные состояния, а затем при нормальном развитии ребенка превратятся в его речь.


наименование дизартрия дислалия Нарушение голоса
определение Нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Различные расстройства голосовой функции, обусловленные патологическим состоянием органов голосообразования.
классификация Форма дизартрии зависит от места поражения нервной системы. вялая; спастическая; односторонняя верхнемотонейронная; атаксическая; гиперкинетическая; гипокинетическая; смешанная. Мономорфная (простая) — страдает один звук или несколько звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч) Полиморфная (сложная) — страдает несколько звуков из разных групп (С-Р-К-Ш) Физиологическая (возрастная) — нарушения звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет проходит сама. Эта единственная форма дислалии, которая присутствует у всех людей, на определенном этапе развития. Функциональная — нарушение звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной нервной системы, слуховом и периферическом артикуляционном аппарате. Органическая (механическая) — обусловлена наследственными, врожденными или приобретенными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата. По степени расстройства фонации выделяют дисфонию (частичное нарушение силы, высоты и тембра голоса) и афонию (отсутствие голоса). По причинам и механизмам фонационных расстройств различают: 1. Функциональные нарушения голоса -центральные (психогенная афония или истерический мутизм) -периферические (фонастения, гипотонусная и гипертонусная дисфония или афония, патологическая мутация) 2. Органические нарушения голоса -центральные (дисфония и афония при дизартрии и анартрии) -периферические (дисфония и афония при заболеваниях гортани; ринофония).
Проявления; симптомы Значительное нарушение звукопроизношения легко распознаётся, поскольку речь смазанная, глухая, часто с носовым оттенком («Говорит, как с кашей во рту»). Лёгкие нарушения артикуляции выявляются при специальном логопедическом исследовании. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. К проявлениям фонастении относятся невозможность произвольно регулировать звучание голоса, (усиливать или ослаблять), прерывание (осечки) и быстрая утомляемость голоса, охриплость. В остром периоде фонастении голос может пропадать совсем.
причины Дизартрия не является самостоятельным заболеванием, хотя у некоторых больных может быть наиболее заметным проявлением поражения нервной системы. Наблюдается при травмах и опухолях нервной системы, нарушениях мозгового кровообращения, нейроинфекциях, демиелинизирующих заболеваниях и др. У детей дизартрия часто сочетается с другими проявлениями дизонтогенеза, вызванного действием пре- и перинатальных факторов, входит в структуру нарушений при детских церебральных параличах. Причины функциональной дислалии:а)Соматические- физическая и неврологическая ослабленность из-за длительных хронических заболеваний организма (расстройство пищеварения, частые простудные заболевания).б)Социальные: -педагогическая запущенность (родители не исправляют недостатки в речи детей и не демонстрируют образцов правильного звукопроизношения). -двуязычие в семье (родители разговаривают на разных языках, ребёнок вставляет в один язык другой. Например, французский + русский = горловой звук «Р»). -образец неправильной речи в окружении ребенка (по подражанию). в)Выбор неправильной артикуляции. г)Недоразвитие фонематического слуха. Физический слух может быть сохранен, а фонематический нарушен. Причины органической (механической) дислалииа)Наследственные — передаются из поколения в поколение (редкие зубы, выдвинутая вперед нижняя челюсть и др.) б)Врожденные — дефекты, сформировавшиеся в период внутриутробного развития в)Приобретенные — дефекты, возникшие в момент родов или в течение последующей жизни Центральные органические нарушения голоса связаны с параличами и парезами голосовых связок, обусловленными поражением ствола или коры головного мозга, проводящих нервных путей. Центральные органические нарушения голоса встречаются у детей с детским церебральным параличом. Причинами периферических органических нарушений голоса выступают различные воспалительные заболевания или анатомические изменения голосового аппарата. Центральные функциональные нарушения голоса (психогенная афония) является следствием острой психотравмирующей ситуации. Периферические функциональные нарушения голоса по типу фонастении могут быть вызваны чрезмерными голосовыми нагрузками, несоблюдением голосового режима при респираторных заболеваниях. Патологическая мутация голоса у подростков может быть обусловлена эндокринными нарушениями, ранним курением, перегрузкой голосового аппарата в этот период. К гипотонусной дисфонии и афонии чаще всего приводит двусторонний миопатический парез (парез внутренних мышц гортани), вызванный ОРВИ, дифтерией, гриппом, сильным напряжением голоса.
коррекция В детской логопедической практике важная роль отводится общему развитию всех сторон речи: словаря, грамматического строя, фонематического слуха, поскольку дети, страдающие дизартрией, испытывают в школьные годы трудности в усвоении письменной речи. В некоторых случаях целесообразно обучение таких детей в дошкольном периоде в логопедических группах детского сада. Три этапа работы: а)подготовительный (Формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношения опорных звуков, необходимо устранение анатомических дефектов в строении артикуляционного аппарата:пластика уздечки языка или верхней губы, курс ортодонтического лечения). При моторной функциональной дислалии в подготовительный период проводится развитие речевой моторики (артикуляционная гимнастика, логопедический массаж); при сенсорной функциональной дислалии – развитие фонематических процессов.. б)Этап формирования первичных произносительных навыков при дислалии включает постановку изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, т. е. с использованием логопедических зондов или смешанным способом); автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и дифференциацию звуков (при их смешении). в)На заключительном этапе по коррекции дислалии формируются навыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.   Логопедическую работу по восстановлению нарушений голоса следует начинать как можно раньше, чтобы предупредить фиксацию патологической голосоподачи, добиться лучших результатов, предотвратить развитие невротических реакций на дефект. Основные направления коррекционной работы включают психотерапию, коррекцию дыхания, развитие координации фонации и артикуляции, автоматизацию достигнутых навыков и введение голоса в свободное речевое общение. На логопедических занятиях по коррекции дисфонии используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения. У больных после экстирпации гортани проводится работа над формированием пищеводного голоса.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

№2(а, б,в)

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: