Организация коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда




 

Задачи и содержание коррекционно-развивающего обучения детей старшей группы, страдающих заиканием, планируется с учётом результатов логопедического обследования.

Логопедическая работа с детьми проводятся индивидуально или подгруппами. Причём индивидуальная работа носит опережающий характер, т.к. основная их цель - устранение заикания, подготовить детей к активной речевой деятельности на подгрупповых занятиях.

На индивидуальных занятиях проводится работа по:

1) активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;

2) подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;

3) постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.

 

На занятиях по всем разделам программы логопед применяет разнообразные приёмы, обеспечивающие максимальную речевую практику детей и проводить занятия с учетом индивидуальных речевых возможностей каждого ребёнка. В зависимости от характера и выраженности речевого дефекта, психологических и характерологических особенностей детей, количество их в подгруппах варьируется от 2 до 6. В начале учебного года количество человек в подгруппе может быть меньше, чем к концу обучения.

Основными задачами подгрупповых занятий является продолжение работы по развитию:

1) понимания речи и лексико – грамматических категорий;

2) произносительной стороны речи;

3) самостоятельной развернутой фразовой речи;

4) подготовка к овладению элементарными навыками чтения и письма.

В группах для заикающихся вводится ограничение речи детей с последующим увеличением и усложнением форм речи. Данная система осуществляется в следующей последовательности:

· режим молчания; октябрь – 1 неделя

· шёпотная речь; октябрь - 2 недели

· сопряжённая речь; октябрь-ноябрь (4 недели)

· отражённая речь; ноябрь-декабрь(4 недели)

· вопросно-ответная речь; январь – февраль (4 недели)

· воспитание самостоятельной речи на материале пересказа; март

· воспитание самостоятельной речи на материале рассказа; апрель

· воспитание самостоятельной спонтанной речи. май, июнь

 

2.4. Программное содержание логопедической работы с детьми старшей группы

Период Основное содержание работы
Сентябрь Октябрь 1 неделя 2-3 неделя 4 неделя Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Первый этап   Проводится обследование детей, позволяющее выявить потенциальные речевые и психологические возможности детей и соотнесение результатов с общеобразовательными требованиями типовой программы детского сада (“Программа воспитания и обучения в детском саду” под ред. М. А. Васильевой,В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.) Обследование детей. 1.Обследование всех сторон речи детей. 2.Выявление структуры дефекта. 3.Обследование общей и речевой подражательности детей. 4.Обследование общей и речевой моторики детей. 5.Выявление особенностей характера и поведения детей. 6.Обследование психических процессов у детей: памяти, внимания, воли, мышления. Подготовка к режиму молчания 1.Ограничение речевых высказываний в группе. 2.Обучение детей безречевым сигналам. 3.Развитие тормозных процессов в речи детей. 4.Воспитание умения пользоваться жестами. 5.Воспитание произвольной моторики путем релаксационных упражнений и артикуляционной гимнастики на подготовительных занятиях. 6.Воспитание диафрагмального дыхания, физиологического дыхания с помощью дыхательных упражнений. 7.Развитие внимания, усидчивости, сосредоточенности, умения работать, не мешая другим. 8.Воспитание умения до конца выслушивать речь говорящего и точно выполнять сказанное. 9.Ведение работы по подготовке артикуляционного аппарата детей к коррекции дефектных звуков с помощью общей артикуляционной и специальной гимнастики (на индивидуальных занятиях). 10.Осмотр детей невропатологом и консультация с родителями совместно с невропатологом. 11.Обследование детей психологом. 12.Совместное обсуждение психологического заключения, создание подгрупп для занятий по диагнозам. 13.Консультация для специалистов по предстоящей работе с данной патологии     Режим молчания. Дети в этот период молчат, выполняют без речевые упражнения. Взрослые говорят шёпотом. Шёпотная речь. (Дети и взрослые говорят шёпотом) Сопряжённая речь(4 недели)   Отражённая речь (4 недели) Понимание речи.   1. Усвоение значения новых слов на основе углубления знаний по темам: Овощи. Огород. Фрукты. Сад. Ягоды. Грибы. Осень. Осенний лес. Перелётные птицы. Домашние животные и их детёныши. Домашние птицы. Зима. Признаки зимы. Зимующие птицы. Новый год. Зимние развлечения. Зимние виды спорта. Дикие животные и их детёныши. 2. Обучение детей пониманию значения менее продуктивных и непродуктивных уменьшительно – ласкательных суффиксов (-ник, -ниц-, -инк-, -ин-, -иц-, -ец-. 3. Обучение различению в импрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов.     Формирование общих речевых навыков. 1. Формирование и закрепление диафрагмального типа физиологического дыхания, удлинение физиологического выдоха с помощью специальных пособий для развития дыхания: пение гласных, счёт.   2.Формирование речевого дыхания. Обучение умению производить спокойный короткий выдох (не надувая щеки, не поднимая плеч) и плавный длительный выдох без речевого сопровождения и с речевым сопровождением. 3.Совершенствование основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр).просодики. Закрепление мягкой атаки голоса.   Активизация речевой деятельности и развитие лексико – грамматических средств языка. 1. Учить детей вслушиваться в обращенную речь. 2. Совершенствование словаря экспрессивной речи, уточнение значений слов, обозначающих название предметов, действий, состояний, признаков, свойств и качеств.(по лексическим темам)   3. Совершенствование навыков употребления форм единственного и множественного числа существительных мужского, женского и среднего рода в именительном падеже и косвенных падежей. По темам: Овощи. Фрукты. Грибы.   4. Учить детей практическому употреблению в речи глаголов единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени. По темам:Осень. Одежда. Профессии. Зима. Зимние развлечения.     5. Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени.   6. Совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе(дикие, домашние животные и их детёныши.) 7. Совершенствование навыков употребления словосочетаний, включающих количественное числительное (два) и существительное.(два яблока) 8. Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи на этапе вопросно-ответной речи. 9. Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения “ мой”-“моя” в сочетании с существительными мужского и женского рода. 10. Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-) 11. Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания,(овощной суп) растениям, (берёзовый лист)различным материалам.(шерстяная кофта) Воспитание внимания к речи 1 Воспитание у детей умения сдерживать свои речевые импульсы. 2 Формировать у детей умение вслушиваться в речь окружающих. 3 Учить их внимательно слушать образцы речи логопеда и точно выполнять словесные задания в указанной последовательности. 4. Воспитывать умение не перебивать говорящих, не вмешиваться в разговор старших.   Развитие внимания, памяти, мышления 1. Обучение зрительному распознаванию и преобразованию геометрических фигур, воссоздание их по представлению и описанию. 2. Обучение упорядочению групп предметов (до 10) по возрастанию и убыванию величин. 3. Обучение различению предметов по цвету и цветовым оттекам. 4. Обучение узнаванию контурных, перечёркнутых, наложенных друг на друга изображений. 5. Совершенствование процессов запоминания и воспроизведения (с использованием предметов, предметных картинок, геометрических фигур, неречевых звуков, слов).   Коррекция нарушений фонетической стороны речи 1. Уточнять произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза. 2. Формирование правильной артикуляции отсутствующих или нарушенных в произношении звуков позднего онтогенеза, их автоматизация и дифференциация в различных фонетических условиях. 3. Формирование умение осуществлять слуховую и слухо – произносительную дифференциацию не нарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем – звуков, с которыми проводилась коррекционная работа. 4. Совершенствование навыков воспроизведения слов различной звукослоговой структуры. Формирование связной речи 1. Учить детей точно отвечать на вопросы при рассматривании натуральных предметов, игрушек и предметных картин, называя в ответах предмет, его части, форму и материал, из которого он сделан, действия или состояние предмета. 2. Учить детей отвечать одним словом на конкретные вопросы при наличии наглядного материала. 3. Учить детей, пользуясь моделями речи, отвечать без заикания словосочетаниями. 4. Учить детей отвечать на конкретные вопросы по содержанию художественного текста. 5. Учить выразительно читать стихи.     Развитие самостоятельной фразовой речи. 1. Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картинке, по моделям:   · существительное им. П.+ согласованный глагол + прямое дополнение; · существительное им. П.+ согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах.   2. Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации). 3. Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов. 4. Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.   Подготовка к обучению грамоте. 1. Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки. 2. Познакомить детей с понятием «звук», «гласный звук», «согласный звук»,а также с понятием «буква»на материале следующих звуков и букв: а,у,и,о,м,п,т,к,ы,э,х. 3. Развивать у детей навыки простых форм фонематического анализ а (выделение звука из ряда звуков, слога с заданным звуком из ряда других слогов). 4. Учить определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и в конце слова. 5. Совершенствование навыка фонематического анализа и синтеза звукосочетаний (типа АУ) и слогов (типа АМ). 6. Учить детей выделять гласный и согласный в прямом и обратном слогах и односложных словах.     Вопросно –ответная речь. Второй этап Формирование общих речевых навыков 1. Продолжать формирование речевого дыхания: спокойный короткий вдох, плавный длительный выдох. 2.Постепенное удлинение речевого выдоха при произнесении слогов, слов, фразы, а затем удлиняя и саму фразу (2 слова, 3 слова, 4 слова)     3.Продолжать совершенствовать акустические характеристики голоса. (сила, высота, тембр,интонация). Закрепление мягкой атаки голоса. 5. Совершенствование просодических компонентов речи.     Активизация речевой деятельности и развитие лексико - грамматических средств языка 1. Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам: Какой? Какая? Какое?; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного. 2. Упражнять в составлении сначала двух, а затем трёх форм одних и тех же глаголов (лежи – лежит – лежу). 3. Учить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (множественного) числа (идёт – идёшь – идём). 4. Учить использовать предлоги НА, ПОД, В, ИЗ, обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных. 5. Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (въехал, выехал, подъехал, съехал) 6. Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (- ов, -ев, -ин, -ан, -ян). 7. Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные, а также прилагательные, с использованием уменьшительно – ласкательных суффиксов: -еньк-, -оньк-. 8. Учить употреблять наиболее доступные антонимы (добрый – злой, высокий – низкий и т.п.) 9. Уточнять значения обобщающих слов. По темам: Посуда. Мебель. Семья. Бытовая техника. Деревья. Транспорт.   Воспитание внимания к речи 1. Учить детей внимательно слушать и точно выполнять более сложные поручения. 2. Учить детей умению внимательно слушать ответы других детей и модели речи логопеда (развёрнутые фразы, рассказ). 3. Учить запоминать речевые образцы и вариативно пользоваться ими в своих ответах. 4. Воспитывать внимательное отношение к речи сверстников, замечать неправильные или неточные ответы.     Развитие внимания, памяти, мышления 1. Расширение объёма зрительной, слуховой и слухоречевой памяти. 2. Формирование логического мышления. 3. Обучение детей активной поисковой деятельности. 4. Обучение детей мысленному установлению связей, объединению предметов, их частей или признаков (“Дополни до целого”, “Сложи картинку”).   Коррекция нарушений фонетической стороны речи   1. Закреплять навык правильного произношения звуков, поставленных или исправленных на индивидуальных занятиях первого этапа. 2. Вызывать отсутствующие и корригировать искажённые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений. 3. Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко – слогового состава.   Развитие самостоятельной фразовой речи 1. Учить составлять различные типы предложений: - простые распространённые из 5 – 7 слов; - предложения с противительными союзами “a” и “или”; - сложноподчинённые предложения с придаточными предложениями причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (хочу, чтобы …) 2. Учить преобразовывать предложение за счёт изменения главного члена предложения, времени действия; изменения вида глагола (писал – написал). 3. Учить определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи. 4. Развивать и усложнять навык передачи в речи последовательности событий (Миша встал, подошёл к шкафу, потом открыл его, достал книгу и отнёс воспитательнице). 5. Учить выделять предлог как отдельное служебное слово.   Формирование связной речи 1.Учить отвечать без заикания на вопросы логопеда короткими и распространёнными фразами при наблюдении за живыми объектами, рассматривании предметных и сюжетных картинок, осмотре предметов и игрушек.   2. Учить подбирать с опорой на речевой образец логопеда на один вопрос несколько ответов, характеризующих предмет по различным признакам (-Какая это машина?- Это машина грузовая. Это машина игрушечная. Это машина пластмассовая. Это машина синяя.).     3.Учить детей составлять коллективные и индивидуальные рассказы по картине с помощью вопросов. 4.Учить детей самостоятельно составлять описательные и сюжетные рассказы по предметной и сюжетной картинке, а также рассказы из личной жизни и творческие рассказы. 5.Учить самостоятельно придумывать начало или конец рассказа к изображенному на картине действию без опоры на наглядный материал. 6.Учить пересказывать содержание короткого рассказа или сказки по вопросам и без них, а затем выразительно пересказывать, подражая голосам действующих лиц. 7.Учить распространять короткие фразы; строить сложные предложения, с использованием сравнений, определений. 8.Закреплять самостоятельное использование всех форм речи, усвоенных за учебный год.     Подготовка к обучению грамоте 1. Учить анализировать звуковой ряд, состоящих из 2-х, 3-х, 4-х гласных. 2. Учить осуществлять анализ и синтез обратного слога. 3. Учить производить анализ и синтез прямых слогов. 4. Учить навыкам преобразования обратных и прямых слогов, односложных слов. 5. Знакомить с буквами соответствующими изучаемым звукам (количество и последовательность звуков и букв определяется логопедом в зависимости от готовности детей). 6. Составление, печатание и чтение: · сочетаний из двух букв, обозначающие гласные; · обратный слог; · прямой слог; · односложных слов по типу: СГС.     Повторение пройденного материала и закрепление приобретенных речевых навыков в играх, во время совместной деятельности.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: