Методика исследования структуры интересов и способностей подростков.




 

Время прохождения – ориентировочно 2 часа (с перерывом между частями)

Возраст – 12–14 лет

Методика, разработанная для выявления и анализа тенденций формирования структуры интересов и способностей у подростков 12–14 лет, применяется с целью первичной профориентации (профилизации) – выбора специализации обучения и профильных классов с углубленным изучением образовательных предметов и дисциплин в школе.

В отличие от получивших широкое распространение IQ-тестов, определяющих некий абстрактный уровень развития интеллекта на основе набора однотипных заданий, стимульный материал теста содержит набор специализированных субтестов (групп заданий), позволяющих исследовать все основные элементы структуры интеллекта (вербальный, математический, технико-конструктивный), а также специфику мышления оптанта. Соответственно, данные, полученные по результатам прохождения теста оптантом, максимально информативны и имеют высокую прикладную значимость в сфере профориентации.

 

Методика исследования психологической структуры личности подростков.

Время прохождения - ориентировочно 30 минут.

Возраст - 12 -14 лет.

Методика психологической диагностики, которая позволяет воссоздать психологический профиль личности подростка 12–14 лет с целью выяснения его функционально-психологического состояния и достоверного прогнозирования поведения подростка в различных жизненных ситуациях (с выводами для выбора специализации обучения в старших классах школы).

Кроме профориентационной составляющей, отчет о результатах тестирования по данной методике содержит важную педагогическую информацию относительно тенденций развития значимых личностных качеств подростка.

Общение в семье" Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозмана, Е. М. Дубовской.

Опросник был разработан для нужд семейного психологического консультирования. Авторы исходили из того, что общение — один из параметров, хорошо дифференцирующих удачные и неудачные браки, семьи. Па основе анализа литературы, в частности модели Р. Левиса и Дж. Спаниера, были отобраны четыре основных параметра общения для "закладывания" их в шкалы опросника: сходство во взглядах; общие символы; доверительность общения; взаимопонимание. В процессе разработки авторы добавили еще два параметра: психотерапевтичность и легкость общения. Таким образом, в методике шесть шкал. Общее количество заданий — 48, каждое оценивается по четырехбалльной альтернативе.

 

Примеры

Есть ли у вас любимые фразы, выражения, которые значат для вас обоих одно и то же, и вы с удовольствием используете их?

A. Да.

Б. Скорее да, чем нет.

B. Скорее нет, чем да. Г. Нет.

По всем шести шкалам подсчитываются индексы, представляющие собой средние арифметические набранных баллов. Шкалы интерпретируются следующим образом:

1) "Доверительность общения". Чем выше индекс, тем она больше. Внутри шкалы отдельно подсчитываются оценка себя и оценка партнера по этому показателю;

2) "Взаимопонимание между супругами". Здесь также есть две субшкалы — оценки себя и оценки партнера;

3) "Сходство во взглядах супругов";

4) "Общие символы семьи". Чем выше результат, тем больше оснований говорить о "семейном языке";

5) "Легкость общения между супругами";

6) "Психотерапетичность общения".

Методика измерения удовлетворенности браком В. В. Сталина, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко. Это одномерный опросник, т.е. результат не разносится по шкалам, а подсчитывается только в виде общего балла. Он интерпретируется как количественная мера переживания благополучия супружеских отношений. Ориентирован на экспресс-диагностику, не предназначен для выявления причин неблагополучных отношений. Чаше используется в исследовательских, а не практических целях. Состоит из 24 утверждений о семейной жизни вообще и о реальных отношениях с супругом.

Пример

К сожалению, недостатки Вашего супруга (супруги) часто перевешивают его достоинства.Жизнь без семьи, без близкого человека — слишком дорогая цена за полную самостоятельность.Предлагаются три варианта оценки "верно" — "трудно сказать" — "неверно", соответствующие балльным оценкам 0, 1,2. Авторы получили данные о достоверном различии средних значений по опроснику для разводящихся и благополучных семейных пар. По обеим группам семей получены нормальные распределения со сходными разбросами значений. На основе средних значений и стандартных отклонений приняты следующие диапазоны значений общего балла:

— абсолютно неблагополучные (0—16);

— неблагополучные (17—22);

- скорее неблагополучные (23—26);

- переходные (27—28);

— скорее благополучные (29—32);

— благополучные (33—38);

— абсолютно благополучные (39—48).

Диагностика социально-психологической супружеской совместимости, в том числе с использованием опросника «Ролевые ожидания и притязания в браке», приобретает особую актуальность во время любого кризисного периода, содержанием которого является ролевое переструктурирование супружеской пары.
Описание методики
Методика содержит по 36 утверждений в каждом варианте (мужском и женском) и состоит из 7 шкал.
Супругам предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений, соответствующих их полу, и выразить свое отношение к каждому утверждению, используя следующие варианты ответов: «Полностью согласен», «В общем это верно», «Это не совсем так», «Это неверно».
Инструкция: «Перед Вами ряд утверждений, которые касаются брака, семьи, отношений между мужем и женой. Внимательно прочитайте утверждения текста и оцените степень своего согласия или несогласия с ними. Вам предлагается 4 варианта ответа, выражающие ту или иную степень согласия или несогласия с утверждением, а именно: «Полностью согласен», «В общем это верно», «Это не совсем так», «Это неверно». Подбирая вариант ответа к каждому из утверждений, постарайтесь как можно точнее передать Ваше личное мнение, а не то, что принято среди Ваших близких и друзей. Свои ответы регистрируйте в специальном бланке».
Текст опросника
(Женский вариант)

1. Настроение и самочувствие человека зависит от удовлетворения его сексуальных потребностей.
2. Счастье в браке зависит от сексуальной гармонии супругов.
3. Сексуальные отношения — главное в отношениях мужа и жены.
4. Главное в браке — чтобы у мужа и жены было много общих интересов.
5. Муж — это друг, который разделяет мои интересы, мнения, увлечения.
6. Муж — это прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах.
7. Самая главная забота мужа — обеспечить материальный достаток и бытовой комфорт семьи.
8. Муж должен заниматься домашним хозяйством наравне с женой.
9. Муж должен уметь обслужить себя, а не ждать, что жена возьмет на себя все заботы о нем.
10. Муж должен заниматься детьми не меньше, чем жена.
11. Я хотела бы, чтобы мой муж любил детей.
12. О мужчине я сужу по тому, хороший или плохой он отец своим детям.
13. Мне нравятся энергичные, деловые мужчины.
14. Я очень ценю мужчин, серьезно увлеченных своим делом.
15. Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моего мужа.
16. Муж должен уметь создавать в семье теплую, доверительную атмосферу.
17. Для меня главное — чтобы мой муж хорошо понимал меня и принимал такой, какая я есть.
18. Муж — это прежде всего друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям, настроению, состоянию.
19. Мне нравится, когда мой муж красиво и модно одет.
20. Мне нравятся видные, рослые мужчины.
21. Мужчина должен выглядеть так, чтобы на него было приятно смотреть.
22. Самая главная забота женщины — чтобы все в семье были обихожены.
23. Я всегда знаю, что нужно купить для моей семьи.
24. Я собираю полезные советы хозяйке: как готовить вкусные блюда, консервировать овощи, фрукты.
25. Главную роль в воспитании ребенка всегда играет мать.
26. Я не боюсь трудностей, связанных с рождением и воспитанием ребенка.
27. Я люблю детей и с удовольствием занимаюсь с ними.
28. Я стремлюсь добиться своего места в жизни.
29. Я хочу стать хорошим специалистом своего дела.
30. Я горжусь, когда мне поручают трудную и ответственную работу.
31. Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом, помощью и поддержкой.
32. Окружающие часто доверяют мне свои беды.
33. Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей.
34. Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу.
35. Я люблю красивую одежду, ношу украшения, пользуюсь косметикой.
36. Я придаю большое значение своему внешнему виду.
Текст опросника
(Мужской вариант)

1. Настроение и самочувствие человека зависит от удовлетворения его сексуальных потребностей.
2. Счастье в браке зависит от сексуальной гармонии супругов.
3. Сексуальные отношения — главное в отношениях мужа и жены.
4. Главное в браке — чтобы у мужа и жены было много общих интересов.
5. Жена — это друг, который разделяет мои интересы, мнения, увлечения.
6. Жена — это прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах.
7. Самая главная забота жены — чтобы в семье были накормлены и ухожены.
8. Женщина многое теряет в моих глазах, если она плохая хозяйка.
9. Женщина может гордиться собой, если она хорошая хозяйка своего дома.
10. Я хотел бы, чтобы моя жена любила детей и была им хорошей матерью.
11. Женщина, которая тяготится материнством, неполноценная женщина.
12. Для меня главное в женщине, чтобы она была хорошей матерью моим детям.
13. Мне нравятся деловые и энергичные женщины.
14. Я очень ценю женщин, всерьез увлеченных своим делом.
15. Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моей жены.
16. Жена должна, прежде всего, создавать и поддерживать теплую, доверительную атмосферу.
17. Для меня главное — чтобы моя жена хорошо понимала меня и принимала таким, каков я есть.
18. Жена — это прежде всего друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям, настроению, состоянию.
19. Мне нравится, когда моя жена красиво и модно одета.
20. Я очень ценю женщин, умеющих красиво одеваться.
21. Женщина должна выглядеть так, чтобы на нее обращали внимание.
22. Я всегда знаю, что надо купить для нашего дома.
23. Я люблю заниматься домашними делами.
24. Я могу сделать ремонт и отделку квартиры, починить бытовую технику.
25. Дети любят играть со мной, охотно общаются, идут на руки.
26. Я очень люблю детей и умею с ними заниматься.
27. Я принимал бы активное участие в воспитании своего ребенка, даже если бы мы с женой решили расстаться.
28. Я стремлюсь добиться своего места в жизни.
29. Я хочу стать хорошим специалистом своего дела.
30. Я горжусь, когда мне поручают трудную и ответственную работу.
31. Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом, помощью и поддержкой.
32. Окружающие часто доверяют мне свои беды.
33. Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей.
34. Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу.
35. Я стараюсь носить ту одежду, которая мне идет.
36. Я придирчиво отношусь к покрою костюма, фасону рубашки, цвету галстука.

 

Приложение 17.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: