Общая справочная информация о законах и реформах образования.




Введение

Образование в РФ после реформ

Общая справочная информация о закона и реформа образования.

Краткая характеристика каждой реформы.

Исследования состояния образования в РФ после реформ

Мониторинг за период с 2010 по 2013 годы

Количественные показатели – таблицы с их анализом

Контент-анализ сми,

Соцопрос

Выводы и рекомендации – общая тенденция какова: осуждают или одобряют реформы. За что судят.

4. литература

Приложения - анкет


 

Год Расходы федерального бюджета, млрд руб.
  18,5 [7]
  17,2[8]
  20,8[9]
  37,6[10]
  48,8[11]
  80,0[12]
  99,0[13]
  119,3[14]
  160,5[14]
Год Расходы федерального бюджета, млрд руб.
  211,9[14]
  294,6[14]
  329,7[15]
  387,9[15]
  386,4[16]
  552,4[17]
  603,5*[17]
  558,9*[17]
  499,5*[17]
* — проект бюджета.

 


Введение

Ориентация Российской политики на Запад особенно заметно проявила себя в сфере образования. Необходимость реформ обуславливалась опасением нашей страны отстать от мировых тенденций экономического и общественного развития.

Современный и будущий работодатели заинтересованы в таком работнике, который наделен следующими качествами: думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения); обладать творческим мышлением; обладать богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний.

По глубокому убеждению Ф.С. Шлехти, «те школьники, которые освоят успешно базовый курс школьной программы, научатся применять свои знания в знакомой ситуации и даже получат дипломы, но не будут уметь самостоятельно работать с информацией, самостоятельно приобретать знания, не смогут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века»[6].

«Опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно «социальный заказ» общества и государства будет определять направления развития и изменения системы образования России в первом десятилетии 21 века»[7].

 

 

Глава 1. Образование в РФ

Общая справочная информация о законах и реформах образования.

 

Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)[2].

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Так, согласно ст. 43 Конституции РФ «каждый имеет право на образование».

Образование в России осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права. Законодательство РФ в области образования включает в себя Конституцию РФ, ФЗ «Об образовании», принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования.

Как отметил бывший Президент РФ Дмитрий Медведев из своего первого послания парламенту РФ, «если во второй половине прошлого века российская образовательная система была признана во всем мире, то в настоящее время она «оставляет желать лучшего». «С передовых позиций мы откатились», – признал глава государства и подчеркнул, что слабость образовательной системы – это угроза конкурентоспособности страны в целом»[3]. Видимо, поэтому Российская Федерация в Законе «Об образовании» провозглашает политику в области образования приоритетной.

Принципами образования в России являются:

1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2. единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4. светский характер в муниципальных и государственных образовательных учреждениях;

5. свобода и плюрализм в образовании;

6. демократический государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Ст. 8 Закона об образовании раскрывает понятие системы образования следующим образом.

Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих:

· преемственных образовательных программ различного уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

· сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;

· органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций;

· объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Именное такое определение является официальным и одновременно рабочим для всех субъектов образовательных отношений и, прежде всего, тех органов и лиц, которые непосредственно занимаются проблемами управления и организации отечественного образования[4].

Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов:

– дошкольные;

- общеобразовательные;

- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);

- учреждения дополнительного образования;

- другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Основное общее образование в России обязательно (ст. 43 Конституции РФ). К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования. Они направлены на решение задачи формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, создание основы выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

В последние годы наметилась тенденция к целевому выделению средств, для чего на федеральном уровне создаются различные фонды, в том числе и на финансирование федеральных мандатов. Поскольку право на образование является одним из основных конституционных прав граждан РФ, то при недостаточности средств у регионов в дальнейшем предполагается шире использовать систему софинансирования образования.

Задачи системы образования РФ:

· оптимизация сети образовательных учреждений, с целью обеспечения конституционных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования;

· обеспечение реализации основных параметров модернизации образования: благосостояния граждан, их безопасности, академической свободы в обучении и воспитании;

· создание условий для инновационной деятельности в учреждениях образования;

· социальная поддержка обучающихся и педагогических работников;

· совершенствование взаимодействия Министерства образования и органов местного самоуправления муниципальных образований.

· ресурсное обеспечение образовательного процесса.

Развитие системы образования Российской Федерации напрямую связано с проводимой социальной политикой в соответствии с «Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», в которых первейшим направлением отмечается реформирование и развитие сферы образования.

Конкретное же видение состояния и перспектив развития всей системы образования РФ и ее отдельных уровней отражено в Концепции развития образования.

На рубеже 1998 — 2001 годов Министерство образования РФ решило разработать Концепцию развития образования в России. Её авторами стала команда возглавлявшиеся Е. Ясиным, Я. Кузьминовым (оба ныне — руководители ГУ «Высшая школа экономики»), А. Асмоловым (на тот момент — зам. Министра образования) и В. Филипповым (тогда — Министр образования). Большую помощь в создании Концепций оказывали специалисты Мирового Банка (Банк Реконструкции и развития), а так же зарубежные эксперты и советники. Основные принципы образовательной политики России определены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и получили своё закрепление в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Суть реформ, предписанных Концепцией развития образования, сводилась к двум базовым постулатам: повышение эффективности образования и повышение его доступности.

Первой реформой стало введение единого государственно экзамена (ЕГЭ) в качестве всеобщей вступительной процедуры. Тестовая система проверки знаний была взята с Запада, однако не были учтены особенности менталитета русского народа, ещё не забывшего систему советского образования, ориентированного на логическое осмысление вопросов.

Другой реформой, имеющей корни на Западе, стал переход на двухуровневое высшее образование. Эта система соответствует Болонской системе, распространенной в Европе и Северной Америке. В рамках данного направления высшее профессиональное образование разделяется на два цикла — бакалавриат и магистратура. Бакалавриат призван удовлетворять массовый спрос на высшее образование, магистратура — способствовать формированию профессиональной элиты и научно-образовательных кадров высшего уровня. Многоуровневая система высшего образования более всего отвечает потребностям рыночной экономики, в которой рынок труда предъявляет особые требования к гибкости и мобильности рабочей силы. В то же время, введение двухуровневой системы не отменяет классических традиций российской (советской) высшей школы. По ряду специальностей будет сохранена многоуровневая подготовка, ведущая к присвоению степени «дипломированный специалист».

В настоящий момент разрабатываются планы таких реформ, как сокращение учительского и преподавательского состава, введение элементов платного образования в школах и сокращение числа ВУЗов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: