Цели и задачи производственной практики
Цель практики:
Углубление и интеграция знаний по социально-педагогическим, психологическим и специальным дисциплинам, приобретение, методом погружения, практических навыков и компетенций, необходимых будущему бакалавру в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки « 44.03.05 Педагогическое образование ».
Задачи практики:
1. расширение профессиональной эрудиции, углубление педагогических знаний, умений, навыков, полученных в процессе обучения, приобретение опыта самостоятельного применения профессиональной деятельности;
2. ознакомление студентов со спецификой работы учреждений социальной сферы, с различными возможностями оказания социальной помощи детям, подросткам, семье;
3. сформировать представление о воспитательной деятельности и основных категориях детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи и сопровождении;
4. содействовать осознанию студентами своей профессиональной роли;
5. ознакомление с основными видами социально-педагогического и психолого-педагогического инструментария, используемого социальным учреждением в своей деятельности;
6. формирование у студентов эмпатии, социальной ответственности, профессиональной направленности и устойчивости в социально-педагогической деятельности;
7. овладение навыками профессиональной рефлексии.
В результате прохождения практики студент должен знать:
1. Основные понятия, связанные с методикой и технологией работы специалиста по воспитательной работе;
2. Знать индивидуальные особенности развития личности и отклонения от нормы;
3. Основные методики социально-педагогической диагностики.
В результате прохождения практики студент должен уметь:
1. реализовывать на практике права ребенка;
2. участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении;
3. повышать уровня психологической компетентности участников образовательного процесса; участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;
4. проводить психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;
5. проводить коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам; работа с педагогами с целью организации эффективного учебного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье;
6. организовывать посредничество между обучающимися и социальными институтами;
7. использовать психолого-педагогические, социально-педагогические методики, направленные на коррекцию отклонений в познавательной, личностной, эмоциональной, социальной сфере.
8. использовать законодательные нормативно-правовые акты при работе с несовершеннолетними.
9. оказывать всестороннюю помощь семье и детям в преодолении кризисных ситуаций, в решении жизненных проблем.
Базы практики
1. Образовательные учреждения разного вида и типа
2. Центры помощи семье и детям
3. Комиссия по делам несовершеннолетних
4. Психолого-педагогические центры
5. Пенитенциарные учреждения
6. Комиссия по делам несовершеннолетних
Задание производственной практики
1. Принять участие в установочной конференции. Познакомиться с заданием практики, оформить дневник практики, определить цель и задачи практики в конкретном учреждении. Составить индивидуальный план практики, согласовать его с групповыми руководителями. Наличие программ, целевых проектов по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних.
2. Познакомиться с деятельностью учреждения. Изучить нормативно-правовые документы, дающие право на деятельность учреждения, места практики. Определить цели и задачи, направления и содержания деятельности, взаимодействие с другими органами, службами, работу в микрорайоне. Изучить специфику данного учреждения, его достоинства и проблемы, обосновать необходимость функционирования данного учреждения;
3. Познакомиться с концепцией и программой воспитательной работы учреждения;
4. Проанализировать социокультурную среду учреждения, ее потенциал для самореализации личности воспитанников;
5. Изучить нормативно-правовые документы, обеспечивающие защиту прав ребенка (семьи), как клиентов данного учреждения. Провести качественный анализ трех нормативных документов разного уровня (федеральный, уровень субъекта РФ, локальный акт). Дать характеристику программам и проектам по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних, реализуемых в учреждении;
6. Принять участие в работе по изучению микросоциума воспитанников, его воспитательного потенциала и факторов риска. Определить пути оптимизации и использования свободного времени детей и подростков с целью профилактики противоправного поведения. Предложить три варианта оптимизации данной деятельности;
7. Изучить и проанализировать профессиональную деятельность специалиста по воспитательной работе. Составить таблицу функциональных обязанностей, проанализировать содержание и реализацию основных функций на практике. Указать необходимые для этого знания, умения, личностные качества.
8. Представить структуру взаимодействия воспитателя с другими субъектами, участвующими в решении проблем воспитанников и семьи;
9. Выделить категории воспитанников данного учреждения. Дать их социальный портрет, отметить их ведущие потребности и проблемы. Составить перечень документации, необходимой для постановки ребенка (семьи) на учет в данном учреждении;
10. Выделить категории трудновоспитуемых детей в учреждении и в курируемом классе (группе) (пед.запущенные, дезадаптированные, с ослабленным психическим здоровьем, с ЗПР, акцентуированные). Дать их краткую характеристику, отметить основные проблемы. Обосновать особенности воспитательной работы с данными категориями детей.
11. Изучить и проанализировать диагностический инструментарий специалиста по воспитательной работе. Подобрать психологические, социально-педагогические методики диагностики для выявления интересов, наклонностей, способностей воспитанников. Обсудить выбранные методики с руководителем. Разработать диагностический блок социально-педагогической технологии; провести исследования и проанализировать результаты;
12. Изучить направленность личности одного из воспитанников социально-педагогического учреждения. Составить социально-педагогическую карту – характеристику личности и разработать алгоритм (модель), план индивидуальной воспитательной работы, социально-правой помощи воспитаннику, его семье или социально-педагогическому учреждению. Определить методы индивидуальной воспитательной работы с воспитанником и его семьей, указать внутренние и внешние ресурсы, ожидаемые результаты;
13. В процессе самостоятельной работы совершенствовать основные формы, методы социально-педагогической работы, сбор и анализ информации, прогнозирование, проектирование и моделирование профессиональной деятельности. Принимать участие в социально-значимой практической деятельности, осуществляемой на базе практики (патронаж, аутрич).
14..Принять участие в разработке научно- методического обеспечения деятельности специалистов учреждения – базы практики (проекта, программы, рекомендаций, пособия, диагностического инструментария и др.). Представить материалы и результаты их внедрения в отчете;
15. Провести самостоятельное исследование, эксперимент, наблюдение, анализ, обобщение опыта) по теме выпускной квалификационной работы;
16. Провести оценку степени выраженности у себя необходимых личностных и профессиональных качеств и степени готовности к самостоятельной профессиональной деятельности. Отразить в отчете.
17. Сдать групповому руководителю необходимую отчетную документацию:
· дневник (оценочный лист, характеристика на студента руководителя практики от учреждения);
· отчет;
· статью, раскрывающую проблемы, особенности управленческой деятельности в учреждении (подразделении). Статья может быть индивидуальной или коллективной (не более 3 соавторов). Объем статьи – 5-10 страниц.