Доказательство тех кто считает что мертвые слышат




Слышат ли мертвые слова живых когда они посещают кладбище?

БисмиЛляхи Ар-Рахмани Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

Вступление

Сразу хочу отметить что это тема вообще не как не связанна напрямую с акидой, она является всего лишь фиковской темой из тех тем где есть разные мнения среди ученных, и где допустим ихтиляф. Однако, мы вынуждены были поднять эту тему на всеобщий обзор, так как сегодня появились молодые «гиганты мыслители 21 века» которые составили там себе каламбурные статьи; смешали все в одно; не поняли саму тему; сделали какие-то трехэтажные выводы; и самое главное, начали призвать людей к тоубе, мол: «раскайся ты был в ширке полагая что мертвые слышат тебя на кладбище».

Субхан Аллах, надо же сообразить такое. Они даже умудрились, это свое «мнения» обосновать так называемыми «объяснениям правил (!) усуль тафсир» — о которых они вообще нечего не смыслят.

Да наставит их Аллах, пусть даст им здравое понимание и да прибавит Он (субханаХу уа таля) им знание.

Доказательство тех кто считает что мертвые слышат

Приведем доказательство тех, кто считает что мертвые слышат, и я скажу, это более сильное мнение, потому что на это есть очень много далилей. А мнения остальных ученных из числа асхабуль-рей оно построено на умозаключениях, в попытках дать тавиль многим хадисам, и в их мнениях много противоречий. Поэто мнения джумхура (большества) тут сильнее, плюс саляфы (первые 3 поколения) вообще сошлись иджмой на этом. Уа Аллаху аълям.

Сказал имам Ибн аль-Къаййим:

وقوله: «حيثما مررت بقبر كافر فقل: أرسلني إليك محمد» هذا إرسال تقريع وتوبيخ لا تبليغ أمر ونهي، وفيه دليل على سماع أصحاب أهل القبور كلام الأحياء وخطابهم لهم، ودليل على أن من مات مشركاً فهو في النار وإن مات قبل البعثة، لأن المشركين كانوا قد غيّروا الحنيفية دين إبراهيم عليه السلام واستبدلوا بها الشرك وارتكبوه، وليس معهم حجة من الله به، وقبحه والوعيد عليه بالنار لم يزل معلوماً من دين الرسل كلهم من أولهم إلى آخرهم، وأخبار عقوبات الله لأهله متداولة بين الأمم قرناً بعد قرن، فلله الحجة البالغة على المشركين في كل وقت، ولو لم يكن إلا ما فطر عباده عليه من توحيد ربوبيته المستلزم لتوحيد إلهيته، وأنه يستحيل في كل فطرة وعقل أن يكون معه إله آخر، أن كان سبحانه لا يعذب بمقتضى هذه الفطرة وحدها، فلم تزل دعوة الرسل إلى التوحيد في الأرض معلومة لأهلها، فالمشرك يستحق العذاب بمخالفة دعوة الرسل

«Слова Пророка: «Где бы ты не прошёл мимо могилы кафира, то скажи ему: «Послал меня к тебе Мухаммад, оповестить тебя об Огне». Это посылание для бранения и порицания, а не для донесения приказа или запрета.
И в этом хадисе — далиль на то, что мертвые слышат слова живых и их речь в их адрес.
И в этом хадисе далиль на то, что тот, кто умер будучи совершающим ширк — тот в Огне, даже если он умер до послания Посланника. И это потому, что мушрики изменяли единобожие, религию Ибрахима, мир ему, и заменили её ширком, и совершали ширк, и нет с ними никакого довода от Аллаха на это. И мерзость ширка, и угроза за него Огнём не переставала быть известной из религии всех Посланников, от первого и до последнего, и сообщения о наказаниях Аллаха для совершающих ширк ходят в народах век за веком, и у Аллаха — убедительнейший довод над мушриками в любое время, даже если бы не было ничего, кроме того, на чём Он сотворил рабов, и заложил в их фитру, из таухида ар-рубубия, который всенепременно обязывает к таухиду аль-улюхия, и что невозможно во всех фитрах и разуме, чтобы с Ним был другой кто-то для поклонения, хоть Аллах и не наказывает лишь по причине этой фитры.
И не прекращал призыв Посланников к таухиду быть известным на земле для обитающих на ней, и мушрик заслуживает наказание за противоречие призыву Посланников» (Источник: «Зад аль-Маад», 3/696)

Данный хадис о котором говорит Имам ибн аль-Каййим, он передан полностью в «Муснаде» Имама Ахмада в «Аз-Зауаид», 15617, передал его также аль-Хаким в «Аль-Мустадрак», 8747, Ибн Хузейма в «Ат-Таухид», 2/460, ат-Табарани в «Аль-Кабир», 477, Ибн Аби Асым в «Ас-Сунна», 515, Ибн Аби Хейсама в «Ат-Тарих», 2165, Абдуллах Ибн Ахмад в «Ас-Сунна», 515, 1019, Ибн аш-Шахин, аль-Бейхакы в «Аль-Ба’с уа ан-Нушур», Ибн Мандах, и многие другие. Хадис достоверный.

Кто хочет более подробно ознакомится с данным хадисом, то может его почитать вот тут: «Хадис Лакыта ибн Амира, да будет доволен им Аллах.«

И как после этого осмеливается заявлять эти «гиганты мыслители 21 века» что мол мертвые слышат там только салям, а затем резко становится глухими? И как только у них на эту философию язык поворачивается, вот вам хадис, так прекратите же это ваше вольнодумство.

Да и вообще, на самом деле, это они должны предъявлять доводы на то что мол мертвые резко глохнут после саляма, и мол больше нечего не слышат. Это они нам должны предъявлять такие далили на такие исключения, а не мы. Ведь это они ставят какие-то рамки во времени слушание из общего смысла хадисов.

Так же ибн Таймия сказал о теме мёртвых:

وَقَدْ رَوَى ابْنُ أَبِي الدُّنْيَا فِي كِتَابِ ذِكْرِ الْمَوْتِ عَنْ مَالِكِ بْنِ أَنَسٍ قَالَ: » بَلَغَنِي أَنَّ الرُّوحَ مُرْسَلَةٌ تَذْهَبُ حَيْثُ شَاءَتْ » وَهَذَا يُوَافِقُ مَا رُوِيَ: » أَنَّ الرُّوحَ قَدْ تَكُونُ عَلَى أَفْنِيَةِ الْقُبُورِ » كَمَا قَالَ مُجَاهِدٌ: إنَّ الْأَرْوَاحَ تَدُومُ عَلَى الْقُبُورِ سَبْعَةَ أَيَّامٍ يَوْمَ يُدْفَنُ الْمَيِّتُ لَا تُفَارِقُ ذَلِكَ وَقَدْ تُعَادُ الرُّوحُ إلَى الْبَدَنِ فِي غَيْرِ وَقْتِ الْمَسْأَلَةِ » كَمَا فِي الْحَدِيثِ الَّذِي صَحَّحَهُ ابْنُ عَبْدِ الْبَرِّ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنَّهُ قَالَ: { مَا مِنْ رَجُلٍ يَمُرُّ بِقَبْرِ الرَّجُلِ الَّذِي كَانَ يَعْرِفُهُ فِي الدُّنْيَا فَيُسَلِّمُ عَلَيْهِ إلَّا رَدَّ اللَّهُ عَلَيْهِ رُوحَهُ حَتَّى يَرُدَّ عَلَيْهِ السَّلَامَ }

وَفِي سُنَنِ أَبِي دَاوُد وَغَيْرَهُ عَنْ أَوْسِ بْنِ أَوْسٍ الثَّقَفِيِّ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنَّهُ قَالَ: { إنَّ خَيْرَ أَيَّامِكُمْ يَوْمُ الْجُمُعَةِ فَأَكْثِرُوا عَلَيَّ مِنْ الصَّلَاةِ يَوْمَ الْجُمُعَةِ وَلَيْلَةَ الْجُمُعَةِ ؛ فَإِنَّ صَلَاتَكُمْ مَعْرُوضَةٌ عَلَيَّ. قَالُوا: يَا رَسُولَ اللَّهِ كَيْفَ تُعْرَضُ صَلَاتُنَا عَلَيْك وَقَدْ أَرَمْت فَقَالَ: إنَّ اللَّهَ حَرَّمَ عَلَى الْأَرْضِ أَنْ تَأْكُلَ أَجْسَادَ الْأَنْبِيَاءِ }

. وَهَذَا الْبَابُ فِيهِ مِنْ الْأَحَادِيثِ وَالْآثَارِ مَا يَضِيقُ هَذَا الْوَقْتُ عَنْ اسْتِقْصَائِهِ مِمَّا يُبَيِّنُ أَنَّ الْأَبْدَانَ الَّتِي فِي الْقُبُورِ تُنَعَّمُ وَتُعَذَّبُ — إذَا شَاءَ اللَّهُ ذَلِكَ — كَمَا يَشَاءُ وَأَنَّ الْأَرْوَاحَ بَاقِيَةٌ بَعْدَ مُفَارَقَةِ الْبَدَنِ وَمُنَعَّمَةٌ وَمُعَذَّبَةٌ. وَلِهَذَا أَمَرَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِالسَّلَامِ عَلَى الْمَوْتَى كَمَا ثَبَتَ فِي الصَّحِيحِ وَالسُّنَنِ { أَنَّهُ كَانَ يُعَلِّمُ أَصْحَابَهُ إذَا زَارُوا الْقُبُورَ أَنْ يَقُولُوا: السَّلَامُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الدِّيَارِ مِنْ الْمُؤْمِنِينَ وَإِنَّا إنْ شَاءَ اللَّهُ بِكُمْ لَاحِقُونَ يَرْحَمُ اللَّهُ الْمُسْتَقْدِمِينَ مِنَّا وَمِنْكُمْ وَالْمُسْتَأْخِرِين نَسْأَلُ اللَّهَ لَنَا وَلَكُمْ الْعَافِيَةَ. اللَّهُمَّ لَا تَحْرِمْنَا أَجْرَهُمْ وَلَا تَفْتِنَّا بَعْدَهُمْ وَاغْفِرْ لَنَا وَلَهُمْ }. وَقَدْ انْكَشَفَ لِكَثِيرِ مِنْ النَّاسِ ذَلِكَ حَتَّى سَمِعُوا صَوْتَ الْمُعَذَّبِينَ فِي قُبُورِهِمْ وَرَأَوْهُمْ بِعُيُونِهِمْ يُعَذَّبُونَ فِي قُبُورِهِمْ فِي آثَارٍ كَثِيرَةٍ مَعْرُوفَةٍ وَلَكِنْ لَا يَجِبُ ذَلِكَ أَنْ يَكُونَ دَائِمًا عَلَى الْبَدَنِ فِي كُلِّ وَقْتٍ ؛ بَلْ يَجُوزُ أَنْ يَكُونَ فِي حَالٍ دُونَ حَالٍ

وَفِي الصَّحِيحَيْنِ عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ { أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ تَرَكَ قَتْلَى بَدْرٍ ثَلَاثًا ثُمَّ أَتَاهُمْ فَقَامَ عَلَيْهِمْ فَقَالَ: يَا أَبَا جَهْلِ بْنَ هِشَامٍ يَا أُ
22:33:39
كَمَا رَوَى أَبُو حَاتِمٍ فِي صَحِيحِهِ عَنْ أَنَسٍ عَنْ أَبِي طَلْحَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ { أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَمَرَ يَوْمَ بَدْرٍ بِأَرْبَعَةٍ وَعِشْرِينَ رَجُلًا مِنْ صَنَادِيدِ قُرَيْشٍ فَقُذِفُوا فِي طُوًى مِنْ أَطْوَاءِ بَدْرٍ وَكَانَ إذَا ظَهَرَ عَلَى قَوْمٍ أَحَبَّ أَنْ يُقِيمَ فِي عَرْصَتِهِمْ ثَلَاثَ لَيَالٍ

فَلَمَّا كَانَ الْيَوْمُ الثَّالِثُ: أَمَرَ بِرَاحِلَتِهِ فَشَدَّ عَلَيْهَا فَحَرَّكَهَا ثُمَّ مَشَى وَتَبِعَهُ أَصْحَابُهُ. وَقَالُوا: مَا نَرَاهُ يَنْطَلِقُ إلَّا لِبَعْضِ حَاجَتِهِ ؛ حَتَّى قَامَ عَلَى شِفَاءِ الرُّكَّى ؛ فَجَعَلَ يُنَادِيهِمْ بِأَسْمَائِهِمْ وَأَسْمَاءِ آبَائِهِمْ يَا فُلَانَ بْنَ فُلَانٍ أَيَسُرُّكُمْ أَنَّكُمْ أَطَعْتُمْ اللَّهَ وَرَسُولَهُ ؟ فَإِنَّا قَدْ وَجَدْنَا مَا وَعَدَنَا رَبُّنَا حَقًّا. فَهَلْ وَجَدْتُمْ مَا وَعَدَكُمْ رَبُّكُمْ حَقًّا ؟ قَالَ عُمَرُ بْنُ الْخَطَّابِ: يَا رَسُولَ اللَّهِ مَا تُكَلِّمُ مِنْ أَجْسَادٍ وَلَا أَرْوَاحَ فِيهَا. فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَاَلَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ ؛ مَا أَنْتُمْ بِأَسْمَعَ لِمَا أَقُولُ مِنْهُمْ }. قَال قتادة:

أَحْيَاهُمْ اللَّهُ حَتَّى سَمِعَهُمْ تَوْبِيخًا وَتَصْغِيرًا وَنِقْمَةً وَحَسْرَةً وَتَنْدِيمًا. وَعَائِشَةُ تَأَوَّلَتْ فِيمَا ذَكَرَتْهُ كَمَا تَأَوَّلَتْ أَمْثَالَ ذَلِكَ. وَالنَّصُّ الصَّحِيحُ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مُقَدَّمٌ عَلَى تَأْوِيلِ مَنْ تَأَوَّلَ مِنْ أَصْحَابِهِ وَغَيْرِهِ وَلَيْسَ فِي الْقُرْآنِ مَا يَنْفِي ذَلِكَ فَإِنَّ قَوْلَهُ: { إنَّكَ لَا تُسْمِعُ الْمَوْتَى } إنَّمَا أَرَادَ بِهِ السَّمَاعَ الْمُعْتَادَ الَّذِي يَنْفَعُ صَاحِبَهُ فَإِنَّ هَذَا مَثَلٌ ضُرِبَ لِلْكُفَّارِ وَالْكُفَّارُ تَسْمَعُ الصَّوْتَ لَكِنْ لَا تَسْمَعُ سَمَاعَ قَبُولٍ بِفِقْهِ وَاتِّبَاعٍ كَمَا قَالَ تَعَالَى: { وَمَثَلُ الَّذِينَ كَفَرُوا كَمَثَلِ الَّذِي يَنْعِقُ بِمَا لَا يَسْمَعُ إلَّا دُعَاءً وَنِدَاءً }. فَهَكَذَا الْمَوْتَى الَّذِينَ ضَرَبَ لَهُمْ الْمَثَلَ لَا يَجِبُ أَنْ يُنْفَى عَنْهُمْ جَمِيعُ السَّمَاعِ الْمُعْتَادِ أَنْوَاعَ السَّمَاعِ كَمَا لَمْ يُنْفَ ذَلِكَ عَنْ الْكُفَّارِ ؛ بَلْ قَدْ انْتَفَى عَنْهُمْ السَّمَاعُ الْمُعْتَادُ الَّذِي يَنْتَفِعُونَ بِهِ وَأَمَّا سَمَاعٌ آخَرُ فَلَا يُنْفَى عَنْهُمْ

«(великий саляф) Ибн абид-Дунья (умер 281 г.х.) в книге «Поминание смерти» передал от имама Малика ибн Анаса, как он сказал: «До меня дошло, что душа свободная, идет куда хочет».

Это согласуется с тем, что передано «Душа бывает вокруг могил». Как и сказал (крупнейший табиин) Муджахид: «Души продолжают находится на могилах семь дней со дня похорон мертвого и не удаляются оттуда. И возвращается душа в тело не только во время допроса».
Как об этом сказано в хадисе, который Ибн Абдиль-Барр посчитал достоверно от пророка (с.а.в.), где он сказал: «Нет такого человека, который прошел бы мимо могилы человека, которого знал при жизни, и дал бы ему салям без того, чтобы Аллах не вернул бы ему его душу так, чтобы тот ответил тому на салям».
И в сунане Абу Дауда и других от Ауса бин Ауса ас-Сакъафи, от пророка (с.а.в.), как он сказал: «Поистине лучший из ваших дней это пятница. Поэтому в пятничный день и в пятничную ночь посылайте мне больше салятов. Ведь ваши саляты представляются мне». Спросили: «А как наши саляты представляются тебе, ведь твое тело разложится?». Посланник (с.а.в) ответил: «Поистине Аллах запретил земле есть (разлагать) тела пророков».
Это тема, на которую есть огромное количество хадисов и преданий, которые свидетельствуют о том, что тела в могилах (а не в другом месте) наслаждаются или мучаются, когда Аллах желает этого, как Он пожелал, и о том, что души остаются после того, как выйдут из тела и тоже наслаждаются или мучаются. Именно поэтому пророк (с.а.в.) приказал давать салям мертвым, как это зафиксировано в сахихе и сунане, что он обучал своих сахабов, чтобы когда они посещают могилы, говорили: «Ас-Саляму алейкум обитатели этого места из верующих. Мы ин ша Аллах к вам присоединимся. Да смилуется Аллах над теми, кто ушел до этого из нас и из вас, и над теми, кто уйдет потом. И нам и вам желаем блага. О Аллах не лишай нас их награды, и не вводи нас в фитну после них. И прости нас и их».
Это отрылось многим людям так, что они слышали голоса мучающихся в могилах и видели их своими глазами в могилах. Это передано множеством известных преданий. Но необязательно, чтобы это всегда делалось с телом во все времена. Возможно, что это бывает в той или иной ситуации.
В двух сахихах от Анаса бин Малика (р.а.) передается, что пророк (с.а.в.) через три дня пришел к убитым при Бадре, встал над ними и сказал: «Эй Абу Джахль бин Хишам, эй Умаййя бин Халяф, эй Утба бин Рабиьа. Нашли ли вы истинным обещание, которое обещал вам ваш Господь? Я нашел истинным то, что мне обещал мой Господь» Умар услышал слова пророка (с.а.в.) и сказал «О посланник Аллаха! Как они слышат, ведь они сгнили?» Посланник (с.а.в.) ответил: «Клянусь тем, у кого в руке моя душа, вы слышите не лучше, чем они то, что я говорю. Но они не могут ответить». Затем он приказал, чтобы их оттащили и бросили в яму при Бадре».
Так же Бухари и Муслим привели в сахихах от Ибн Умара (р.а.), что пророк (с.а.в.) остановился возле ямы при Бадре и сказал: «Нашли ли вы истинным то, что вам обещал ваш Господь?» и сказал, что они сейчас слышат то, что я говорю. И сказано это было Аише, и она сказала: «Ибн Умар ошибся, поистине посланник Аллаха (с.а.в.) сказал, что они знают (а не слышат), что то, что я им говорил это истина», затем Аиша прочитала слова Всевышнего :«Поистине ты не заставишь слышать мертвых».
Но обладатели знания хадисов и сунны единогласны в признании достоверным того, что передал Анас и Ибн Умар, даже если они и не присутствовали лично в Бадре. Анас передал это от Абу Тальхи, а Абу Тальха присутствовал при Бадре, как это и передал Абу Хатим в своем сахихе от Анаса, а тот от Абу Тальхи (р.а.), что пророк (с.а.в.) приказал, чтобы 24 человека из знати курайша были брошены в одну из ям при Бадре. Посланник (с.а.в), когда побеждал какое-нибудь племя, оставлял их на их земле три ночи. И когда наступал третий день, он приказывал подготовить его животное и привести, затем отправлялся и сахабы за ним. И они сказали: «Мы не видели, чтобы он удалялся, кроме как по некоторым нуждам». И это продолжалось до тех пор, пока он не встал на краю ямы и обращался к ним по их именам и именам их отцов: «Эй такой-то, сын такого-то, радует ли вас то, что вы противились Аллаху и его посланнику. Мы нашли истинным то, что нам обещал наш Господь. Нашли ли вы истинным то, что вам обещал ваш Господь». Умар бин аль-Хаттаб сказал: «О посланник Аллаха! Почему ты разговариваешь с телами, в которых нет душ». И ответил пророк (с.а.в.): «Клянусь тем, в чей руке моя душа, вы не слышите, лучше чем они то, что я говорю».
Катада сказал: «Аллах их оживил, чтобы они слышали их и сожалели, корили себя, упрекали, горевали и печалились». Аиша своими словами сделала тавиль, вроде тех тавилей, который делала, кроме этого.Но достоверные нассы от пророка (с.а.в.) не могут быть отложены ради какого-нибудь тавиля из тавилей сахабов или других.И нет в Коране ничего, что противоречило бы этому.

Что касается аята «Ты не заставишь слышать мертвых», то здесь подразумевается обычное слышание, которое приносит пользу тому, кто слышит (т.е. мертвые не извлекают пользу из того, что слышат).

Здесь объясняется пример неверных, хотя неверные слышат голос. Просто они не слышат таким слышанием, которое подразумевает понимание и следование. Как, например, сказал Всевышний: «Неверующие подобны скотине, на которую прикрикивает пастух, тогда как она не слышит ничего, кроме зова и крика». 2/171.

И точно так же и мертвые, которые были даны в пример: необязательно, чтобы они были лишены всех видов нормального слышания из видов слышания, подобно тому, как не лишены этого неверные. Они лишены нормального слышания, из которого они могут извлечь пользу, что касается другого слышания, то они не лишены этого». (Маджмууль-Фатава, 4/296-299)

 

Ибн Хаджар Аскъалани из шафиитов говорит, что мнение джумхура (большества) таково, что мертвые слышат:

قالتْ: «إِنَّمَا قَالَ النَّبِيّ صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِنَّهُمْ لَيَعْلَمُونَ الْآن مَا إِنْ كُنْت أَقُول لَهُمْ حَقّ », وهذا مَصيرٌ مِن عائشةَ إلى ردِّ روايةِ بنِ عمرَ المذكورةِ, وقد خالفَها الجمهورُ في ذلك, وقبِلوا حديثَ بنِ عمرَ لموافقةِ منَ رواه غيرِه عليه

«Сказала (Айша): Пророк, салля Ллаху аляйхи ва саллям, сказал только, «нет сомнения в том, что они в данный момент хорошо знают, что сказанное мною раньше им является истиной».
Это является знаком от Айши к опровержению риваята который был упомянут от Ибн Умара (про слова к мертвым в колодце Бадра).
Джумхур/большинство в этом вопросе противоречил Айше (принимая, что мертвые слышат). И приняли риваят Ибн Умара из-за соответствия других равиев ему». (Источник: Фатхуль Бари:4/159)

Сказал один из больших имамов Ахли Сунны Ибн Джарир Ат-Табари после того, как привел хадисы о случае в Бадре, когда Посланник Аллаха, салля Ллаху аляйхи ва саллям, что множество ученых подтверждают мнение, что мертвые слышат:

القول في معاني هذه الأخبار
اختلفَ السلفُ مِن علماءِ الأُمّة في معاني هذهِ الأخبارِ ، فقال جماعةٌ يكثُر عَدَدُها بتصحيحها ، وتصحيحِ القولِ بظاهرِها وعمومِها ، وقالوا: الميِّتُ بعد موتِه يسمَع كلامَ الأحياءِ ، ولذلك قال النبي صلى الله عليه وسلم لأهلِ القَلِيبِ بعدما ألْقُوا فيه ما قالَ ، قالوا: وفي قولِه لأصْحابِه ، إذ قالوا: أتُكلِّمُ أقوامًا قد ماتُوا وصارُوا أجسادًا لا أرواحَ فيها ؟ فقال: «ما أنتم بأسْمعَ لما أقولُ منهم » أوْضحُ البيانِ عن صِحّة ما قلْناه ، مِن أنَّ الموتى يسمَعون كلامَ الأحْياءِ ، واعتلّوا في ذلك بأخبارٍ رويتْ عن رسولِ الله صلى الله عليه وسلم بنحوِ الخبَرِ الذي رويْنا عن عمرَ

«Глава о смыслах этих рассказов.

Саляфы из ученых этой Уммы разошлись во мнениях относительно смысла этих хадисов.
Сказала группа с большой численностью о достоверности этих рассказов, и подтвердили мнение в соответствии внешнего и общего смысла этих рассказов (т.е. сказали, что мертвые слышат).
И эти ученые сказали: Покойник после его смерти слышит речь живых, и поэтому Пророк салля Ллаху аляйхи ва саллям, сказал тем, кто был в колодце Аль Къалиб то, что сказал, после того, как их бросили туда.
Также они сказали: В его словах — которые он сказал своим сподвижникам, когда они ему сказали: Ты говоришь с теми, которые умерли и их тела остались без душ? Он сказал: «Вы не слышите лучше чем они, то, что я говорю» — очевидное объяснение/довод того, что мы сказали, о том что мертвые слышат речь живых.
И так же они аргументировали это мнение рассказами, которые передавались от Посланника Аллаха, салля Ллаху аляйхи ва саллям, которые подобны тому, что мы передали от Умара». (Источник: Ибн Джарир Ат Табари: Тахзибуль Асар: 2/491)

Так же сказал Ибн Раджаб аль-Ханбали (736-795 х), что у большинства ученых Ахли Сунны мнение таково, что мертвые слышат:

وقد وافقَ عائشةَ على نفْيِ سَماعِ الموْتى كلامَ الأحياءِ طائفةٌ مِن العلماءِ, ورجَّحه القاضي أبو يَعْلى مِن أصحابِنا في كتابِ الجامعِ الكبيرِ له.
واحتجّوا بما احتجَّتْ به عائشةُ
, وبأنه يجوز أن يكونَ ذلك مُعْجِزةً مُختَصّةً بالنبي صلى الله عليه و سلم دونَ غيرِه, وهو سَماعُ الموتى كلامَه.
وفي صحيحِ البخاري قال قتادةُ
: أحياهم اللهُ تعالى يعني أهلَ القَلِيبِ حتى أسمعَهم قوْلَه توْبيخًا وتصغيرًا ونَقْمةً وحَسْرةً ونَدَمًا.
وذهَب طوائفُ مِن أهلِ العلمِ — وهم الأكثرونَ —
, وهو اختيارُ الطبري وغيْرِه, وكذلك ذكَره ابنُ قُتيْبة وغيرُه مِن العلماءِ, وهؤلاء يحتجُّون بحديثِ القَلِيبِ

«Группа ученых согласилась с Айшей, в том, что мертвые не слышат речи живых, и это мнение предпочел Кадий Абу Яъля из наших асхабов (ханбалитов), в своей книге «Аль Джамиъуль Кабир».
И они привели в качестве довода то, что привела Айша, и то, что это может быть чудом специфическим для Пророка, салля Ллаху аляйхи ва саллям. И это чудо, слышание мертвыми его (П



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: