Сборочный чертеж редуктора




ДЕТАЛИ МАШИН

 

Методические указания к курсовому проекту для студентов технических специальностей

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЗЛОВ И ДЕТАЛЕЙ МАШИН

ТЕХНИЧЕСКИЙ И РАБОЧИЙ ПРОЕКТЫ

 

Могилев 2015

УДК 621.81

ББК 34.44

Д 38

Рекомендовано к опубликованию

Центром менеджмента качества образовательной деятельности

ГУ ВПО«Белорусско-Российский университет»

 

Одобрено кафедрой «Основы проектирования машин» «28» октября 2014 г.

протокол № 3

Составитель доцент Н. И. Рогачевский

Рецензент Ю. С. Романович

 

Методические указания являются практическим руководством в работе студентов технических специальностей над проектами узлов и деталей машин на этапах разработки технического и рабочего проекта.

Учебное издание

 

ДЕТАЛИ МАШИН

 

Ответственный за выпуск Н. И. Рогачевский

Технический редактор С. Н. Красовская

Компьютерная верстка Н. П. Полевничая

 

Подписано в печать. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Tаймс.

Печать трафаретная. Усл. печ. л. 2,8. Уч.-изд. л..Тираж 115 экз. Заказ №

Издатель и полиграфическое исполнение:

Государственное учреждение высшего профессионального образования

«Белорусско-Российский университет».

Свидетельство о государственной регистрации издателя,

изготовителя, распространителя печатных изданий

№ 1/156 от 24.01. 2014 г.

Пр.Мира, 43, 212000, г.Могилев.

 

 

© ГУ ВПО «Белорусско-Российский

университет», 2015

 

Содержание

Введение  
1 Положения Единой системы конструкторской документации……………………………………………………….  
1.1 Форматы…………………………………………………  
1.2 Масштабы………………………………………………  
1.3 Основные надписи……………………………………..  
2 Сборочные чертежи……………………………………...  
2.1 Требования к сборочным чертежам по ГОСТ 2.109-73*………………………………………………….  
2.2 Составление спецификаций по ГОСТ 2.108-68……...  
2.3 Сборочный чертеж редуктора…………………………  
2.4 Сборочный чертеж рабочего органа………………….  
2.5 Сборочный чертеж рамы……………………………….  
3 Чертеж общего вида привода……………………………  
Список литературы…………………………………………  

 

Введение

 

Ранее выполненные студентом эскизные проекты редуктора и привода служат основанием для разработки технического проекта и рабочей конструкторской документации (рабочего проекта). Обязательность прохождения стадий и этапов разработки конструкторской документации устанавливается техни­ческим заданием на разработку, которое, как правило, предусматри­вает выполнение сборочных чертежей редуктора, рабочего органа, рамы со спецификациями и чертежа общего вида привода с переч­нем составных частей.

Чертеж общего вида и перечень составных частей входят в технический проект привода, основной целью которого является понимание конструктивного устройства привода, взаимодействия его составных частей и принципа работы.

Сборочные чертежи узлов со спецификациями и чертежи дета­лей составляют рабочий проект привода, предназначенный для изготовления и сборки узлов приво­да.

 

 

1 Положения Единой системы конструкторской документа­ции

Форматы

Форматы листов конструкторской документации устанавливает ГОСТ 2.103-68.

В таблице 1 приведены обозначения и размеры сторон основных форматов.

 

Таблица 1 – Размеры сторон основных форматов

 

Обозначение формата Размеры сторон форматов, мм
А0 841 1189
А1 594 841
А2 420 594
А3 297 420
А4 210 297

 

Допускается применение дополнительных форматов, образуе­мых увеличением коротких сторон основных форматов на величину, кратную их размерам.

Масштабы

 

Масштабы изображений и их обозначение на чертежах устанав­ливает ГОСТ 2.302-68.

В таблице 2 приведены ряды масштабов изображений на черте­жах.

 

Таблица 2 – Масштабы

 

Масштаб увеличения 2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1; 20:1; 40:1; 50:1; 100:1
Натуральная величина 1:1
Масштаб уменьшения 1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:25; 1:40; 1:50; 1:75; 1:100; 1:200; 1:400; 1:500; 1:800; 1:1000

 

Основные надписи

Основные надписи конструкторских документов должны вы­полняться по ГОСТ 2.104-68.

Содержание, расположение и размеры граф основных надписей, дополнительных граф к ним, а также размеры рамок на чертежах и схемах (первый лист чертежа) должны соответствовать рисунку 1.

 

Рисунок 1 – Основная надпись на первом листе чертежа

 

На втором и последующих листах чертежей и пояснительной записки основная надпись делается в соответствии с рисунком 2.

 

Рисунок 2 – Основная надпись на последующих листах чертежа и пояснительной записки

 

На первом листе пояснительной записки основная надпись выполняется в соответствии с рисунком 3.

В графах основной надписи (номера граф обозначены в скобках) указывают:

в графе 1 – наименование изделия в соответствии с требования­ми ГОСТ 2.109-73;

в графе 2 – обозначение документа;

в графе 3 – обозначение материала. Эта графа заполняется толь­ко для чертежей деталей;

 

Рисунок 3 – Основная надпись на первом листе пояснительной записки

 

в графе 4 – наименование или индекс предприятия, выпускаю­щего документ, например: гр. СП-121, БРУ.

Обозначение документа (графа 2) по ГОСТ 2.201-80 состоит из буквального обозначения проектируемого изделия, характерного па­раметра изделия, номера модификации изделия, порядкового номе­ра узла изделия, порядкового номера сборочной единицы, входящей в узел, порядкового номера детали, входящей в сборочную единицу, шифра конструкторского документа (ВО – чертеж общего вида, СБ – сборочный чертеж, П3 – пояснительная записка, РР – расчеты, ТЗ – техническое задание, ТУ – технические условия). Например, от­душина смотровой крышки корпуса редуктора привода конвейера первой модификации, тяговое усилие на барабане которого 15 кН обозначается как на рисунке 4.

 

 

ПК0151. 01. 01. 02

 

 

привод тяговое номер редуктор крышка отдушина

конвейера усилие модификации смотровая

 

Рисунок 4 – Обозначение рабочего чертежа отдушины

Обозначения чертежа общего вида указанного привода конвей­ера и сборочного чертежа редуктора, входящего в привод: ПК–015–1.00.00.00ВО и ПК–015–1.01.00.00СБ.

 

Сборочные чертежи

 

Число сборочных чертежей должно быть минимальным, но дос­таточным для сборки и контроля изделия.

 

2.1 Требования к сборочным чертежам по ГОСТ 2.109 - 73*

Сборочный чертеж должен содержать:

– изображение сборочной единицы, дающее представление о расположении и взаимной связи составных частей, соединяемых по данному чертежу, обеспечивающее возможность осуществления сборки и контроля сборочной единицы;

– размеры, предельные отклонения и другие параметры и тре­бования, которые должны быть выполнены и проконтролированы по данному чертежу, например, размеры отверстий под штифты, разме­ры зазоров между подшипниками и торцами крышек;

– указания о характере сопряжения и методах его осуществле­ния, а также указания о выполнении неразъемных соединений (сварных, паяных и др.). Их используют при разработке чертежей де­талей и технологии сборки;

– номера позиций составных частей, входящих в изделие;

– габаритные размеры изделия, необходимые для определения размеров места его установки, изготовления тары, транспортировки и пр., например, для редуктора, изображенного на рисунке 5, это размеры L, В, Н;

– установочные, присоединительные и другие справочные раз­меры, необходимые для установки изделия на месте монтажа, а так­же определения размеров и места положения элементов, которые присоединяют к данному изделию. Например, для редуктора, пока­занного на рисунке 5, это размеры d 1, d 2, l 1, l 2, M 1, M 2, b 1, h 1, b 2, h 2, K 1, K 2, d 3, C 0, C 1, C 2, B 1, B 2, B 3, hP, aW. К присоединительным отно­сят также такие параметры, как модуль и число зубьев зубчатого ко­леса, шаг и число зубьев звездочки, если они служат элементами внешней связи для данной сборочной единицы;

– техническую характеристику изделия и технические требова­ния по ГОСТ 2.316-68*. Размещают их на поле первого листа чертежа над основной надписью и виде колонки шириной не более шири­ны основной надписи. Под заголовком «Техническая характеристи­ка» излагают по пунктам (с их нумерацией) характеристики сбороч­ной единицы, например, для редуктора указывают момент на выход­ном валу, передаточное число, КПД и др. Под заголовком «Технические требования» записывают по нумерованным пунктам требования. Наиболее встречающиеся из них:

1) требования, определяющие качество и точность изготовле­ния. Например, для редуктора указывают степени точности зацепле­ний;

2) требования по сборке. Например, для редуктора указывают «плоскость разъема покрыть герметикой при окончательной сборке»;

3) требования по отделке. Например, для редуктора требуют «красить снаружи серой нитроэмалью, внутри – маслостойкой крас­кой»;

4)требования по эксплуатации. Например, по смазке редуктора с указанием объема и марки масла.

На сборочном чертеже узла допускается помещать изображение в тонких линиях соседних изделий (обстановки) и размеры, опреде­ляющие их взаимное расположение. Составные части узла, располо­женные за обстановкой, изображают как видимые. Обозначают со­седнее изделие на полке линии-выноски, проведенной от соответ­ствующего изображения, например: «Двигатель AИP100L2 ТУ 16–525.564-84».

Сборочные чертежи допускается выполнять с упрощениями, на них можно не показывать фаски, скругления, проточки, углубления, выступы, канавки; зазоры между стержнями болтов (винтов) и от­верстиями; крышки, щиты, кожухи, перегородки, если необходимо показать закрытые ими части изделия. При этом над изображением пишут, например: «Кожух поз.5 не показан».

Сварное или паяное изделие из однородного металла в сборе с другими изделиями в разрезах и сечениях штрихуют в одну сторону. Допускается не показывать границы между деталями, то есть изо­бражать конструкцию как монолитное тело.

На сборочных чертежах можно упрощенно изображать состав­ные части изделий:

1) на разрезах приводят нерассеченными составные части, на ко­торые оформлены самостоятельные сборочные чертежи;

2) покупные, типовые и другие широко применяемые изделия изображают внешними очертаниями. При этом очертания следует упрощать, не показывая мелких выступов и впадин;

3) если изделие включает несколько одинаковых составных частей (например, колес), то выполняют полное изображение одной со­ставной части, а изображения остальных – упрощенно, в виде внеш­них очертаний.

Для обозначения на чертеже изображений (видов, разрезов, се­чений, выносных элементов) применяют прописные буквы русского алфавита, за исключением букв Й, О, X, Ъ, Ь, Ы. Эти обозначения присваивают в алфавитном порядке без повторения и пропусков, а высота их должна быть больше высоты цифр размерных чисел приблизительно в два раза.

Масштабы изображений на чертеже, отличающиеся от указан­ного в основной надписи, записывают непосредственно после надпи­сей, относящихся к изображениям, например: А(1:2,5), Б–Б(1:1), В(1:4) . Последний знак свидетельствует о том, что изображение поверну­то.

Если чертеж изделия выполняют на двух и более листах, то рядом с обозначениями изображений указывают номера листов, на которых эти изображения помещены. Например, из рисунка 6 видно, что сечения А–А и Б–Б помещены на листе 2, а вид В – на листе 3.

 

Рисунок 6 – Обозначения изображений на чертеже, выполненном на нескольких листах

 

В этих случаях над изображениями, рядом с обозначениями, указыва­ют номера листов, на которых изображения отмечены. Например, обозначения изображений на листе 2: А–А(1), Б–Б(1:2) ; на листе 3: В(1).

Упрощения в изображениях подшипников на сборочных черте­жах регламентированы ГОСТ 2.420-69*. При изображении подшип­ника в разрезе или сечении допускается половину разреза показывать контуром с диагоналями, как представлено на рисунке 7.

 

Рисунок 7 – Упрощения в изображении подшипника

На сборочных чертежах допускается показывать подшипники без указания типа и конструктивных особенностей основными ли­ниями по контуру в соответствии с их конфигурациями. На изобра­жениях проводят сплошными тонкими линиями диагонали, как продемонстрировано на рисунке 8.

 

Рисунок 8 – Упрощения в изображениях подшипников на сборочных чертежах

 

Для установки подшипников на валы и в корпуса стандартные сопряжения для гладких цилиндрических соединений непригодны из-за больших полей допусков. Поэтому для подшипников преду­смотрена специальная система допусков, обозначенных символом «L» – для диаметра отверстия и – «l» для наружного диаметра. При указании посадки подшипника рядом с отмеченным символом про­ставляется одна из цифр 0, 6, 5, 4, 2, обозначающих класс точности подшипника по ГОСТ 520-89*. В машиностроении применяют под­шипники класса 0 (нормальной точности), иногда при повышенных требованиях к точности вращения вала используют подшипники класса 6. Поля допусков и посадок подшипника на вал и в отверстие корпуса назначают в соответствии с данными таблицы 3.

 

Таблица 3 – Поля допусков и посадок подшипника на вал и в отверстие

 

Класс точности подшип­ника Поле допуска
для вала для отверстия корпуса
с зазором пере­ходные с натя­гом с зазо­ром пере­ходные с натя­гом
0 и 6 f6, g6, h6, f7, h7, l8, f8, l9, f9   JS6, k6 m6, n6, p6, r6, r7 E8, G7, Н8, Н7 JS7, К7 М7, N7, Р7

Рекомендации по выбору посадок шариковых и роликовых подшипников приведены в таблицах ГОСТ 3325-85*. Этим стандар­том регламентированы также параметры шероховатости, отклонения формы и расположения посадочных и опорных торцевых поверхно­стей под подшипники на валах и в корпусах из стали в зависимости от классов точности подшипников.

Пример обозначений посадок подшипника на вал и в отверстие корпуса показан на рисунке 9.

На сборочных чертежах швы сварных соединений изображают и обозначают по ГОСТ 2.312-72*. Независимо от способа сварки ви­димый шов показывают сплошной основной линией, невидимый – штриховой. При точечной сварке видимую сварную точку изображают знаком «+», невидимые точки не показывают. На изо­бражении сварного шва различают лицевую и оборотную стороны. За лицевую сторону шва принимают ту сторону, с которой произво­дится сварка. Обозначение лицевого сварного шва наносят над пол­кой линии-выноски, проведенной от изображения шва, а оборотно­го шва – под ней. Линия-выноска начинается полустрелкой. Структура обозначения сварного шва приведена на ри­сунке 10.

 

 

Рисунок 9 – Обозначения посадок подшипника на вал и в отверстие корпуса

 

 

 

Рисунок 10 – Структура обозначения сварного шва

 

Обозначения, значения и расположения вспомогательных зна­ков приведены в таблице 4.

Стандарты на основные типы сварки и конструктивные элемен­ты швов:

– ГОСТ 5264-80* Ручная дуговая сварка. Соединения сварные;

– ГОСТ 8713-79* Сварка под флюсом. Соединения сварные;

– ГОСТ 14771-76* Дуговая сварка в защитном газе. Соединения свар­ные;

– ГОСТ 15164-78* Электрошлаковая сварка. Соединения сварные;

– ГОСТ 15878-78 Контактная сварка. Соединения сварные.

Буквенно-цифровые обозначения швов сведены в таблицу 5 и выражают виды сварных соединений по ГОСТ 2601-84 в зависимо­сти от расположения свариваемых деталей:

– стыковое, обозначаемое буквой С, при котором свариваемые детали соединяются своими торцами;

– нахлесточное (Н), при котором боковые поверхности одной детали частично перекрывают боковые поверхности другой;

– тавровое (Т), при котором торец одной детали соединяется с боковой поверхностью другой детали;

– угловое (У), при котором свариваемые детали располагаются под углом 90° и соединяются по кромкам.

 

Таблица 4 – Характеристики вспомогательных зна­ков швов

 

Вспомогательный знак Значение вспомогательного знака Расположение знака с лицевой стороны Расположение знака с оборотной стороны
Усиление шва снять
Наплавы и неровности шва обработать с плавным переходом к основному металлу
Шов выполнить при монтаже изделия, т.е. при установке его по монтажному чертежу на месте применения
Шов прерывистый или точечный с цепным расположением
Шов прерывистый или точечный с шахматным расположением
Шов по замкнутой линии. Диаметр знака – 3…5 мм
Шов по незамкнутой линии. Знак применяют, если расположение шва ясно из чертежа

 

При наличии на чертеже одинаковых швов обозначения наносят у одного из изображений, а от изображений остальных таких швов проводят линии-выноски. Всем одинаковым швам присваивают один порядковый номер, который наносят на линии-выноске или ее полке. Число одинаковых швов указывают на линии-выноске, имеющей полку с обозначением шва.

Примеры обозначений сварных швов показаны на рисунке 11.

На сборочных чертежах обозначают позиции сборочных единиц деталей. Номера позиций располагают вне контура изображения на полках, параллельных основной надписи чертежа. Их группируют в строчку или колонку. Допускается делать общую линию-выноску с вертикальным расположением номеров позиций для группы крепеж­ных изделий, относящихся к одному и тому же месту крепления, как показано на рисунке 12. Высота цифр номеров позиций должна быть в 1,5–2 раза больше размерных цифр на чертеже.

Номера позиций сборочных единиц и деталей расшифровывают в спецификации.

 

Таблица 5 – Буквенно-цифровые обозначения швов

 

Ручная дуговая сварка по ГОСТ 5264–80
Стыковое соединение
Характер сварного шва Форма поперечного сечения Условное обозначение соединения
подготовленных кромок сварного шва
Односторонний С2
С8
Двусторонний С15
Односторонний С17
Двусторонний С25
Угловое соединение
Односторонний У4
У6
Двусторонний У8
Односторонний У9

Окончание таблицы 5

 

Ручная дуговая сварка по ГОСТ 5264–80
Тавровое соединение
Характер сварного шва Форма поперечного сечения Условное обозначение соединения
подготовленных кромок сварного шва
Односторонний Т1
Двусторонний Т3
Односторонний Т6
Двусторонний Т8
Нахлесточное соединение
Односторонний Н1
Двусторонний Н2

 

Рисунок 11 – Примеры обозначений сварных швов

 

 

Рисунок 12 – Примеры обозначений позиций деталей

 

2.2 Составление спецификаций по ГОСТ 2.108 - 68

 

Составляют спецификацию на каждую сборочную единицу, оформляют ее на стандартных бланках формата А4 с основной над­писью на первом листе по рисунку 3, на последующих – по рисунку 2. В спецификацию вносят составные части, входящие в специфици­руемое изделие, а также конструкторские документы, относящиеся к этому изделию. Спецификация сборочной единицы в общем случае состоит из разделов, которые располагают в следующей последова­тельности: «Документация», «Сборочные единицы», «Стандартные изделия», «Материалы». Наличие тех или иных разделов определя­ется составом специфицируемого изделия. Название каждого разде­ла указывают в виде заголовка в графе «Наименование» и подчерки­вают. После каждого раздела в спецификации оставляют несколько свободных строк для дополнительных записей. Допускается резер­вировать и номера позиций, которые проставляют в спецификацию при заполнении резервных строк.

В раздел «Документация» записывают все документы, состав­ляющие комплект конструкторских документов специфицируемого изделия.

В разделы «Сборочные единицы» и «Детали» вносят соответст­венно сборочные единицы и детали, входящие в специфицируемое изделие.

В раздел «Стандартные изделия» записывают изделия, приме­няемые по категориям стандартов в последовательности: государст­венным, отраслевым, стандартам предприятий. В пределах каждой категории стандартов запись производят по группам изделий, объе­диненных по их функциональному назначению (например, подшип­ники, крепежные изделия и т. д.), в пределах каждой группы – в ал­фавитном порядке наименований изделий, в пределах каждого на­именования – в порядке возрастания обозначений стандартов, а в пределах каждого обозначения стандарта – в порядке возрастания основных параметров или размеров изделия.

В раздел «Материалы» вносят все материалы, непосредственно входящие в специфицируемое изделие. В пределах каждого вида ма­териалы записывают в алфавитном порядке наименований, а в пре­делах каждого наименования – по возрастанию размеров или других технических параметров.

Графы спецификации заполняют следующим образом:

– в графе «Формат» указывают форматы конструкторских доку­ментов. Если документ выполнен на нескольких листах различных форматов, то в этой графе проставляют «*», а в графе «Примечание» перечисляют все форматы. Для документов, записанных в разделах «Стандартные изделия» и «Материалы», графу не заполняют. Для де­талей, на которые не выпущены чертежи, в графе указывают «БЧ»;

– в графе «Зона» указывают обозначение зоны, в которой нахо­дится номер позиции, записываемой составной части (заполняется только при разбивке поля чертежа на зоны по ГОСТ 2.104-68*);

– в графе «Поз.» указывают порядковые номера составных час­тей, входящих в специфицируемое изделие, в последовательности записи их в спецификации. Для раздела «Документация» графу не заполняют;

– в графе «Обозначение» указывают: в разделе «Документация» – обозначение записываемых документов; в разделах «Сборочные единицы» и «Детали» – обозначение конструкторских документов на записываемые в эти разделы изделия; для деталей, на которые не выпущены чертежи, – присвоенные им обозначения; в разделах «Стандартные изделия» и «Материалы» графу не заполняют;

– в графе «Наименование» указывают: в разделе «Документация» – только наименование основных документов спе­цифицируемых изделий, например, «Сборочный чертеж»; в разделах «Сборочные единицы» и «Детали» – наименования изделий в соот­ветствии с основной надписью на конструкторских доку­ментах этих изделий. Для деталей, на которые не выпущены черте­жи, указывают наименование и материал, а также размеры, необхо­димые для их изготовления; в разделе «Стандартные изделия» – на­именования и обозначения изделий в соответствии со стандартами на эти изделия; в разделе «Материалы» – обозначения материалов по стандартам или техническим условиям на эти материалы;

– в графе «Кол.» указывают: для составных частей изделия, за­писываемых в спецификацию, – количество их на одно специфици­руемое изделие; в разделе «Материалы» – общее количество мате­риалов на одно специфицируемое изделие с указанием единиц изме­рения. В разделе «Документация» графу не заполняют;

– в графе «Примечание» указывают дополнительные сведения для планирования и организации производства, а также другие све­дения, относящиеся к записанным в спецификацию изделиям, мате­риалам и документам. Например, для деталей, на которые не выпу­щены чертежи, указывают массу, а для документов, выпущенных на двух и более листах различных форматов, – обозначения форматов, перед перечислением которых проставляют знак «*», например: *А1, A3.

 

Сборочный чертеж редуктора

 

Сборочный чертеж редуктора выполняют на основании его эс­кизного проекта. Содержание эскизного проекта редуктора перено­сят на лист чертежной бумаги формата А1: разрез по плоскости разъема корпуса и крышки редуктора – в том же масштабе, а глав­ный вид и вид сбоку обычно уменьшают. Затем переходят к проек­тированию корпуса, который является ответственным узлом, так как воспринимает усилия, возникающие в зубчатых передачах, и силы, приложенные к выходным концам валов. Конструкция его должна быть прочной и жесткой, так как его деформации могут вызвать пе­рекос опор, валов и, следовательно, неравномерное распределение нагрузок по длинам зубьев. Корпус редуктора может быть как свар­ным, так и литым. Толщину стенки литого корпуса, отвечающую требованиям технологии литья и необходимой жесткости, определя­ют по формуле

где – крутящий момент на тихоходном валу редуктора, Н·м.

Толщину стенок сварного корпуса принимают равной 0,7 тол­щины стенок литого. На чертеже проводят штриховой линией на расстоянии δ от контура внутренней стенки корпуса след внешней стенки. Плоскости стенок, встречающиеся под прямым и тупым уг­лами, сопрягают дугами радиусами r и R, как показано на рисунке 13, а. Если стенки встречаются под острым углом, рекомендуется их соединять вертикальной стенкой, как на рисунке 13, б. В этих случа­ях принимают

, .

 

 

Рисунок 13 – Конструктивные элементы корпуса редуктора

 

В отдельных местах корпуса (например, в местах расположения обрабатываемых платиков, приливов, бобышек, во фланцах) толщи­ну стенки увеличивают до δ1. Если отношение толщины , то сопряжение стенок производят радиусом , как показано на рисунке 13, в. При одно сечение должно переходить в другое плавно, как на рисунке 13, г, д. При этом прини­мают , , .

При конструировании корпусных деталей отделяют обрабаты­ваемые поверхности (приливы под подшипники, смотрового люка, сливные пробки, рым-болты) от черных (необрабатываемых) с уче­том припуска на обработку. Обрабатываемые места выполняют в ви­де платиков (выступов) высотой

.

 

Корпуса редукторов обычно изготавливают разъемными. Они со­стоят из двух частей: собственно корпуса и крышки. Разъемы чаще всего выполняют в плоскости, параллельной или перпендикулярной основанию корпуса. Реже применяются наклонные разъемы, так как они менее технологичны. Для крепления крышки к корпусу по их кон­турам предусматривают специальные фланцы, в которых выполняют отверстия для размещения крепежных болтов. Болты должны равно­мерно располагаться по фланцам для надежного обжатия и гермети­зации стыка. Герметичность разъема обеспечивается механической обработкой и смазыванием разъема перед сборкой герметикой, шел­лаком, жидким стеклом или суриком. Болты, расположенные у под­шипниковых узлов, назначаются больших диаметров.

Толщину верхнего фланца корпуса (для присоединения крыш­ки), а также толщину фланца на крышке определяют по формуле

 

.

 

Толщину нижнего фланца корпуса (для крепления редуктора к раме) устанавливают по зависимости

 

.

 

Ширина фланца определяется как сумма толщины δ стенки корпуса и величины, необходимой для размещения болтов и получе­ния наименьшего габарита, обязательного для работы стандартными гаечными ключами. Диаметры и число болтов выбирают по таблице 6 в зависимости от суммарного межосевого расстояния .

 

 

Таблица 6 – Диаметры и число болтов редуктора

 

Болт крепления к раме редуктора Диаметры болтов, стягивающих крышку и корпус
одноступенчатого двухступенчатого трехступенчатого
до d Количество до d Количество до d Количество по фланцу у подшипников
  М14     MI6     M20      
  MI6     М20     М24   0,6d 0,75d
  М20     М24     М30      
    М30        

 

Расстояния от внешних стенок корпуса до осей размещения го­ловок болтов или гаек и от осей до краев фланцев должны соответ­ствовать рисунку 14 и таблице 7.

 

Рисунок 14 – Размещение болтов относительно стенок корпуса

 

Таблица 7 – Параметры размещения болтов относительно стенок корпуса

 

d М8 М10 М12 M14 М16 М18 М20 М22 М24 М27 М30 М36
S                        
Е                        
Аmin                        
С                        

 

Вычертив фланцы, используя изложенные выше рекомендации, изображают приливы под подшипники на корпусе и на крышке ре­дуктора. Наружные диаметры приливов вычисляют по формуле

,

где D – наружный диаметр подшипника.

Для придания необходимой жесткости корпус усиливают реб­рами, расположенными чаще всего у приливов под подшипники. Кроме того, ребра увеличивают поверхность охлаждения корпуса, поэтому их следует ориентировать по направлению движения возду­ха: при естественном охлаждении ребра располагают вертикально, а при принудительном – горизонтально, так как принудительный поток воздуха обычно направляют горизонтально. Толщину ребер у их ос­нования принимают равной (0,9...1)·δ, а высоту – . Попе­речное сечение ребер жесткости выполняют с у



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: