ГЕНАРАЛ-ПОЛКОВНИКУ ФАРАГО ГАБОР




Прибывший из БУДАПЕШТА в СЕГЕД венгерский представитель-парламентер полковник УТАШИ ЛОУРЕНД — абсолютно неосведомленный человек и, в силу этого, не мог вести переговоров с представителями советского командования по вопросам выполнения Венгерским правительством предварительных условий перемирия.

Венгерское правительство просило Советское правительство о прекращении наступления в направлении на БУДАПЕШТ с тем, чтобы оно могло снять часть своих войск с этого направления и направить их в БУДАПЕШТ.

Советское правительство выполнило эту просьбу Венгерского правительства, однако последнее не только не сняло своих войск с реки ТИССА для направления в БУДАПЕШТ, а активизировало действия своих войск и особенно в районе СОЛЬНОК.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что Венгерское правительство, по-видимому, стало на путь невыполнения принятых им на себя предварительных условий перемирия.

В связи с этим Верховное Главнокомандование советских войск требует от Венгерского правительства в течение 48 часов с момента получения настоящего представления выполнить взятые на себя обязательства по предварительным условиям перемирия и в первую очередь:

1. Порвать всякие отношения с немцами и начать активные военные действия против их войск.

2. Приступить к отводу венгерских войск с территорий Румынии, Югославии и Чехословакии.

3. Таким же путем, через СЕГЕД, к 8.00 16 октября доставить представителям советского командования полные сведения по расположению немецких и венгерских войск и в то же время доложить вышеуказанным советским представителям ход выполнения предварительных условий перемирия.

ПО УПОЛНОМОЧИЮ ВЕРХОВНОГО

ГЛАВНОКОМАНДОВАНИЯ

СОВЕТСКИХ ВОЙСК

ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА

ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА

КРАСНОЙ АРМИИ ГЕНЕРАЛ АРМИИ

(АНТОНОВ)

 

Сообщение о Берлинской конференции трех держав

2 августа 1945 г.

X

О ЗАКЛЮЧЕНИИ МИРНЫХ ДОГОВОРОВ

И О ДОПУЩЕНИИ В ОРГАНИЗАЦИЮ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

Конференция решила сделать следующее заявление об общей политике для установления возможно скорее условий длительного мира после победоносного окончания войны в Европе.

Три Правительства считают желательным, чтобы теперешнее аномальное положение Италии, Болгарии, Финляндии, Венгрии и Румынии было прекращено заключением мирных договоров. Они уверены, что другие заинтересованные союзные Правительства разделяют их точку зрения.

Со своей стороны три Правительства включили подготовку мирного договора для Италии как первоочередную задачу в число срочных и важных задач, которые должны быть рассмотрены Советом Министров Иностранных Дел. Италия первая из держав оси порвала с Германией, в поражение которой она внесла материальный вклад, и сейчас объединилась с союзниками в борьбе против Японии. Италия сама освободилась от фашистского режима и сделала большой прогресс в направлении восстановления демократического управления и учреждений. Заключение такого мирного договора с признанным демократическим Итальянским Правительством делает возможным для трех Правительств исполнить их желание поддержать просьбу Италии о принятии в члены Организации Объединенных Наций.

Три Правительства возлагают также на Совет Министров Иностранных Дел задачу подготовки мирных договоров для Болгарии, Финляндии, Венгрии и Румынии. Заключение мирных договоров с признанными демократическими правительствами в этих государствах позволит также трем Правительствам поддержать их просьбу о принятии в члены Организации Объединенных Наций. Три Правительства, каждое в отдельности, согласны изучить в ближайшее время в свете условий, которые будут тогда существовать, вопрос об установлении в возможной степени дипломатических отношений с Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгрией до заключения мирных договоров с этими странами.

Три Правительства не сомневаются в том, что ввиду изменившихся в результате окончания войны в Европе условий представители союзной прессы будут пользоваться полной свободой сообщать миру о событиях в Румынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии.

Что касается допуска других государств в Организацию Объединенных Наций, статья IV Устава Объединенных Наций гласит:

«1. Прием в члены Организации Объединенных Наций открыт для всех других миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в настоящем Уставе обязательства и которые, по мнению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять.

2. Прием любого такого государства в члены Организации Объединенных Наций производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности».

Три Правительства, поскольку это их касается, поддержат просьбу о принятии в члены тех государств, которые оставались нейтральными во время войны и которые будут выполнять положения, изложенные выше.

Три Правительства считают себя, однако, обязанными разъяснить, что они со своей стороны не будут поддерживать просьбу о принятии в члены, заявленную теперешним испанским правительством, которое, будучи создано при поддержке держав оси, не обладает, ввиду своего происхождения, своего характера, своей деятельности и своей тесной связи с государствами-агрессорами, качествами, необходимыми для такого членства.

 

Докладная записка Г.М. Пушкина В.Г. Деканозову о позиции венгерского правительства

в связи с подготовкой мирной конференции

г. Будапешт 28 сентября 1945 г.

СЕКРЕТНО

ЗАМЕСТИТЕЛЮ НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР

тов. ДЕКАНОЗОВУ В.Г.

Направляю Вам при этом личное письмо министра иностранных дел Венгрии Дьёндьёши, врученное мне неделю тому назад. Приняв письмо, я обратил внимание Дьёндьёши на то, что письмо датировано 14 августа 1945 года. Дьёндьёши объяснил причину задержки передачи письма медлительностью в работе технического аппарата МИДа, в частности переводческого бюро. Он сообщил мне, что в этом документе излагаются общие взгляды венгерского правительства относительно подготовки мирной конференции и принципов, которые могут быть применены при решении проблемы послевоенного переустройства.

Письмо Дьёндьёши не содержит каких-либо конкретных данных, и в нем пространно излагаются лишь самые общие положения, наиболее существенные из которых сводятся к следующему:

1. Осуществление эффективного торгово-экономического сотрудничества стран Дунайского бассейна с применением системы преференциальных соглашений.

2. Усиление дальнейшей индустриализации Венгрии для обеспечения излишка населения и в целях ликвидации экономической зависимости страны от Германии.

3. Создание идеологических предпосылок для экономического сотрудничества придунаиских стран путем ликвидации остатков фашистских теорий и шовинистических тенденций в народном образовании и в печати.

4. Территориальное переустройство на основе признания права на самоопределение и установление новых государственных границ на основе этнографического принципа и учета воли заинтересованного населения.

5. Международная гарантия прав национальных меньшинств.

6. Готовность Венгрии включиться в международное сотрудничество демократических государств.

Выдвигая эти положения лишь в общей форме, венгерское правительство, по сути дела, ставит вопрос о ревизии трианонских границ.

Ознакомившись тут же с плохим русским переводом этого письма, я спросил Дьёндьёши, что подразумевает он конкретно под формулировкой пункта четвертого относительно этнографической границы. Дьёндьёши ответил, что постановка вопроса об этнографических границах вызвана тем, что чехословацкое правительство решило избавиться от венгерского нацменьшинства, живущего вдоль нынешней границы Венгрии. В связи с этим Дьёндьёши отметил, что венгерское правительство занимает отрицательную позицию в отношении принудительного обмена населением и считает приемлемым лишь частичное переселение таких этнографических групп, которые живут разбросанно.

Что же касается Югославии, то Дьёндьёши заявил, что вследствие того, что Венгрия совершила преступление против Югославии и нанесла ей значительный ущерб, она не имеет морального права ставить вопрос о ревизии югославско-венгерских границ, тем более, что в результате национальной политики правительства Тито положение венгерского нацменьшинства вполне удовлетворительное и не вызывает никаких опасений.

В отношении венгерско-румынских границ и вопроса о Трансильвании Дьёндьёши вообще не высказывался.

ПРИЛОЖЕНИЕ: упомянутое.

Политический советник СКК в Венгрии (Г. Пушкин)

Из дневника В.М.Молотова. Прием посла Румынии в СССР И.Иордана по вопросу о подготовке к парламентским выборам, работе Парижской мирной конференции и Совета министров иностранных дел СССР, США и Великобритании и др.

г. Москва 17 июля 1946 г.

19 час. 05 мин.

СЕКРЕТНО

Иордан спрашивает, что говорилось в Париже в отношении Румынии.

Молотов отвечает, что вопрос о Трансильвании вновь не поднимался. Венгры обращались к нам по этому поводу, но мы им ответили, что мы не имеем привычки ломать согласованные решения, но что за ними остается право возражать и высказывать мнение. Но это мнение будет мнением венгров.

Иордан спрашивает, затрагивались ли какие-либо другие вопросы о Румынии. Иордан говорит, что он, в частности, читал в прессе о том, что ставился вопрос о Дунае.

Молотов отвечает, что по вопросу о Дунае мы держались той позиции, что не надо записывать что-либо по этому вопросу в мирный договор, поскольку это касается не одной какой-то страны, а ряда таких стран, которые не присутствовали на Совете министров, в частности, таких союзных государств, как Чехословакия и Югославия. Союзники настаивали на том, чтобы было указано, что будущие возможные конвенции по Дунаю обязательны для Румынии. Нам это кажется необоснованным.

Иордан говорит, что, вероятно, больше всего на этом настаивали англичане.

Молотов с этим соглашается и говорит, что советская делегация стояла за то, чтобы принять общую декларацию о свободном и открытом судоходстве на Дунае. Союзники требовали, чтобы это судоходство осуществлялось на равных условиях. Мы же, по существу, считаем неправильным уравнивать в правах ту страну, которая имеет реку, с той, которая ее не имеет. Чтобы не задевать непосредственно заинтересованных партнеров, он, Молотов, на Совете министров привел в пример Чехословакию — союзное государство и Ирак. Неужели Ирак может требовать, чтобы на территории Чехословакии на Дунае он имел бы такие же права, как и сама Чехословакия? Союзники добивались предоставления одинаковых прав всем. Мы это считали необоснованным.

Иордан спрашивает, договорились ли по этому вопросу.

Молотов отвечает отрицательно. Молотов говорит, что союзники хотят внести свое предложение на мирную конференцию. Молотов отмечает, что вообще на этот раз румынские вопросы не приобретали такой остроты, как это было на предыдущей сессии Совета министров. Больше занимались итальянскими вопросами, такими как: репарации, колонии, итальянский военно-морской флот, итало-югославская граница и Триест, границы с Францией и Австрией. Мы возражали против исправления австро-итальянской границы в пользу Австрии, чтобы не слишком обижать Италию. Некоторые вопросы остались нерешенными.

Иордан спрашивает, будет ли Румыния представлена на мирной конференции.

Молотов отвечает утвердительно и говорит, что на днях будет послан текст договора и приглашения Румынии. Молотов спрашивает, кто будет от Румынии присутствовать на этой конференции.

Иордан отвечает, что в качестве румынских представителей поедут Татареску, министр иностранных дел, и, вероятно, Гроза, премьер-министр Румынии. Иордан напоминает, что Гроза является румыном из Трансильвании. Иордан говорит, что других кандидатур он не знает.

Молотов говорит, что на Совете министров начали обсуждать германский вопрос. Пока еще нет договоренности. Мы полностью изложили свои взгляды. Другие же частично высказались, частично не высказались. Все эти планы разделения Германии — несолидные планы и не могут быть осуществлены.

Иордан говорит, что англичане совершают ту же ошибку, которую они совершили после первой мировой войны. Они поддерживают германские требования.

Молотов говорит, что англичане ходят сейчас вокруг идеи федерализации Германии.

Иордан говорит, что после первой мировой войны англичане боялись Франции, теперь они боятся СССР. Как раньше, так и теперь они обосновывают свою политику в отношении Германии формулой европейского равенства.

Молотов соглашается с этим и говорит, что они, вероятно, это имеют в виду. Молотов говорит, что пока вопрос о Германии находится в предварительной стадии, он начат обсуждением, но обсуждение еще не приобрело полного размаха. Обсуждение будет продолжено. Мы предложили созвать специальную сессию Совета министров по германскому вопросу. Союзники согласились.

Иордан спрашивает, будет ли на мирной конференции обсуждаться германский вопрос.

Молотов отвечает, что на мирной конференции будут обсуждаться лишь мирные договоры с Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией. Молотов говорит, что скоро румынское правительство получит текст договора и познакомится с ним подробнее. Мы старались не увеличивать количество пунктов в договоре. У союзников же проявилась тенденция оговорить все детали.

Иордан говорит, что во время этой сессии в советских газетах публиковались подробные сообщения о работе Совета.

Молотов спрашивает, было ли это полезно.

Иордан отвечает, что это было полезно, но отвечает, что во время предыдущей сессии Совета министров советская печать не освещала так подробно работу Совета.

Молотов говорит, что поскольку это освещалось очень подробно во французской, английской и американской прессе, то наш ТАСС также позаботился о том, чтобы освещать работу Совета министров.

Иордан говорит, что жаль, что Франция не вела себя иначе во время Совета министров.

Молотов говорит, что очень много влияния оказывается на французов и потому для них занять какую-либо позицию — очень сложное дело.

Иордан повторяет, что он очень сожалеет об этом, и говорит, что другое дело было бы, если бы СССР и Франция держались вместе.

Молотов соглашается с этим и говорит, что тогда было бы легче.

Иордан говорит, что тогда было бы действительно реализовано европейское равновесие.

Молотов с этим соглашается.

Иордан возвращается к вопросу о военнопленных и спрашивает, можно ли ожидать возвращения новых румынских военнопленных в Румынию.

Молотов отвечает, что он не совсем представляет, в каком положении находится дело, и говорит, что он должен будет проверить, какие имеются в виду дальнейшие планы на этот счет.

Записал В.Ерофеев.

 

Запись беседы народного комиссара иностранных дел СССР В.М. Молотова с государственным секретарем США Д.Ф. Бирнсом о положении в Румынии

Лондон, 19 сентября 1945 г.

Секретно

Молотов спрашивает, как Бирнс думает вести обсуждение проектов договоров с Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией, которые должны обсуждаться 20 сентября.

Бирнс говорит, что он, к сожалению, при нынешнем положении не в состоянии пойти навстречу пожеланиям Молотова в румынском вопросе. Он должен сказать, что Правительство CШA не сможет подписать мирных договоров с Румынией и Болгарией. Но у него не имеется возражений против обсуждения проектов договоров и передачи их заместителям, в надежде, что к моменту подписания договоров в правительствах Румынии и Болгарии произойдут такие изменения, которое будут соответствовать условиям Ялтинского Соглашения.

Молотов отвечает, что Советское Правительство смотрит на мирный договор с Италией как на мирный договор с сателлитом Германии, т. е. точно так же, как оно смотрит на мирные договоры с другими сателлитами Германии — Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. Нельзя ставить в дискриминационное положение мирный договор с тем или иным сателлитом Германии. Это будет противоречить позиции союзников по отношению ко всем бывшим противникам союзников. Он, Молотов, хочет сказать, что если Соединенные Штаты откажутся подписать мирный договор с Румынией или Болгарией, Советское Правительство не сможет подписать мирного договора с Италией, так как все эти страны находятся в одинаковом положении, как сателлиты Германии. Он говорит об этом Бирнсу, чтобы сделать совершенно ясной точку зрения Советского Правительства.

Бирнс отвечает, что он беседовал с Молотовым в воскресенье именно для того, чтобы уяснить себе позицию Советского Правительства, и разъяснить Молотову позицию Американского Правительства. Как Молотов помнит, Трумэн на Конференции в Берлине заявил, что Правительство США не может признать правительств Румынии и Болгарии. Поэтому в решении Берлинской Конференции было записано, что каждое правительство отдельно изучит вопрос о признании этих правительств. Правительство США изучило положение в Румынии и Болгарии и сейчас еще больше убеждено, в результате этого изучения, что оно не сможет признать правительств Румынии и Болгарии. Он, Бирнс, сожалеет об этом, но таковы факты. В воскресенье он говорил Молотову, что Конгресс не ратифицирует мирных договоров с нынешними правительствами в Румынии и Болгарии после того, что произошло в этих странах. Правительство США признало Финляндию и Италию. Но Правительство США не считает, что правительства Румынии и Болгарии по своему составу такие же, как в Финляндии и Италии. Он может откровенно сообщить Молотову, что сейчас Правительство США изучает возможность признания правительства Венгрии. Изучение положения в Румынии и Болгарии затруднено тем, что американские представители, в частности корреспонденты, лишены возможности быть полностью осведомленными о том, что происходит в Румынии и Болгарии. Если Бирнс скажет Сенату, что Правительство США не знает ничего о положении в этих странах, за исключением тех фактов, которые он изложил Молотову в воскресенье, касательно способа, которым было создано правительство в Румынии, то можно быть уверенным, что Сенат не ратифицирует мирных договоров с Румынией и Болгарией. Правительство США не стремится содействовать образованию в соседних с СССР странах правительств, враждебных Советскому Союзу. Но Правительство США должно учитывать настроения в США, и, принимая их во внимание, Правительство США убеждено, что оно не в состоянии признать правительства Румынии и Болгарии. Если к этим двум Правительствам будет применен польский прецедент и правительства будут расширены, то это обрадует американский народ. Если новые расширенные правительства проведут выборы, то никто не будет подвергать сомнению результаты выборов. Было бы очень хорошо, если бы Молотов обдумал это…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: