Проблемы молодежного досуга




Проблемы молодежи и их решение в сфере организации досуга и здорового образа жизни

Проблемы молодежного досуга

Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и часто обусловлена воздействием телевидения — наиболее влиятельного источника эстетического и социализирующего воздействия или друзей. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. На этом фоне активно развиваются молодежные субкультуры, появившиеся еще в 70-х годах и к концу 20 века принимающие все более агрессивные черты (к более или менее мирным хиппи, панкам, металлистам добавились байкеры, скинхеды, сатанисты и другие агрессивные неформальные группировки).[6]

Молодые люди выбирают демократическую форму правления, учитывая даже негативные стороны современного социального развития общества. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более, что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постепенно снижается. Наблюдается тенденция к деморализации в содержании искусства, что проявляется прежде всего в принижении и разрушении образа человека (сцены и эпизоды насилия и секса, жестокости), что противоречит законам человеческой нравственности и оказывает негативное воздействие на молодёжную (в частности) аудиторию. Это воздействие подтверждается многочисленными исследованиями.

Ситуация в нашем массовом искусстве, особенно в экранных видах искусства, стала резко изменяться, приобретая всё более негативный характер. В частности «идолы потребления» (поп-/рок-/и т.п. музыканты, шоумены, королевы красоты, культуристы, астрологи,...) вытеснили собой на теле/кино/видеоэкранах «идолов производства». Репертуар телевидения конца 20 – начала 21 на 90% состоит из зарубежных фильмов, жанровый репертуар которых возглавляют боевик и эротика.[7]

В создавшейся ситуации именно культурно-досуговым учреждениям приходится выполнять роль «очага культуры», привлекать в свои объединения молодежь и подростков для организации их социального досуга, прививать молодым людям художественный вкус.


1.3. Неорганизованные формы досуга

Выделим две основные формы досуга молодежи: организованный и неорганизованный. К сфере организованного досуга относятся молодежные, подростковые организации, дома культуры, социальные центры, художественные и спортивные кружки, клубы, секции и т.д. Формально образованные организации, занимающиеся досугом молодежи, способствуют включению юношей и девушек в новые социальные отношения, их самореализации, социализации личности, оказывают помощь семье в воспитании подрастающего поколения, содействуют профилактике безнадзорности, отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних.

 

Досуг — поле для самореализации и самоидентификации. Поиски эмоционально-нравственного, с одной стороны, и развлекательного содержания, с другой, в культурной сфере сопровождаются явлением группового стереотипа и группового поведения в границах своего поколения. Наиболее наглядный его пример — мода, с ее эклектичностью и размытой индивидуализированностью. Прежде всего групповой стереотип объясняется недостаточным уровнем сформированности самой личности в период прохождения социализации, индивид не приобрел еще личной определенности, завершенности. Важную роль в повышении сплоченности спонтанных групп молодежи играют социально-психологические механизмы подражания и психического заражения. Принадлежность к неформальной группе обеспечивает молодому человеку определенный социальный статус и удовлетворяет потребности в социальной защите благодаря высокой степени внутригрупповой солидарности. Часто это приводит к самоотождествлению с компанией сверстников, отказу от индивидуальности, полному подчинению нормам, ценностям и интересам группы. В таких неформальных группах объединяющим стержнем является образ жизни, собственная мораль, духовные ценности, атрибутика, слэнг, то есть своеобразная субкультура, отличная от общепринятой культуры взрослых, которая распространяется только на членов группы безотносительно к остальным окружающим. Чтобы заявить о себе, общество следует удивить, поразить. Это воплощается в одежде, манерах, жаргоне, специфических увлечениях. Довольно часто всё ограничивается лишь эксцентричностью поведения, нарушением норм морали, интересами вокруг музыки, тусовок, секса, наркотиков. Отличие спонтанной группы как агента социализации заключается прежде всего в том, что она не регламентируется никаким законодательством, непредсказуема и нередко представляет опасность как для юношей и девушек, так и для окружающих.

Было бы неправильно за каждой, даже самой экстравагантной молодежной группой видеть потенциальных преступников. Однако следует заметить, что групповая изолированность, корпоративность, замкнутость молодежных неформальных групп, не включенных в систему более широких общественных отношений, создает направленность, «трансформации», перерастания просоциальных досуговых объединений в асоциальные, антиобщественные группы, а подавляющее большинство правонарушений совершается молодежными группами или подростком под влиянием толпы.
Неорганизованная форма досуга, общение в компании сверстников, быть членом которой молодой человек нуждается органически, а факты формирования групп молодежи — процесс закономерный. Действительно, по данным многих опросов юношей и девушек предпочтения по проведению досуга отдаются именно неформальному общению с друзьями, сверстниками. Конечно, опасность таит в себе не вообще общение и неформальные группы, а лишь те, принадлежность к которым приводит к отклонениям в поведении, те, которые имеют асоциальную или даже криминальную направленность.

В современных российских условиях организация досуга молодежи со стороны государства не развита на достаточном уровне. Бесплатные кружки, секции, обычно существующие при общеобразовательных школах, Дворцах культуры, или распались, или не в состоянии заинтересовать подростка: руководители этих кружков все те же педагоги, техническая база зачастую просто отсутствует. Учреждения, осуществляющие организацию детского свободного времени на коммерческой основе, не по карману многим российским семьям. А организации семейного досуга практически не существует.[9] Поэтому особое внимание следует сконцентрировать на молодежных неформальных объединениях, обычно формирующихся по «дворовой» принадлежности, как на субъекте социализации. Часто в таких компаниях употребляют спиртные напитки, приобщаются к наркотикам, вступают в беспорядочные половые связи и еще целый букет других асоциальных явлений. Наиболее негативное влияние на такую подростковую команду может оказывать членство молодых людей, вернувшихся из мест лишения свободы, окруженные ореолом «блатной романтики», смелые, умеющие постоять за себя и за друга.

Поэтому одним из направлений профилактики девиантного поведения молодых становится, во-первых, создание более широких возможностей для реализации различных вкусовых пристрастий в сфере досуга, «легализация» увлечений молодежи, предоставление возможности свободного выбора досуговых занятий; во-вторых, расширение сети досуговых учреждений для молодежи, и вместе с тем, усиление контроля за теми их них, деятельность которых зачастую связана с существованием таких форм социальной девиации, как алкоголизация, наркомания, детская проституция (дискотеки, ночные клубы и др.), незаконным использованием труда подростков; в-третьих, выявление подростковых компаний и групп с тем, чтобы, используя стремление подростка принадлежности к неформальной группе, направить их деятельность в социально-полезное русло; в-четвертых, проведение мероприятий, направленных на привлечение подростков к трудовой деятельности без ущерба физического и нравственного здоровья, в получении образования.

Формы работы со старшеклассниками и молодежью:

• Работа в студиях и кружках КДУ, коллективах художественной самодеятельности (ВИА, эстрадные и хореографические студии и кружки, изостудии, студии молодежной моды, профессиональные студии – журналистские, телевизионные);

• Оздоровительные мероприятия, в число которых входит туризм, беседы с врачами-специалистами, профилактические мероприятия, массовые посещения бассейна, тренажерного зала, занятия аэробикой, фитнес-клубы);

• Конкурсные мероприятия развлекательной и познавательной направленности (ринги, КВНы, клубы эрудитов);

• Вечера отдыха (тематические дискотеки, праздничные вечера, вечера общения и знакомств, молодежные балы);

• Камерные формы работы – литературные, художественные и музыкальные салоны и гостиные;

• Диспут-клубы, ток-шоу, брифинги, научные и нравственные конференции, коммунарские сборы;

• Экскурсионная работа – ознакомление с художественными и историческими ценностями, памятниками культуры, местами былой славы;

• Встречи с интересными людьми, построенные в различных формах - беседы, «темные», программы по сюжетам телевизионных передач («большая стирка», «маска-откровение», «моя семья». Широко практикуются встречи с ветеранами ВОВ и Афганистана, встречи с создателями и участниками молодежных объединений для обмена опытом работы;

• Концерты и фестивали, конкурсы с участием творческой молодежи и самодеятельных молодежных коллективов, выставки работ молодых художников, поэтов, начинающих писателей. Постановка молодежных спектаклей и мюзиклов, шоу с участием молодых исполнителей и коллективов.

 

На сегодняшний момент складываются крайне негативные тенденции в отношении здоровья среди молодежи. Отчетливо, что присутствует потребительское отношение к этому важному в жизни ресурсу. Сложности, связанные с началом вхождения в существующие экономические отношения, еще более усугубляют эту картину. Все это крайне негативно сказывается на дальнейшей жизни молодых людей, в том числе, на развитии семейных отношений и вступлении в брак – потери в здоровье сказываются не только на бытовой сфере жизни молодой семьи, но и на процессе зачатия и рождения ребенка.

 

Учитывая все вышесказанное, можно выделить модели отношения молодых людей к здоровому образу жизни. Они определяются такими параметрами, как: степень заинтересованности в информации по здоровому образу жизни, необходимость реализации лучших социальных практик здорового образа жизни в повседневной деятельности.

 

Первая модель основывается на том, что человек, осознавая потребность в здоровом образе жизни, активно укрепляет и поддерживает состояние здоровья, реализуя это в своем поведении. Связано это с отказом от вредных привычек, соблюдением режимов труда и отдыха, сна, питания, занятии физическими упражнениями и т.д. В данной модели молодые люди активно интересуются идеями здорового образа жизни, постоянно пополняя свои знания в этой сфере новой информацией о способах укрепления и развития своего здоровья. Они прекрасно понимают необходимость здоровья как основы для всестороннего развития своей личности.

 

Вторая модель отношения к здоровому образу жизни связана с тем, что человек, зная о необходимости заботы о своей здоровье, тем не менее, реализует эти знания в своем поведении не полном объеме ввиду особенностей образа жизни в целом. При этом, осознавая потребность в здоровом образе жизни, он следует этим принципам частично. К примеру, будучи не в силах по тем или иным причинам поддерживать режим питания, труда и отдыха, он старается компенсировать это прогулками на свежем воздухе, занятиями физической культурой и спортом.

 

Третья модель основывается на том, что человек понимает необходимость следования здоровому образу жизни, осознает потребность в укреплении своего здоровья, но тем не менее, ссылаясь на различные факторы, такие как – нехватка времени или средств, не следует идеям здорового образа жизни. Для этой модели характерно то, что реальное поведение молодых людей не соответствует объективной потребности в работе над своим здоровьем, а недостаточную самоорганизацию они оправдывают надуманными внешними предлогами.

 

Четвертая модель отношения к здоровому образу жизни является наиболее саморазрушительной. Заключается она в том, что молодые люди не проявляют никакого желания в развитии у себя здоровьесберегающего поведения, отрицая даже получение теоретической информации по проблеме. Дополнительно это все усугубляется нездоровым образом жизни, связанным с употреблением алкогольной и наркосодержащей продукции, что, несомненно, разрушает здоровье и приводит к пагубным последствиям.

 

 

Формирование здорового образа жизни не может представлять собой процесс, который имеет завершение. Стоит отметить, что важным индикатором состоянием общества, является здоровье молодых людей. При этом именно на студенческие годы приходится рост количества заболеваний. Не смотря на то, что, как показывают исследования – большинство молодых людей понимают необходимость ведения здорового образа жизни, они обладают недостаточно высокой степенью информатированности в этой области. Усугубляется это так же личностными настройками молодежи – нехватка силы воли оказывает большое отрицательное воздействие на здоровый образ жизни на равнее с проблемами организации своего личного времени и отсутствием денег для регулярного посещения спортивных секций, залов и иных мероприятий связанных с развитием и укреплением своего здоровья.

На сегодняшний день можно выделить пять основных блоков мер, влияющих на формирование здорового жизнеспособного молодого поколения:


1. Развитие инфраструктуры спорта и обеспечение доступности массовых занятий спортом.


2. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов различного профиля по формированию здорового образа жизни и вопросам физической культуры; разработка научных основ здорового образа жизни и физкультурно-оздоровительных программ.

3. Активизация воспитательной работы: продвижение ценностей физической культуры и здоровья, формирование потребностей молодежи в соблюдении принципов здорового образа жизни, стремления к позитивным изменениям и сознательном отказе от саморазрушающего поведения; приобщение к регулярным занятиям физической культурой и спортом, в том числе по месту жительства.


4. Популяризация здорового образа жизни и физической активности, включающая в себя пропаганду ценностей здоровья через СМИ.


5. Использование массовых и крупных международных спортивных мероприятий для формирования убеждения в престижности спортивных занятий и здорового поведения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: