Возрождение скаутского движения в новой России.




 

Идеи и практический опыт тех, кто стоял у истоков российского скаутизма (О.И. Пантюхова, Э.П. Цытовича и их единомышленников), начали возрождаться в начале 1990 годов после развала Советского Союза, когда были разрушены неосновательные идеи коммунизма, а вместе с ними развалились и детские организации (октябрята, пионеры, комсомольцы) которые, в сущности, были точными копиями скаутского движения с одной лишь разницей, из них было выковорчено все, что было связано с Православной верой в Бога.

Одной из многочисленных детско-юношеских организаций, которые стали появляться после развала СССР, является Братство Православных Следопытов (БПС) – общественная конфессиональная организация, созданная в целях возрождения тех форм работы с детьми, которые прекрасно себя зарекомендовали еще в начале века в рамках международного скаутского движения.

В 1992 году Братство обратилось к Владыке Александру, Архиепископу Костромскому и Галичскому, с просьбой создать на основе скаутского метода детскую организацию при Русской Православной Церкви. 23 декабря 1992 года Священный Синод благословил это начинание. 30.03.1994 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подписал Устав организации. В августе 2003 г. БПС получило государственную регистрацию как межрегиональная общественная организация.

Основополагающие принципы БПС: церковность, открытость, доверие.

Принципы и методика воспитания, лежащие в основе скаутского движения и разработанные Р. Баден-Поуэллом, остаются неизменными и в Братстве Православных Следопытов. Важнейшие черты следопытства, которые особенно акцентируются его руководителями: добровольность, неполитичность и независимость (от политических ситуаций, движений и т. п.). Следопытство не заменяет воспитания в семье, школе, церкви, является внешкольной системой, лишь дополняющей образовательные и воспитательные институты.

Принципы, методы и формы следопытства оптимальным образом отражают естественную природу ребёнка, его потребности, ценности и интересы. Доступность, ясность и краткость методики следопытства проста и удобна в практическом использовании и привлекательна для детей и подростков. Следопытство способствует социализации детей, помогает им реализовать свои потребности в социальной деятельности, общении и самоутверждении.

Идеология следопытства строится на вечных общечеловеческих ценностях и способствует формированию общественно полезных ориентаций, установок на социально значимую деятельность. Главные цели скаутинга зафиксированы в трех следопытских принципах:

· долг перед Богом – приверженность духовным ценностям и верность Православию (следопыт не может быть атеистом);

· долг перед другими – верность своей стране в гармонии с развитием мира, взаимопонимание и сотрудничество, участие в жизни общества, признание и уважение достоинства соотечественников и целостности родного мира (помощь ближнему понимается в духе христианства: ежедневно оказывать добрые услуги ближним – главный девиз следопытов; призыв следопытов «Будь готов!» и отзыв «Всегда готов», заимствованные впоследствии пионерами, отражают готовность следопытов совершать добрые дела);

· долг перед собой складывается из двух обязанностей:

- первая – каждый следопыт должен поразить зло в самом себе, подобно тому, как Георгий Победоносец (считается покровителем мирового скаутского движения) поражает зло в мире;

- вторая – следопыт ответствен за развитие своих возможностей и способностей.

 

На этих принципах построено торжественное обещание и законы следопытов, среди которых, кроме верности долгу перед Богом и Родиной, выделяются преданность родителям, честность, вежливость, бережливость, трудолюбие, скромность, доброе отношение к животным, природе.

Следопытство способствует развитию ответственного поведения, как в малой группе, так и в обществе в целом. Объединение детей осуществляется через систему патрулей – группы, в каждой из которых от 5 до 9 участников во главе с патрульным. Члены группы выполняют обязанности летописца, завхоза, медбрата и т. п. Атмосфера дружбы и сотрудничества, заботы друг о друге создают идеальные условия для воспитания христианской и гражданской ответственности. Следопытство часто рассматривают как успешную подготовку лидеров, так как скаутская система воспитания помогает детям проявить свои организационные способности. Творческое общение с природой в лагерях и походах способствует экологическому воспитанию.

Большое значение в следопытстве имеет формирование необходимых практических навыков (медицинская помощь, приготовление пищи, поведение в экстремальных ситуациях).

Следопытство способствует развитию самостоятельности и индивидуальности ребёнка.

Следопытские разряды, лесенка, учеба через дело, по сути, являются программой самовоспитания. Следопытство опирается на положение, что ребёнок «всегда готов делать, а не переваривать информацию». Обучение в следопытстве осуществляется путём наблюдения, эксперимента и личной активности (1).

Уже не первый год отделения и отряды Братства существуют во многих епархиях в различных регионах России и за ее пределами: в Москве, Московской, Тверской, Екатеринбургской, Нижегородской, Владимирской, Саранской и Мордовской, Тульской и Костромской епархиях, в Республике Коми; создаются отряды в Воронежской, Смоленской и Калининградской епархиях, в Приморье, Белоруссии и Казахстане.

В нашем регионе отряды БПС существуют в г. Новороссийске, Краснодаре, Тихорецке, ст.Павловской, а также в нашем г.Кореновске.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: