Понятие, предмет, функции, система источников науки КП РФ.




КП как наука – совокупность знаний о действующем КП как отрасли права, о составляющих его нормативных актах, о закономерностях воздействия конституционно-правовых норм на общественные отношения, формирования предмета конституционно-правового регулирования с учётом как совокупности имеющихся норм, так и воззрений, концепций, существующих в обществе и обращённых к конституционно-правовым явлениям. Предмет- соответствующие нормы, отражаемые в них и связанные с ними закономерности. Задачи: 1изучение действующих правовых актов 2развитие научной теории формирования КП 3изучение реальной практики, выявление потребностей в конституционно-правовом регулировании, выработка рекомендаций, подготовка проектов, анализ эффективности действия норм 4изучает историю возникновения и развития конституционно-правовых институтов у нас и за рубежом 5формирование конституционно - правового мировоззрения 6формирование понятий и создание научного курса КП как учебной дисциплины. Источники: документы учёных, научные доктрины.

7.Понятие, юр свойства, виды, формы конституций. Особенности Конституции РФ 1993. Конституция- основной закон гос-ва, выражающий волю народа в целом либо отдельных социальных слоёв (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейших начал общественного строя и государственной организации соответствующей страны. По форме конституция - всегда документ государства(это правовой акт, основной закон страны, принимаемый парламентом, специальной конституционной ассамблеей, непосредственно голосованием народа, имеющий государственно-обязательную силу, причём высшую силу; она состоит на первом месте в законодательстве страны и содержит исходные начала национальной системы права. А по сути и содержанию конституция документ и общества и государства- политический документ. Виды: 1 ) Демократическая - конституц. референдумы, конвенты. 2) Недемократическая - октроированные - дарованные сверху. По способу внесения в Конституцию (действующую) поправок. 1) Жесткие, когда хотя бы частичное изменение ее текста происходит в усложненном порядке, чем принятие проекта закона 2) Гибкие - изменения в обычном законодат. порядке. Юр свойства конституции: 1.Конституция- основной закон государства (в нашей стране это 1 акт- писанная конституция, если у государства нет такого единого акта, а конституционное значение признаётся за рядом актов разных лет- неписанная конституция) 2. Юридическое верховенство (высшая юр сила ко всем иным нормативным актам) 3.База текущего законодательства (текущее законодательство развивает предписания конституции, исходит из её духа при детальном регулировании различных общественных отношений ). 4.Особый порядок принятия и изменения (принятие проходит в обстановке гласности и повышенного интереса со стороны общества, может быть вынесение проекта конституции на всенародное голосование; особый порядок изменения- специальные усложнённые процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении в неё изменений) Особенности Конституции РФ 1993: 1) Логику построения новой К. определила концепция обществ. договора, т.е. сначала чел., его права и свободы как высш. ценность, затем гражданское общество как единственный источник власти, а затем гос-во как агент личности и гражд. общества, решающий те вопросы, закреплены за ним в конституции. 2) Текст К. деидеологизирован, а в опред. смысле и деполитизирован, т.е. не политика вместо К. а политика в рамках К. => требование строжайшего следования в политике предписаниям К. 3) Впервые в истории России в основу К. положены гуманистические идеи(неотчуждаемостьосн. прав и свобод чел.) 4) К. по новому формулирует форму гос. устройства России - федеративное гос-во, построенное на основе смешанного принципа, национально-территориального, и территориального равноправия его S-в. + не предусматривается право выхода S-в РФ из ее состава. 5) Заложена достаточно четкая система разделения властей как по горизонтали так и по вертикали (разграничение предметов ведения и полномочий). 6) Новая К. действительно правовой документ в строгом, юр. смысле этого слова, т.е: а) используются общепринятые КП понятия, категории, исключающие противоречивые толкования. б) К. явл. законом прямого действия (недопустим отказ любого правоприменительного органа от применения и реализации конкретных норм. К.) в) К. закрепляет превосходство права над гос-вом. 7) К. закрепляет РФ как социальное гос-во, определяет обязанности гос-ва в соц. сфере. 8) К. сочетает гибкость и динамизм с достаточно жестким порядком в отношении поправок, касающихся конст. строя и основ правового статуса чел. 9) Новая К. творчески учитывает и отражает опыт мировой цивилизации, в том числе опыт конституционного развития.

8. Принципы, сущность и функции Конституции РФ. Принципы конституции: 1.основополагающий характер (регулирует наиболее важные общественные отношения, является базой движения общества по пути исторического прогресса; конст регулирование носит обобщающий характер) 2.народность (сам народ создаёт объективные предпосылки для появления новых конституций- закрепляемые в конституции общественные отношения –результат деятельности народа; народ может непосредственно участвовать в разработке и принятии нового основного закона). 3.реальность (соответствие фактически существующим общественным отношениям) 4.стабильность (длительное существование без внесения существенных изменений. Подходы к сущности Конституции: 1 .классово-политический - конституции, закрепляя общественные отношения, выражают соотношение сил в обществе, поделенном на классы. 2.рационалистический - сторонники не отрицают социально-политических факторов в появлении конституций, но не абсолютизируют их. На первом месте находится служебная роль конституции как позитивного документа, закрепляющего основы статуса личности и гос организацию, упорядочивающего общественные отношения и содействующего их движению вперёд. Функции конституции - различные проявления её назначения, отражающие роль основного закона в политике, жизни общества и граждан, осуществлении задач государства: 1.Учредительная (либо закрепляет то, что уже существует, как результат деяний людей, либо создаёт предпосылки для новых общественных отношений) 2.Организаторская (стимулирует политическую активность, нацеливает гос органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона) 3.Внешнеполитическая (является фундаментом внешнеполитической деятельности государства, за пределами гос-ва является важным информационным источником) 4.Идеологическая5.Юридическая

9.Порядок пересмотра Конституции РФ, принятие конституционных поправок, изменения ст 65 Конституции. Конституцию характеризует и такое юридическое свойство, как особый порядок ее принятия и изменения. Относительно принятия прежде всего важно то, что проходит оно в обстановке гласности и повышенного интереса общества: проекты конституций появляются и на страницах газет с большим тиражом, и издаются отдельными брошюрами.Особый порядок принятия конституций может состоять и в специальной организации массового (всенародного) обсуждения ее проекта. Наконец, особый порядок принятия может выражаться в вынесении проекта конституции на всенародное голосование (референдум), что и имело место в связи с действующей Конституцией РФ. Результаты референдума являются обязательными и означают принятие либо непринятие конституции народом. В случае принятия она приобретает государственно-обязательную силу, хотя это и не исключает официальногопровозглашения парламентом или президентом страны, центральной избирательной комиссией принятия конституции и вступления ее в силу. Особый порядок изменения конституции - специально усложненные процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении изменений в нее.В том случае, если закон об изменениях и дополнениях конституции принимается парламентом, это обычно сопровождается требованием квалифицированного большинства голосов в пользу такого закона. Особый вариант специальных требований - сделать так, чтобы, как говорится, отпало само желание изменять конституцию и тем самым обеспечивалась бы ее стабильность. Наглядный тому пример - процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г., предусмотренная в главе 9 - " Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Согласно ст. 134 предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Гос Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов СФ или депутатов ГД. В указанной главе 9 ее положения с точки зрения порядка изменения Конституции поделены на 4 части: 1. положения глав 1 "Основы конституционного строя", 2 "Права и свободы человека и гражданина" и самой главы 9. Эти положения не могут быть пересмотрены самим Федеральным Собранием - парламентом РФ. ФС вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений. Статья 135 (ч. 2) гласит: если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД, то в соответствии с ФКЗ созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании (при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей). 2. поправки к главам 3-8 Конституции (т.е. к ее остальному тексту). В соответствии со ст. 136 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ. (для принятия такого закона требуется не простое, а квалифицированное большинство голосов - не менее 3/4в СФ и 2/3 в ГД). Принятые поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Поправки к главам 3-8 принимаются в форме особого правового акта - закона РФ о поправке к Конституции РФ. 3. изменения ст. 65 Конституции РФ, касающиеся состава субъектов РФ. Они вносятся на основании ФКЗ о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ. 4. изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ(указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке)

10. Реализация Конституции РФ: понятие и формы. В широком смысле под реализацией Конституции понимаются все формы действия конституции, включая конкретизацию норм в текущем законодательстве, её толкования судами, воздействия конституционных норм на адресатов. В этом значении понятие реализация конституции тождественно понятию действие конституции. В узком смысле - правомерные действия граждан и иных субъектов КП по осуществлению требований конституции. Формы реализации конституции: 1.Соблюдение (им реализуются запрещающие нормы) – пассивное воздержание от действий, запрещенных юр нормами. 2.Исполнение (через него реализуются обязывающие нормы). По характеру оно противоположно соблюдению –активное действие, направленное на претворение в жизнь обязывающих предписаний юр норм. 3.Использование (через него реализуются уполномочивающие нормы) представляет собой такую форму реализации, когда соответствующие субъекты совершают дозволенные Конституцией действия и осуществляют предоставленные им права. 4.Применение права – властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц. Специфика применения конституционных норм проявляется в том, что оно производится по субъективному усмотрению правоприменителей.

11.Конституционно-правовая ответственность в РФ: понятие и формы. В теории ответственности выделяют 3 аспекта: 1) внутреннее отношение субъекта к своему долгу в части выполнения требований норм права; 2)ответственность перед кем-то, предполагающая возможность спросить с данного субъекта права отчет за его действия; 3) применение санкций(наказания) к субъекту права в связи с оценкой его поведения. Позитивная ответственность - ответственность перед своей совестью либо перед кем-то, кто может оценить поведение данного субъекта права; спрашивают за поведение, в целом соответствующее закону, за его исполнение. Негативная(ретроспективная) ответственность - если поведение оценивается как нарушающее определённые нормы; наступает черёд применения санкций за такое поведение. Генеральное правило: следует стремиться к тому, чтобы меры конституционно-правовой ответственности применялись за нарушение норм права, но иногда на первый план выступают политические и моральные критерии. Меры: 1)Принимаемые к физ и юр лицам для обеспечения интересов государства и народа 2)Меры, принимаемые для обеспечения федеративных и иных вертикальных конституционных правоотношений 3)меры принимаемые в связи с реализацией избирательных прав граждан и организацией избирательного процесса в РФ 4)Меры принимаемые в связи с деятельность органов гос власти и местного самоуправления, а также депутатов и должностных лиц. Субъекты конституционно-правовой ответственности: все субъекты КП кроме народа, нации, гос-ва.

12. Правовая охрана Конституции РФ. Роль Конституционного Суда РФ в охране Конституции РФ. Правовая охрана конституции - совокупность юр средств, с помощью которых достигается выполнение всех установленных конституцией норм, соблюдение режима конституционной законности. В широком смысле под правовой охраной конституции понимают создание необходимых условий, развитие соответствующих гарантий, совершенствование государственно-правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм. В специальном же значении предполагает применение специфических конституционно-правовых средств в целях обеспечения верховенства Конституции в правовой системе. В федеративных государствах наряду с общефедеральной конституцией действуют и конституции субъектов федерации (2 вида систем правовой охраны конституции: правовой охраны общефедеральной конституции иправовой охраны конституции каждого субъекта федерации) Они выполняют две общие задачи, без решения которых невозможно нормальное, реальное, прогрессивное функционирование федеративного государства: 1 обеспечение единства всего законодательства, гармонично сочетающего интересы как федерации в целом, так и ее отдельных субъектов. 2 обеспечение соответствия общефедеральной правовой системе правовых систем субъектов на основе принципа верховенства федерального законодательства над региональным, верховенства общефедеральной конституции над конституциями субъектов федерации. Правовая охрана основного закона осуществляется соответствующими институтами(средствами). Механизм правовой охраны:1.таким институтом явл особый порядок подготовки, принятия и изменения конституции. 2. институт толкования Конституции. 3. институту конституционного контроля- проверка, а также постоянное наблюдение с целью проверки за нормативно-правовыми актами, действующими на территории РФ на предмет их соответствия Конституции РФ. 4. институт конституционного надзора - осуществляемую государственными органами деятельность, направленную на обеспечение соответствия конституции государства законов и иных нормативных правовых актов. Основными субъектами правовой охраны конституции выступают Президент РФ, Конституционный суд РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные суды и прокуратура РФ. Президент РФ, являющийся гарантом К.РФ и обязанный соблюдать и защищать ее, вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их федеральной К. В то же время охрана Конституции РФ осуществляется в порядке конституционно контроля, осуществляемого Конституционным Судом РФ, и в порядке конституционного надзора, осуществляемого целым рядом органов, например прокуратурой РФ. Формы осуществления правовой охраны Конституции:1. Предупредительные. Направлены на предупреждение и пресечение нарушения конституционных норм. 2. Охранительные. Направлены на восстановление нарушенных норм Конституции РФ и наказание виновных в конституционных деликтах (последующий конституционный контроль и надзор; применение мер конституционной ответственности за нарушение норм Конституции РФ). Судебный контроль- Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Он учрежден в целях обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ.

 

13. Конституционный Суд РФ: порядок формирования, структура, компетенция. Поводы и основания к рассмотрению дел в КСРФ. Конституционный Суд РФ - высший судебный орган конституционного контроля на общефедеральном уровне. Он осуществляет свою деятельность в форме конституционного судопроизводства самостоятельно и независимо. Порядок формирования, состав, сроки деятельности КС РФ определяются Конституцией РФ и ФКЗ 1994 г. "О Конституционном Суде РФ". КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность СФ по представлению Президента РФ. 1) Судьей КС РФ м.б. гражданин РФ, не менее 40 лет; с безупречной репутацией; высшее юр образование; стаж работы поюр профессии не менее 15 лет; обладающий признанной высокой квалификацией в области права. 2) КС РФ вправе осуществлять свою деят-ть при наличии в его составе 3/4 от общего числа судей. 3) Судья КС РФ назначается на должность на 12 лет. Предельный возраст судьи КС - 70 лет. 4) Назначение на должность судьи КС РФ на второй срок не допускается. Внутренняя структура КС РФ:На пленарном заседании КС судьи тайным голосованием большинством от общего числа избирают из своего состава сроком на 3 года Председателя,заместителяПредседателя и судью-секретаря КС РФ. КС РФ состоит из 2 палат, включающих в себя 10 и 9 судей. Состав палат определяется путем жеребьевки в соотв. с Регламентом КС РФ. КС РФ рассматривает и разрешает дела на пленарных заседаниях и заседаниях палат КС РФ. Компетенция КС РФ: 1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ: а) ФЗ, НА Президента РФ, СФ, ГД, Правительства РФ; б) конституций и уставов, законов и иных НПА субъектов РФ.в) м/н договоров РФ; 2) разрешает споры о компетенции;а) между федеральными органами госвласти;б) между органами гос. власти РФ и органами гос. власти S РФ;в) между высшими органами гос власти субъектов РФ; 3 ) по жалобам о нарушении конституционных прав и свобод граждан и запросам судов проверяет конституционность закона. 4 ) дает толкование Конституции РФ. 5 ) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении тяжкого преступления; 6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения; 7) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеративным договором и ФКЗ; Поводом к рассмотрению дела в КСРФ является обращение в КСРФ в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям ФКЗ. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами гос власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение ГД обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

14. Решения Конституционного суда РФ: понятие и виды. Правовые позиции КСРФ. В ФКЗ 1994г понятием «решение» охватываются все виды актов КС. Кроме того, обозначено, что решением КС явл решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты Суда. Виды решений: 1.Постановления - итоговые решения КС по существу любого из вопросов, перечисленных в Законе(конституционность актов и договоров, споры о компетенции, жалобы физ и юр лиц, запросы судов, толкование конституции)Выносятся именем РФ. 2.Заключения - итоговые решения КС по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос измене или совершении иного тяжкого преступления. 3.Определения - все иные решения КС, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства.! !! Решения по вопросам организации деятельности КС принимаемые в заседаниях КС. Любое решение КС принимается открытым голосованием путём поимённого опроса судей. Председательствующий голосует последним. Решение Суда считается принятым если за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено ФКЗ о КС(квалифицированное большинство требуется для принятия решения о толковании Конституции- не менее2/3 от общего числа судей). Решения КС окончательны, и обжалованию не подлежат, вступают в силу немедленно.

15. Толкование Конституции РФ. Легальное, или предусмотренное законом, толкование - официальное разъяснение КС РФ смысла и содержания норм Основного Закона. Действующая Конституция функцию легального толкования закрепила исключительно за Конституционным Судом (ч. 5 ст. 125). Целью толкования является юридически точное указание о том, как понимать норму Конституции, допускается ли ее расширительное толкование, и в каком объеме. Такое толкование необходимо всякий раз, когда во взаимоотношениях между органами гос власти возникают сомнения в правильности понимания содержания нормативного объема того или иного конституционного положения, а равно в случае неоднозначного понимания тех или иных положений Конституции. Юридический способ снятия существующей неопределенности - официальное толкование. Толкование Конституции КС относится к числу официальных нормативных, оно имеет юридическую силу, обязательно для всех органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций, граждан и их объединений. Право толкования Конституции Конституционный Суд самостоятельно реализовать не может. Согласно Конституции (ч. 5 ст. 125) толкование возможно по запросам Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, законодательных (представительных) органов гос власти субъектов РФ. Порядок разъяснения норм Конституции определен в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». Вопросы толкования Конституции рассматриваются только на пленарных заседаниях Конституционного Суда (а не в его палатах).Давая толкование конституционных норм, Суд применяет самые различные методы толкования: логический, грамматический, системный, исторический. От официального толкования Конституции РФ следует отличать ее доктринальное толкование - комментарии к Конституции. Такое толкование не имеет обязательной юр силы, хотя его влияние на официальное толкование, применение конституционных норм, несомненно.

16.Основные этапы развития конституционного законодательства в России. Начиная от первых декретов Октября конституционное законодательство России, прошло довольно длительную эволюцию: от конституций 1918, 1925, 1937, 1978 годов до Конституции РФ 1993 года. Конституция РСФСР – первая Советская Конституция, в разработке которой принимал участие В.И. Ленин, открыто провозгласила классовый характер закрепленных в ней прав. Здесь были закреплены политические права и свободы, обеспечиваемые только трудящимися, а также равноправие граждан независимости от расовой и национальной принадлежности, свобода совести. Конституция закрепляла власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. Конституция 1918 года закрепляла как основное орудие строительства социализма господство диктатуры пролетариата. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Конституция лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые они могли использовать в ущерб интересам социалистической революции, провозгласила и некоторые обязанности – трудится, защищать социалистическое Отечество. Открыто признавалась необходимость применения насилия в целях утверждения принципов нового социалистического строя. Установила, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами – Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Съезд Советов мог отменить любой акт любого органа власти, противоречащий Конституции или актам Съезда Советов. ВЦИК имел право отменять или приостанавливать постановления и решения Совета Народных Комисаров. Следующая Конституция, принятая в 1924 году, мало отличалась от первой. Причиной замены Конституции 1918 года Конституцией 1924 года стало объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 года. Вторая Конституция РСФСР,принята 1925 г, вслед за Конституцией СССР 1924 года, отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР. В отличие от Конституции 1918 года Конституция РСФСР 1925 года не включала в свой текст «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа », однако записала, что исходит из основных ее положений и воспроизводила многие из них. Юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Третья Конституция РСФСР принята 1937 года. Принятие Конституции РСФСР 1937 года явилось следствием введения в действие Конституции СССР 1936 года. В Конституцию СССР, как и Конституцию РСФСР, были включены все права и свободы, предусматривавшиеся ранее действовавшими советскими конституциями. Наряду с этим в них были закреплен ряд новых прав и свобод, а также обязанностей. Они сохранили, как и прежние классовую сущность, воплощали диктатуру пролетариата. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР, но, как и многое другое в этой конституции являлось лишь фикцией. Последующее развитие конституционной системы бывшего СССР осуществлялось в связи с принятием новой Конституции СССР в 1977 году. На ее основе в РСФСР, как и в других союзных республиках, была принята Конституция 1978 года. В Конституции (Основном Законе) РСФСР 1978 года говорится о преемственности идей и принципов с тремя ее предшественницами. Воплощала теоретически несостоятельную концепцию построения развитого социализма и общенародного социалистического государства. Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества, формирование новой исторической общности людей – советского народа, закреплялась общественная собственность на средства производства,. Классовый характер конституции подчеркивался тем, что они еще более откровенно и прямо отражали роль коммунистической партии, определив ее в ст. 6 в качестве «руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций». Господствующей идеологией признавался научный коммунизм; конечной целью общественного развития – построение бесклассового коммунистического общества. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации. В основу организации государственной власти был традиционно положен принцип верховенства Советов. Конституция 1993 принималась не в спокойных условиях, а в состоянии острейшего политического кризиса, противостояния законодательной власти и президента. Особенности: 1.закреплены основы конституционного строя. 2.Закреплены основы статуса личности 3.Федеративное устройство 4.Закрепление формы гос правления и системы органов гос власти. 5. Система органов гос власти субъектов 6.Местное самоуправление.

17. Основы конституционного строя РФ: понятие, принципы. Конституционный строй - закреплённые в конституции и реально существующие устои жизни общества и государства. Основы конституционного строя - главные его принципы, обеспечивающие подчинение гос-ва праву и характеризующие его как конституционное гос-во. В структуре выделяют 3 блока: 1 .Политические основы - демократическое государство, человек, его права и свободы как высшая ценность, правовое гос-во, федеративное гос-во, суверенное гос-во, республиканская форма правления. 2. Экономические и социальные основы - экономические основы: единство эк пространства, признание частной, гос, муниципальной и иных форм собственности; социальное гос-во- достижение такого общественного прогресса, который основывается на закреплении правом принципов соц справедливости, всеобщей солидарности, и взаимной ответственности) 3.Духовные основы - идеологическое многообразие, светское гос-во.

18. Конституционная характеристика российского гос-ва. Под основами К. строя РФ следует понимать совокупность (систему) главных К. принципов, обеспечивающих признание за личностью естественных.неотчуждаемых прав и свобод, подчинение государства праву. Конкретизация принц.происходит 2 способами: 1) в гл.1 К., 2) во всех К. институтах, закрепленных в др. главах и статьях. К. 1. Демократическое гос-во - в РФ провозглашается народовластие- принадлежность всей власти народу, а также, свободное осуществление народом этой власти с его суверенной волей и коренными интересами. Признание народа верховным носителем всей власти явл выражением его суверенитета(народ ни с кем не деля свою власть осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих интересах)В зависимости от волеизъявления народа различают: представительную и непосредственную демократию. 2.Федеративное гос-во - территория государства делится на части, определяющие его внутреннюю структуру, территориальное устройство. В рамках территориального устройства складывается система территориальных единиц, система гос связей между гос-вом в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит как от статуса как гос-ва так и кажд его тер единицы. Единство сис-мы гос. власти выражается в наличии единого органа или сис-мы органов составляющих в совокупности высшую гос власть. Разграничение предметов ведения между орг гос власти РФ и орг гос власти субъектов РФ. 3.Правовое гос-во - верховенство права, утверждение суверенитета народа, как источника власти, подчинение суда обществу, демократизм. 4. Социальное гос-во - главная задача- достижение такого общественного прогресса, который основывается на закреплении правом принципов соц справедливости, всеобщей солидарности, и взаимной ответственности. 5. Светское гос-во - гос-во в кот не существует официальной гос религии и ни одно из вероисповеданий не признаётся обязательным или предпочтительным. 6.Республиканская форма правления.

19. Народовластие в РФ: понятие, особенности, основные формы. РФ - Россия (ст. 1 КРФ) есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Демократический характер Российского государства проявляется в том, что согласно ст. 3 К РФ "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. В ч. 2 ст. 3 К РФ подчеркивается, что народ осуществляет свою власть в форме представительной демократии через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Формами непосредственного осуществления народовластия являются: референдумы и свободные выборы; опросы общественного мнения; обсуждение проектов законов; формирование органов местного самоуправления. Представительная форма народовластия выражается в том, что интересы и волю народа представляют и выражают законные избранники народа в законодательные органы власти (Государственную думу Федерального собрания РФ, в парламенты субъектов РФ), в представительные органы местного самоуправления. Установленная законом периодичность и обязательность выборов является одной из важнейших гарантий реализации народовластия. Власть народа- самоорганизация народа, в целях управления своими делами по средствам принятия общеобязательных решений и использования организационных механизмов и процедур предполагающих осуществление властных функций самого народа. Характеристики народовластия: публичная, её пространство- общество и гос-во, обращена ко всему об-ву и каждому человеку, осуществляется народом в целом, его властью, избранными представителями, сформированными органами, осуществляется гласно, политическая, носит организационный и властный характер.

 

20. Понятие и система институтов прямой (непосредственной) демократии. В основе понятия непосредственная демократия- идея прямого правления народа, его руководство собственной жизнью, самоуправления и самоорганизации в общественных и гос делах. Непосредственная демократия - совокупность конституционно-правовых институтов, посредством кот народ выражает свою волю, сам осуществляет гос власть или власть местного самоуправления. В одних случаях это выражение воли народа иметь обязательный(императивный) и окончательный характер, т.е. принятие им решения не требуют утверждения кем-либо- императивные институты непосредственной демократии: императивный референдум(решения кот окончательны и не требуют оформления актом органа гос власти или местного самоуправления) выборы депутатов и выборы должностных лиц, отзыв народом(избирателями) своих представителей. В др случая х воля народа носит консультативный характер, официальное окончательное решение принимается компетентным органом гос-ва или органом местного са



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: