Эксперимент в психодиагностическом исследования. Виды экспериментов.




Психодиагностика. Ответы.

1.Психодиагностика как отрасль психологии. Исторический аспект развития психологической диагностики. Психодиагностика — отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психодиагностика складывалась в конце XIX — начале XX столетий. В. Вундт, хотя и считал, что высшие психические функции, составляющие сущность исследования личности, не подлежат экспериментальному изучению, в лабораторных условиях впервые экспериментально исследовал восприятие, память, внимание, скорость реагирования и т. п. Основателем психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии) принято считать В. Штерна, который еще в 1900 г. призывал психологов заниматься не только исследованием общих психических закономерностей, но также и индивидуальностью. Собственно понятие «психодиагностика» появилось в публикации Г. Роршаха в 1921 г., «Психодиагностика: диагностический тест, основанный на восприятии», где был описан знаменитый тест «пятна Роршаха».

В XX веке психодиагностика и ее приложения интенсивно разрабатывались, и в настоящее время образуют разветвлённую структуру методов и методик. Средства современной психодиагностики разделяются на две группы: строго формализированные методики, и методики малоформализованные.

К строго формализованным методикам относятся тесты, опросники, некоторые методики проективной техники и психофизиологические методики. Для строго формализованных методик характерны детальная регламентация, стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), надежность и валидность. Многие строго формализованные методики доведены до уровня компьютерной реализации.

Малоформализованные методики — это наблюдения, беседы и интервью, анализ продуктов деятельности. Они дают ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации и формализации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и требуют большого профессионального мастерства и опыта психодиагноста.

Малоформализованные и строго формализованные диагностические методики дополняют друг друга и должны использоваться в комплексе. Развитие новых интеллектуальных методов анализа данных постепенно расширяет область применения компьютеров в психодиагностике. Новые технологии позволяют использовать имитацию психологической интуиции компьютерными системами.

Накопленный опыт применения психодиагностики суммирован в многочисленных учебных пособиях, энциклопедических собраниях методик и тестов и в справочной литературе.

2.Цель, объект, предмет и задачи современной психологической диагностики. Психодиагностика – область психологической науки и важнейшая форма

психологической практики, которая связана с разработкой и использованием

разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей

человека.

В настоящее время, под термином“диагностика” подразумевают распознавание состояния определенного объекта илисистемы, путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующегоотнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения ипринятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательномнаправлении. О психодиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об объектахдиагностического познания – о наделенных психикой конкретных людях.

 

В психологии существует более 15 тыс. психодиагностических методов, которыеиспользуются на практике. Однако, даже если применить все эти методы к отдельномучеловеку, то вряд ли удастся получить в результате удовлетворительную информацию,позволяющую дать всестороннюю оценку его личности. Это объясняется прежде всегонеудовлетворительным теоретическим обоснованием психодиагностики, а такженедостаточным уровнем развития теории личности. Предмет психодиагностики часто ограничивают применением различного родадиагностических методов к человеку с целью выявления его психического своеобразия ипоследующего его измерения с помощью различного рода статистических методов. Приэтом упускается из виду, что как характер полученной информации, так и ееинтерпретация в значительной мере зависят от лежащей в основе психодиагностикитеории личности. Предмет диагностирования - психическое – обнаруживается в самых различныхформах. Однако диагностически релевантными они становятся лишь будучи включены вследующую систему отношений: • интраиндивидуальные связи (диагностические данные должны отражать взаимосвязь психических свойств личности); • интериндивидуальные вариации свойств (диагностические данные должны служить основой для установления различий между данным индивидом и другими личностями); • отношения “объект – субъект” (диагностические данные о личности имеют ценность лишь в том случае, если они несут информацию об отношении человека к требованиям окружающей среды, а также способах выполнения индивидом общественных требований).Цель психодиагностики в самом общем виде состоит в установлениииндивидуальной степени выраженности психических свойств и ихинтраиндивидуальных взаимосвязей, определяющих своеобразие личности. Психологическая диагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта). Распознавание и измерение осуществляется с помощью методов психодиагностики. Психодиагностика неразрывно связана с предметными областями психологической науки: общей психологией, медицинской, возрастной, социальной и др. Явления, свойства и особенности, изучаемые перечисленными науками, измеряют с помощью психодиагностических методов. Результаты психодиагностических измерений могут показывать не только наличие того или иного свойства, степень его выраженности, уровень развития, они могут также выступать как способы проверки истинности теоретико-психологических построений различных психологических направлений.

Так же, как психодиагностика "обслуживает" предметные области психологической науки, саму психодиагностику "обслуживает" так называемая дифференциальная психометрия. Целью дифференциальной психометрии является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам. Эти требования относятся к адаптации методов, интерпретации получаемых данных, к процедуре разработки методов, разработке и применению математического аппарата для анализа получаемых данных. 3.Виды психологического исследования, их классификация и специфические особенности. В практической работе психодиагностика предпринимается не ради полученияинформации о психических свойствах как таковых, а ради прогноза определенногосоциально значимого поведения – критериального поведения и соответствующегокритериального показателя.1. Физиологические методы тестирования 1)Приборные психофизиологические методики. Диагностически значимыепоказатели регистрируются с помощью приборной регистрации (дыхание, пульс, кожноесопротивление, мышечный тонус и т. п.). Фиксируются не сами поведенческие реакции, аих физиологические индикаторы. Это косвенный вид диагностики. Эти методики чащеприменяются для диагностики функционального состояния. В отсутствиеспециализированного оборудования этот класс методик имеет ограниченное применение. 2)Аппаратурные поведенческие методики. Классический пример таких методик –это хронометрические методики, позволяющие регистрировать скоростные параметрытестируемых реакций и ответов. Диагностируемые параметры считываются с приборнойшкалы соответствующего прибора. В некоторых случаях компьютерные игровые тестытакже подпадают под данную категорию методик. С помощью аппаратурных методикдиагностируют элементарные психические функции (чувство равновесия илипсихомоторную координацию) и свойства нервной системы. Кроме того, с помощьюаппаратной методики проводят диагностику психологической совместимости исрабатываемости («гомеостат Горбова»). Определенную разновидность аппаратурныхметодик представляют собой тесты-тренажеры для диагностики определенныхпрофессиональных умений. В них создается имитация реальных условийпрофессиональной деятельности (пульт водителя или пилота).2. Психологические методы тестирования 1) Объективные тесты с выбором ответа. Под эту категорию подпадаютбольшинство тестов на интеллект, специальные способности, а также тестыдостижений – тесты на знания, умения и навыки. Результаты обрабатываются по ключу,заданному в форме объективного социокультурного норматива, то есть имеютсяобъективно «правильные» и «неправильные» ответы. Тесты на интеллект, с такназываемым свободным ответом (в виде произвольного слова или рисунка), требуютвначале произвести более или менее формализованную первичную обработку. В техслучаях, когда разные исполнители могут выполнить эту обработку по-разному, мы имеемдело с менее объективными тестами способностей. 2) Тесты-опросники. Это тоже тесты с заданными вариантами ответа на пункт(вопрос). Но ключ к пункту в этом случае определяется не социокультурным нормативом,а с помощью особых психометрических процедур. Тесты-опросники применяются вбольшей степени для диагностики личностных черт, а также установок, ценностныхориентаций, самооценки. 3) Методики субъективного шкалирования. В отличие от методов экспертнойоценки в этом случае шкальные оценки выносит сам испытуемый, а не исполнительметодики. Испытуемый оценивает внешние объекты или понятия, а выводы делаются онем самом. Сдвиг субъективной точки отсчета при таком шкалировании –информативный признак для вывода о ценностных ориентациях самого испытуемого. Длядиагностики когнитивного стиля, например, используется один из вариантов подобныхметодик – методика «свободной сортировки Гарднера» (испытуемый оценивает объектыпо номинальной шкале сходства): чем больше классов предметов изобрел испытуемый входе свободной классификации, тем более дифференцированной считается егопонятийная система. 4)Применяемые для диагностики системы представлений. Эти методикиследует считать такими же объективными, как и тесты. Ведь в этом случае речь идет осубъективности испытуемого, а не экспериментатора-диагноста, который практически невлияет на результаты, и получается картина субъективного мира личности, какая она есть. Но применяемые для диагностики личности (установок поведения и мотивов),данные методики оказываются технологически близкими к проективным, и в этом случаеони требуют высокой психологической квалификации. Примеры проективных методикшкалирования: «Тест цветовых предпочтений» (Люшер), «Тест предпочтенияфотопортретов» (Сонди), «Тест юмористических фраз» (Болдырева, Шмелев). 5) Проективные методики. Это, как правило, тесты со свободным ответом, вкоторых инструкция и тестовые стимулы столь неопределенны, что допускают выборответа в очень широких пределах. Направление этого выбора определяется структуройсубъективного опыта, установками и мотивами испытуемого. Это позволяет использоватьпроективные методики для диагностики указанных свойств. Понятие «ответ» следует трактовать максимально широко. Ответами впроективных методиках могут быть целостные рисунки или тексты. Когда тестовыйстимул фактически отсутствует, а спонтанная активность испытуемого задана толькосвободной инструкцией (типа «Напиши сочинение на свободную тему»), то проективныйметод сближается с так называемым методом анализа продуктов деятельности. Важноподчеркнуть, что в структуру проективной методики всегда входит более или менееструктурированная и формализованная экспертная оценка результатов. Более надежную ивалидную информацию с помощью этих методик можно получить только тогда, когда ихрезультаты оценивают несколько независимых экспертов и их результаты проверяются насогласованность. Причем все эти эксперты должны обладать как общей психологическойквалификацией, так и специальным опытом обучения данной конкретной методике.С научно-технологической точки зрения проективные методики – разновидностьметода экспертных оценок и должны удовлетворять всем требованиям этого метода. Приприменении проективных методик повышается риск инструментальных ошибок иошибок психодиагноста. 6) Стандартизированное аналитическое наблюдение. В отличие от свободногоисследовательского наблюдения в стандартизированном наблюдении исполнитель следуетстрогой методике: он знает, какие факты в поведении наблюдаемого объектарегистрировать и как на основании этих фактов производить оценку латентныхдиагностических переменных. 7) Контент-анализ (анализ содержания). Эта техника применяется при наличииоднозначно зафиксированного материала наблюдения. Подсчитывается частота появленияопределенных элементов (фактов, единиц анализа) в материале наблюдения, а затем посоотношению этих частот делаются психологические выводы. Первоначально метод былразработан для социально-психологического анализа газетных текстов, но затем егопринципы распространились на любые продукты деятельности (в том числе текстысвободных сочинений учащихся, продукты их творчества и т. п.). При появлениисовершенной техники аудио- и видеозаписи приемы подобного анализа сталиприменяться к аудио- и видеолентам, в которых живое поведение однозначнозафиксировано и может быть многократно воспроизведено: как для экспертной оценкинезависимыми экспертами, так и для формально-статистического анализа частотыпоявления однозначно регистрируемых фактов. 8) Включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием. Оченьчасто нет практической возможности организовать продолжительное наблюдение спривлечением независимых наблюдателей, не включенных в процесс (их рабочее времятоже надо оплачивать и это слишком дорого). Поэтому к вынесению суждений обобъектах наблюдения привлекаются участники процесса. Мера выраженностиоцениваемого свойства здесь обеспечивается не частотой появления определенного фактав материале наблюдения (определенного поступка), а градацией субъективной оценки поопределенной рейтинг-шкале (семибалльной, пятибалльной или более или менеедробной). 3. Комплексные методы тестирования 1) Психологическая беседа (интервью). Этот метод, один из наиболее древних ипопулярных в паранаучной психологии, очень часто кажется самым простым,естественным и эффективным. На самом деле этот метод является самым субъективнымиз всех перечисленных, так как интервьюер добывает сведения об испытуемых, наблюдаяи анализируя их ответы в момент оказания на него воздействия. А именно воздействиемследует считать вопросы интервьюера. В случае непосредственного контактногоинтервьюирования (не по переписке и не по телефону) на испытуемого воздействуют всекоммуникативные особенности интервьюера – не только слова, но и его поза, жесты,мимика, интонации. Результаты вскрытия личностных проблем оказываютсясовершенно различными, в зависимости от того, устанавливается или нетдоверительный контакт между интервьюером и интервьюируемым. Методпсихологической беседы больше используют психологи-консультанты, чем психологи-диагносты. Во всех случаях профессиональные психологи учатся целые годы овладениютолько одним каким-то видом беседы. Беседа относится к классу интерактивных методов(методов прямого взаимодействия) и в этом качестве всегда сочетает сбор информациис оказанием психолого-педагогического воздействия. Определенной модификацией и формализацией метода беседы можно считатьписьменное заочное анкетирование, хотя сама по себе разработка анкеты предъявляетсовершенно иные требования профессиональным и личным качествам исполнителя, чемпроведение живой беседы 2) Ролевая игра. Особая разновидность интерактивных методов, эффективных длядиагностики детей. Психолог, если даже он и не участвует в игре в определенной роли,так или иначе включен в процесс, так как выполняет роль ведущего (игротехника). Любойиндивид проявляет в игре присущие ему черты поведения. Но сами правила игры,раскладка ролей и поведение конкретных участников очень часто оказывают настолькосерьезное воздействие на саму личность, что не только психическое состояние, но иустановки, тактика поведения и другие долговременные психические свойстватрансформируются (коррегируются). Ролевая игра также является комплексным,коррекционно-диагностическим методом. 3) Активный (обучающий) эксперимент. С психологической точки зрения,данный метод диагностики очень важно отличать от стандартного теста, так как в этомслучае дополнительными тестовыми стимулами служат не вполне стандартизированныедополнительные инструкции, а также обучающие воздействия (помощь), исходящие отэкспериментатора. В возрастной психологии этот тип эксперимента широкораспространен для определения диапазона отклонения от нормы и перспективыкомпенсации этого отклонения (в некоторых случаях это позволяет выявить такназываемую «зону ближайшего развития»). Это диалоговая техника, которая требуетвысокопрофессионального уровня рефлексии (самоучета) от экспериментатора. Дляэмоционально-лабильных детей, сверхчувствительных к социальному контексту, помощьот взрослого экспериментатора помогает осмыслить диагностическую обстановку не каквраждебно-угрожающее дознание, а как доброжелательное сотрудничество. Помощьпомогает всем, но полнее всего она позволяет раскрыть свой потенциал именноэмоционально-лабильным детям с повышенным уровнем коммуникативной тревожности,неуверенности в себе, с неустойчивой зависимой самооценкой. 3) Метод «качественного анализа деятельности», занимал практическидоминирующее положение в отечественной (особенно столичной) психологии в период с30-х по 70-е годы – период действия запрета на тестирование. По своей сути продуктлюбого «качественного анализа» –это произвольное описание с использованиемнестандартизированного набора «качественных признаков». Это значит, что одногоиспытуемого «качественный» психолог-диагност описывает в одних терминах, а другого –в других терминах. Такой подход необходим для педагогической илипсихотерапевтической коррекции, так как без учета индивидуального комплекса причинкаких-то отклонений от нормы нельзя добиться результативной коррекции этихотклонений. Особенно эффективен качественный анализ в том случае, когда психолог-диагност и психолог-корректор объединяются в одном лице (и причем в лицевысококвалифицированного и творчески одаренного исполнителя).Дифференциальная психометрика Типичная психометрическая задача – описать и количественно оценитьпроисшедшие под влиянием определенных причин (факторов) сдвиги исследуемыхпсихологических процессов, анализ динамики различных проявлений двигательнойактивности человека. К типичным психометрическим процедурам относятся тестыопределения абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности в различныхмодальностях, определение критической частоты слияния мельканий (КЧСМ), анализдинамики последовательных образов. Для диагностики состояний может быть использована практически любая изразработанных в экспериментальной психологии методик, оценивающая эффективностьпроцессов восприятия, внимания, памяти, мышления и др. Создание подобных методикначалось еще на заре экспериментальной психологии. К их числу относятся корректурнаяпроба Бурдона, таблицы Шульте, используемые для характеристики внимания,комбинационный метод Эббингауза, метод парных ассоциаций, методики непрерывногосчета Крепелина и элементарной шифровки Пьерона–Рузера, предназначенные дляанализа интеллектуальных процессов.

Эксперимент в психодиагностическом исследования. Виды экспериментов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: