Систематическое богословие - 1




Вопросы к итоговому экзамену

Библейское богословие:

 

1. Основные этапы исследования Священного Писания (текстология, исагогика, экзегетика, герменевтика). Принципы толкования и изучения Священного Писания. а) Оригиналы до сегодняшнего времени не дошли. б) Самый первый (найденный и сохраненный) только отдельные списки. в) Датируются списки только по РХ 4. г) К 4веку по РХ в 313 году издался «Миланский эдикт»(складываются записи текстов; записи меняются, переписываются, и подсчитывается каждая буква в 3,5,6 веках). 2. Текстология -это первый этап СвП. Задача текстологии – восстановление гипотически оригинального текста. История текстологии – повод возникновения середина 15 в. Рукописная традиция заменяется печатью. Реформация СвП на национальные языки. Меняются традиции к оригинальному тексту. Появляются критические тексты. 3. Исагогика – это исследование культурного фона (язык написания; кто, кому, когда, с какой целью; структура). 4. Экзегетика - это изведение, извлечение первоначального смысла, вложенного автором в текст. Экзегетика призвана оградить нас от вольности или от произвола в толковании текста. 5. Герменевтика – это искусство толкования текста с целью сделать его содержание понятным и актуальным для конкретной аудитории. 6. Принципы толкования и изучения Священного Писания - 1) Оценка А-100%; Оценка Б -75%; Оценка С-50%; Оценка Д - меньше 50%. 2) а) Перечень свидетелей - (кодексы - Синайский, Александрийский, Ватиканский); б) разные переводы; в) цитаты Отцов церкви; г) нумерация манускриптов; д) другое прочтение текстов.

2. Понимание Библейского канона. История канонизации книг Ветхого и Нового Завета. Канон ВЗ был сформирован во времена Ездры – были сомнения включать Книги: Есфирь, Песнь Песней Соломона. В 9-10 веках весь Канон Книг был установлен масоретами. Слово «Канон» - правила, свод законов, в НЗ слово «канон» употребляется в Послсл Павла 4 раза. Христианская традиция – это перечень книг, Богодухновенный характер, который принят церковью. Все три направления христианства (католики, правосл, протестанты) признают каноничность 66 Книг (39-ВЗ и 27-НЗ), но отношение к Канону разные. 2. ВЗ - Исторически известны два канона: Александрийский и Ямнийский. Александрийский канон – Иудеи не согласились, католики восприняли. Ямнийский – восприняли протестанты. Ямнийский состоял из 22 Книг ВЗ – структурированы в ТОНАХ, Т – ТОРА; Н – пророки; Х – хетувим Писание. НЗ – Канон – это список Книг. 1) Первый дошедший до нас «Маркиона» в середине 2в – канон еретический (корпус Павла + урезонное Лука). С точки зрения Павла - эти Книги не имели отпечаток ВЗ. 2) Второй канон «Мораторий» называют своеобразным ответом на сущ-й канон «Маркиона». 3) Важнейшую критическую работу по уточнению канона предпринял Евсений Кесарийский в период, когда сущ-ла много списков в 4веке по РХ. (голумупугено, антелигомена). 4)Впервые известный нам список 27 Книг НЗ прозвучал в пасхальном обращении Афанасия Великого в 367-368гг.

3. История перевода Священного Писания на национальные языки. История перевода Библии на русский язык. А) для ВЗ было два перевода (септуагинта и таргумы). Септуагинта – это перевод, ориентированный на иудейскую элленизированную диаспору в Египте. Псевдоэпографическая история о переводе септуагинта – это латинское слово, перевод на греческий, (языкохристиане приняли; палестино-иудеисты отвергли). Таргумы это арамейский перевод расширенный толкованиями, который появляется в Мидо-Персидскую эпоху. Книга Даниила написана на арамейском языке. Б) Для НЗ – в 4 в. стало много различных переводов и поэтому по указу римского эпископа Блаженный Иеримений создает «единый унифицированный перевод на латынь Вульгата ».. Запад: в римско-католической церкви на национальные языки, исторически сдерживались, обоснованием для этого было, «Богословие Креста». Восток: ранее национальные переводы на сирийский, эфиопский, армянский были сделаны до 6 в по РХ. Они спокойно отнеслись на переводы этих языков. Русь: история русской Библии связана с Кириллом и Мифодием. Первый библейский свод на Руси появился в 1499г, связан с усилиями архиепископа Новгородского. В 1580-1581гг выпущена «Острожская Библия». Синодальная Библия в 1812г. Александр1 создал РРО (Российское Республиканское Общество) При Петре1 введена синодальная система. В 1862 появился перевод НЗ. В 1876г переведена вся Библия. Вавилонский плен 537 до РХ. Мидо - Персия – 332г до РХ. Рим – 63г до РХ.

 

4. Библейская критика: причины появления и основные исторические этапы. 1. Библейская критика - это методы и суждения, применяемые для изучения текста. Библейская критика развивалась на двух уровнях: 1) критика низкого уровня занимается восстановлением текста, его значением и поиском источников – «экзегетика». 2) критика высокого уровня занимается историко-культурного фона – «исагогика». В 18-19 веках занимаются критикой (Барт Шлейрмахер, Бультман Спиноза, Штраус). Причины: 1) Революция в естествознании в 15,16,17 веках на смену Голимеевской геоцентрической модели мира приходит гелиоцентрическая модель мира Коперника Галилео Галилея Кеплера. 2) Революция в историографии (понимание исторического процесса). История – это линейка, т.е. мир, сотворен из ничего, это прорыв библейской мысли. 3) Возникновение религиоведения – 18-19 вв. новое европейское мышление открыло для себя мир религий и разместило библейские тексты в контекст тех религий (ближневосточных). 3. Исторические этапы: 1) Историческая критика занималась поиском Исторического Креста, не потому что его не было. Обусловлен необходимостью распознать различия керагматического и исторического Христа. Евангельские повествования с 60-90гг (Христос – как в Него верят; Христос, Который совершал чудеса; Общественное служение исторического Христа – 25-28 гг по РХ) Иисус родился в 6г до РХ. Он жил во время Ирода. 2) Литературная или источниковедческая критика решает синоптическую проблему, ее суть схожесть синоптических Евангелий на фоне отличающегося Ев от Ин. Ев от Мр самое короткое и оно практически целиком содержится у Мтф и Лк. Сегодня 90% библейского мира соглашаются с теорией Двух Источников: 1) Тройственное придание (Мр, Мф, Лк – дела Христа) 2) Двойственное придание (Мф, Лк – учение Хр). 3) ХМф, ХМк, Хлк – не повторяющие в других Евг. Два источника – Мр написал первым + был источник Q. Оставшиеся источники Мф и Лк.

5. Синоптическая проблема и способы ее решения. Отличия Синоптических Евангелий от Евангелия от Иоанна. 1. Синоптики прогрессирующие, Ин- аксиоматические. С. Е. – это рассматривать с одной точки зрения. Композиционные, содержательные и лексич. различия С. Е. связаны со средой и временем их возникновения, а также с индивидуальными оттенками богословия каждого из евангелистов. 2. Способы ее решения - схожесть синоптический Ев-й до мелочей на фоне отличаются. Ев-я от Ин теория двух источников: 1) Тройственное придание = (Мр+Мф+Лк)-дела Христа. 2) Двойственное придание (Мф+Лк)-ученики Христа. 3) (ХМф+ХМр-не повторяющие+ ХЛк - в другом Ев.) Два источника Мр написал первым, Бал источник Q, Оставшиеся источники Мр и Лк. 3. Отличия: С.Е – 1) Галилейский период - события общественного служения Хр. 2) Служение 1-1,5г (1 Пасха) – само откровение Хр. 3) Основная тема о Царстве Божьем. 4) Учение о Себе, как о Хр.- прогрессирующее. 5) Синоптиз –это откровение о Хр. Е.Ин – 1) о Ц.Б. упоминается только три раза. 2)Ин дает семь имен Хр. 3) Иудейский период служения Хр. 3-3,5 г. (3 Пасхи). 4) учение о жизни вечной. 5) терминология – аксиоматическая – утвердительная.

6. Исторические реалии Апостольского века (основные периоды и их характеристика) 1) С 29-35 гг. – вознесение ИсХр, 35г смерть Стефана. Характеристики Церкви этого периода: а) это по преимуществу Иудейская Церковь б) ее члены продолжают собираться в храме и исполняют закон обрезания. 2) с 35-44 гг. – это год гонений Иродом Агриппой (внук Ирода Великого). Характеристики этого периода: а) распространение среди язычников, б) Иерусалим приобрел значение христианского центра. 3) С 44-70гг по РХ до конца иерусалимской церкви. Характеристики: а) распространения благовести в Греко - Римском мире (главным образом трудами Павла), б) появление первых ересей (гностических и Иудейских), в) обозначилось негативное обращение язычников «Благой Вести», г) происходит от межевания иудаизма от христианства. 4) С 70-100 гг. – смерть Ап. Ин разрозненность христианского мира. Храм разрушен, Иерусалима, как центра нет. Здесь образуются два новых центра в которых аккумулируются христианское откровение – церковь Рима и церковь Ефеса.

7. Богословская цель в написании Евангелий (общая и частные) Авторство Евангелий. Все Ев анонимно, считают, что автором был Св Дух. Иис Хр. Цель Ев – все синоптики считают, что учение Ис Хр о Ц.Б. является центром проповеди Ис Хр. Внешние источники, т.е. вся ранняя хрис-ая литер: 1) Папий Иерапольский жил с 60-135гг. по Р.Х. написал книгу «Истолкование Господних изречений», его цитаты (он переписывает апостолов, т.е. их рассказы. 2) Евангелие от Марка: Марк не свид-ь Хр, он пишет со слов Петра, как запомнил, не по порядку, Марк был переводчиком Петра. Внутреннее св-во, т.е. св-во из Ев.- (автор греко-говорящий, но не носитель языка; обращается к общине, которое проходит через гонения; написал для римлян). Датировка: 1) Мр + Пт + Рим = к 60 годам, 64-65 гг. Петр принимает мученическую смерть в Риме. 2) Первенство Марка написание Ев, то должно быть написано до 70г. 3) Эсхатологическое учение «мерзость запустения в храме», что подразумевает, что храм еще стоит (не разрушен). Марк записал свое Ев от 60-66 гг. Адресат: традиционно римская церковь. Цель Евангелия:

8. Универсализм и иудейские черты Евангелий и Посланий Апостола Павла. а) Все синоптики согласны с тем, что учение о ЦБ является центром проповеди ИХр. б) Все синоптики согласны с тем, что учение о ЦБ раскрывается в динамичном, а не в пространственном аспекте. в) Все синоптики согласны, что в ЦБ сосредоточенно эсхатологическое направление «Между уже наступило и еще не наступило». В синоптических Ев-х мы сталкиваемся с тем, что нет доктрины ЦБ, учение о нем излагается образно – «ЦБ - подобно». Почему нет доктрины о ЦБ? 1)Потому что ЦБ находится в процессе становления. 2)ЦБ строится синергично, оно находится в процессе. Цель Ев от Марка «раскрыть мессианство и Божественность ИХр в свете Креста». Цель Ев от Матф «доказать, что Ис есть Хр». Цель Ев от Луки «Всеобщность спасения, принесенная Хр». Ответ 2: 1)Посл ап Павла изначально – авторитетны и поэтому циркулярны. 2) Не все Посл ап Павла написанные им собственноручно, сохранились до нашего времени. 3) учитывать проблему эпистолярной (письма) псевдо (ложно) эпиграфическое (подписанной). Она основывается на распространенном в то время принципе «ученик не выше учителя» а поэтому ученики продолжают его богословскую традицию и подписываются его именем. 4) Посл ап Павла ситуативны (что ему известно). 5) Посл ап Пав обладают личностным характером.

9. Иудео-христианский конфликт в ранней церкви. Благодаря каким событиям и письменным источникам мы узнаем об этом? Отношение Иисуса к Закону в свете Евангельских повествований. Иудейское общество расслоилось, в результате чего начался процесс эллинизации. Следующий период (323-168гг) – время правления над Иудеей, соперничающей над эллинистической династиями. Правящая династия (грани) Птолемеев в Египте и Селевкидов в Сирии. За этот период прошло 5 войн: 4 одерживали Птолемеи; 1-Селевкиды. Следующий период (167-63гг) до РХ – Маккавейский. Этот период связан с правителями, с Антиохом IV Анифаном. Он издает указ о «введении единого религиозного культа». Там были восстания, проводящие религиозные реформы. Маккавеи взяли власть в свои руки. Следующий период (63. до РХ). Начало Римского периода, правитель Помпей в истории Иудеи. Все Евангелия анонимны, считают автором Ис.Хр. Внешние источники, т.е. вся ранняя хрис-ая литер.- Паний Иерапольский жил с 60-135 г.г. по Р.Х., он написал книгу «истолкование Господних изречений» - (цитаты, он переписывает апостолов, т.е. их рассказы). а) Марк не первый сви-ль Христа, он пишет со слов Петра; б) как запомнил; в) непопорядку; г) Марк переводчик Петра.

10. Проблема датировки книг, входящих в состав Нового Завета. Какие исторические события способствуют в определении хронологии Евангельский событий и Посланий. Разработка датировки. 1) Мр + Пт + Рим = к 60 годам (64-65гг Петр принимает мученическую смерть в Риме). 2) Первенство Марка написания Еванг., то должно быть до 70 г. Написано. 3) Эсхатологическое учение «мерзость запустения в храме», что подразумевает, что храм еще стоит. Марк записал свое Евангелие от 60-66гг. Проблема – учитывая проблему (эпистолярной псевдо- эпограф-ой, это значит ложно подписанной), писал ученик и подписывал именем Павла. Это привело, к тому, что либеральное крыло богословия признают аутентичность только семи Павловых Посланий (1Фес; 1-2 Кор; Рим; Гал; Фил; Филим) Ответ 2: 1) с 29 - 35гг – вознесение Ис.Хр. Характеристики церкви этого периода – по преимуществу иудейская церковь, ее члены продолжают собираться в храме, исполнять закон и обрезания. 2) С 35 – 44 гг – это гонения Ирода Агриппа, внука ирода Великого. Хар-ки этого периода – распространение среди язычников, Иерусалим приобрел значение христианского центра. 3) С 44 – 70 гг по РХ до конца иерусалимской церкви. Хар-ки – распространения благовестия в Грекко-Римской мире, главным образом трудами Павла. Появление первых ересей (гностический и иудейских по своему хар-ру). 4) С 70 -100 гг – смерть ап Ин, разрозненность христианского мира, храм уже разрушен. Иерусалима как центра нет. Здесь образуются два новых центра в которых формируются христ-ие откровения – это церковь Рима и церковь Ефесса.

11.Послания к Коринфянам: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий. Коринфяни любили обращаться к мифическим богам. 1Кор – обусловлено обстановкой, которая сложилась между 52г по РХ, когда Павел основывает языко-христианскую общину. Проживая Ефесе 53-54гг написал это Пос. оно является скорее практическим, нежели доктринальным. Указанные доктрины излагаются так и ровно настолько, чтобы ответить на вопросы и проблемы, с которыми столкнулись верующие Коринфа. Апостол Павел сосредотачивает свое внимание на практические вопросы. Из исторического контекста очевидно, что бог заговорил с Израилем на языках «Глосалии». 2Кор -Пос, по содержанию неоднократно (1-9гл- мягкие, миролюбивые), 10-13гл –суровое, автопологичные. В Кор происходит разделение и Павел едет в Коринф во второй раз и пишет Пос примирение.

12.Послания к Римлянам и Галатам: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий. Пос. к Рим. не ситуативно, а поэтому содержит самое систематизированное изложение догматов, написанное из третьего миссионерского путешествия – (56-58гг) из Коринфа. Текст испещрен из текстов ВЗ – высокий полет богословия. С 1-8 гл – доктринальный раздел; 9-11гл – исторический раздел; 12-13 гл – окказиональный характер. С 1-4гл - вопросы практического благочестия; с 8-10гл – вопросы о идоложертвенности; 11-14гл – о поведении верующих в собрании; 15гл – воскресение; 16гл - сбор пожертвований в Иерусалим. Вывод: Бог заговорил с Израилем лепечущем языком (глоссарий). 2Кор продолжение переписки Павла с коринфской общиной, оно написано не однородно. 7:8-суровое послание; 10-13гл – суровые, автопологичные. С 1-9гл – примирение. 12- 13 гл практический раздел. В качестве ключевой темы «праведность Божественной истории Израиля и язычников». Ответ 2: Пос к Гал написано первым, там Павел основывает церкви и пишет из третьего путешествия – (54-55гг). Послание исключительно ситуативное, это Пос личное, но при всем при этом оно максимально формальное с точки зрения структурирования. Начинается с двойственного провозглашения «Анафема». отмечается сходство идей этого послания с посланием к Римлянам и обращает внимание, что послание было написано уже после апостольского собора. Послание к Галатам направленно против иудеохристианства (с элементами антиномизма), которое призывало к скрупулезному соблюдению закона Моисея. Особенной критике подвергается обряд обрезания (5:2). В послании христиане из язычников и иудеев уравниваются перед Богом (3:28). Павел настаивает на спасении не "делами закона", а по благодати, "только верою"в Иисуса Христа (2:16). Также послание содержит ряд биографических моментов: фарисейское прошлое, обращение, знакомство с апостолом Петром (1:18), 1-е апостольское путешествие, спор с иудеохристианами и примкнувшим к ним Петром (2:14). В богословском плане Павел утверждает любовь к ближнему (5:14) и отделяет "дела плоти" от "плодов духа" (5:22). С 1-2 гл – историческая часть. 3 гл – аргументация и 4 гл повторение из 3-й гл. 5-6 гл –

13.Тюремные послания: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий. Пос к Еф, Кол, Филип и Филим обычно называются "Тюремными посланиями", потому что все они были написаны Павлом в заключении. Однако проблема состоит в установлении места заключения, где они были написаны. Из упомянутых в Деяниях Апостолов подобных мест Филиппы полностью исключаются. О Кесарии и Риме говорилось в введениях к разным Посланиям. Здесь нам необходимо рассмотреть третью альтернативу - Ефес. Хотя о нем ничего не говорится в Деян, многие ученые полагают, что Павел мог быть там в заключении, и в таком случае Тюремные Послания могли быть написаны в Ефесе. Библ-ты объединяют эти Пос на две группы: к Еф, Кол и Филим – они были отправлены в Малоазийские церкви с Тихином. Пос к Филип в Македонию с Гипофрагитом. Первые Римские узы – 61-63гг. Кессария – 58-59гг (в Деян). В Ефессе 54-55гг. Пос к Еф – написано циркулярно, оно сходно с Пос Кол., оно раскрывает положительный характер христ-ой веры. Призывает к словословию, многие разделы приближены к гимну. Основные учения направлены на спасения язычников. Пос к Кол – сам Павел там никогда не был, но проживая, в Ефесе учил кого - то из жителей Колос, среди них Епофрасс и там возникла церковь, благодаря усилию Павла. В этом Пос уникальный словарный запас, также Пос рассказывает о ересях. Пос к Филип – одна из самых близких Павлу церквей, поэтому Пос очень личное, это оказало влияние на его структуру, оно бессистемное. В нем просто благодарность за поддержку.

14.Пасторские послания: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий. В них не содержится костяк христианского благовестия. В них совершенно новый тематический ряд и терминология. Эта стало причиной отвержения аутентичности или их Павловости. Церковная структура: Тимофей - (в Ефес – опред. структура 64-65-66 гг из Македонии). Тит – Крит (? Есть ли структура церкви, из Ефесса, из Македонии). 2) Борьба с ересями (гностицизм), басни, ссылки на праздники, ссылки на обрезания. Общее церковное учение.

 

Не отвеченные:

15.Эсхатологические ожидания Ранней Церкви. Апокалипсические книги Библии (Даниил, Откровение, 1 и 2 Фессалоникийцам): краткий обзор хронологии эсхатологических событий.

16.Библейская история: краткий обзор основных исторических этапов, описанных в Ветхом Завете

17.Содержание религиозного культа Израиля. Понятия Завета, священства, жертвоприношений и праздников.

18.Поэтические книги Ветхого Завета: общая информация и рассматриваемая проблематика.

19.Период Вавилонского изгнания: основные события и изменение менталитета иудейского народа.

В Вавилонском изгнании появляются первые явления Иудаизма (умирает религия). Иудаизм компенсируется отсутствие храма, и появляются синагоги, где изучали (ЗАКОН). Начинаются синагогальные чтения………. продолжить

20.Концепция Мессии и события Последних времен в описании авторов Ветхого Завета

21.Богословие Ветхого Завета: основные богословские идеи и их развитие в Ветхозаветных Писаниях: учение о Боге, человеке, спасении, искуплении, Законе, Завете и т.д.

23.Пятикнижие: проблемы авторства и структурного единства текста. Первые 5 книг В.З. с древнейших времен рассматривались как единое литературное произведение. Собрание этих книг было известно как ТОРА (закон). В Н.З. упоминаются как закон Моисея, (Мк7:13; Ин5:46; 47). Ис. указывает на Божье авторство этих книг, называя их Сл Божьим (Мк7:13). Пятикнижие имеет юридическую ценность, ибо в нем содержится один из древнейших законов, который несомненно сыграл важнейшую роль в формировании юридических систем нашего мира. В Пятикнижие освещаются такие вопросы как (1) пределы, (2) авторство, (3) структура, (4) целостность, (5) хронология и (6) учение этих пяти первых книг В.З.

Если в книге Быт. нет явных сведений о авторстве, то в остальных четырех их предостаточно (Ис24:4; 34:27). В книге Левит 35 раз говорится о том, что Моисей получил прямые указания от Бога, в кн. Числа половина гл начинается с обращения Б. к Моисею. В кн Второз. Записаны последние слова Моисея перед смертью. Значит, бесспорно, Пят. указывает, что автор Моисей.

Но критическое рассмотрение авторство Пят. известно как документальная гипотеза. Согласно этой гипотезе Пят. состояло из письменных материалов, собранных воедино из различных источников на протяжении нескольких столетий. Критики придерживаются этой теории. Современные критики считают, что все эти документы были написаны в одно, и тоже время. Каждый документ возник независимо, и только при составлении В.З. их объединили в пять кн. Ни одна из теорий не выдерживает библейской критики! Ставя под сомнения авторство Моисея, критики затрагивают основы религии Н.З. Если Библия преподносит веру В.З. как результат откровения, то современные ученные рассматривают ее как результат эволюции. В конечном итоге этот спор затрагивает вопрос статуса Хр., т.к. Он бесспорно считал автором Моисея.

Структура Пятикнижия состоит из пяти отдельных книг, каждая из которых выражает собственные отличительные литературные черты. Первые 69 глав Пятикнижия (Быт1 – Исх19) – это в основном повествование; последние 118 глав содержат по большей части заповеди. Пятикнижие также делится на три больших блока, три основные эпохи: 1 - Эпоха первобытного мира (Быт1-9). 2 – Эпоха патриархов (Быт10-50). 3 – Эпоха Моисея – (Исх1 – Втор34).

24.Понятие пророческого служения в Израиле, понятие слова пророк, учение пророков, сравнение библейского пророчества и языческого прорицания. Профетическая эпоха в контексте мировых процессов трансформации религиозно-философского сознания человечества.

25.Большие пророки: авторство, личность пророка, исторический фон книги, содержание книги. Богословие пророческих книг: учение о Боге, человеке, спасении-искуплении.

 

Введение в богословие

26. Понятие богословия: восточное и западное представление, положительное и отрицательное в их понимании; Ответ1: Термин «богословие» (по греч. qeologia – составное слово, состоящее из двух слов: qeos – Бог и logos – слово) был заимствован христианами у древних греков, называвших богословом того, кто учил о богах. В христианском восприятии термин «богословие» может быть осмыслен двояким образом. Во-первых, как слово Бога о Самом Себе. Богословие в строгом смысле – как слово о Боге – стало возможным лишь после сошествия на землю Сына Божия, Который открыл нам истинное учение о Боге. Богословие это принципиально неотвлеченная наука. Ответ2: Религиозное восприятие верующего человека чаще всего можно легко отнести к одному из двух типов: восточному или западному.Восток - делает акцент на литургии; Запад - на интеллектуальном постижении. Восток - на мистичности; Запад - на рационализме. Восток - на преображении; Запад - на примирении. Восток - на личных переживаниях; Запад - на "юридических" проблемах. Восток - на общинном восприятии; Запад - на индивидуализме. Восток - на созерцании; Запад - на дедуктивных познаниях. Восток – религиозно – мистический, Запад – рационалистическое мышление. Религии западного менталитета свое вероучение основывают на положении о том, что Бог трансцендентен, то есть находится за пределами сознания и познания. В восточных религиях присутствует идея об имманентной природе Бога, то есть Бог растворяется в окружающем нас мире. В западных религиях делается акцент на необходимость восхождения человека к божественному, в то время как верующий в восточных религиях открывает Бога внутри себя. В западных религиях мир сотворен во времени, он постоянно эволюционирует. В восточных – мир безначальный. Ответ2: Положительное понимание Востока: Это значимость опыта благоговения, это осознание того, что Бог не постижим. Отрицательное понимание Востока: это слабый акцент на системность, всегда было проблемой проговорить, собрать в единое целое. Западное положительное понимание: логичность, системность, ясность, практичность. Западное отрицательное: теряется чувство инаковости Бога, Чувство благоговейности, святости.

27. Катафатический и апофатический путь богопознания. Деонисий Ареопагит. Ответ: Апофатическое богословие предполагает отрицание всякой апологии между Богом и тварным миром по принципу: «Бог запредельный, не есть». Нет ничего, чтобы сравнить. Апофатика – традиция, появившееся в недрах языческой философии. Втор. 4:15 – «Не изображай ничего, потому что ничего не видел. Пример: Моисей в облаке Божественного присутствия – переживания Бож-го присутствия, но не видения лично Бога. Нет ничего, что можно бы сравнить с Богом. Апофатика – это внутреннее переживание, это опыт, больше чем чувства, это внутреннее озарение. Апофатика отрицает аналогию. В апофатике утвержд-ся полностью святость запредельной, трансцендентность. На Востоке апофатика доминирует. Катафатика – это путь богопознания, утверждение апологии между Богом и тварным миром. Полное отрицание, то как нельзя мыслить. Например: «Бог - скала, Бог – крепкая башня, Рука у Бога не стала короче». Катафотический путь богословия доминирует на Западе. В катафотическом богословии большую роль играет логика. Бог есть изобильное ничто, которое есть источник всего. Энциклопедия - Апофатическая теология (от греч. ἀποφατικός – отрицательный) – один из двух (наряду с катафатической теологией ) путей познания Бога, состоящий в последовательном восхождении от тварного мира к Творцу, которое предполагает, с одной стороны, рассмотрение все более совершенных творений и свойств, а с другой – констатацию несоизмеримости каждого из них с Богом, с божественной сущностью. Апофатическая теология отрицает возможность приписывания каких-либо постижимых атрибутов Богу; последовательно раскрывая неадекватность не только чувственных образов, но и самых возвышенных понятий, таких как «благость», «любовь», «мудрость» для познания божественной сущности, апофатическая теология демонстрирует абсолютную трансцендентность Бога-Творца. Апофатический путь Богопознания предполагает, что человек обладает способностью как рационального познания, так и выхода за его пределы. Выход за границы рационального познания не может быть результатом чисто интеллектуальных усилий, для этого необходим духовный опыт; путь апофатики – путь аскезы. Четкое разграничение двух путей Богопознания – катафатического и апофатического – впервые введено Дионисием Ареопагитом. Путь отрицания описывается Дионисием как требующий очищения ума и сердца: необходимо оставить «как чувственную, так и умственную деятельность, и вообще все чувственное и умозрительное, все не сущее и сущее, и изо всех сил устремиться к соединению с Тем, Кто выше всякой сущности и познания». Это путь обретения мистического опыта, ведущего к тому, что превосходит всякое разумение. Бог, по утверждению Дионисия Ареопагита, познается во мраке неведения; он открывается тому, кто сам, «будучи за пределами всего», отказавшись от всякого знания, соединяется с Неведомым. Средневековая схоластика ищет способы рационального отображения апофатического опыта. Рациональная апофатика в схоластике приобретает самостоятельное значение; она по существу рассматривается как начальная стадия обретения собственного мистического опыта. Прежде чем отрицать правомерность приписывания того или иного атрибута Богу, схоласты считают необходимым сначала как можно точнее сформулировать и логически обосновать то, что подлежит отрицанию. Апофатическое отрицание является условием личной встречи человека с Богом. Бог в мистическом опыте познается не как Сущность, а как Личность, вернее, как три нераздельные Личности, непознаваемые по своей сущности. Бог одновременно есть Бог, которому каждый христианин говорит «Ты», который в рамках катафатической теологии открывается как обладающий положительными определениями.

28. Догмат и ересь, становление христианского богословия в эпоху Вселенских Соборов. Ответ: Понятие «догмат» - полагать, думать, верить. Это, то, что неизменно, фундаментально, что нельзя менять – это некие нормы, правила. (Деян16:4) «проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме». Здесь используются – догмы. «Догмат» имеет несколько хар-к: 1) Догмат есть непререкаемая божественная (данная через божественное откровение), истина, противопоставляющая продуктам человеческого личного мнениям. 2)Догмат есть истина, относящаяся к внутреннему существу религии, т. е. истина теоретического, или созерцательного, учения веры, чем он отличается от правил жизни, или практической деятельности христианина. 3)Догмат есть истина, определяемая и формулируемая Церковью, потому догматы обыкновенно называются догматами Церкви 4) Догмат есть истина, безусловное признание которой совершенно необходимо для христианина, чтобы по праву причислять себя к составу Церкви. Свойство догматов: богооткровенность, вероучительность, общеобязательность. «Ересь» – это фрагментарное богословское мышление. Понятие ереси: ересь, как сознательное и преднамеренное уклонение от ясно выраженного и сформулированного на Соборах догмата христианской веры и вместе выделения из состава церкви нового общества. Ересь - означает выбор. Источники ересей: а) нежелание Иудеев и язычников полностью расстаться с прежним религиозным и философским мировозрением. б)стремление сильных умов поставить откровение на один уровень с другими философскими учениями античного мира. в)пренебрежение основными догматическими определениями церкви. В положительном направлении ереси способствуют духовному повышению, для того, чтобы отшлифовать и исключить всякое двумыслие. Ответ 2: История богословия рассматривает историю формирования основ христианской веры (христианских Соборов). Богословие это исключительная функция церкви. Соборы – это традиция востребованная церковью, где решались важные вопросы (отношение с государством). Первый Вселенский Собор был в г. Никея – 325 г 1 Никейский Собор. – обсуждались вопросы ТРОИЦЫ(Троичная полемика (Арий Û Афанасий Вел). Второй Вселенский Собор – в г. Константинополе в - 381г. 2 Никео-Цареградский – решение вопросов: 1) ересь Аполинария, 2) полнота человеческая - (Дух-Душа-Тело Бог-Логос-Душа-Тело Божий Логос), 3) доктрины ТРОИЦЫ. Третий Вселенский Собор в 431г в г Ефесе в Турции – вопросы обсуждения: ересь епископа Нестория, Собор осудил его учения заочно. Четвертый Вселенский Собор в 451г. в г. Халкидон. Предметом обсуждения - богословские взгляды «александрийцев». Его участники пришли к выводу, что, проповедуя учение о полном поглощении человеческого естества Христа его божественной природой, Кирилл и Диоскор извратили Никео-Цареградский символ веры. В определении Халкидонского собора это учение было названо «монофизитской ересью». Пятый Вселенский Собор в 553г в г Константинополе – ересь Евтихия. Шестой Вс. Соб. В 680-682гг в г Константинополе (ересь монофелитства- одновольники). Седьмой Вс.Соб. – не признают. Первый (Никейский 1-й) – 325 г., по поводу ереси Ария – при архиеп. Константинопольском Митрофане, Римском папе Сильвестре, императоре Константине Вел., число отцов – 318. Второй (Константинопольский 1-й) – 381 г., по поводу ереси Македония – при архиеп. Константинопольском Григории Богослове, папе Дамасе, импер. Феодосии Великом. Число отцов – 150. Третий (Ефесский) – 431 г., по поводу ереси Нестория (ереси Феодора еп. Мапсуетского, поддержанной Несторием, архиеп. Константинопольским); при архиеп. Кирилле Александрийском, папе Целестине, импер. Феодосии Малом. Число отцов – 200. Четвертый (Халкидонский) – 451 г., по поводу ереси монофизитов (Евтихия, константиноп. архимандрита, Диоскора, еп. Александрийского, и др.); при патр. Константиноп. Анатолии, папе Льве Вел., импер. Маркиане. Число отцов – 630. Пятый (Константиноп. 2-й) – 553 г., по вопросу «о трех главах,» связанному с осужденной на третьем Вселенском соборе ересью Феодора Мапсуетского и Нестория; при архиеп. Константиноп. Евтихии, папе Виргилии, импер. Иусиниане Вел. Число отцов – 165. Шестой (Константиноп. 3-й) – 680 г., по поводу ереси монофизитов; при патр. Контантиноп. Георгии, папе Агафоне, импер. Константине Погонате. Число отцов – 170. Седьмой (Никейский второй) – 787 г., по поводу ереси иконоборцев; при патр. Константине Тарасии, папе Адриане, имп. Константине и имп. Ирине. Число отцов – 367.

29. Методы богословия. Ответственное богословие. Принцип Solo Scripture, понятие Предания, сущность реформаторской богословской традиции. Ответ1: Методы богословия – 1) Преподавание богословия – первый подход – содержание богословия; второй поход – методы, которые использовались для создания той или иной доктрины Û уровень чтения текстов. Виды божественного откровения: а) общие откровения – (это содержится в природе, его не достаточно для спасения). б) частное или особое откровение, которое записанное в канонической книге – 1) сверхъестественное, человек сам не может прийти ко спасению. 2) личное (Слово Божье – Троица Божья). 3) Частное особое откровение прогресирующее. Познаваемость Бога – христотично: 1) Экзегеза – изучение, извлечение текста, откровение смысла текста. 2) традиция – взаимодействие Бого – Слова с исторической богословской мыслью церкви наукой и схоластики (наука). 3) Опыт - молитва. Ответ 2: Ответственное богословие. Люди не способны создать совершенное богословие по объективным причинам, когда мы начинаем толковать Писание. Принципы: 1. Писание толкует само себя, все должно быть подчиненно авторитету Библии. 2. Реформаторское богословие всегда объявляется (никакое богословие не может быть завершенным никогда).Никто из нас не скажет, что есть такая тема в Библии, где мы все знаем. Мы должны снова и снова погружаться, углубляться, искать, прояснять. Формирование ответственного богословия, оно неоднократно, в нем есть главные и второстепенные доктрины. Оно формируется как есть доктрины Библии. Не возможно, говорить на библейскую тему не связывая множественное взаимодействие всех доктрин. Главные доктрины – ясные, убедительные, обоснованные – они четко убеждают. Второстепенные доктрины – множество разных подходов - (давать советы). Факторы человеческие, которые влияют на богословие: 1) ограниченность, ошибки, предубеждения. 2) отожествление своего богословия, впадаем в крайность догматизма – (крайность). Богословие – это богочеловеческое творчество, путь человека, связанного богодухновенно с Писанием. 3) другая крайность, когда наше богословие слабо отожествляется с Писанием – (скептицизм). Ответ3: Принцип Соло Скриптуры. Тезис характеризует отношение протестантов к Библии как единственному источнику вероучения, соответствием которому определяется истинность церковного Предания и современных христианских сочинений. Библия — богодухновенная книга (написанная авторами-людьми по вдохновению от Бога), авторитетное Слово Бога. Ответ 4. Предание – совокупность доктрин учений и опытов, наполненная в созидании церкви на протяжении веков. Предание отвергать не следует, но глотать все подряд нельзя, нужно все сравнивать с Писанием. Богодухновенным является только ВЗ и НЗ. Ответ 4: Сущность реформаторской богословской традиции. Формирование богословия. 1).Формирование терминов – два источника (Писание, философия). 2).Форм



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: