Психофизиологические методики




Диагностируют природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Они разрабатываются отечественной школой Теплова-Небылицына и их последователями в рамках научного направления, получившего название дифференцированная психофизиология.

Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют содержания психического развития. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности и т.д.). Они лишены оценочного подхода к индивиду. Методики являются аппаратурными: ЭЭГ и др. Носят индивидуальный характер.

Малоформализованные методики

Наблюдение

Старейший метод в диагностике. Особо важное значение этот метод имеет для изучения психологических особенностей детей. В нашей стране в 20-е годы наблюдение широко использовалось в работах М.Я. Басова при изучении поведения детей. Им были разработаны методика психологических наблюдений и общие принципы воспитания у педагогов-психологов умений проводить наблюдения. Основнойпринцип – максимально возможная фиксация объективных внешних проявлений. Второй принцип – наблюдение непрерывного процесса, а не отдельных его моментов. Третий принцип – избирательность записи. Басовым был единственным в мировой литературе научно разработан метод наблюдения. Т.к. в качестве «измерительного инструмента» выступает сам наблюдатель, важно, чтобы наблюдатель овладел техникой наблюдения. Басов проводит резкую грань между педагогическим наблюдением и научным. Он отмечает, что педагогическое наблюдение пассивно, нецеленаправленно, случайно. Научное наблюдение характеризуется постановкой проблемы, выбором ситуации наблюдения, наблюдение на основе продуманного плана определенных качеств и особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения.

Цель наблюдения

Поисковое и конкретное наблюдение.

Поисковое проводится на начальном этапе разработки какой-либо проблемы.

Если цель конкретна и определена, то в этом случае производится отбор только нужных фактов и явлений – исследующее наблюдение.

Предметное наблюдение может быть частным или широким.

Схема наблюдения

Схема наблюдения включает перечень единиц наблюдения, способ и форму описания наблюдаемого явления.

Прежде чем наблюдать необходимо выделить стороны, отдельные акты, доступные прямому наблюдению (единица поведения), которые и есть единица наблюдения.

Способы и формы описания наблюдения зависят от того, каков его характер – поисковый или исследующий. Однако имеются общиетребования:

1. Запись должна фиксировать наблюдаемый факт в том виде, в котором он существовал реально, без личных впечатлений наблюдателя.

2. Запись должна фиксировать не только наблюдаемый факт, но и окружающую обстановку, в которой он происходит.

3. Запись должна, по возможности полно, в соответствии с поставленной целью, отражать изучаемую реальность.

При поисковом наблюдении обычно используется форма записей в форме сплошного протокола и дневника. Сплошной протокол предс-тавляет собой обычную форму без каких-либо рубрикаций.

При исследующем наблюдении уже перечислены категории, в которых будет осуществляться запись единиц наблюдения.

Виды наблюдений:

1. Наблюдения хронологические: лонгитюдные или «продольные» (проводятся в течение длительного времени и предполагают постоянный контакт испытуемого и исследователя), периодические (проводятся в определенное, заранее заданное время) и единичные.

2. В зависимости от наблюдения могут быть полевые, лабораторные, спровоцированные в естественных условиях.

3. В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту наблюдения: открытые, скрытые, наблюдение со стороны или включенные.

Достоинства:

1. Можно оценить поведение человека в естественной обстановке.

2. В процессе наблюдения можно выявить основное и отделить от малого.

3. Для осуществления не требуется получение согласия испытуемого и не требуется контакт с ним.

Недостатки:

1. Требует много времени.

2. Трудно дать количественную оценку результатам. Сложно сравнивать разных людей по наблюдению.

3. Крайний субъективизм результатов. Сам человек является измерительным инструментом.

Требования к наблюдению (по Кеттеллу):

1. Поведение должно исследоваться во многих ролях и ситуациях.

2. Должно быть длительным (2 – 3 месяца, не меньше; несколько раз в неделю или ежедневно).

3. Заранее должны быть определены особенности поведения, и они должны быть соотнесены с результатами.

4. Наблюдатель должны быть подготовлен (натренирован).

5. Исключить ролевые отношения между наблюдателем и испытуемым.

6. Наблюдать должны не 1, а не менее 10 наблюдателей, не зависящих друг от друга. Затем результаты суммируются.

Опрос (беседа)

Метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Надо знать, как спрашивать, какие вопросы задавать, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Сложность – формулирование вопросов.

Могут проводиться устно или письменно, индивидуально или в группе, один раз или многократно. Вопросы могут формулироваться в прямой форме и косвенной. Они могут иметь открытый или закрытый характер.

Цель:

1. Создание мотивации к обследованию (подготовка) как положительная подготовка к диагностике.

2. Снизить тревожность.

3. Получение информации – диагностическое интервью. Клиническое интервью – оказание психологической помощи.

Задачи: составить план беседы, подготовить вопросы, проведение беседы.

Беседа имеет некоторые различия по форме и характеру организации.

Интервью – это проводимая по определенному плану беседа. Оно бывает свободное, стандартизированное и частично стандартизированное. Интервью делится на диагностическое (метод получения информации о свойствах Личности) и клиническое (метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения), анализ продуктов Деятельности

Это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющих изучать природу человеческой Деятельности. Для получения достоверной информации был разработан специальный метод – контент-анализ – анализ содержания. Он был разработан, начиная с 1920 гг. для обработки материалов средств массовой информации. Основная процедура анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. Для этого выделили несколько типов единиц: смысловые и количественные единицы.

Контент-анализ – метод изучения содержания документов. Сущность – систематическая надежная фиксация заданных единиц изучаемого содержания, подсчета этих единиц и статистический анализ их (единиц).

Методы психодиагностики 1. Приборные психофизиологические методики. Диагностически значимые показатели регистрируются с помощьюприборной регистрации (дыхание, пульс, кожное сопротивление, мышеч-ный тонус и т.п.). Эти методики применяются для диагностики функцио-нального состояния. Пример: КГР, КСЧМ, Полиграф. 2. Аппаратурные поведенческие методики. Примером являются хронометрические методики, позволяющие реги-стрировать скоростные параметры тестируемых реакций и ответов. Диаг-ностируемые параметры считываются с приборной шкалы соответствую-щего прибора. С помощью аппаратурных методик диагностируют элемен-тарные психические функции (например, чувство равновесия или психо-моторную координацию) и свойства нервной системы. Пример: готовностьк экстренному действию, реакция на движущийся объект. Существуют аппараты для диагностики психологической совмести-мости и срабатываемости («гомеостат Федора Горбова»: гомеостат-дуэт,гомеостат-квартет). 3. Объективные тесты с выбором ответа. Под эту категорию попадают большинство тестов на интеллект и др.Состоят из заданий и результаты обрабатываются по ключу, заданному вформе объективного социокультурного норматива, т.е. имеются объектив-но «правильные» и «неправильные» ответы. 4. Опросники. Стандартизированный самоотчет испытуемого о самом себе на основезадаваемых вопросов. Состоят из вопросов или утверждений, также естьзаданные варианты ответа. Нет «правильных» ответов – все ответы пра-вильные. 5. Методики субъективного шкалирования. В отличие от методов экспертной оценки в этом случае шкальныеоценки выносит сам испытуемый, а не исполнитель методики. Испытуе-мый оценивает внешние объекты, других людей или понятия, а выводыделаются о нем самом. Пример: Семантический дифференциал и методикина его основе (САН, ЛД) Разновидности: тесты сочетающие субъективное шкалирование с про-ективными методиками – Люшер, Сонди, ТЮФ. 6. Проективные методики.72 Это методики со свободным ответом, в которых инструкция и тесто-вые стимулы неопределенны и допускают выбор ответа в очень широкихпределах. Направление этого выбора определяется структурой субъектив-ного опыта, установками и мотивами испытуемого. Это позволяет исполь-зовать проективные методики для диагностики личности, установок, моти-вов и личностных особенностей. 7. Стандартизированное аналитическое наблюдение. В отличие от свободного исследовательского наблюдения в стандар-тизированном наблюдении исполнитель следует строгой методике: он зна-ет какие факты в поведении наблюдаемого объекта регистрировать и какна основании этих фактов производить оценку скрытых диагностическихпеременных. Пример: Карта Стотта. 8. Контент-анализ (анализ содержания). Эта техника применяется при наличии однозначно зафиксированногоматериала наблюдения. Подсчитывается частота появления определенныхэлементов (фактов, единиц анализа) в материале наблюдения, а затем посоотношению этих частот делаются психологические выводы. Первона-чально метод был разработан для социально-психологического анализа га-зетных текстов, но затем его принципы распространились на любые про-дукты деятельности (сочинения, аудио- и видеозаписи). 9. Включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием. Когда нет возможности организовать продолжительное наблюдение спривлечением независимых наблюдателей, не включенных в группу, то квынесению суждений об объектах наблюдения можно привлечь самих уча-стников. Например: ГОЛ. Мера выраженности оцениваемого свойстваздесь обеспечивается не частотой появления определенного факта в мате-риале наблюдения (определенного поступка), а градацией субъективнойоценки по определенной рейтинг-шкале (7,5,3 балла). 10. Психологическая беседа. Может быть диагностичной, но очень субъективна. Все зависит отквалификации психолога-диагноста. Разновидность: интервью, анкети-рование. 11. Ролевая игра. Также комплексный коррекционно-диагностический метод. 12. Диагностический обучающий эксперимент. 73 Применяется в возрастной психологии для определения диапазона от-клонения от нормы и перспективы компенсации этого отклонения, в т.ч.выявляет «зону ближайшего развития». Это диалоговая техника, требую-щая высокопрофессионального уровня рефлексии от экспериментатора.Пример: Методика Ивановой. 13. Социометрический метод. Заключается в выборе партнеров для совместной деятельности илиобщения. 14. Техника репертуарных решеток. Реконструкция системы представлений человека о мире, о других лю-дях, о самом себе. 15. Особые методы. Визуальная психодиагностика – психодиагностика невербального по-ведения. Диагностика личностных качеств и эмоциональных состояний поречи. Анализ результатов деятельности. Диагностика личности по почерку(графология).Классификация психодиагностических методов Тема 8.1. Объективные тесты 8.1.1. Тест (от англ. – проба, испытание, проверка) – стандартизиро-ванная методика психологического измерения и диагностики выраженно-сти психических и поведенческих свойств и состояний личности. Тест – это стандартизированное, часто ограниченное по времени, ис-пытание, предназначенное для установления сопоставимых количествен-ных и качественных индивидуально-психологических различий. Под стан-дартизированностью имеется в виду то, что эти методики всегда и вездедолжны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инст-рукций, получаемых испытуемым, кончая способами вычисления и интер-претации данных. Сопоставимость означает, что оценки, получаемые припомощи теста, можно сравнить друг с другом независимо от того, где, ко-гда, как и кем они были получены. Разумеется, если тест применялся пра-вильно. 8.1.2. Тесты интеллекта. Относятся к тестам общих способностей.Предназначены для измерения уровня интеллектуального развития (умст-венного потенциала). Проявления интеллекта многообразны, но им присуще то общее, чтопозволяет отличить их от других особенностей поведения. Этим общимявляется активизация в любом интеллектуальном акте мышления, памяти,воображения, всех тех психических функций, которые обеспечивают по-знание окружающего мира. Соответственно под интеллектом как объектомизмерения понимают те особенности человека, которые имеют отношениек познавательным свойствам. Это нашло свое отражение в многочислен-ных тестах для оценки различных интеллектуальных функций (тесты ло-гического мышления, смысловой и ассоциативной памяти, арифметиче-ские, пространственной визуализации и т.д.). Эти тесты достаточно четкоотделены от других методик измерения индивидуально-психологическихособенностей – тестов личности, направленных на измерение поведения вопределенных социальных ситуациях, интересов и эмоций личности. 78 В большинстве тестов интеллекта испытуемому на специальном блан-ке предлагается установить указанные инструкцией логические отношенияклассификации, аналогии, обобщения и другие между терминами и поня-тиями, из которых составлены задачи теста. Свои решения он сообщаетлибо в письменном виде, либо отмечая один из нескольких вариантов,имеющихся на бланке. Успешность испытуемого определяется числомправильно выполненных задач, по нему выводится коэффициент интеллек-туальности. Успешность испытуемого связана с тем (по Г. Айзенку): - насколько в своем предшествующем опыте он усвоил термины ипонятия, из которых построены задачи теста; - насколько были им усвоены именно те умственные действия, кото-рые необходимы для решения задач теста; - и может ли он эти действия произвольно актуализировать; - насколько сложившиеся у испытуемого в его прошлом опыте мыс-лительные стереотипы пригодны для решения задач теста. Таким образом, результаты тестирования выявляют скорее не умст-венный потенциал испытуемого, а те особенности его прошлого опыта,обученности, которые неминуемого сказываются на его работе над тестом.Это обстоятельство послужило основанием для того, чтобы называть ре-зультаты получаемые при применении тестов интеллекта «тестовым» или«психометрическим» интеллектом. 8.1.3. Тест креативности – методики, предназначенные для изучения иоценки творческих способностей личности. Креативность – способность продуцировать новые идеи, находить не-традиционные способы решения проблемных задач. Факторы креативно-сти – беглость, четкость, гибкость мышления, чувствительность к пробле-мам, оригинальность, изобретательность, конструктивность при их реше-нии и др. Если решение тестов креативности может приниматься как одно изсвидетельств наличия творческих способностей у человека, то не решениеих еще не является доказательством отсутствия таковых. Наиболее известны тесты для измерения познавательного аспектакреативности разработаны Джо Гилфордом с сотрудниками (1959) и По-лем Торренсом (1962). В отечественных исследованиях на основе выделе-ния единицы измерения творческих способностей, названной «интеллекту- 79 альной инициативой», разработана оригинальная методика «креативногополя». Д.Б. Богоявленская (1983). 8.1.4. Тесты специальных способностей – методики, предназначенныедля измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомо-торных функций, преимущественно обеспечивающих эффективность вконкретных, достаточно узких областях деятельности. В отличие от тестовинтеллекта, направленных на широкие области деятельности, тесты специ-альных способностей направлены на конкретные области деятельности ичасто служат дополнением к тестам на интеллект. Возникли с целью профотбора и профориентации за рубежом. В зару-бежной психодиагностике различают следующие группы тестов способно-стей: сенсорные, моторные, технические (механические) и профессионали-зированные (счетные, музыкальные, скорости чтения и понимания прочи-танного и др.). Наибольшее распространение за рубежом получили ком-плексные батареи способностей. 8.1.5. Тесты достижений – оценка достигнутого уровня развития спо-собностей, навыков и знаний. В отличие от тестов интеллекта, отражающих влияние накопленногоопыта и общих способностей, тесты достижений измеряют влияние специ-альных программ обучения, профессиональной и другой подготовки на эф-фективность обучения тому или иному комплексу знаний, формированиеразличных специальных умений. Таким образом, тесты достижений ориен-тированы на оценку достижений человека после завершения обучения. Тесты достижений, применяемые в школьной психодиагностике,имеют заметные преимущества по сравнению с существующей оценкойуспеваемости учащихся. Их показатели ориентированы на измерение усвоения ключевых по-нятий, тем и элементов учебной программы, а не конкретной совокупностизнаний, как это имеет место при традиционной школьной оценке. Тесты достижений благодаря стандартизированной форме оценки по-зволяют соотнести уровень достижений учащегося по предмету в целом ипо отдельным существенным его элементам с аналогичными показателямив классе или в любой другой выборке испытуемых. Эта оценка носит более объективный характер и требует меньших за-трат времени (т.к. чаще всего являются групповыми тестами), в чем тради-ционная школьная оценка. Охватывают большее количество тем.Тесты дают возможность однозначного объективного оцениванияученика, в то время как экзамены такой оценки не дают. Например, в 1994году в Москве из 50 000 выпускников получили золотые медали 110, а вНовосибирске из 8 000 – 55 выпускников. Соотношение 1:4. 8.1.6. Критериально-ориентированные тесты (КОРТ) предназначеныдля определения уровня индивидуальных достижений относительно неко-торого критерия на основе логико-функционального анализа содержаниязаданий. В качестве критерия (или объективного эталона) обычно рассмат-риваются конкретные знания, умения, навыки, необходимые для успешно-го выполнения той или иной задачи. Критерием служит наличие или от-сутствие знаний. Это основное отличие КОРТ от традиционных психометрических тес-тов, оценка в которых осуществляется на основе соотнесения индивиду-альных результатов с групповым (ориентация на статистическую норму).Существенной особенностью КОРТ является то, что в них индивидуаль-ные различия сводятся к минимуму (индивидуальные различия влияют надлительность усвоения, а не на конечный результат). Тема 8.2. Опросники Исследовательский инструмент, с помощью которого у обследуемыхполучают ответы на множество письменных вопросов. Группа психодиаг-ностических методик, в которых задания представлены в виде вопросов иутверждений. Предназначены для получения данных со слов обследуемого(стандартизированный самоотчет). 8.2.1. Личностные опросники Стандартизированные опросники, с помощью которых однозначно иколичественно оценивается степень выраженности личностных черт испы-туемых или других особенностей личности. Как правило, в личностных опросниках не бывает «правильных» и«неправильных» ответов. Они лишь отражают меру согласия или несогла-сия испытуемого с тем или иным высказыванием. По характеру ответов на вопросы они делятся на опросники с предпи-санными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (от-крытые опросники). В закрытых опросниках заранее предусмотрены вари-анты ответов на поставленный вопрос. Испытуемый должен выбрать одиниз них. Наиболее распространенным является двух- или трехальтернатив- 81 ный выбор ответа (например: «да, нет»; «да, нет, затрудняюсь ответить»).Достоинством закрытых вопросов является простота процедуры регистра-ции и обработки данных, четкая формализация оценивания, что важно примассовом обследовании. Вместе с тем, такая форма ответа «огрубляет»информацию. Нередко у испытуемых возникают затруднения, когда необ-ходимо принять категоричное решение. Открытые опросники предусматривают свободные ответы без каких-либо особых ограничений. Испытуемые дают ответы по своему усмотре-нию. Стандартизация обработки достигается путем отнесения произволь-ных ответов к стандартным категориям. Достоинства: получение разверну-той информации об испытуемом; проведение качественного анализа отве-тов. Недостатки: сложность формализации ответов и их оценок; затрудне-ния в интерпретации результатов; громоздкость процедуры и большие за-траты времени. 8.2.2. Опросники черт личности – группа опросников личностных,разработанных на основе выделения черт личности. Непосредственно на-блюдаемые черты личности выступают как исходный материал для по-строения опросников. В отличие от конструирования типологических оп-росников, такой подход требует группировки личностных признаков, а необследуемых. В опросниках черт личности диагностика осуществляется постепени выраженности черт. Пример: (16 личностных факторов) – опрос-ник Кеттелла, УСК. Типологические опросники – группа личностных опросников, разра-ботанных на основе выделения типов личности как целостных образова-ний, не сводимых к набору черт (или факторов). Такой подход требуетгруппировки самих обследуемых, а не их личностных признаков. В типо-логических опросниках диагностика осуществляется на основе сопостав-ления с соответствующим /усредненным/ типом личности. Пример:Г. Айзенка, MMPI. Опросники мотивов – группа личностных опросников предназначен-ных для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности, кото-рая позволяет установить на что направлена активность человека (мотивыкак причины, определяющие выбор направленности поведения) и как осу-ществляется регуляция динамики поведения. Опросники эмоций и состояний. 82 Опросники интересов – группа опросников, предназначенных для из-мерения интересов и выбора профессиональной деятельности Опросники интересов, в зависимости от насыщенности личностнымипоказателями, могут быть отнесены как к личностным опросникам, так и копросникам-анкетам. Опросники ценностей – группа личностных опросников, предназна-ченных для измерения ценностей и ценностных ориентаций личности.Ценности формируются в процессе усвоения социального опыта и обна-руживаются в интересах, установках и других проявлениях личности. Опросники установок – группа опросников, предназначенных для из-мерения относительной ориентировки человека в одномерном континуумеустановок. 8.2.3. Опросники-анкеты служат для получения какой-либо информа-ции о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психоло-гическим и личностным особенностям. Они предполагают жестко фикси-рованный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формыответов. Анкетные опросы классифицируются по содержанию и конструк-ции вопросов (открытые, закрытые, полуоткрытые). Респондент – лицо, отвечающее на вопросы анкеты или интервью. 8.2.4. Опросники биографические – группа опросников-анкет для по-лучения данных об истории жизни человека. Чаще всего вопросы касаютсявозраста, состояния здоровья, семейного положения, уровня и характераобразования, специальных навыков, продвижения по службе и других от-носительно объективных показателей. Они помогают собрать информа-цию, необходимую для достоверной интерпретации показателей тестов. Тема 8.3. Проективная техника 8.3.1. Понятие проекции для обозначения данных методик было впер-вые использовано Л. Франком (1939). Наиболее существенным признакомпроективных методик является использование в них неопределенных, не-однозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемыйдолжен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. В соответствии с проективной гипотезой каждое проявление человека,его восприятие, эмоциональные переживания, высказывания, двигатель-ные акты выражают его личностные качества, проблемы и состояния. 8.3.2. Различают следующие группы проективных методик: 83 1. Методики структурирования (конститутивные) – структурирование,оформление стимулов, придание им смысла (тест Роршаха). 2. Методики конструирования – создание из оформленных деталейосмысленного целого (тест Мира). 3. Методики интерпретации – истолкование какого-либо события, си-туации (ТАТ, САТ, Hаnd-test). 4. Методики дополнения (аддитивные)- завершения предложения,рассказа, истории (методика «Незаконченные предложения»). 5. Методики катарсиса – осуществление игровой деятельности в спе-циально созданных условиях (ролевые игры, психодрама). 6. Методики изучения экспрессии – рисование на свободную или за-данную тему (Рисунок семьи, Дом-Дерево-Человек, Несуществующее жи-вотное). 7. Методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (какнаиболее желательных) другим (тест Выбора цвета М.Люшера, Тест порт-ретного выбора Л.Сонди). 8.3.4. Критики проективных методик указывают на то, что они недос-таточно стандартизированы, во многом зависят от опыта и знаний экспе-риментатора. Нет нормативных данных. Мало отвечают требованиям на-дежности и валидности (за исключением Hаnd-test и теста С.Розенцвейга). Рекомендуется обязательное соотнесение «проективного материала» срезультатами, полученными в других исследованиях, информацией о жиз-ненном пути обследуемого. Слепое следование различным интерпретаци-онным схемам может привести к ложным диагностическим результатам. 8.3.4. Все проективные методики обладают повышенным риском по-явления таких ошибок как (I) инструментальные ошибки и (2,3) ошибкипсиходиагноста. 1. Нельзя наверняка прогнозировать, как именно воспримет проектив-ную методику сам испытуемый. Например, очень часто дети пытаются до-гадаться, каким бы мог быть в данном случае «правильный» ответ. Приэтом они, конечно, невольно стремятся выдать наиболее типовой, так на-зываемый «клишированный», ответ, и никакой проекции не происходит.Для сокращения риска инструментальных ошибок необходимо задейство-вать несколько независимых методик с разным методическим принципомпостроения. 2. Ошибки психодиагноста возникают с повышенной вероятностью втех случаях, когда психодиагност не имея достаточного профессионально-го опыта, сам не отдает себе отчета в том. что по отношению к порожден-ному испытуемым материалу проявляет как бы «вторичную проекцию» –интерпретирует его, исходя из собственных весьма субъективных пред-ставлений. 3. «Встречная проекция» – прямую проекцию собственных психиче-ских состояний или проблем, которые испытывает в данный момент ис-полнитель методики. Например, у тревожного исследователя повышаетсясубъективная чувствительность к признакам тревожности (ассимилятивнаяпроекция, или проекция по сходству), а авторитарно-ригидному исследо-вателю в рисунках детей будут мерещиться признаки нонконформизма ианархического беспорядка (контрастная проекция).

17.Психодиагностический процесс и его основные этапы. Существует несколько схем психодиагностического исследования. Вот некоторые из них:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: