Профессионально-этические принципы в психодиагностике.




Психодиагностика ─ это сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов, требующая соответствующего образования, профессионального мастерства, поскольку затрагивает судьбы людей (например, конкурсном отборе при приеме на работу), поэтому она основана на этических принципах.

Профессионально-этические принципы в психодиагностике:

1) Соблюдение тайны - Неразглашение результатов без согласия на это лица, на котором проводилась психодиагностика, либо его законного представителя;

2) Научная обоснованность методики Должна быть валидной и надежной, то есть давать такие результаты, которым вполне можно доверять

3) Ненанесения ущерба - Результаты психодиагностики нельзя использовать во вред тому человеку, который ей подвергается

4) Объективность выводов из результатов тестирования - Выводы должны быть научно обоснованными, вытекать из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, не зависеть от субъективных установок психодиагноста или того, кто ими пользуется.

5) Эффективность рекомендаций - Рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются

6. Дифференциальная психометрика. Психометрические основы психодиагностики. Психометрические свойства психодиагностических методик: валидность, надежность, репрезентативность, достоверность, тестовые нормы.

Психометрия - раздел психологии, изучающий теоретические и методологические проблемы психологических измерений.

Дифференциальная психометрия – область психометрии, определяющая и обосновывающая требования к измерению индивидуально-психологических различий в психологической диагностике. Дифференциальная психометрия, как особое направление психометрии, возникла в связи с появлением и развитием психологических тестов и окончательно оформилась в конце 20-х – начале 30-х гг. нашего века. Основными направлениями дифференциальной психометрии являются: общая теория измерения психологических феноменов, конструирование на ее основе средств измерения, их психометрическая адаптация к новым условиям пользования, а в связи с этим анализ задач тестовых, обеспечение их валидности, надежности и дискриминативности.

Валидность теста - важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого свойства, а также насколько тест отражает то, что он должен оценивать; насколько отдельные составляющие его пробы адекватны исследуемой проблеме". Иными словами, валидность означает соответствие того, что измеряется, тому, что предполагается измерить.

"Надежность свидетельствует о свойстве метода приводить к одним и тем же результатам при использовании этого метода разными людьми или при повторном применении данного метода одним и тем же человеком с целью оценивания одного и того же психологического свойства".

Величина выборки стандартизации теста называется репрезентативностью теста, она определяет возможность использования этого теста применительно к данной популяции испытуемых (определенной категории обследуемых лиц).

Валидность теста связана как с его репрезентативностью, так и с его достоверностью - защищенностью теста от мотивационных искажений (особенно при использовании выборочных тестов). В тестах-опросниках предусматриваются специальные «шкалы лжи». Используются и другие «ловушки» недостоверности.

Репрезентативность тестовых норм - важнейшее психометрическое свойство. Репрезентативность является высокой, если выборка стандартизации позволяет применять тест на широкой популяции. Есть несколько путей проверки этого свойства. Один заключается в том, что проводится анализ распределения частот тестовых баллов, которое должно быть нормальным. Второй путь - выборка случайным образом делится на две части - по каждой строится распределение частот и они сравниваются. Если они тождественны, то говорят о репрезентативности тестовых норм

7. Понятие «валидность», ее виды. Значение данного психометрического свойства.

ОБОСНОВАННОСТЬ (ВАЛИДНОСТЬ) ИНСТРУМЕНТА - это его способность измерять именно те характеристики объекта, которые и нужно измерить. Психолог, строя какую-либо шкалу, должен быть уверен, что эта шкала измерит именно те свойства, например, установок индивида, которые он намеревался измерить. Валидность -комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним.. В стандартных требованиях к педагогическим и психологическим тестам валидность определяется как комплекс сведений о том, относительно каких групп психологических свойств личности могут быть сделаны выводы, а также о степени их обоснованности на основании конкретных тестовых оценок или других форм оценивания. В психологической диагностике валидность - обязательная и наиболее важная часть информации о методике, включающая (наряду с указанными выше) данные о степени согласованности результатов теста с другими сведениями об исследуемой личности, полученными из различных источников (теоретические ожидания, наблюдение, экспертные оценки, результаты других методик, достоверность которых установлена и т.д.), суждение об обоснованности прогноза развития исследуемого качества, связь изучаемой области поведения или особенности личности с определенными психологическими конструктами. Валидность описывает также конкретную направленность методики (для чего предназначена), область применения теста (характеристика методики, указывающая на особенности контингента испытуемых, для которых предназначен тест: возраст, уровень образования, социально-культурная принадлежность и т.д.), а также степень обоснованности выводов в конкретных условиях использования теста

Различные категории этих сведений и способы их получения образуют типы валидности. ОЧЕВИДНАЯ (ВНЕШНЯЯ) ВАЛИДНОСТЬ - представление о тесте, сфере его применения, результативности и прогностической ценности, которое возникает у испытуемого или другого лица, не располагающего специальными сведениями о характере использования и целях методики. Тест является валидным, если о нем складывается впечатление, что он измеряет именно то, что подразумевается, особенно с точки зрения испытуемых. Этот вид валидности никакого отношения не имеет к истинной валидности и важен постольку, поскольку помогает иногда установить сотрудничество с испытуемыми, считающих своим правом отказаться от обследования по причине, если предлагаемая им методика не обладает внешними признаками валидности. КОНКУРЕНТНАЯ ВАЛИДНОСТЬ - характеристика теста, отражающая его способность различать испытуемых на основании диагностического признака, являющегося объектом исследования в данной методике. Оценивается по корреляции результатов данного теста с результатами других тестов, предназначенных для измерения той же самой переменной. Если уже имеются эффективные тесты для измерения определенного свойства, то связь с ними должна быть высока, и наоборот, с тестами, измеряющими совершенно другие свойства оцениваемый тест не должен иметь никакой корреляции. ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ВАЛИДНОСТЬ - информация о тесте, характеризующаястепень точности и обоснованности суждения о диагностируемом психологическом качестве по его результату спустя определенное время после измерения: чем выше тест может прогнозировать критерий, тем выше его прогностическая валидность. Компонентами прогностической валидности являются валидность инкрементная (практическая ценность методики при проведении отбора) и дифференциальная (способность методики дифференцировать испытуемых по отдельным областям проявления исследуемых свойств). ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНУЮ ВАЛИДНОСТЬ можно было бы показать (если взять пример об академической успеваемости) сравнением ее корреляции с различными академическими дисциплинами: значения корреляции должны значительно различаться. Таким образом, в общем для демонстрации дифференциальной валидности предполагается различие корреляций с различными аспектами данного критерия. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ВАЛИДНОСТЬ - один из основных типов валидности, характеризующий степень репрезентативности содержания теста по отношению к измеряемой области. Если можно показать, что задания теста отражают все аспекты исследуемой области поведения, то тест является, по существу, валидным.. КОНСТРУКТНАЯ ВАЛИДНОСТЬ - характеристика теста, отражающая степень репрезентации исследуемого психологического свойства (конструкта) в результатах теста: чем больше результаты теста соответствуют теоретической гипотезе о природе измеряемой переменной, тем выше конструктная валидность тестаЧтобы продемонстрировать конструктную валидность, необходимо настолько полно, насколько это возможно, описать переменную (конструкт), для измерения которой предназначен этот тест. Для обеспечения конструктной и содержательной валидности прежде всего должны быть правильно отобраны все пункты-задания теста из области заданий. Область заданий - это множество заданий, материал, подбираемый исследователем и являющийся исходным для формирования теста.
8/Понятие «надежность», ее типы. Значение данного психометрического свойства.

Понятие надежности теста НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТА - характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов.

Требование надежности - прежде всего требование внутренней согласованности частей методики и воспроизводимости результатов при повторном исследовании.

"Надежность свидетельствует о свойстве метода приводить к одним и тем же результатам при использовании этого метода разными людьми или при повторном применении данного метода одним и тем же человеком с целью оценивания одного и того же психологического свойства".

О высокой надежности метода говорят в том случае, когда метод точно измеряет то свойство, для измерения которого он предназначен. В качестве критериев точности можно отметить следующие:

1) При повторном применении метода к тем же самым испытуемым в одних и тех же условиях через определенный интервал времени результаты обоих тестирований существенно не различаются между собой.

2) Действия случайных посторонних факторов не оказывают существенного влияния на результаты тестирования.

В качестве посторонних факторов можно назвать следующие: эмоциональное состояние и утомление, если они не входят в круг исследуемых характеристик, температура, освещенность помещения и др. Такие посторонние случайные факторы еще называют факторами нестабильности измерительной процедуры.

3) При повторном применении метода к тем же самым испытуемым через определенный интервал времени в измененных условиях результаты обоих тестирований существенно не различаются между собой. Под измененными имеется в виду следующие условия: другой экспериментатор, состояние респондента и др.

Существуют различные методы оценки надежности:

Ретестовый метод - повторное тестирование выборки испытуемых одним и тем же тестом через определенный интервал времени при одних и тех же условиях. Временной интервал зависит от возраста (например, у маленьких детей изменения могут произойти в течение одного месяца), а также событий, происходящих с испытуемым в жизни.

За индекс надежности принимается коэффициент корреляции между результатами двух тестирований. Полученная высокая корреляция может быть результатом тренированности испытуемого на заданиях подобного типа; низкая корреляция может быть результатом происшедших изменений с испытуемым, а также может свидетельствовать о ненадежности теста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: