Методы изучения психического развития.




Метод наблюдения, а затем составление карточек развития ребенка и эксперимемнт.

Билет 47. Компьютерная психодиагностика и ее возможности.

Возможности комп.д-ки:

К достоинствам современных компьютеризированных методик психодиагностики, сравнительно с традиционными, следует отнести:

• неизменность реализуемой программы обеспечивает постоянство условий тестирования, что труднодостижимо при немашинном предъявлении заданий;

• обеспечивается точность и однозначность регистрации множества возможных реакций испытуемого;

• имеется возможность восстановить и проследить последовательность действий испытуемого;

• сравнительно легко образуются единые банки психодиагностических данных, а тем самым устанавливаются эмпирически обоснованные тестовые нормы для разных групп обследуемых;

• создаются возможности для автоматизированного конструирования тестов;

• психолог освобождается от рутинной, трудоемкой работы, как при проведении обследования, так и при конструировании (адаптации) тестов;

• обеспечивается возможность расширения практики группового тестирования и тиражирования методик;

• расширяются возможности применения мощного математико-статистического аппарата анализа данных, упрощается разработка новых процедур анализа;

• облегчается сохранение конфиденциальности результатов тестирования;

• упрощается хранение диагностических данных (на магнитных носителях), снижается себестоимость обследования;

• создаются благоприятные условия для применения экспресс-методик, т. е. тех, проведение которых позволяет быстро получить результаты, что в не- которых случаях (например, в профессиональной психодиагностике) может иметь решающее значение;

• компьютерная процедура предъявления тестовых заданий минимизирует негативные воздействия, нередко возникающие в ситуации межличностного взаимодействия между экспериментатором и испытуемым (снижение действия защитных механизмов у испытуемого, облегчение диагностики индивидуально присущих субъекту особенностей деятельности и мотивации);

• появляется возможность актуализации «игровой» мотивации у испытуемых (оформление теста в виде игры), что делает процесс тестирования более привлекательным и повышает достоверность результатов;

• намечаются пути решения давней проблемы, возникающей как результат несовместимости концептуальных схем интерпретации различных методик (например, создание словаря-тезауруса терминов-названий психических свойств, используемых в научной, литературной и бытовой лексике);

• становится возможным проведение анализа поведения испытуемого непосредственно в ходе обследования, учета многих параметров складывающихся ситуаций, организации диалога в реальном режиме времени (адаптивное тестирование);

• испытуемый при необходимости обеспечивается быстрой интерпретирующей обратной связью по результатам тестирования;

• средства компьютерной графики позволяют предъявлять испытуемому динамические объекты (динамическая стимульная среда), становится возможным использование полимодальных стимулов;

• появляются условия, как для индивидуализации психодиагностического исследования, так и проведения быстрых массовых обследований;

• обеспечивается тесная связь с решением практических задач.

Билет 48. Управленческая диагностика. Корт

К управленческой диагностике в психодиагностике прибегают при массовом, а так-же ускоренном тестировании комплекса психологических характеристик. Так же относится узко-ориентированная управленческая диагностика в психодиагностике, в значительной степени ориентированная на определение конкретных психологических качеств тестируемого. К примеру, методики: EPQ Айзенка, Ч.Спилбергера-Л.Ханина, CAН, УСК, А.Басса-А.Дарки обозначены в этой группе. С целью вывода наиточнейших и подробных интерпретаций, диагностику выполняют обеими комплексами диагностического инструментария.

Критериально-ориентировочный тест – это методика психодиагностики, выявляющая, насколько испытуемый владеет знаниями, навыками умственных действий, необходимыми и достаточными для выполнения определенных классов учебных или профессиональных заданий. Критерием служит наличие или отсутствие этих знаний. Критериально-ориентировочное тестирование позволяет обнаружить при анализе результатов конкретные недочеты умственного развития как отдельных учащихся, так и целых групп и наметить меры для их устранения.

Цели использования КОРТа:

1. Контроль за развитием психических функций, контроль усвоения учебного материала. С помощью КОРТа можно оценить насколько человек продвинулся в усвоении, развитии.
2. Оценить насколько развитие определенной функции усвоения соответствует конкретным требованиям той или иной должности. Прогнозировать справится ли человек с той или иной деятельностью.


Отсюда основная особенность КОРТа – тесты ориентированы на внешние требования, выражающиеся в критерии развития или усвоения (критерий выполнения).

Критерий КОРТ.

Понятие «критерий». На первом этапе рассматриваются 2 концепции критерия:

1. Критерий – это уровень мастерства, выполнение на определенном уровне конкретной деятельности.
2. Критерий – это определенные содержательные и операциональные аспекты деятельности. Набор знаний, навыков, действий, чтобы справиться с определенной деятельностью.


Слились 2 концепции в одну: выполнение деятельности и определенная сформированность знаний, навыков, соответствующая определенному уровню мастерства.

Понимание критерия было отвергнуто, так как вносило путаницу в тестирование. Таким образом, можно было думать, что любой тест можно превратить в КОРТ, если ввести уровень мастерства (уровень выполнения теста) на этапе интерпретации теста. Критерий отражает содержательные и операциональные элементы той деятельности, которую необходимо выполнить, чтобы соответствовать заранее заданным требованиям извне. Чтобы отразить насколько человек владеет определенной деятельностью, КОРТ должен отражать, что человек знает, умеет. КОРТ – особый метод диагностики. Различие на первом этапе: выяснение целей, в отличие от традиционных тестов.

Вторая особенность КОРТа – его результаты представляются не столько в условных баллах, сколько в конкретных показателях усвоенности и сформированности определенных знаний, навыков, умений. Главное не окличество выполненных заданий, а что человек знает, какие операции умеет делать.

Третья особенность КОРТа – показатели выполнения оцениваются не по сопоставимости с нормой, а по сопоставлению КОРТа с критерием (внешний заданный критерий). Что именно человек знает, чтобы рассчитывать на успех в определенной деятельности.

Четвертая особенность КОРТа – в процессе критериально-ориентировочной практики – КОРТы выполняют мотиво-образующую функцию. Их выполнение побуждает индивидов к совершению собственных умений, заданий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: