Диагностика и оценка развития нервно-психического развития детей первого года жизни.




10.

Репрезентативность – одна из ключевых психометрических характеристик теста. Она свидетельствует о возможности использования тестовых норм, выработанных на выборке стандартизации при разработке теста, для всей генеральной совокупности испытуемых, для которых данный тест предназначен.

Репрезентативность означает, что с некоторой определенной статистически погрешностью можно считать, что представленное в выборочной совокупности распределение изучаемых психических свойств соостветствует их реальному распределению.

Введение понятия репрезентативности позволяет нам дать более строгое определение того, что такое стандартизация теста. О СТАНДАРТИЗАЦИИ ТЕСТА в строгом смысле можно говорить, когда задана полная таблица соответствия сырой шкалы и стандартной шкалы и содержание этой таблицы обосновано статистической структурой распределения тестовых баллов на выборке стандартизации.

11.

Целесообразно придерживаться разных требований к психодиагностическим методикам разного типа.

Измерительные методики (тесты). Должны удовлетворять следующим требованиям:

А. Должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики. Предмет, диагностический конструкт (концепт) должен быть сформулирован в теоретических понятиях и соотнесен на теоретическом уровне с системой релевантных концептов. Должна быть четко выделена область применения, под которой подразумевается особая социальная среда или сфера общественной практики (производство, медицина, семейная жизнь и т.п.), контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение). Должны быть конкретизированы цели использования результатов: для прогноза успешности профессиональной деятельности, для психологического вмешательства, для принятия правовых, судебно-административных решений, для прогноза стабильности коллектива и т.п.

Б. Процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для передачи лаборанту, не имеющему специальных психологических знаний, или ЭВМ, используемой для предъявления заданий и анализа ответов.

В. Процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нормам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов.

Г. Тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие разработчики и квалифицированные пользователи должны иметь возможность воспроизвести предпринятое стандартизационное исследование в своей области и выработать свои локальные стандарты.

Д. Процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные протоколы.

Е. Головная методическая организация в данном ведомстве (области применения) должна вести банк данных, собранных с использованием теста и производить периодическую коррекцию всех стандартов методики.

 

ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ

 

А. Данный пункт повторяет содержание пункта «А» для тестов. Дополнение: указание на квалификацию экспертов, их необходимое количество для получения надежных данных.

Б. Инструкции по проведению должны пройти специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому стандартному (эталонному) набору данных (текстов, рисунков, звуко- или видеозаписей и т. д.).

В. Процедура обработки результатов должна включать в себя такое документирование промежуточных результатов, которое позволило бы проверить конечный результат другому эксперту.

Г. Пользователи и разработчики должны иметь возможность воспроизвести нормативное исследование по измерению экспертной согласованности в использовании методики к заданному эталонному набору данных.

Д. Головная организация должна вести банк данных, обеспечить подготовку и переподготовку пользователей (переподготовку в соответствии с пересмотренными стандартами методики).

Любая методика, не удовлетворяющая перечисленным требованиям, не может считаться профессиональной психодиагностической методикой. Методики должны проходить аттестацию в рамках головных методических организаций, ведущих особый банк «аттестованных психодиагностических методик». Вся методическая литература по методикам, не прошедшим аттестацию, не может считаться инструктивной в практическом смысле. Это не исключает возможности применения таких методик в исследовательских целях.

12.

Требования к проведению тестирования: валидность, надежность тестирования, точность и однозначность методики. Объективность по отношении к всем участникам тестирования, непредвзятость. (валидность и надежность рассмотрены ранее в предыдущих вопросах)

13.

Психолог пользователь (лицо имеющее психологичексое образование,работающий по специальности в практических учреждениях и использующий в своей работе психодиагностические методации) не имеет право вносить изменения в методику, недопустимо тестирование по почте. Имеет право использовать результаты публикации, пользователь должен избегать субъективизации. Также соблюдение конфидициальности и следование этическим нормам. А главное пользователь должен соблюдать принцип добровольности, научной обоснованности, не нанесения ущерба.

14.

Этические нормы при проведении тестирования:

1. Психолог должен предоставить всю информацию о обследовании, следовательно, он должен осознавать цели обследования и способы обследования этой информации.

2. Любой человек имеет право отказаться от участия в психологическом обследовании и тем самым отгородить от нежелательного вмешательства в свой внутренний мир.

3. Когда обследование проводиться в интересах какого-либо учреждения, обследуемый должен быть полностью проинформирорав относительно использования полученных результатов.

4. Согласие испытуемого должно быть для того, если психолог захочет опубликовать или кому-либо представить данные.

5. Если для защиты интересов и прав граждан результаты обследования должны быть сообщены другому лицу или в офиц. органы, обследуемый должен быть поставлен в известность.

6. При тестировании детей до 16 лет достаточно согласие педагога учреждения, где находиться ребенок. В случае оценки личности необходимо согласие ребенка и его родителя. По просьбе родителей результаты могут быть им представлены.

7. При тестировании от 16 лет требуется согласие самого испытуемого.

8. Индивиду не должны сообщаться результаты его обследования без их интерпретации специалистом.

15.

Классификации методов по Й.Шванцаре

Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:

по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты "бумаги и карандаша" и т.д.);

по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);

тесты с "правильным" решением и тесты с возможностью различных ответов;

по психической активности испытуемых:

интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;

экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);

проективные (см. Тему 5). Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;

исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.

Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову

Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:

по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;

по назначению:

общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);

тесты профессиональной пригодности;

тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);

тесты достижений;

по материалу, которым оперирует испытуемый:

бланковые;

предметные (кубики Кооса, "сложение фигур" из набора Векслера);

аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);

по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;

по форме ответа: устные и письменные;

по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;

по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);

По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);

по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;

по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;

по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.

Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину

Авторы объединяют методы психодиагностики в группы по разным основаниям:

по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема:

объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);

стандартизованные самоотчеты:

тесты-опросники, открытые опросники

шкальные техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация

индивидуально-ориентированные техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток

проективные техники

диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);

по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата, вторые – большой степенью вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой. Ниже приведена шкала, на которой располагается весь континуум психодиагностических методов от полюса объективных до полюса диалогических.

ОБЪЕКТИВНЫЕ ДИАЛОГИЧЕСКИЕ
тесты многие опросники шкальные техники беседы интервью диагностические игры патопсихологический эксперимент некоторые проективные методики

 

Классификация методов по Ананьеву:

1. Организационные методы:

сравнительный метод, состоящий в том, что сравниваются какие-либо группы испытуемых, например, группа больных сравнивается с группой здоровых,

лонгитюдный метод, когда выполняются многократные обследования одних и тех же людей на протяжении длительных промежутков времени, - до десятков лет.

комплексный метод, когда в одной исследовательской программе участвуют специалисты самых разных областей знания: психологи, педагоги, медики, математики и т.п.

2. Эмпирические методы. Слово эмпирический означает основанный на опыте. Таким образом, в названии этой группы методов подчёркивается практическая направленность методов. Более подробно об этих методах см. ниже.

3. Методы обработки данных.

методы количественного анализа, здесь имеются в виду очень обширная группа методов математической обработки данных и методов статистики в приложении к задачам психологического исследования.

методы качественного анализа: дифференциация фактического материала по группам, описание типовых и исключительных случаев.

4. Интерпретационные методы.

Необходимо чётко осознавать, что сами фактические данные ещё мало что значат. Исследователь получает результаты в процессе интерпретации фактических данных, поэтому именно от той или иной интерпретации очень многое зависит.

Генетический (фило - и онтогенетический) метод позволяет интерпретировать весь фактический материал в терминах развития, выделяя фазы, стадии развития, а также критические моменты становления психических функций. В результате устанавливаются "вертикальные" связи между уровнями развития.

Структурный метод устанавливает "горизонтальные" связи между различными элементами психики, при этом применяются обычные методы изучения всевозможных структур, в частности, классификация и типологизация.

16.

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству разделяются на 2 группы: методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные.

К формализованным методикам относятся тесты, опросники, проективная техника и психофизиологические методики. Для них характерна жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), стандартизация (наличие норм или других критериев оценки результатов), надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.

17.

К малоформализованным методикам следует отнести такие приемы, как наблюдения, опросы, анализ продуктов деятельности. Эти способы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые плохо поддаются объективизации (например, субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования.
Малоформализованные диагностические средства не следует противопоставлять строго формализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание формализованных методик с малоформализованными. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми по некоторым объективным и субъективным показателям (например, с биографическими данными испытуемых, их склонностями, мотивацией деятельности и т. д.). С этой целью могут быть использованы интервью, опросы, наблюдения.

18.

Наблюдение (в психологии) - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

Где применяется

Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, - в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века - в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть разным. Оно бывает:

Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным,

Явным и скрытым,

Непосредственным и опосредованным,

Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным,

Прямым и косвенным,

Сплошным и выборочным (по определенным параметрам).

Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все особенности и проявления психической деятельности человека в течение какого-то определенного периода. В отличие от этого при выборочном наблюдении обращается внимание только на те факты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу.

Кроме того, различают наблюдение систематическое и нет. Несистематическое наблюдение - такое, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений. Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Если же наблюдение проводится по определённому плану и исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды, говорится о систематическом наблюдении. Результат систематического наблюдения - регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

19.

Эксперимент – характеризуется активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя.

Особенности эксперимента:

- исследователь сам вызывает реакции

- экспериментатор может менять условия, при которых данное явление наблюдается

- любой эксперимент включает в себя две переменные: зависимую и независимую.

Переменная – любая реальность, которая может меняться в ситуации. Независимая переменная – сам экспериментатор меняет.

 

Гипотеза, проверяемая в эксперименте – предполагается связь между зависимой и независимой переменной. Для проверки экспериментатор вводит независимую для проверки зависимой.

Виды эксперимента:

- лабораторный

- естественный

- констатирующий

- формирующий

ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ осуществляется чаще всего в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов и приспособлений.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. Для снятия отрицательного влияния на испытуемого условий лаборатории разработан эксперимент, который проводится в естественных условиях группы, учебной мастерской и т.д., т.е. ребенку предлагают выполнять обычные для него действия со знакомыми картинками, числами, словами, предметами и пр. К тому же исследователь до начала своей работы знакомится с детьми, принимает активное участие в их жизни. В связи с этим занятия, проводимые экспериментатором, не вызывают настороженности.

Лабораторный и естественный эксперименты могут быть: констатирующими, направленными на установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования, иформирующими, направленными на изучение психического явления непосредственно в процессе активного формирования тех или иных психических особенностей. Если происходит обучение каким-либо знаниям, навыкам, умениям, то формирующий эксперимент — обучающий. Если происходит формирование тех или иных свойств личности, то формирующий эксперимент — воспитывающий.

20.

Диагностическое интервью.

При диагностическом интервью всегда задана цель или задача.

При диагностическом интервью всегда идет регистрация вербального материала и оценка результатов.

Виды диагностического интервью.

Критерием разделения выступает:

наличие или отсутствие заранее подготовленного плана или программы.

на чьей стороне находится инициатива проведения интервью, и как следствие этого диагностическое интервью может быть управляемым (программным интервью), и неуправляемым (напрограммированное интервью).

При неуправляемом диагностическом интервью инициатива на стороне клиента. Беседа исповедального характера, рассказ клиента о себе без вопросов.

Психолог не должен быть пассивен, позиция активного слушателя; принцип недирективной терапии: контакт, эмпатия, принятие человека, с уважением относится к позиции клиента, не оценивать клиента.

При управляемом диагностическом интервью психолог заранее составляет план беседы, инициатива на его стороне.

1) диагностическое интервью стандартизированное.

Определена жестко заданная тактика проведения интервью, вопросы задаются в строго определенной последовательности. Исключаются дополнительные воздействия на испытуемого.

Все клиенты в равном положении, можно сравнивать.

Недостаток:

Стандартизированное диагностическое интервью меньше похоже на естественную беседу, больше похоже на экзаменационный опрос, снижение искренности испытуемого, искажение ответов.

Стандартизированное диагностическое интервью можно проводить, когда у клиента существует установка на обследование, охотное сотрудничество, когда не надо создавать позитивную мотивацию.

Стандартизированное диагностическое интервью не применяют к маленьким детям, чаще используется при массовых опросах: поучение большого количества сравнимой информации.

2) диагностическое интервью свободное.

В этом случае психолог заранее наметил план и вопросы, но тактика свободная, нет жесткой последовательности вопросов. Каждый последующий вопрос с учетом ответа на предыдущий, что учитывает изменения в ходе беседы, сохранение естественности ситуации, и как следствие искренность ответов. Для этого нужно большое мастерство и опыт психолога.

Свободное диагностическое интервью проводится при индивидуальном обследовании. Требуется проникнуть во внутренний мир, понять затруднения личности.

Каждый психодиагност должен уметь составить психодиагностическое интервью.

Правила составления диагностического интервью.

I. Структура диагностического интервью.

1этап. Введение, цель которого настройка клиента на сотрудничество установление контакта.

2этап. Свободные неуправляемые высказывания клиента (он рассказывает то, что хочет, без вопросов психодиагноста).

3этап. Психодиагност задает общие вопросы.

4этап. Диагностическое интервью (психодиагност задает подготовленные вопросы).

5этап. Заключительные слова психодиагноста, попытка ослабить возникшее напряжение и выражение признательности за ответы испытуемого.

Вопросы, которые имеются в диагностическом интервью, бывают трех видов:

· прямые ("Ты боишься?")

· косвенные ("Что ты чувствуешь во время грозы?")

· проективные (относящиеся к другим людям - "Дети бояться грозы")

Общие правила.

§ Диагностическое интервью не должно быть очень длинным.

§ Регистрация должна осуществляться в момент ответов, но регистрация не должна тормозить искренность испытуемого (возможно использование диктофона).

§ Интерпретация диагностического интервью должна проводиться в контексте всех дополнительных сведений об испытуемом.

21.

Тесты (в переводе с английского "испытание", "проверка", "проба") — это стандартизированные краткие и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологическихразличий.

Тесты можно классифицировать в зависимости от того, какой признак взят за основание деления. Наиболее значительными представляются следующие три основания для классификации: форма, содержание и цель психологического тестирования.

По форме тесты могут быть индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические).

По содержанию тесты обычно делятся на четыре класса, или направления: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и тесты личности.

Тесты интеллекта. Предназначены для исследования и измерения уровня интеллектуального развития человека. Они являются наиболее распространенными психодиагностическими приемами.

Тесты способностей. Это тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями, необходимыми для одной или нескольких деятельностей.

Тесты достижений, или, как их можно назвать по-другому, тесты объективного контроля успешности (школьной, профессиональной, спортивной) предназначены для оценки степени продвинутости способностей, знаний, навыков, умений после прохождения человеком обучения, профессиональной и другой подготовки. Таким образом, тесты достижений в первую очередь измеряют влияние, которое оказывает на развитие индивида относительно стандартный набор воздействий.

Тесты личности. Это психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности — мотивации, интересов, эмоций, отношений (в том числе и межличностных), а также способностей поведения индивида в определенных ситуациях. Таким образом, тесты личности диагностируют неинтеллектуальные проявления.

22.

СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ САМООТЧЕТЫ

К этому типу методик психодиагностического исследования самосознания относятся прежде всего тесты-опросники, состоящие из более или менее развернутых утверждений, касающихся отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах; чувств, мыслей относительно тех или иных событий или обстоятельств в жизни субъекта; поведенческих проявлений; взаимоотношений с другими людьми. Способ ответа широко варьируется в различных опросниках: используются двух-, трех-, четырех-, пяти- и семиальтернативный выбор, вербальное или невербальное согласие.

 

Опросники – обширная группа психодиагностических методик, задания в которых представлены в виде вопросов (утверждений), предъявляемых испытуемому в письменном виде, и основаны на определенном способе интерпретации его ответов. В случае более формализованных опросников вопросы даются с закрытым веером ответов (вопросы с множественным выбором) и каждый из ответов связывается с определенным вкладом в тестовый балл, что фиксируется в ключе к методике. В опросниках подобного типа вопросы, как правило, формулируются в косвенной форме или в форме утверждений, описывающих определенное поведение. Опросники, в которых вопросы обращены к знанию испытуемого о себе в наиболее прямой форме, принято называть анкетами. Считается, что анкеты – социологичекая методика, а опросники – психологическая.

Итак, опросники могут быть подразделены на личностные опросники, опросники состояния и настроения и опросники – анкеты.

У опросников существуют свои достоинства и недостатки. К достоинствам опросников, безусловно, следует отнести простоту их применения, легкость обработки и интерпритации полученных данных, наглядность полученных данных, обоснованность полученных схем.

К недостаткам опросников в первую очередь относится проблема достоверности, которая связана с несколькими явлениями:

Фальсификация данных (сознательное стремление испытуемого дать ложные сведения о себе, существует неосознанная фальсификация, которая выступает как тенденция выдвигать на первый план только хорошие качества личности.)

Феномен социальной желательности. Заключается в желании испытуемого поступать и выглядеть в соответствии с общепринятыми нормами, предьявлять желаемые и социально-одобряемые качества и стороны личности).

Для избежания недостоверности опросники имеют систему защиты. Способы защиты у опросников следующие:

Различные формулировки вопросов (т.е. «маскирующие», дублирующие, буферные вопросы)

Введение различных шкал (шкалы лжи и шкалы социальной желательности)

Факторы детерминирующие ответы (предшествующий опыт, социальное одобрение, интеллектуальная оценка испытуемым вопросов и ответов).

23.

Проективная методика – это группа мет-к, предназначенных для диагностики личности, для кот. характерен в большей мере глобальный подход.

Проективные методы - это группа специфических методик, направленных для измерения личности. Эти методики направлены на раскрытие содержания внутреннего мира личности.

Наиболее существенным признаком ПМ является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д. Так, испытуемым предлагается интерпр-ть содержание сюжетных картинок, завершать незакон-е предложения, давать толкование неопред-х очертаний и т.п. В отличие от интеллект-х тестов ответы на задания ПМ не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов определяется особен-ми личности испытуемого, которые "проецируются" на ответы. Цель ПМ относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление.

Общими для всех проективных методик являются следующие признаки:

1. Неопределенность, неоднозначность используемых стимулов.

2. Отсутствие ограничений в выборе ответа.

3. Отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных».

Проективная гипотеза тестовые материалы служат своего рода экраном, на который респонденты «проецируют» свои хар-е мыслит.процессы, потребности, тревоги и конфликты.

24.

Метод изучения продуктов деятельности

позволяет собрать факты, опираясь на анализ материализованных продуктов психической деятельности. Исследователь, используя данный метод, имеет дело не с самим человеком, а с материальными продуктами его деятельности: учебной (сочинение, решенная задача), игровой (сюжет придуманной ребенком игры, построенный из кубиков дом), творческой (стихи, рассказы, сказки). При осуществлении этого метода важно попытаться воспроизвести процесс изготовления продукта и тем самым обнаружить особенности личности.

Требования к методу: 1) анализируя продукты деятельности, следует установить, являются ли они результатом типичной, характерной для данного человека деятельности или созданы случайно; 2) необходимо знать, в каких условиях протекала деятельность; 3) анализировать не единичные, а многие продукты деятельности.

25.

Контент-анализ - один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов.

Контент-анализ — количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.

Процедура контент-анализа связана с переводом качественного материала в единицы счета.

В контент-анализе выделяется два типа единиц: смысловые (качественные) и единицы счета(количественные).

Для проведения контент-анализа требуется достаточное количество материала, определение ключевых ка­тегорий и тем для анализа. Затем следует выделить соответствующие ключевым категориям смысловые единицы анализа.

В процессе контент-анализа определяются частоты тех или иных смысловых единиц в исследуемом материале с построением таблицы частот. В зависимости от поставленных задач далее могут применяться различные методы статистического анализа.

В настоящее время при использовании контент-анализа от простого подсчета смысловыx единиц перешли к сложным статистическим приемам (корреляционной технике и факторному анализу).

Основная сложность при работе с методом контент-анализа - это умение находить смысловые единицы, которое зависит от личной компетенции исследователя, уровня его творческих возможностей. Примером смысловых единиц могут служить часто употребляемые человеком суждения, высказывания, оговорки, действия.

26.

Интерпретация результатов экспериментального исследования психики

• понятие об интерпретации результатов эксперимента

• составные интерпретации экспериментальных результатов

• особенности обработки результатов экспериментального исследования в психологии • типы объяснения результатов психологического исследования

• проблема обобщения результатов исследования

• типичные ошибки обобщения экспериментальных данных.

Под интерпретацией понимают совокупность значений (смыслов), которые приписываются определенным чином разным данным. Итак, интерпретировать экспериментальные данные означает предоставить определенный смысл полученным в исследовании результатам.
^ Выделяют такие уровне интерпретации данных экспериментального исследования психики:
• содержательный, который предусматривает качественный анализ совокупности эмпирических объектов (например, участников малой группы) и отношений между ними (например, межличностных взаимоотношений), построение модели реальности (например, социометрическую)
• формальный, который состоит в количественном анализе совокупности результатов измерений, когда каждому объекту приписывается определенный формальный символ (как правило, число) таким образом, чтобы связи между элементами системы отображали соответствующие отношения между эмпирическими объектами (например, количество выборов в группе определенного ее члена соотносится с его статусом в этой группе).
Интерпретация результатов экспериментального исследования предусматривает оценку правильности принятия решения об экспериментальном эффекте прежде всего на основе соображений относительно достоверности статистического решения, вероятности ошибок 1-го и 2-го рода, а также относительно особенностей перехода между разными уровнями гипотез: статистических и экспериментальных, экспериментальных и теоретических. При этом важно сопоставить вероятность основного и конкурирующих психологических объяснений фактов, которые были получены в эксперименте.
Необходимыми есть также соображения относительно допустимых уровней обобщения в психологической реальности, которая исследовалась в эксперименте, возможности переноса выявленного эффекта на другие ситуации, популяции и т.п. Часто это также решение вопроса о соотношении случайного и закономерного относительно данной сферы психической реальности. Кроме того, необходимым есть соотнесения обоснованности сделанных обобщений с другими теоретическими позициями или “здоровым толком”, с другими интерпретациями, которые можно предположить, имея на внимании асимметрию выводов относительно истинности обобщенных утверждений.

Диагноз психологический (от греч. diagnosis — распознание) — «конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Предмет диагноза психологического — установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии». Уровни постановки психологического диагноза: 1 уровень. Симптоматический, или эмпирический. Глубина психологической диагностики — констатация симптомов. Недостаток данного уровня — невозможность определени



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: