Стратегия «Знаю. Хочу знать. Узнал»




Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Теории обучения и воспитания»

Экзамен

 

Экзамен принимает лектор. Экзамен проводится в двух вариантах, определяемых преподавателем: либо в устной форме по билетам, либо в письменной форме – тестирование. Экзаменатору предоставляется право задавать студентам дополнительные вопросы помимо предложенных в билете, а также, кроме теоретических вопросов, давать задачи и примеры, связанные с курсом. При проведении экзамена могут быть использованы технические средства. Количество вопросов в экзаменационном билете – 2.

 

а) типовые вопросы (задания)

1. Педагогика как область гуманитарного, антропологического знания. Предмет и задачи педагогики.

2. Категориальный аппарат педагогики.

3. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.

4. Системный, личностный и деятельностный подходы как методологическая основа педагогики. Основные методологические принципы в педагогике.

5. Основные теории формирования и развития личности.

6. Факторы социализации и формирования личности.

7. Возрастные и индивидуальные особенности личности, их учет в педагогическом процессе.

8. Проблема цели в педагогике.

9. Педагогический процесс: понятие, сущность, структура.

10. Педагогический процесс как целостное явление.

11. Закономерности педагогического процесса.

12. Принципы организации педагогического процесса.

13. Содержание образования: понятие, сущность, структура.

14. Теории формирования содержания образования.

15. Принципы формирования содержания образования.

16. Государственный образовательный стандарт: понятие, функции, структура.

17. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования (учебный план, учебная программа, учебная литература).

18. Обучение как одна из подсистем (сторона) педагогического процесса. Понятие, сущность, функции, движущие силы обучения.

19. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.

20. Логика учебного процесса и структура усвоения.

21. Современные дидактические концепции (ассоциативная теория, теория проблемного обучения, теория поэтапного формирования умственных действий, теория учебной деятельности).

22. Современные модели организации обучения.

23. Виды обучения.

24. Методы и средства осуществления ЦПП: понятие, сущность, взаимосвязь.

25. Классификация методов обучения.

26. Классификация методов воспитания.

27. Характеристика методов формирования сознания в ЦПП. Методы формирования сознания личности, их характеристика.

28. Характеристика методов организации деятельности в целостном педагогическом процессе. Методы организации деятельности и опыта общественного поведения и их характеристика.

29. Характеристика методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения в целостном педагогическом процессе. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения, их характеристика.

30. Словесные методы, их характеристика.

31. Наглядные методы, их характеристика.

32. Практические методы, их характеристика.

33. Активные методы обучения: понятие, сущность, характеристика.

34. Формы организации обучения: понятие, сущность, подходы к классификации.

35. Урок как форма организации обучения.

36. Система образования: понятие, основные принципы функционирования.

37. Типология образовательных учреждений. Характеристика основных типов образовательных учреждений.

38. Инновационные процессы в образовании: понятие, сущность, критерии.

39. Воспитание как одна из подсистем педагогического процесса. Понятие, сущность, функции, движущие силы воспитания.

40. Воспитание как система. Структура и логика воспитательного процесса.

41. Закономерности воспитания.

42. Принципы воспитания.

43. Воспитательная система как фактор целостного формирования личности. Понятие, сущность, структура воспитательной системы.

44. Гуманистические воспитательные системы, их характеристика.

45. Содержание воспитательного процесса.

46. Детский коллектив как объект и субъект педагогического процесса.

47. Типология коллективов.

48. Детский воспитательный коллектив: понятие, сущность, признаки, функции.

49. Основные концепции воспитательного коллектива.

50. Коллективное творческое дело как форма организации воспитания.

 

б) критерии оценивания компетенций (результатов)

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, использует в ответе материал монографической литературы;

- оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос;

- оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала.;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Тестовые задания

а) типовые задания

 

1. Педагогика – это наука:

1) о закономерностях становления личности человека;

2) о закономерностях развития ребенка и направлениях его воспитания;

3) о формировании личности человека в системе общественных отношений в процессе воспитания;

4) о воспитании, образовании, обучении человека в соответствии с потребностями общественно-экономического развития.

 

2. Педагогика реализует следующие функции:

1) теоретическую;

2) развивающую;

3) конструктивно-техническую (технологическую);

4) обучающую.

 

3. Своеобразие психики и личности человека, их неповторимость. Проявляется в чертах характера, эмоциональной, интеллектуальной сферах, потребностях и способностях человека. Данная характеристика соответствует понятию ____________________________.

 

4. Идеал совершенного, с точки зрения данного общества, человека, на реализацию которого направлено воспитание – это:

1) цель педагогического процесса;

2) цель воспитания;

3) цель образования;

4) цель педагогической деятельности.

 

5. Исходное руководящее положение, определяющее деятельность учителя и характер познавательной деятельности учеников называется _____________________________.

 

 

6. Обеспечивается овладение общими представлениями о природе, обществе, человеке и его труде, закладываются первичные ценностные ориентации, формируется готовность к самостоятельному расширению и углублению познавательной деятельности в процессе реализации такой функции обучения как:

1) образовательная;

2) воспитательная;

3) социализирующая;

4) развивающая.

 

7. Система знаний о природе, обществе, человеке, а также соответствующих умений и навыков, овладение которыми обеспечивает гармоническое развитие личности учащихся – это:

1) содержание образования;

2) стандарт образования;

3) образовательная программа;

4) содержание воспитания.

 

8. Критериями отбора содержания образования являются:

1) целостность отражения в содержании образования элементов различных областей знания;

2) высокая научная и практическая значимость;

3) учёт опыта педагога;

4) соответствие сложности содержания реальным возможно­стям учащихся.

 

9. Обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором удаленные друг от друга субъекты обучения осуществляют образовательный процесс, сопровождающийся созданием образовательной продукции – это:

1) проблемное обучение;

2) программированное обучение;

3) дистанционное обучение;

4) алгоритмизированное обучение.

 

10. К формам обучения относятся:

1) экскурсия;

2) рассказ;

3) дополнительное занятие;

4) беседа.

 

11. Форма обучения, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную деятельность постоянной группы учащихся, используя виды, методы и средства работы для того, чтобы все ученики овладели основами учебного предмета непосредственно в процессе обучения – это:

1) урок;

2) экскурсия;

3) семинар;

4) лабораторное занятие.

 

12. Целенаправленная содержательная профессиональная деятель­ность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, ста­новлению его как субъекта собственной жизни — это:

1) обучение;

2) преподавание;

3) воспитание;

4) социализация.

 

13. Принципами воспитания являются:

1) опора на положительное в ребенке;

2) связь с жизнью и трудом;

3) воспитание и развитие;

4) объективность и независимость.

 

14. Предмет среды или жизненная ситуация преднамеренно включенная в воспитательный процесс называется:

1) метод воспитания;

2) форма воспитания;

3) прием воспитания;

4) средство воспитания.

 

15. Форма обучения, при которой на этапе подготовки доминирует самостоятельная работа учащихся с учебной литературой над серией вопросов, а в процессе занятия идет активное обсуждение, в итоге которого делаются обобщающие вывод – это _________________________________.

 

 

16. Форма обучения, при которой обеспечивается одновременное участие всех учащихся в выполнении общих задач в процессе объяснения учителя с применением наглядности, ТСО, работе с учебником и т.д.- это:

1) индивидуальная форма.

2) парная форма.

3) групповая форма.

4) фронтальная форма.

17.Способ выражения положительной оценки деятельности с целью закрепления и стимулирования форм желательного поведения - это:

1) воспитывающая ситуация;

2) упражнение;

3) поощрение;

4) убеждение.

 

б) критерии оценивания компетенций (результатов)

 

% правильных ответов от общего количества возможных.

 

«отлично» - 80-100 %

«хорошо» - 70-79%

«удовлетворительно» - 60-69%

«неудовлетворительно» - менее 60%

Вопросы для проведения устного опроса, дискуссий на семинарских занятиях.

 

а) Вопросы для проведения устного опроса, дискуссий на семинарских занятиях представлены в разделе 4.2 Содержание дисциплины, структурированное по темам.

Варианты заданий для обсуждения на семинарских занятиях.

Задание 1. В традиционной педагогике сущность воспитания понималась как целенаправленное воздействие воспитателя на воспитанника, обеспечивающее формирование определенных качеств его личности.

Раскройте сущность воспитания с точки зрения гуманистической личностно ориентированной педагогики.

Чем отличаются методики воспитания в традиционной и гуманистической педагогике?

Задание 2. Назовите нравственные ориентиры и духовные ценности, которые выходят сегодня на первый план при организации воспитательного процесса в семье, школе и вузе?

Задание 3. Ю.Г. Фокин в книге «Преподавание и воспитание в высшей школе» приводит более 20 возможных воспитательных воздействий на личность воспитанника. Эти воздействия различны по своей эффективности влияния на индивида.

Проранжируйте представленные ниже воспитательные воздействия на личность, исходя из требований гуманистического подхода в воспитании (сначала выберите те воздействия, которые недопустимы, нейтральны и, наконец, обладают наиболее высоким гуманистическим потенциалом).

Воспитательные воздействия посредством: веры; внимания; доверия; догмы; закона; идеала; красоты; любви; наказания; обстоятельств; позитивного отношения; поощрения; правды; пренебрежения; примера; принуждения; равенства; свободы; страха; уважения; успеха.

Задание 4. Отберите семь, на ваш взгляд, наиболее действенных способов воздействия на личность школьника, студента.

Какими из воздействий вы будете пользоваться чаще при воспитании собственного ребенка?

Какие воспитательные воздействия неприемлемы для использования воспитателем детского сада, учителем средней школы, преподавателя вуза?

 

б) Критерии оценки результатов устного опроса, дискуссии:

 

Если студент правильно отвечал на вопросы, обращенные к нему преподавателем, аргументировал свое мнение, то ему ставится отметка «зачтено» в журнал преподавателя.

Если студент неправильно отвечал на вопросы, обращенные к нему преподавателем, или не отвечал вовсе, то ему ставится отметка «не зачтено».

 

 

Варианты типовых (ситуационных) задач

а) задачи

Задача №1

«Психология без педагогики бесполезна, педагогика без психологии бессильна».

В чем, по-вашему, смысл этой формулировки?

Назовите и ранжируйте - по критерию продуктивности - связи педагогики с другими науками.

Задача №2

Молодой преподаватель психологии утверждает, что педагогика – отживающая наука, и ее связь с психологией сильно преувеличена.

Обоснуйте взаимосвязь педагогики и психологии.

Определите взаимосвязь педагогики с философией, биологией, антропологией, гигиеной и медициной, социологией.

Задача №3

Преподаватель на занятии делает замечание студентам по поводу плохой посещаемости лекций. В ответ они утверждают, что подготовятся самостоятельно по учебнику и «чужим» лекциям, а напрасно тратить время они не намерены. После этого преподаватель проводит опрос по материалу лекции и выставляет двойки всей группе. Группа студентов отправляется к заведующему кафедрой и жалуется на предвзятое к ним отношение преподавателя.

Проанализируйте и оцените действия участников инцидента.

Какие пути управления педагогической ситуацией Вы предлагаете?

Задача №4

Преподаватель замещает занятия молодого ассистента. Предлагает студентам выполнить самостоятельную работу, используя знания и практические умения предыдущего материала. Результаты показывают, что студенты не владеют им. Преподавателю становится ясно, что необходимо повторное изучение материала.

Как поступить в этой ситуации преподавателю?

Как это сделать тактично, чтобы не уронить честь молодого коллеги?

Задача №5

Обсуждая основные педагогические термины, студент затрудняется выделить особенное в понятиях образование и обучение. Более того, он настаивает на отсутствие значимых различий.

Какие аргументы можно привести в данном случае?

Назовите ключевое различие в данных терминах?

Задача №6

Существует мнение, что любой специалист может учителем (преподавателем, воспитателем) без специальной подготовки.

В чем заключаются особенности и сложности педагогической профессии?

В чем заключается своеобразие педагогической профессии?

Задача №7

Учитель литературы планирует урок по теме. «"Особенный человек" Рахметов в романе Чернышевского "Что делать?"»

Как провести урок? В форме беседы? Нет. Это в какой-то степени распылит материал, и вряд ли каждый постигнет образ Рахметова во всем объеме и глубине. А если лекция? Нет, ведь в лучшем случае ученики будут заинтересованными слушателями… Может быть, доклад сильного ученика? Доклад? Нет, вряд ли он окажется результативнее лекции учителя. И все-таки необходим доклад, это точно. Только в новой форме.

В какой форме следует предложить учащимся выполнить доклад? Как организовать презентацию докладов?

Какие принципы обучения реализуются при такой организации урока?

Задача №8

При изучении биогеоценозов педагог выбирает несколько участков одинаковых биогеоценозов, которые находятся на разных стадиях рекреационной дигрессии: например, участок, расположенный в черте города, рядом с городом и в 20 км от города. Класс делится на группы, каждая из которых исследует один участок, выполняя при этом одинаковые задания по изучению состояния почвы, растительного покрова, животного мира и сравнения полученных данных с результатами работы прошлых лет. Для этого в группах ученики разделяются по «специальностям»: картографы, геоморфологи, почвоведы, ботаники, зоологи. Каждому «специалисту» выдается инструкция, где обозначен учебный материал, который ученик должен повторить и изучить самостоятельно, перечислено оборудование, даны задания и вопросы. После этого все ученики самостоятельно обрабатывают полученные данные, выявляют причины дигрессии биогеоценозов, ищут способы, направленные на их восстановление. На уроке от каждой группы делается сообщение о результатах исследований, проходит обмен мнениями, формулируются выводы.

Какие методы и средства обучения использованы педагогом?

Какой тип обучения применил преподаватель?

Задача №9

На занятиях по психологии преподаватель предлагает разобрать следующий случай: «Н.: “Основные черты моего характера – крайняя нерешительность, боязливость, постоянная склонность к сомнениям. Самое тяжелое для меня – принять решение. Решившись на что-нибудь, начав уже действовать, я постоянно сомневаюсь, так ли я поступаю, то ли я делаю, что хочу; и эти вечные сомнения делают эту работу медленной и мучительной. Люблю, когда меня утешают, не умею обходиться без дружеской поддержки. Боясь за свое здоровье, беспокоюсь за участь своих близких; постоянные тревоги, опасения, беспокойства – таково содержание моей жизни. Долго не могу решиться, но если на что-нибудь решился, то не успокоюсь сам и не дам покоя окружающим, пока намеченное мной не будет сделано. Я – педант. Формалист. Всякое отступление от раз и навсегда заведенного порядка тревожит и сердит меня. Очень стесняюсь и теряюсь, когда на меня обращают внимание. Из-за своей стеснительности я часто боюсь сделать то, что хотел бы; если, например, мне сделали хорошее, я не решаюсь поблагодарить; если мне делают неподходящее предложение, я не решаюсь отклонить его. Не люблю физического труда, считаю, что неловок, неуклюж. Не приспособлен к борьбе за существование. Склонен к самоанализу, самокопанию. Люблю рассуждать и обсуждать “общие проблемы”, которые не имеют ко мне прямого отношения”». Просит определить акцентуацию характера и дать педагогические рекомендации.

Какой метод применил преподаватель?

Охарактеризуйте данный метод

Задача № 10

Вы работаете методистом в педагогическом колледже. В ходе мониторинга эффективности процесса обучения было выявлено, что студенты легко справляются с заданиями репродуктивного типа. Проблемные и творческие задачи вызывают у них затруднения.

Вам известно, что основной формой организации деятельности остаются лекционно-семинарские занятия.

В чем, на ваш взгляд, причины этих затруднений?

Ваши предложения по оптимизации процесса обучения? Обоснуйте свой выбор.

Назовите методы активизации учебно-познавательной деятельности студентов на лекциях и семинарах.

Задача №11

Семинары являются активной формой учебных занятий и широко используются при преподавании всех учебных дисциплин. Они должны строиться на основе живого творческого обсуждения, профессионально-ориентированной дискуссии по рассматриваемой тематике.

В действительности, как указывают многие педагоги, основной недостаток семинарских занятий в настоящее время заключается в пассивности учащихся, создания видимости активности, путем предварительного распределения вопросов и выступлений, отсутствие подлинно творческой дискуссии.

Назовите методы, делающие семинар более эффективным

Обоснуйте свой выбор.

Чем вы можете объяснить интерес к внедрению деловых игр в учебный процесс вузов и колледжей?

Задача №12

«Какой упрямый этот Толя Толкачев... Никогда он не слушает объяснение, вечно вертится, разговаривает, отвлекает других. Что с ним делать, как заинтересовать?» Как-то раз после уроков Евгения Павловна остановила Толю в коридоре.

Хочешь, скажу по секрету, о чем завтра пойдет речь на моем уроке?

На следующий день Толя Толкачев, к удивлению всего класса, поднял руку и, ответив на вопрос учителя, посмотрел по сторонам торжествующе. А на перемене он подошел к Евгении Павловне и, смущаясь, попросил:

— Скажите, а о чем вы будете завтра рассказывать?

В чем секрет успеха Толи? Оцените средства достижения подобного успеха.

Можно ли оценить действия учителя как антипедагогические?

б) Критерии оценки результатов решения ситуационных задач:

 

Если студент готов использовать приобретенные знания для оценки педагогических действий, поведения педагогов и воспитанников; определения личной педагогической позиции, то ему ставится отметка «зачтено» в журнал преподавателя.

Если студент затрудняется характеризовать с научных позиций основные педагогические объекты (факты, явления, процессы, институты); устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками педагогических явлений и педагогическими терминами и понятиями; не в состоянии анализировать педагогические явления и ситуации, объяснять причинно-следственные связи изученных педагогических объектов, то ему ставится отметка «не зачтено».

 

Стратегия «Знаю. Хочу знать. Узнал»

а) Работа с лекцией на основе стратегии «Знаю. Хочу знать. Узнал»

 

«З» Знаю «Х» Хочу знать «У» Узнал
1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. Осталось узнать 1. 2.
Используемые понятия Источники информации
А. Б. В. Г. Д. Е. Ж. З. И. - - - - - - - - -
       

б) Критерии оценки

 

Если студент правильно и в полном объеме заполнил таблицу по лекционному материалу, то ему ставится отметка «зачтено».

Во всех других случаях, студент получает отметку «не зачтено» и обязан доработать таблицу в соответствии с замечаниями преподавателя.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: