Классификация тестов по содержанию




По содержанию тесты обычно делятся на четыре класса, или направления: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и тесты личности.

Тесты интеллекта. Предназначены для исследования и измерения уровня интеллектуального развития человека. Они являются наиболее распространенными психодиагностическими приемами.

Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным процессам и функциям (к мышлению, памяти, вниманию, восприятию). По форме тесты интеллекта могут быть групповыми и индивидуальными, устными и письменными, бланковыми, предметными и компьютерными.

Тесты способностей. Это тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями, необходимыми для одной или нескольких деятельностей.

Принято выделять общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают овладение многими видами деятельности. Общие способности отождествляются с интеллектом, и поэтому часто они называются общими интеллектуальными (умственными) способностями.

В отличие от общих специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным видам деятельности. В соответствии с таким делением разрабатываются тесты общих и специальных способностей.

По своей форме тесты способностей носят разнообразный характер (индивидуальный и групповой, устный и письменный, бланковый, предметный, аппаратурный и т.д.).

Тесты достижений, или, как их можно назвать по-другому, тесты объективного контроля успешности (школьной, профессиональной, спортивной) предназначены для оценки степени продвинутости способностей, знаний, навыков, умений после прохождения человеком обучения, профессиональной и другой подготовки. Таким образом, тесты достижений в первую очередь измеряют влияние, которое оказывает на развитие индивида относительно стандартный набор воздействий. Они широко используются для оценки школьных, учебных, а также профессиональных достижений. Этим объясняется их большое количество и разнообразие.

Тесты школьных достижений являются в основном групповыми и бланковыми, но могут быть представлены и в компьютерном варианте.

Профессиональные тесты достижений обычно имеют три разные формы: аппаратурные (тесты исполнения или действия), письменные и устные.

Тесты личности. Это психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности -- мотивации, интересов, эмоций, отношений (в том числе и межличностных), а также способностей поведения индивида в определенных ситуациях. Таким образом, тесты личности диагностируют неинтеллектуальные проявления.

Повторю выше сказанное тесты можно классифицировать:

По предмету тестирования:

· Интеллектуальные. Предназначены для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и отдельных когнитивных процессов - восприятие, внимание, воображение, память, речь.

· Личностные. Связаны с психодиагностикой устойчивых инд. особенностей чел., определяющих его поступки - темперамент, характер, мотивации, эмоции, способности.

· Межличностные. Оценивают чел. отношения в различных социальных группах

По особенностям используемых задач:

· Практические тестовые задания

Задачи и упражнения, которых испытуемый должен выполнить, практически манипулируя реальными предметами или их заменителями.

· Образные задания

Упражнения с образами, картинками, рисунками, схемами, представлениями, предполагают активное использование воображения.

· Вербальные тесты

Задания на оперирование словами, определение понятий, умозаключений, сравнение объема и содержания различных слов, и т. п.

По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым:

· Бланковые

Используется тестовый материал в виде бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т. п.

· Аппаратурные

С применением различной аппаратуры для предъявления и обработки результатов тестирования - аудио- и ТV техника, ЭВМ.

По объекту оценки:

· Процессуальные

Исследуют какой-либо психологический или поведенческий процесс, напр. процесс запоминания, процесс межличностного взаимодействия в группе.

· Тесты достижений

Оцениваются успехи человека в различных видах деятельности, или сферах познания - продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания и др.

· Тесты состояний и свойств

Диагностика более-менее стабильных психологических качеств человека - черты личности, свойства темперамента, способности и др.

Особая группа:

Проективные тесты. Основаны на косвенной оценке психологических качеств человека. Оценка - результат анализа восприятия и интерпретации человеком некоторых многозначных объектов, например, бесформенных пятен, незавершенных предложений и т. д.

 

 

7. Психометрические основы психодиагностики.

Психометрика - область психологической диагностики, связанная с теорией и практикой измерений в психологии.

Конструирование психодиагностических тестов.

При конструировании теста должны соблюдаться следующие условия для его эффективности:

1) необходимо четко представлять себе то психологическое свойство, которое будет измерять будущий тест;

Ни один тест не создается "с нуля", обычно за его созданием стоит длительная научная работа по изучению тематического материала.

2) наиболее полно отразить все стороны измеряемого психологического свойства через минимальное количество заданий;

3) тест должен соответствовать целевой группе, на которую он направлен;

Разрабатываются задания соответствующей сложности и доступности для разных возрастных групп, для людей с различными психическими нарушениями, для представителей разных национальных и языковых групп.

Если тест предлагается к проведению в другой языковой группе или стране, его необходимо адаптировать.

К адаптации относятся не только перевод заданий, но и перестройка фраз, понятий, замена фразеологизмов, пословиц и поговорок на аналогичные им в данном языке. Смысл вопросов должен передаваться с учетом религиозных взглядов данной группы;

4) необходимо учитывать и некоторые эффекты, наблюдаемые при заполнении людьми тестовых заданий.

Так называемый эффект социальной желательности срабатывает тогда, когда человек в своих ответах хочет представить себя в лучшем свете. Многие тесты содержат "шкалу лжи", однако, и это не всегда помогает (человек находит одинаковые вопросы, держит в памяти свои ответы);

5) подмена цели теста в инструкции, если эта цель вообще открывается испытуемому. Тогда человек, отвечая на вопросы, показывает себя хорошо с одной стороны (ложная цель) и дает более или менее достоверные сведения о другой стороне (истинная цель), которая на самом деле измеряется данным тестом;

6) существуют и требования к формулировке вопросов, к порядку их расстановки в тесте.

Они опять же зависят от целевой группы, на которую тест рассчитан.

Стандартизация психодиагностических тестов.

Правильно составленный тест еще нельзя назвать разработанным. Для этого он должен быть стандартизован.

Стандартизация - совокупность экспериментальных, методических и статистических процедур, обеспечивающих создание строго фиксированных компонентов теста (инструкции, набора заданий, метода обработки протоколов и подсчета баллов, способа интерпретации).

Добиться объективности психологического теста можно при выполнении следующих условий:

1. Единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой результатов;

Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: