Физическая культура дирижера




Реферат

на тему: «Этапы формирования здоровья музыканта-дирижера»

 

Выполнила студентка 1 курса ДВиМК

Еськова А.К.

Проверил:

Галичаев М.П., заслуженный работник

Высшей школы РФ, кандидат

Педогогических наук, профессор.

 

Ростов-на-Дону 2014 г.

Содержание:

 

· Введение 2 стр.

· Здоровье 4 стр.

· Физическая культура дирижера 10 стр.

· Заключение 14 стр.

Введение

Здоровье-это состояние полного физического, духовного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Почти все люди, как они обычно говорят, занимаются физкультурой и спортом ради здоровья и считают его высшей ценностью. Но неплохо бы узнать, что они имеют в виду конкретно. А то, получается, как со счастьем и любовью - когда они приходят, их все сразу узнают, а до этого ждут, ищут, но чего, точно сказать не могут. Со здоровьем, правда, совсем не так и даже почти наоборот - когда оно есть, его никто не замечает, а когда пропадает...Ну совсем как дети. Так чего беречь-то и за что бороться?

Состояние здоровья человека - один из главных определяющих факторов уровня жизнеспособности цивилизованной страны. Формирование здоровья — это, прежде всего, проблема каждого человека. Физическая культура в учебных заведениях музыкального профиля, являясь частью гуманитарного цикла образования, выступает результирующей мерой комплексного воздействия различных организационных форм, методов и средств общей и специальной подготовки на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной подготовки. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она служит целям сохранения и укрепления здоровья студента, его физического и духовного совершенствования, являясь характеристикой общей, физической и профессиональной культуры.

Если «красота спасёт мир», то эту красоту во многом дают человечеству представители музыкальной культуры и сценического искусства. При этом не только техническое мастерство исполнителя, но и лёгкость, и грациозность походки и позы, и исполнения в целом составляют эстетическое восприятие прекрасного у зрителя и слушателя.

нужно отметить, что и раньше, и сейчас многие авторы говорили и говорят примерно то же - живи согласно своей природе, то есть так, как надо, и будешь здоров. Так что здоровье можно определить и как жизнь в соответствии с законами природы и со своей природой. Только кто же эту свою природу знает? Многие даже в половой принадлежности путаются и не понимают кто они - мужчины или женщины. Опять же непонятно, как можно жить в соответствии со своей природой, когда кругом столько других людей, которые тоже хотят жить, но в соответствии со своей, а не вашей природой. Значит снова борьба. Ведь природа у всех родная.

Здоровье

А вот такое определение здоровья знаете? - Человек здоров, если у него каждый раз болит что-то новое. Конечно, гораздо лучше, если вообще никогда и ничего не болит. Некоторые врачи, кстати, по этому поводу в шутку говорят, что если вы однажды проснетесь, и у вас ничего не болит, значит, вы уже умерли. Но отсутствие болевых ощущений совсем не означает отсутствие какой-нибудь патологии. Особенно духовной и моральной. А медики всегда считали, что если человек здоров, то это значит только то, что существующими средствами и методами у него, в данный момент, нельзя найти никаких болезней. И еще к этому же определению. У многих, особенно у спортсменов, порог болевой чувствительности такой, что они боли иногда и не чувствуют. Вы посмотрите, что делается на ринге, на хоккейной площадке, на ковре для борьбы.

В целом же здоровье, если его и можно как-то конкретно определить, и измерить, скорее всего, понятие и величина очень относительная и индивидуальная.

Огромное значение в здоровье имеет взаимоотношение составляющих его элементов и возможность компенсации одних другими. Можно быть физически слабым, но умным; психически больным, но очень добрым, сильным, но глупым и тому подобное, а в целом вписываться в понятие какой-то нормы и жить припеваючи.

Профессиональная деятельность музыкантов и отличается своим своеобразием, но общие черты сходства очевидны. Для поддержания специальной работоспособности представители сценического искусства должны постоянно совершенствовать своё мастерство, быть в хорошей спортивной форме, особенно в период концертных выступлений.

Тот, кто связал свою судьбу с музыкой, хорошо знает, сколько труда нужно затратить, чтобы просто научиться играть, не говоря уже о достижении высокого профессионального мастерства. Всё это требует огромных духовных и физических сил.

Неразумная, нерациональная работа, однако, может вызвать состояние перенапряжения и даже переутомления и как следствие — профессиональные заболевания и повреждения рук. Профессиональные болезни, повреждения и травмы могут быть по причине неправильно сформированных профессиональных навыков, чрезмерного напряжения организма, недостаточной прочности связок и сухожилий, особенно нижних конечностей, а также недостаточной внимательности во время выполнения профессиональной деятельности, отсутствие слухового контроля и эмоционального оптимального настроя.

Вышеперечисленные факторы могут сказаться на дальнейшей судьбе указанных лиц. При запущенных хронических состояниях возникает угроза смены профессии. В подобных случаях врач может снять болевые симптомы, оказать медицинскую помощь, однако, нередко недуг возвращается, и все начинается сначала.

Многолетний практический опыт убеждает, что знакомство пациентов с анатомией и физиологией человека, понимание ими психофизиологических основ процесса игры и танца, правильное построение тренировочных занятий, использование средств восстановления и особенно целенаправленных физических упражнений в период реабилитации после заболеваний и травм может снизить трудопотери и вернуться к своей профессиональной деятельности.

Физическая культура.

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Физическое благополучие — способность человека к повседневной физической активности, полноценному труду, оцененная при учете его индивидуальных характеристик: возраста, пола, трудовых навыков, характера профессиональной деятельности, региональных условий жизни.

Психическое благополучие — способность к контролю своего поведения и эмоций, познавательной деятельности, а также испытывать положительные эмоции, которые характеризуются определенной частотой и интенсивностью.

Социальное благополучие — удовлетворенность человека местом и ролью в обществе, отношениями с коллегами, друзьями, знакомыми, уровнем и качеством жизни.

Здоровье — это состояние равновесия между защитными силами организма (потенциалом здоровья) и постоянно меняющимися условиями окружающей среды.

Физическая культура играет значительную роль в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста, так как их работа, как правило связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью и малой подвижностью. Занятия физической культурой снимают утомление нервной системы и всего организма, повышают работоспособность, способствуют укреплению здоровья. Как правило занятия физкультурой у бакалавра и специалиста проходят в форме активного отдыха.

Оно подчеркивает, что организм — это саморегулирующаяся система с множеством взаимосвязанных подсистем, с помощью которых индивиды адаптируются к постоянно меняющимся усло­виям среды в зависимости от своих физических, психологических и социальных ресурсов. Они могут приспосабливаться к времен­ным изменениям в среде обитания, например, колебаниям тем­пературы, кратковременной недостаточности питания, инфекци­ям или аффективным состояниям, вызванным межличностными отношениями.

Оба определения взаимодополняющи, ориентируют одновре­менно на понимание здоровья как сложной системы, складыва­ющейся из разных ее компонентов (первое определение), а также как состояния, находящегося в постоянном изменении в соответ­ствии с изменчивостью окружающей среды (второе определение).

В первом определении подчеркивается, что здоровье складыва­ется из трех компонентов: физического, психического и социального. Отдельные исследователи предлагают включить в их число еще и четвертый — духовный.

Второе определение ориентирует медицинских работников на понимание того, что нет полярного разграничения понятий «здо­ровье» и «болезнь», так как при наличии болезни (органических изменений) появляются процессы адаптации. Следовательно, на­личие болезни не устраняет здоровье полностью.

Существуют взаимопереходы от состояния здоровья к состоя­нию болезни. Известно, что значительная часть населения Земли находится в промежуточном — «третьем» состоянии, сочетающем в себе элементы и болезни и здоровья.

Впервые такое состояние стали считать патологическим лишь в 1988 г., когда Центр по контролю заболеваний в США (штат Невада) обратил внимание на значительное увеличение числа пациентов с жалобами на постоянную усталость. Сообщаются раз­ные данные о распространении такого состояния, которое полу­чило название «синдром хронической усталости».

Это состояние характеризуется частой головной болью, ломотой в костях, мышцах, депрессией, чувством непреодолимой устало­сти и другими симптомами.

Социально-гигиеническое значение такого состояния заключа­ется в том, что, во-первых, явление получает все большее рас­пространение. Во-вторых, в таком состоянии человек не может реализовывать все свои психофизиологические возможности, что снижает качество его жизни и делает малополезным для общества. В-третьих, в таком состоянии человек становится в значительной степени подверженным многим хроническим заболеваниям. Спе­циалисты называют разные причины такого состояния: тяжелые инфекционные заболевания, например, грипп, постоянные стрес­сы, сопровождающие нас повсюду, и даже вирус, который может передаваться, о чем свидетельствуют вспышки синдрома хрони­ческой усталости.

Это явление имеет и экономический аспект — вмешательство и коррекция синдрома хронической усталости на ранней стадии его развития поможет избежать значительных экономических за­трат, которые неизбежны в случае лечения возникших хрониче­ских заболеваний.

Дирижер — это мастер убеждения и внушения, знаток психологии отношений, который может найти нужный подход и правильные слова для каждого исполнителя в большом коллективе. С одной стороны, дирижер, это выдающаяся, очень творческая и тонкая натура, с другой стороны — сильный и волевой управленец, способный повести за собой музыкальный коллектив хора или оркестра.

Каждый возрастной период музыканта имеет свои сложности, особенности формирования и проявления исполнительского мастерства. Поскольку важнейшим компонентом исполнительской культуры музыканта является высокоразвитая психическая и телесная культура, призванная обеспечить стабильную творческую готовность, то и процесс развития этих элементов профессиональной культуры музыканта должен проходить в неразрывном единстве. На различных этапах этот процесс имеет свои специфеческие задачи.

В школьный период ребенок находится под непосредственным влиянием родителей, педагога-музыканта, преподователя ФК. Родители часто вредят физическому развитию ребенка, способствуя его освобождению от уроков ФК.

Особенно важно бедующему педагогу знать и уметь учитывать возрастные особенности развития ребенка. Возрастные и индивидуальные особенности ученика следует учитывать и в связи с объективным фактором – цикличностью учебного года. В летние месяцы интенсивность специальных занятий заметно снижается. Поэтому в это время полезно выполнять физические упражнения общеразвивающего характера, особенно те из них, которые обычно трудно сочетать с музыкально-исполнительской деятельностью, а также корректирующие нарушение осанки, компенсирующие гипокинезию, укрепляющие сердечно-сосудистую, дыхательную системы, проводить закаливание организма. Активную позицию в организации и проведений таких занятий должны занимать родителей. В ходе учебного процесса перед техническими зачетами, концертами и переводными экзаменами важно снижать физические нагрузки, не допуская перенапряжение нервно-мышечного аппрата, решать в основном рекреативные задачи.

Кроме того, уже на ранних этапах музыкального образования возникает проблема развития навыков психофизической саморегуляции юного музыканта. Максимальная мобилизация духовных и физических сил, преодоление сценического волнения, поддержание необходимого тонуса, быстрое восстановление-этим качествам ребенку трудно обучиться самостоятельно, их необходимо формировать на ранних этапах исполнительской деятельности.

В идеале дирижер должен обладать телом акробата, руками мима и лицом актера. Функционально - анатомический аппарат дирижера делает видимым его музыкально-исполнительский замысел и художественную волю. Все части его тела имеют свои специфические выразительные свойства реализующиеся посредством жестовых, мимических и пантомимических действий. Дирижер, как никакой другой музыкант, должен хорошо владеть своим телом. Специалисты отмечают большое значение мимики, жеста, позы в подкреплении выразительных движений рук, важность пантомимических движений, совершаемых корпусом, ногами, головой. Движение головы способствует увеличению диапазона зрения, посадка головы дополняет выразительность корпуса.

Формирование физической культуры музыканта невозможно без активного участия в этом процессе, в том числе на этапе получения общего и специального музыкального образования. Гуманитаризацию образовательного процесса по ФК в высшей школе, связывают с формированием структуры ФК специалиста, на основе активно-положительной, мативационно-ценностной ариентации на физкультурную деятельность и самоопределение в ней, на систему знаний и убеждений, организующих её проявление в профессиональной, семейно-бытовой, социо-культурной сферах.

Физическая культура дирижера

В идеале дирижер должен обладать телом акробата, руками мима и лицом актера. Если в этом сравнении и есть доля преувеличения, то, во всяком случае, очевидно, насколько важно для дирижерского искусства свободное владение всем арсеналом движений и мимики. Функционально-анатомический аппарат дирижера делает видимым его музыкально-исполнительский замысел и художественную волю. Все части его тела (голова, лицо, руки, ноги, корпус) имеют свои физические выразительные свойства, реализующиеся посредством жестовых, мимических и пантомимических действий. Дирижер, как никакой другой музыкант, должен хорошо владеть своим телом. Специалисты отмечают большое значение мимики, жеста, позы в подкреплении выразительных движений рук, важность пантомимических движений, совершаемых корпусом, ногами, головой. Движения головы не только способствуют увеличению диапазона зрения: посадка головы дополняет выразительность корпуса.

Е.И.Казачков (1967) считает, что все составляющие дирижерского аппарата одинаково важны и нуждаются в тщательном развитии, требующем систематической работы в этом направлении. Часто руки (плечо, предплечье, кисть) должны действовать координировано, поскольку в дирижерской технике наиболее употребительны движения всей руки. Руки дирижера являются центром управления исполнением. Первым и очень важным условием выразительной техники дирижирования является наличие свободной от мышечной связанности руки. Рука дирижера должна быть совершенно свободна от сковывающего ее движения мышечного напряжения, свободна как по всей длине, так и в отдельных частях.

 

 

Опорой для движения всей руки является плечо: оно «питает», поддерживает движение руки так же, как дыхание певца поддерживает звук. Тем самым плечо помогает поддерживать и регулировать дыхание исполнителей. Указывая на исключительно важное значение эмоционально-выразительных движений плеча, выдающийся французский музыкант-педагог Ф. Дельсарт (1811-1871) называет плечо «термометром чувства». Скованное инертное плечо часто является первопричиной многих дирижерских неудач.

Предплечье является передаточным звеном от плеча к кисти. Оно участвует в обеспечении гибкости и целостности руки, при этом особую роль в процессе дирижирования играют локтевой и лучезапястный суставы. Для передачи многообразных деталей музыкального текста кисть дирижера принимает различную форму, что сочетается с выразительными движениями пальцев, имеющими множество градаций и промежуточных форм. Кисть руки – главная, наиболее выразительная часть дирижерского аппарата, – заключает в себе наибольшие возможности и средства технического исполнения.

 

У дирижера разделены функции левой и правой рук, что требует сложного координационного управления ими. С. А. Казачков отмечает, что разделение и координация функций правой и левой руки – один из важнейших и труднейших разделов дирижерской техники. По-видимому, в ходе его освоения эффективно использование различных вариантов жонглирования. В специальной методике подготовки дирижеров имеются специально разработанные упражнения (С.А. Казачков, 1967), которые с успехом могли бы выполняться и на занятиях по ФК.

 

Движения дирижера должны быть выразительными и в то же время экономичными, иначе возникает ощущение суетливости и нарушается контакт с ансамблем. Важны и скульптурная выразительность корпуса, и положение торса дирижера (он прям, естественен, плечевой пояс спокойно, свободно развернут, грудная клетка в свободном высоком положении). Различное положение ног оказывает влияние на выразительность корпуса и придает облику дирижера определенный характер, однако частые изменения положения ног нежелательны, считается, что это придает облику дирижера суетливость. В этом состоит причина статической нагрузки на нижние конечности.

 

С.А. Казачков считает, что двигательный аппарат дирижера должен быть связан с воображением, слухом и чувствами дирижера. Специальная работа в этом направлении должна быть правильно организована, ориентирована на развитие соответствующих двигательных представлений на основе слуховых и в выработке правильной мышечно-слуховой связи. В связи с этим автор допускает при вспомогательных упражнениях ученика ритмо-гимнастические, ритмо-пластические упражнения, рекомендует для постановки дирижерского аппарата специальные упражнения. Это упражнения на развитие координации левой руки, взаимных движений обеих рук, а также общегимнастические упражнения с элементами дирижерской техники на освобождение мышц и суставов, на поднимание, опускание, перенос рук, развитие кистевых движений, смену позиций, планов и диапазонов движений, на вращение руки, вертикальные движения левой руки при тактирующей правой, тактирование в разных метрах и др. В пользу такой специальной гимнастики высказывается и Т.Я. Мюнш.

 

В процессе дирижирования наблюдается утомление глаз, усталость голосовых связок (их напряжение испытывается не только в общении с хором, но и при внутреннем пении исполняемой музыки), усталость ног от долгого пребывания в одной позе и верхнего плечевого пояса (руки подолгу находятся в поднятом положении). Большая нагрузка приходится и на позвоночник, поэтому дирижер должен уметь равномерно распределять тяжесть тела. Среди характерных заболеваний у дирижеров отмечаются плоскостопие, близорукость, нервозность.

Для дирижеров важны такие качества, как выносливость, ловкость, хорошая координация движений, умение управлять своим телом и расслаблять мышцы. Частые изменения эмоционального состояния в процессе создания художественного образа делают актуальной необходимость развития психотехнических навыков.


Заключение

 

Таким образом, в структуре ФК дирижера помимо прочих общих для музыкантов компонентов можно отметить следующие. Он должен:

· обладать пантомимическими, мимическими способностями, хорошей подвижностью во всех суставах тела, в первую очередь рук, позвоночника; развитой координацией левой и правой рук; мышечно-слуховой чувствительностью, свободой движений;

· уметь равномерно распределять тяжесть тела;

· иметь навыки занятий видами спорта, развивающими пластику рук (у-шу, настольный теннис, бадминтон, большой теннис);

· знать и уметь применять методы развития необходимых двигательных качеств и способностей;

· уметь управлять функцией дыхания

· знать и уметь применять методы профилактики таких заболеваний, как плоскостопие, близорукость, неврозы.

 

 

Изпользуемая литература:

1. М.П. Галичаев Здоровье и физическая культура музыканта», издание второе., 2010г., Ростов-на-Дону, Издательство Ростовской государственной консерватории.

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: