Перечень вопросов, выносимых на обсуждение




Пояснительная записка

Цели и задачи дисциплины

Цель курса – формирование у студентов целостного представления о предмете, методах и задачах психодиагностики, роли этой отрасли в общей системе психологических знаний, основных методологических и практических проблемах и путях их решения.

Это предполагает решение следующих задач:

1. Ознакомить студентов с важнейшими отраслями и этапами развития психодиагностики;

2. Сформировать представление об основных подходах, направлениях и концепциях, сферах применения и использования психодиагностических средств;

3. Сформировать основы психодиагностического подхода к решению практических психологических задач.

 

Место дисциплины в структуре образовательной программы

«Психодиагностика» является базовой дисциплиной (Б1.Б.15).

Для эффективного усвоения курса студенты должны освоить представление о сущности психики и ее структуре («Введение в психологию»); о методах изучения психических феноменов (Общий психологический практикум. Методы психологии.), без этих знаний сложно прогнозировать направления рекомендаций по результатам психодиагностических заключений.

Освоение дисциплины является основой и развитием для последующих курсов: «Психология развития и возрастная психология», «Социальная психология», «Экспериментальная психология», «Организационная психология», «Психология общения», «Психология личности». Компетентность в использовании психодиагностических инструментов позволяет решать разные профессиональные психологические задачи, опираясь не только на субъективный опыт психолога, но и на объективные данные о состоянии психических процессов, динамике личностных свойств, уровне интеллекта и т.д.

Освоение дисциплины «Психодиагностика» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин бакалавриата.

Таблица 1.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

 

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
                                   
1. Социальная психология + + + + + + + + + + + + + + + + + +
2. Экспериментальная психология + + + + + + + + + + + + + + + + + +
3. Организационная психология + + + + + + + + + + + + + + + + + +
4. Психология личности + + + + + + + + + + + + + + + + + +
5. Психология развития и возрастная психология + + + + + + + + + + + + + + + + + +
6. Психология общения + + + + + + + + + + + + + + + + + +

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:

способностью к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2);

способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт (ПК-5).

1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):

В целом в результате освоения дисциплины студент должен:

Знать основные понятия психодиагностики, историю становления предмета, знать принципы объективного, проективного, субъективного психодиагностических подходов, иметь четкое представление о ключевых проблемах отечественной и зарубежной психодиагностики и путях их решения.

Уметь: самостоятельно разбираться в постановке и решении проблем, связанных с применением психодиагностического инструментария, иметь прочные навыки работы с учебной и научной психологической литературой, получить первичные навыки использования психодиагностических средств для самостоятельных теоретических и экспериментальных психологических исследований.

Владеть: типологией существующих методов психодиагностики, возможностями и ограничениями использования диагностических средств.

 

2. Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр 2. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 академических часа, из них 64,35 часа, выделенных на контактную работу с преподавателем (в т.ч. иные виды работы (контактной) 4,35 ч.), 79,65 ч., выделенных на самостоятельную работу.

Для заочной формы обучения - семестр 3. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 академических часа, из них 17,45 часа, выделенных на контактную работу с преподавателем (в т.ч. иные виды работы (контактной) 3,45 ч.), 126,6 ч., выделенных на самостоятельную работу.

3. Тематический план

Таблица 3.

    Тема недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. Итого часов по теме Из них в интер активной форме Итого количество баллов  
Лекции Лабораторные занятия Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа  
                     
Модуль 1.  
  Исторические корни и современные тенденции развития психодиагностики               0-10  
  Предмет и методы психодиагностики               0-10  
  Конструирование теста               0-10  
  Всего               0-30  
Модуль 2.  
  Методики диагностики когнитивной сферы 4,5             0-20  
  Методики диагностики особенностей личности               0-20  
  Всего               0-40  
Модуль 3  
  Методики диагностики психических состояний               0-15  
  Методики диагностики межличностных параметров в группе         13,65 21,65   0-15  
  Всего         24,65 36,65   0-30  
  Итого (часов, баллов):         79,65 139,65   0 – 100  
    Курсовая работа * программой обучения не предусмотрена
  Из них в интерактивной форме                  
                           

 

 

Таблица 3.

Для заочной формы обучения

    Тема Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. Итого часов по теме Из них в интер активной форме  
Лекции Лабораторные занятия Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа  
                 
Модуль 1.  
  Исторические корни и современные тенденции развития психодиагностики              
  Предмет и методы психодиагностики              
  Конструирование теста              
  Всего              
Модуль 2.  
  Методики диагностики когнитивной сферы 1,5       23,5    
  Методики диагностики особенностей личности 1,5       23,5    
  Всего              
Модуль 3
  Методики диагностики психических состояний              
  Методики диагностики межличностных параметров в группе       21,6 23,6    
  Всего       42,6 46,6    
  Итого (часов, баллов):       126,6 140,6    
  Курсовая работа * программой обучения не предусмотрена
  Из них в интерактивной форме              
                     

 

 

4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

Таблица 4.

№ Темы Устный опрос Письменные работы Технические формы контроля Информациионные системы и технологии Итого количество баллов
коллоквиумы собеседование ответ на семинаре лабораторная работа контрольная работа тест реферат эссе программы компьютерного тестирования комплексные ситуационные задания электронные практикумы другие формы
Модуль 1
1.1 Исторические корни и современные тенденции развития психодиагностики 0-1 0-1 0-1 0-3 0-2 0-2             0-10
1.2 Предмет и методы психодиагностики 0-1 0-1 0-1 0-3 0-2 0-2             0-10
1.3. Конструирование теста 0-1 0-1 0-1 0-3 0-2 0-2             0-10
Всего                         0-30
Модуль 2
2.1 Методики диагностики когнитивной сферы 0-3 0-3 0-3 0-3 0-5 0-3             0-20
2.2 Методики диагностики особенностей личности 0-3 0-3 0-3 0-3 0-5 0-3             0-20
Всего                         0-40
Модуль 3
3.1 Методики диагностики психических состояний 0-2 0-2 0-2 0-3 0-4 0-2             0-15
3.2 Методики диагностики межличностных параметров в группе 0-2 0-2 0-2 0-3 0-4 0-2             0-15
Всего                         0-30
Итого                         0-100

5. Содержание дисциплины.

Модуль 1.

Темы:

«Исторические корни и современные тенденции развития психодиагностики»

«Предмет и методы психодиагностики»

«Конструирование теста»

Знаниевый компонент. Предтечи психодиагностики: экспериментальная и дифференциальная психология. Идеи В.Вунда и Ф.Гальтона применительно к психодиагностике. Исследования памяти Г.Эббингауза, объема внимания и навыка чтения Дж.Кеттелла, интеллекта умственно отсталых детей Ж.Е.Д. Эскироля и Э. Сегена.

«Интеллектуальные тесты» Дж.Кеттелла, А. Бине, Т. Симона. Шкала Стенфорд-Бине. Стенфордский тест достижений. Возникновение опросников и проективных методик. Бланк данных о личности Р. Вудвортса. Метод свободных ассоциаций. Тест Завершения предложений. Тест Чернильных пятен Г. Роршаха. Тематический апперцептивный тест.

Развитие отечественной психодиагностики. Идеи И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева применительно к психодиагностике. Методика индивидуально психологического профиля Г.И. Россолимо. Измерительная шкала ума И.П. Болтунова. Работы М.Ю. Сыркина о сопряженности показателей тестов интеллекта и социального положения. Психотехника и педология: их влияние на судьбу психодиагностики.

Современные тенденции развития в психодиагностике. Состояние психодиагностического инструментария в отечественной психодиагностике. Трудности с сохранением авторских прав у создателей тестов. Проблемы использования контрафактной психодиагностической продукции. Возможности и ограничения актуально используемых психодиагностических подходов: объективного, субъективного, проективного. Перспективы развития контекстно-зависимого и проективно-семантического подходов в психодиагностике.

Предмет психодиагностики. Общие и особые принципы психодиагностики. Классификации методов психодиагностики (по Й.Шванцаре; по В.К. Гайде и В.П. Захарову; по А.А. Бодалеву, В.В. Столину). Классификация проективных методик Л.Ф. Бурлачука. Психофизиологические методики.

Логика конструирования теста. Построение первичной формы теста. Первичный анализ тестовых заданий. Проверка надежности теста. Виды надежности теста. Стандартизация теста. Нормирование тестовых оценок. Виды норм. Валидность теста. Виды валидности. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик.

Практический компонент. Умеет анализировать психологические теории, умеет провести исследование порогов ощущений; закономерностей восприятия. Умеет оценивать применимость психодиагностической методики в том или ином клиентском случае.

Ценностный компонент. Понимает ценность целостности картины мира; значения смысловых и мотивационно-ценностных компонентов картины мира.

Основные понятия. Психодиагностический метод; психодиагностический подход; виды диагностических подходов: объективный, субъективный, проективный; тест; типы тестов; надежность, валидность теста, тестовые нормы.

Модуль 2.

Темы:

«Методики диагностики когнитивной сферы»

«Методики диагностики особенностей личности»

Знаниевый компонент. Методики изучения ощущений и восприятия.Методика изучения характеристик внимания (концентрации, переключения, избирательности, объема, устойчивости). Корректурная проба и ее модификации. Методики изучения памяти. Методики изучения особенностей мышления. Методики: «Словесный лабиринт» Лачинса, «двойной стимуляции» Выготского-Сахарова, «Пиктограмма», «Сравнение понятий», «Исключение лишнего», «Классификация», «Логика связей» и т.д.

Методики диагностики интеллекта. Представления о структуре интеллекта. Связь теоретических представлений об интеллекте и особенностей диагностического инструментария, созданного на основе этих представлений. Теории интеллекта Ч. Спирмена, Л. Терстоуна, Р. Кеттелла, Р. Мейли, Г. Гарднера. Невербальные тесты интеллекта: особенности их создания и использования. Методика «Прогрессивные матрицы» (Дж.Равен). Интеллектуальный тест, свободный от влияния культуры (Р.Кеттелл). «Шкала измерения интеллекта» (Д. Векслер). Тест структуры интеллекта (Р. Амтхауэр). Групповой тест (Дж. Ваны). Школьный тест умственного развития. Универсальный интеллектуальный тест (Н.А. Батурин, Н.А. Курганский).

Методики изучения способностей. Общие (интеллектуальные и творческие) и специальные способности. Фигурный тест Е. Торренса. Метод креативного поля Д. Б. Богоявленской. Тест музыкальной одаренности К. Сишора. Тест технического мышления Беннета. Тесты достижений. Процедура создания теста достижений.

Методики изучения представлений. Объективные и субъективные способы оценки представлений. Метод квадрата букв. Опросник Маркса для оценки яркости – четкости представлений. Психосемантические методы диагностики. Семантический дифференциал (Ч. Осгуд). Репертуарные решетки (Келли).

Опросники и проективные методики. Виды личностых опросников: типологические, черт личности, мотивов, интересов, ценностей, установок. Типологические опросники личности: опросник Шмишека, ПДО А.Е. Личко, MMPI и его адаптации в нашей стране СМИЛ (Л.Н. Собчик), ММИЛ (Ф.Б. Березин), СКЛО (ПИ им. В.М. Бехтерева), СМОЛ (В.П. Зайцева). Опросники черт личности. «Лексическая гипотеза» Г.Олпорта и Х.С. Одбера. Опросники Р. Кеттелла. Типы данных опросника Р. Кеттелла (L и Q - данные). Особенности строения факторов в опросниках Р. Кеттелла. Детская и юношеская формы опросника Р. Кеттелла. Опросник 16 русскоязычных факторов А.Г. Шмелева.

«Большая пятерка» - модель и диагностический инструмент. Опросники Г. Айзенка как реализация идеи «большой пятерки» - EPI и EPQ.

Личностные опросники мотивации. «Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению», «Опросник для измерения мотивации достижения» (А. Мехрабиан). Список личностных предпочтений А. Эдвардса.

Личностные опросники интересов. Дифференциально-диагностический опросник (Е.А. Климов). «Карта интересов» (А. Голомшток). Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши.

Опросники личностных ценностей. Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич). Морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф.Сопов, Л.В. Карпушина). Тест изучения смысложизненных ориентаций человека. Ценностный опросник С. Шварца.

Личностные опросники установок. Самоактуализационный тест. Тест-опросник самоотношения В.В. Столина. Методика исследования самоотношения (С.Р Пантилеев).

Практический компонент. Умеет анализировать психологические теории представлений об интеллекте и о личности, умеет подобрать психодиагностические методики, адекватно решающие клиентский запрос в отношении изучения способностей (общих и специальных) и личностных особенностей.

Ценностный компонент. Понимает значение интеллекта, творчества и личности в жизнедеятельности человека и их влиянии на эффективность его деятельности.

Основные понятия. Интеллект, личность, способности общие и специальные; методики, диагностики интеллекта, творческих и специальных способностей, личностных особенностей. Личностные опросники: типологические, черт личности, интересов, ценностей, установок.

Модуль 3.

Темы:

«Методики диагностики психических состояний»

«Методики диагностики межличностных параметров в группе»

Знаниевый компонент. Причины необходимости измерения психических состояний. Трудности в диагностике психических состояний. Три группы методов оценки психических состояний: физиологические, поведенческие, субъективные. Опросник Спилбергера. Методика САН. Анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз». Личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор). Шкала депрессии В. Зунга.

Диагностика межличностных отношений. Признаки малой группы (по Ш.Бюлер). Социометрия. Формы социометрии. Критерии социометрии. Требования к критериям социометрии. Графический и количественный способы обработки результатов социограммы. Основные показатели социограммы: психологическая экспансивность, социометический (реальный и рефлексивный) статус, групповая сплоченность.

Опросники и психосеманические методы в диагностике межличностных отношений. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (А.Ф. Фидлер). Определение психологического климата группы (А.Н. Лутошкин). Определение индекса групповой сплоченности Сишора. Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто). Диагностика межличностных отношений (Т. Лири). Калифорнийский психологический опросник. Опросник «Фундаментальные ориентации в межличностных отношениях» (В. Шутц).

Методики изучения стиля руководства. Методика определения стиля руководства (В.П. Захаров). Экспертная оценка психологических характеристик личности руководителя (Ю.П. Платонова).

Методики изучения психологической совместимости и срабатываемости. Методика PARI. Опросник «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях». «Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре» (А.Н. Волковой). «Анализ семейного воспитания».

Диагностика в целях профориентации. Методика определения профессионального личностного типа Голланда. «Карта интересов» А. Голомштока. Методика изучения коммуникативных и организаторских способностей Синявского и Федоришина.

Диагностика в целях профессионального психологического отбора. Компоненты профотбора. Этапы психологического отбора. Профессионально важные качества человека. Психодиагностический комплекс для психологического отбора (на примере должности следователя).

Практический компонент. Умеет подбирать адекватный психодиагностический инструментарий для решения задач профессионального психологического отбора, профориентации, диагностики отношений в группе и межличностых отношений.

Ценностный компонент. Понимает значение психических состояний в жизнедеятельности человека, их роль в эффективность его деятельности. Понимает важность профессионального психологического отбора в процессе сопровождения профессиональной деятельности.

Основные понятия. Диагностика психических состояний, межличностных отношений, групповых феноменов. Профессиональный психологический отбор.

 

6. Планы семинарских занятий.

Модуль 1.

Перечень вопросов, выносимых на обсуждение

1. Логика появления тестовых методик: от тестов интеллекта к опросникам и проективным методикам.

2. Специфика развития психодиагностики в нашей стране.

3. Классификация методов психодиагностики. Основания для классификации.

4. Диагностические подходы: объективный, субъективный, проективный.

5. Проанализировать методики различного типа и их на предмет достоинств и ограничений, которые на использование накладывает тот подход, в рамках которого они созданы. Например: объективный подход – тест Амтхауэра, Векслера, Равена, тест технического мышления Беннета; субъективный подход – СМИЛ, УСК, 16-факторный опросник Кеттелла; проективный подход – методики Люшера, Розенцвейга, Сонди, ТАТ, Роршаха.

6. Предложить схему анализа психодиагностических методик.

7. Этические принципы психодиагностического обследования.

8. Логика создания теста.

9. Валидность теста. Виды валидности. Способы установления валидности теста.

10. Надежность теста. Виды надежности. Способы установления надежности теста

Модуль 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: