Порядок вычисления ты уплаты налога на добавленную стоимость.




В соответствии с действующим украинским налоговым законодательством реализация товаров (работ, услуг) плательщиками осуществляется по ценам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость.

Без такого оценивания расчетные документы не принимаются к выполнению.

Именно поэтому порядок вычисления и отображения суммы налоговой обязанности касательно НДС, который подлежит перечислению в бюджет, является одним из важных моментов при выполнении данного налогового долга в целом.

В наиболее общем порядке сумма НДС, который подлежит перечислению в бюджет, определяется как разница между суммой НДС, отображенной в цене реализации товаров (работ, услуг), и суммой НДС в цене приобретения.

Фактически таким способом законодатель определяет основной подход к вычислению этого налога. Так, в соответствии с п. 188.1 ст. 188 Налогового кодекса Украины операции касательно товаров (работ, услуг) осуществляется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, но не ниже обычных цен, определенных в соответствии со ст. 39 этого Кодекса, с учетом общегосударственных налогов и сборов, а также сбора на обязательное государственное пенсионное страхование на стоимость услуг сотовой подвижной связи. Детализируя это общее установление относительно порядка вычисления НДС, законодатель регулирует и определяет режим применения налоговой накладной, выделяет дату возникновения налоговых обязательств, конструкцию налогового кредита и момент возникновения права на него.

 

Величина добавленной стоимости может вычисляться двумя методами:

1) методом добавления заработной платы и прибыли;

2) методом, при котором от полной стоимости вычитают стоимость сырья, материалов и услуг производственного характера.

 

Наиболее рациональным методом расчета НДС является зачетный, который используется в большинстве стран, которые применяют этот налог. НДС насчитывается таким образом, когда основой начисления является стоимость облагаемого налогом оборота, то есть стоимость реализованных товаров (работ, услуг), без включения в нее самого налога, при праве на отчисление налога, оплаченного поставщикам за приобретенные товары (работы, услуги).

В понятие «добавленная стоимость» включаются суммы, связанные с собственным производственным процессом предприятия и прибавленные к «старой стоимости» (реализованной в использованном сырье, комплектующих материалах и тому подобное).

Вычисление и уплата НДС за товары, завезенные на территорию Украины, осуществляются до и после таможенного оформления на основе грузовой таможенной декларации, в которой начисленная сумма налога, выделяется отдельной строкой.

 

База налогообложения операций по снабжения товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины, определяется по их договорной (контрактной) стоимости, но не ниже таможенной стоимости товаров, по которой были определены налоги и сборы, которые взыскиваются во время их таможенного оформления, с учетом акцизного налога и ввозной пошлины, за исключением НДС, которые включаются в цену товаров/услуг по закону.

Сумы налога, которые подлежат уплате в бюджет или возмещению с бюджета, определяются как разница между общей суммой налоговых обязательств, которые возникли в связи с любой продажей товаров (работ, услуг) в течение отчетного периода, и суммой налогового кредита отчетного периода. Невозможно охватить все многообразие ситуаций, но выделить несколько принципиальных схем необходимо.

Вычисление и уплату НДС в бюджет плательщик осуществляет самостоятельно в сроки, установленные для этого налога в бюджет в общем порядке, а именно:

- подает налоговую декларацию по НДС за базовый отчетный (налоговый) период, который равняется календарному месяцу, в течение 20 календарных дней, которые наступают за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца;

- платит налог в бюджет в течение 10 календарных дней, которые наступают за последним днем соответствующего предельного срока подачи налоговой декларации.

 

Бюджетное возмещение. Являет собой сумму, которая подлежит возвращению плательщику НДС с бюджета в связи с избыточной уплатой налога. Такой избыток может образоваться при сопоставлении суммы НДС, оплаченного плательщиком при приобретении товаров (работ, услуг), и суммы НДС при реализации товаров (работ, услуг), в производстве или осуществлении которых принимали участие товары (работы, услуги), приобретенные или полученные им. Разница при сопоставлении данных сумм и приводит или к налоговому кредиту, или к бюджетному возмещению.

Образование негативной разницы при вычислении НДС дает налогоплательщику право на возмещение такой разницы за счет того фонда, куда направляется сумма от уплаты налога, - государственного бюджета.

Абсолютно аргументировано обращенное внимание на то, что такое возмещение извне похоже на процедуру возвращения лишних оплаченных сумм налога. Однако природа возникновения предпосылок и обязанности перечисления плательщику сумм из бюджета является принципиально разной.

Следует обратить внимание на некоторое смежное положение механизма регулирования бюджетного возмещения. Вряд ли его можно отнести исключительно к сфере налоговых отношений.

В такой ситуации идет речь как об анализе содержания налоговой обязанности, суммы налога (которая подлежит уплате или возмещению), что, безусловно, является предметом налогово - правового регулирования, так и о перечислении средств с государственного бюджета, что связано уже и с действием бюджетно-правовых норм.

Поэтому, по-видимому, целостность регулирования в этом случае предопределяет существование комплексной конструкции финансово-правовых институтов: бюджетного и налогового права.

Возмещение НДС предусматривает наличие двух форм, в основе которых лежит корректировка особенностей вычисления налога, который влечет существование общего и специального порядка.

Общий порядок возмещения распространяется на все операции, которые подпадают под налогообложение по базовой или сниженной ставкой, тогда как специальный порядок возмещения регулирует отношения при вычислении НДС относительно операций, которые предусматривают использование нулевой ставки.

Бюджетное возмещение осуществляется в течение периода, в течение которого с Государственного бюджета Украины в соответствии с решением плательщика перечисляется надлежащая ему сумма НДС.

Сумма налога, который подлежит уплате (перечислению) в бюджет, или бюджетное возмещение определяется как разница между суммой налогового обязательства отчетного налогового периода и суммой налогового кредита такого отчетного налогового периода.

При позитивном значении такой суммы она подлежит уплате (перечислению) в бюджет в сроки, установленные для соответствующего налогового периода.

При отрицательном значении такая сумма учитывается в уменьшение суммы налогового долга по данному налогу, который возник за предыдущие налоговые периоды (в том числе рассроченного или отсроченного), а в случае его отсутствия зачисляется в состав налогового кредита следующего налогового периода.

 

Налогоплательщик, который имеет право на получение бюджетного возмещения и принял решение о возвращении полной суммы бюджетного возмещения, представляет соответствующему фискальному органу налоговую декларацию и заявление о возвращении полной суммы бюджетного возмещения, которое отображается в налоговой декларации.

К декларации добавляются расчет суммы бюджетного возмещения, а также оригиналы таможенных деклараций (экземпляров декларанта), которые подтверждают вывоз товаров (сопутствующих услуг) за пределы таможенной территории Украины.

В течение ЗО календарных дней, которые наступают за предельным сроком получения налоговой декларации, фискальный орган проводит камеральную проверку заявленных в ней данных. При этом орган государственной фискальной службы обязан в пятидневный срок по окончании проверки подать государственной казначейской службе вывод с указанием суммы, которая подлежит возмещению с бюджета.

На основании полученного вывода соответствующего органа государственной фискальной службы, государственной казначейской службы Украины выдает плательщику налога отмеченную в нем сумму бюджетного возмещения путем перечисления средств с бюджетного счета на текущий банковский счет плательщика налога в обслуживающем банке в течение пяти операционных дней после получения вывода органа государственной фискальной службы.

Налоговая накладная.

Налоговая накладная - это отчетный налоговый документ, который подтверждает возникновение налоговой обязанности налогоплательщика в связи с продажей товаров (работ, услуг) и одновременно право на налоговый кредит у покупателя-плательщика налога в связи с приобретением таких товаров (работ, услуг).

Налоговая накладная должна быть подписана уполномоченным плательщиком лицом и скреплена печатью, а также содержать такие данные, которые отмечаются в отдельных строках:

· порядковый номер налоговой накладной;

· дата выписывания налоговой накладной;

· полное или сокращенное название, отмеченное в уставных документах юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица, зарегистрированного как плательщик НДС, - продавца товаров/услуг;

· налоговый номер плательщика налога (продавца и покупателя);

· местонахождение юридического лица-продавца или налоговый адрес физического лица - продавца, который зарегистрирован как плательщик налога;

· полное или сокращенное название, отмеченное в уставных документах юридического лица, или фамилия, имя и отчество физического лица, зарегистрированного как плательщик НДС, - покупателя (получателя) товаров/услуг;

· описание (номенклатура) товаров/услуг и их количество, объем;

· цена снабжения без учета налога;

· ставка налога и соответствующая сумма налога в цифровом значении;

· общая сумма средств, которые подлежат уплате с учетом налога;

· вид гражданско-правового договора.

 

Администрирование налога на добавленную стоимость переходит в новую эру – электронную. В тексте налогового закона (законопроект № 1578) сохранились нормы об электронном администрировании НДС и функционировании НДС-счетов.

Система электронного администрирования НДС (СЭА) представляет собой аналитический учет НДС в разрезе налогоплательщиков, при котором информация обо всех операциях по НДС будет видна он-лайн в виде электронного лицевого счетаналогоплательщика.

Полноценный старт СЭА запланирован с 01.04.2015 г., но для налогоплательщиков предусмотрен переходный период с 01.02.2015 г. до 31.03.2015 г. В переходном периоде к налогоплательщикам не будут применяться штрафы за нарушения сроков регистрации налоговых накладных в Едином реестре (ЕРНН), а также регистрация налоговых будет проходить без ограничений.

Право на налоговый кредит субъектов хозяйствования больше не привязывается к связи с хозяйственной деятельностью налогоплательщика: в состав налогового кредита будут относиться все приобретения товаров и услуг с НДС. Но для корректировки будет применяться механизм начисления налоговых обязательств на стоимость товаров и услуг, которые не применяются в хозяйственной деятельности (например, ранее они не давали права на налоговый кредит по НДС).

Сам факт введения СЭА и НДС-счетов вызывает очень негативное отношение у бизнеса, в частности из-за вымывания оборотных средств предприятий и усложнения учета и отчетности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: