ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения эмоционально неблагополучных детей старшего дошкольного возраста

1.1. Эмоциональное развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста………………………………...…………………………………………..7

1.2. Причины эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………….13

1.3. Сущность понятия «психолого-педагогическое сопровождение»………33

Глава 2. Выявление эмоционального неблагополучия у детей старшего дошкольного возраста и организация психолого-педагогиечского сопровождения их развития

2.1. Диагностика признаков эмоционального неблагополучия у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………...........41

2.2. Рекомендации по организации и педагогического сопровождения эмоционально-неблагополучных дошкольников………………………...46

Заключение……………………………………………………………..………..57

Список использованной литературы…………………………………………..59

Приложения


ВВЕДЕНИЕ

Эмоции в психологии - это процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний [1].

Новорожденный уже способен испытывать такие эмоции, как страх, обнаруживающийся при сильном звуке или внезапной потере опоры, неудовольствие, проявляющееся при ограничении движений, и удовольствие, возникающее в ответ на покачивание, поглаживание. Если рассмотреть эмоциональные реакции в качестве индикаторов обусловивших их потребностей, то можно заключить, что врожденной способностью вызывать эмоции обладают: потребность в самосохранении (страх), в свободе движений (гнев) и в получении особого рода раздражений, свидетельствующих о психической защищенности (удовольствие) [7].

Эти потребности определяют фундамент эмоциональной жизни человека. Если у младенцев страх вызывается только сильным звуком или потерей опоры, то уже у дошкольников его причинами может выступать множество не только биологических, но и социокультурных факторов [14].

Наибольшая чувствительность к страхам проявляется в 5-7 лет. Причем y девочек страхов всегда немного больше, чем у мальчиков. Связано это с поступлением ребенка в школу.

П.П. Блонский и Л.С. Выготский различали относительно стабильные периоды развития ребенка и периоды переходные, критические, когда становятся явными возрастные новообразования, постепенно формирующиеся на протяжении предшествующего стабильного периода.

По мнению многих исследователей, начало школьного обучения совпадает с возрастным кризисом семи лет. Л.С. Выготский самой существенной чертой этого кризиса считал начало дифференциации внутренней и внешней сторон личности ребенка. Переживания начинают осмысливаться, появляются аффективные обобщения, «логика» чувств. Определенные требования к самому себе, желание добиться успеха и положения в социуме возникают именно в связи с кризисом семи лет. Для этого возраста характерны следующие негативные проявления: нарушение психического равновесия, неустойчивость воли, настроения и т.д.

Физиологической основой этого кризиса считается эндокринный сдвиг, сопровождающийся бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. Наиболее яркими симптомами переходного периода являются капризность, нервозность, обидчивость, плаксивость, упрямство, негативизм, «приставучесть», кривлянье, «обезьянничанье», раздражительность, вспыльчивость, агрессивность, конфликтность, мстительность, дерзость и т.п. Дети становятся непослушными и с трудом поддаются воспитательным воздействиям взрослых.

По сравнению с «классическими» описаниями кризис семи лет в последнее время заметно «помолодел», большинство детей проходят его в дошкольный период, начиная примерно с 5 лет 6 месяцев, и лишь часть детей переживает его в первом классе. Наступление этого кризиса — один из признаков психологической готовности ребенка к школе.

Значительные различия в уровне психологической готовности ребенка к школе — в развитии произвольности, мотивации, интеллекта и социальной компетентности — создают объективные трудности как для подготовленных, так и неподготовленных учеников.

Нестабильность и противоречивость современной социальной ситуации в нашей стране приводит к резкому возрастанию количества детей, испытывающих трудности социализации и, в частности, вхождения в школьную жизнь.

У большинства нормально развивающихся детей этот критический период жизни (5-7 лет) проходит далеко не гладко. Часто родители отмечают изменение в состоянии ребенка: появляются раздражительность, плаксивость, непослушание, теряется аппетит, иногда нарушается сон. Робкие, застенчивые, неуверенные в себе дети становятся замкнутыми, возникает страх перед плохой оценкой, устным ответом у доски, наказанием при любой оплошности. У некоторых воспитанников формируется отрицательное отношение к школе.

Актуальность работы заключается в необходимости изучения развития психики ребенка, в частности эмоциональной сферы дошкольника, так как на ранних возрастных ступенях психологические новообразования имеют непреходящее значение для всестороннего развития индивида, вносят вклад в формирование человеческой личности и осуществлении сопровождения таких детей.

Объектом исследования является работа воспитателя с эмоционально-неблагополучными детьми.

Предметом исследования является коррекционно-развивающая работа с эмоционально неблагополучными детьми старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: Процесс преодоления эмоционального неблагополучия и осуществление психолого-педагогического сопровождения таких детей будет осуществляться быстрее и эффективнее при реализации психолого – педагогических условий, а именно:

1) своевременное выявление таких детей;

2) использования различных форм и методов, в частности специальных игр и упражнений;

3) совместная работа педагогов и родителей.

Цель работы - изучить возможности организации коррекционно-развивающей работы при психолого-педагогическом сопровождении эмоционально-неблагополучных детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

- раскрыть особенности проявления отрицательных эмоций у младших школьников;

- провести диагностику эмоционального неблагополучия у детей младшего школьного возраста;

- рассмотреть методы психолого-педагогического сопровождения эмоционально неблагополучных детей младшего школьного возраста.

При экспериментальном исследовании мы использовали следующие методики: методика "Дом - Дерево - Человек", методика "Рисование несуществующего животного", диагностика страхов, рисунок семьи, восьмицветовой тест М. Люшера.

Для достижения поставленной цели и задач нами были использованы следующие методы научного исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

- методы массового сбора материала (беседы, наблюдения);

- диагностические методы;

- психолого-педагогический эксперимент.

Исследование проводилось в МАДОУ с. Казанское и включает три этапа:

1. Постановочный (со 2 января по 15 февраля - выбор и осмысление тем по изученной психолого-педагогической литературе, формулировка цели, предмета, объекта, задачи исследования, постановка гипотезы).

2. Экспериментальный (с 15 февраля по 28 марта – разработка комплекса мероприятий и их системное провидение, обработка положительных результатов, проверка гипотезы).

3. Интерпретациональный (с 28 марта по 14 апреля – провидение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала).

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы() и приложений.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: