Причины возникновения государства (современный взгляд).




РАЗДЕЛ 1..

ОСНОВЫТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ЛЕКЦИЯ 1.

ОСНОВЫТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА.

 

Смысл термина «государство». Причины возникновения государства, признаки присущие государству.

Теории происхождения государства

Формы государства

Функции государства

1.

Государство является центральным институтом политической системы и обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции. Термин государство используется в двух значениях. В широком смысле государство- рассматривается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Отождествляется по существу с такими понятиями как "страна", "общество". В узком смысле государство - понимается как организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов в пределах определенной территории. В этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

Государство можно оп­ределить как особую форму организации политической власти в обще­стве, призванной согласовывать несовпадающие интересы людей, групп и выражать их общезначимые потребности, опираясь на при­нуждение и нормы права.

Первые государственные образования появились около 5 тыс. лет назад. Это были государства Древнего Востока: Древний Еги­пет, Древний Вавилон и т.п. Однако само понятие «государство» в современном значении возникло лишь в начале XVI в. В правовую науку его ввел итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469— 1527). Он использовал для обозначения государства термин «stato» (от лат. status — положение, статус). До этого все государственные образования обозначались различными терминами: «республика», «городская община», «княжеское господство», «земля», «полис», «единовластное правление», «тирания», «олигархия» и т.п. Теперь все эти государственные образования обозначались одним терми­ном. Следовательно, общепринятый термин «государство» появился позже, чем само государство.

Причины возникновения государства (современный взгляд).

Оценивая роль государства в жизни общества и личности, извест­ный французский поэт Поль Валери (1871—1945) как-то заметил: «Если государство сильное, оно подавляет нас, если же слабое — мы погибаем». Почему же человек не может существовать без госу­дарства, но и одновременно всегда противостоит ему? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к причинам, которые способствова­ли формированию государства.

Государство существовало не всегда. Первоначально существо­вало догосударственно организованное общество — общество без го­сударства. В нем функции управления не закреплялись на постоян­ной основе за какой-либо группой рода или племени. Власть при­надлежала собранию рода, которое делегировало ее на определен­ное время какому-то лицу (вождю, военачальнику, старейшине) и было вправе изъять ее у него. Упорядочивание взаимоотношений между людьми в догосударственном обществе, согласование их интересов происходили с помощью мононорм — правил, представляв­ших собой нерасчлененное единство норм морали, религиозных верований, традиций, обычаев, кровнородственных связей. Они существовали в форме мифов, табу (запретов).

В государственно организованном обществе властные функции монополизируются привилегированным меньшинством общества, которое осуществляет их с помощью специально подготовленных для управления людей (бюрократии), органов принуждения и пра­вовых норм. За эту деятельность указанные люди получают жалова­нье. Аппарат управления часто был достаточно многочисленным. Например, в афинском государстве в период его расцвета (V в. до н.э.) государственный аппарат состоял из 6 тыс. судей, 160 стрелков, 1200 всадников, 500 стражников верфей, 500 членов совета и т.п. — всего около 20 тыс. человек. Это при том, что полноправных граж­дан, т.е. лиц старше 18 лет, было около 35 тыс.

Потребность в государстве была обусловлена различными при­чинами, которые, однако, сводились к тому, что общество сотряса­ли конфликты, вызванные как естественным, так и имущественным и социальным неравенством между людьми.

Следовательно, можно выделить:

1) экономические причины (переход от присваивающей к произ­водящей экономике, общественное разделение труда, появление частной собственности и неравенства);

2) социальные причины (раскол общества на классы);

3) географические (размер территории, защищенность внешних границ);

4) культурные (тип ценностей, вид религии) и иные причины.

 

Государство характеризуется целым рядом только ему присущих признаков:

1). Территория – это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без территории государство не существует, хотя может изменяться во времени (увеличиваться в результате экспансии или уменьшаться в результате поражения в войне).

2). Население, т. е человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец». Постоянное население имеет устойчивую связь с государством посредством подданства или гражданства и пользуется защитой государства внутри страны и за её пределами. Правовое положение иностранцев и лиц, не имеющих гражданства, регулируется особыми нормами. Население и народ (нация) – понятия не тождественные. Народ (нация) – это социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным.

3). Наличие власти. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать её подвластным, осуществлять над ними господство. Такие отношения устанавливаются между населением и особым слоем людей, который им управляет. Иначе их называют чиновниками, политической элитой, бюрократией и др. Государственная власть в отличие от других видов власти имеет ряд особенностей:

а) это – публичная власть: она выступает от имени всего народа и имеет публичную основу для своей деятельности (казённое имущество, налоги и др.);

б) это – институализированная (аппаратная) власть: она осуществляется посредством органов и учреждений, объединённых в иерархическую систему. Правители меняются, а учреждения остаются, вследствие чего государство обладает относительной стабильностью;

в) это – легитимная власть. Легитимность власти означает: её законность, т.е установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными.

г) это универсальная власть, т.е. способная решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы;

д) общеобязательность указаний власти.

 

4) Наличие особого аппарата управления, обеспечивающего выполне­ние функций государства. Особое место в этом аппарате занимают правоохранительные органы, которые образуют свою подсистему. В которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности., внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и ряд других. Они необходимы любому государству в связи с тем, что власть осуществляется посредством норм права, которые необходимо охранять. Если к власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранительных органов применяются предусмотренные правовой системой санкции. Помимо санкций за нарушение правовых норм (отмена незаконного акта, взыскание штрафа и др.) правоохранительные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе (примирение спорящих сторон, предупреждение правонарушений и др.).

5) Суверенитет. Понятие суверенитет раскрывается через понятие "верховенство": общеобязательность решений для всего населения, возможность отмены решений негосударственных политических организаций. Государство обладает наивысшей властью на определенной территории и независимо в международных отношениях. Государственный суверенитет характеризуется таким базисными признаками, как единство и неделимость территории, неприкосновенность границ и невмешательство во внутренние дела. Экономической основой суверенитета является владение территорией, материальными ресурсами. Политической основой – наличие достаточно развитой организации политической власти. Правовая основа суверенитета обеспечивается системой внутреннего законодательства и международным правом.

6) Всеобщность. Данный признак показывает, что государство включает в сферу своего воздействия всех людей, находящихся на его территории.

7) Армия. Одна из главных целей правящей элиты заключается в гарантировании территориальной целостности государства. Хорошо известно, что пограничные споры между смежными государствами часто являются причиной военных конфликтов. Современное вооружение делает возможным захват территорий не только смежных государств. Вот поэтому вооружённые силы до сих пор остаются необходимым атрибутом любого государства. Армия также может использоваться и в критических внутренних конфликтах.

8) Монополия государства на правотворчество. Государство организует общественную жизнь на основе права. Только государство в лице определенных органов может утверждать нормы обязательные для всего общества.

9) Наличие единой денежной и налоговой систем. Сбор налогов с физических и юридических лиц расположенных на территории государства является неотъемлемой чертой государственной организации общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: