происхождения государства




       
   
ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
 
 

 

 


 

 

7.Расовая теория (Жозеф Артур

де Гобино (1816—82).

 

Рассмотрим основные положения указанных теорий:

1. Теологическая теория получила свое развитие при феодальном строе, в основу теории положен тезис о божественном происхождении государства и государственной власти, то есть процесс возникновения и развития государства аналогичен процессу сотворения богом мира. Государство рассматривается как проявление божественной силы, воплощение власти бога на земле.

Основной тезис теории – любая светская власть производна от власти бога на земле, а потому также обязательна для исполнения, как и божественная воля.

Крупнейшими представителями данной теории являются Фома Аквинский (1221-1274 г.г.), Жак Маритен (1882-1973 г.г.).

2. Патриархальная теория рассматривает возникновение государства непосредственно из разросшейся семьи, а власть монарха конструируется из власти отца над членами его семьи.

Основной тезис теории – государство есть одна большая семья, в которой отец (патриарх) заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

Крупнейшими представителями данной теории являются Аристотель (384-322 г.г. до н.э.), Н. К. Михайловский (1842-1904 г.г.).

3. Договорная теория, в соответствии с этой теорией государство возникло в результате общественного договора (общественного соглашения) о правилах совместного проживания людей в целях обеспечения своих основных прав и свобод.

Основной тезис теории – государство есть организация, призванная обеспечить права человека в наиболее приемлемой форме, отвечающей интересам людей.

Крупнейшими представителями данной теории являются Б. Спиноза (1632-1677 г.г.), Т. Гоббс (1588-1679 г.г.), А.Н. Радищев (1749-1802), Д. Дидро (1713-1784 г.г.), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778 г.г.).

4. Теория насилия в основу происхождения государства кладет акт насилия, как правило, это завоевание одного народа другим. Для закрепления власти победителя над завоеванным народом, для насилия над ним и создается государство.

Основной тезис теории – государство возникло из силы, навязанной обществу извне.

Крупнейшими представителями данной теории являются К.Каутский (1854-1938 г.г.), Л. Гумплович (1838-1909 г.г.), Е.Дюринг (1833-1921 г.г.).

5. Психологическая теория объясняет возникновение государства и власти особыми психическими потребностями и переживаниями людей: желанием одних подчиняться, а других – властвовать.

Основной тезис теории – государство есть союз людей, построенный на психологически обусловленном желании властвовать и подчиняться (людям, закону, обычаю).

Крупнейшими представителями данной теории являются Л. Петражицкий (1867-1931 г.г.), З. Фрейд (1856-1939 г.г.).

6. Марксистская теория в качестве основных факторов образования государства видит в развитии общественного разделения труда, возникновении частной собственности, классов и эксплуатации одних классов другими. Государство создается экономически господствующими группами для подчинения себе неимущих слоев населения.

Основной тезис теории – государство является организацией политической власти для подавления одного класса другим.

Крупнейшими представителями данной теории являются К.Маркс (1818-1883 г.г.), Ф. Энгельс (1820-1895 г.г.), В. Ленин (1870-1924 г.г.).

7. Расовая теория происхождения государства. Одним из основателей расово-антропологической школы в социологии был французский писатель Жозеф Артур де Гобино (1816—82). Согласно его теории, в мире существуют «высшие» расы, призванные господствовать, и «низшие» расы, которым по своей природе предназна­чено находиться в подчинении у «высших». В период своего созда­ния расовая теория обосновывала правомерность колониальных захватов развитыми странами отсталых народов Азии, Африки, Латинской Америки. Затем она стала теоретической основой построе­ния расового государства в Германии в 30-е гг. Сущность расового государства — арий­ского государства — выразил один из его создателей Адольф Гитлер: «Мы хотим произвести отбор слоя новых господ, слоя, который будет сознавать, что он имеет право на основе своей лучшей расы господствовать, слоя, который сумеет установить и сохранить без колебаний свое господство над широкой массой».

 

3.

 

Форма государства является понятием, которое раскрыва­ет устройство государственной власти с разных сторон. Во-первых, оно указывает на то, кем и как формируется государственная власть. Во-вторых, понятие «форма госу­дарства» определяет то, как она распределяется на территории государства. В-третьих, форма государства указывает какими методами осуществляется власть. Т. е. форма государства представляет собой организацию государственной власти, состоящую из трёх элементов: формы правления, формы государственного устройства и государственного режима.

Форма правления определяет способ формирования органов высшей государственной власти, источники их образования и принципы взаимодействия законодательной, исполнительной властей, а также роль населения в их формировании.

Форма территориального устройства указывает на территориаль­ную организацию государственной власти, соотношение государства с входящими в него субъектами (территориями, государственны­ми образованиями).

Государственный (политический) режим характеризует средства и методы, с по­мощью которых осуществляется государственная власть и, следовательно, каким образом государство реализует свои функции.

Нарисовать схему.

Форма государства

Форма правления Форма территориального устройства Форма государственного (политического) режима

По форме правления государства подразделяются на:

а) монархия – государство, в котором глава государства (монарх) замещает должность в порядке наследования, занимает ее пожизненно и является не подотчетным лицом перед своими подданными. Юридическими признаками мо­нархии являются:

1) существование единоличного главы государства, обладающего всей полнотой власти пожизненно;

2) престолонаследие как способ передачи верховной власти;

3) монарх правит по собственному усмотрению, а не от имени народа;

4) юридическая безответственность монарха, т.е. он не отвечает за принимаемые решения, за них несут ответственность мини­стры, которые действуют от имени монарха.

Монархии бывают абсолютными (примером могут служить государства Персидского залива), когда власть монарха ничем (напри­мер, конституцией) и никем (например, парламентом) не ограниче­на, и ограниченными (конституционными). Абсолютная монархия – это форма правления единодержавного характера, для неё характерно отсутствие представительных учреждений народа. Монарх единолично издаёт законы, руководит правительством и контролирует правосудие. (Россия XVII-XVIII вв.). Т. е. основным признаком абсолютной монархии является неограниченная и ни перед кем неподотчётная власть монарха. Конституционная монархия – это форма правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом (парламентом) и особым правовым актом (конституцией). Т.е имеет место распределение полномочий верховной власти между единоличным органом (монархом) и коллективным – парламентом.

Разновидностями конституционной мо­нархии являются: дуалистическая и парламентарная.

В дуалистической монархии существуют два политических учреждения: монарший двор, формирующий правительство, и парламент, который никакого влияния на правительство не оказывает, как, например, в России до революции 1917 г. Монарх же имеет сильное влияние на парламент: может наложить вето на его законы, издать чрезвычайные указы, имеющие силу закона, а то и распустить парламент. Обычно дуалистические мо­нархии возникали в переходные периоды, когда общество меняет тип исторического развития, например переходит от феодализма к капитализму. В этих условиях монарх отражает интересы уходящего с исторической арены класса феодалов, а парламент — зародив­шейся буржуазии. Примером дуалистической монархии может служить Германия в период 1871—1918 гг.

При парламентарной монархии законодательная власть принадлежит парламенту, правительство согласно конституции несёт перед ним ответственность. Монарх «цар­ствует, но не правит»: он выполняет представительские функции, формально утверждает состав правительства и подписывает законы, принятые парламентом. Монарх здесь скорее фигура символическая, являющаяся данью традиции, нежели властная (современные Великобритания, Швеция, Япония, Дания, Голландия, Норвегия, Тайланд).

б)Республика представляет собой форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на оп­ределенный срок. Юридическими признаками республики являются:

1) выборность высших органов государственной власти;

2) срочность, т.е. органы верховной власти избираются на опре­деленный срок;

3) осуществление власти от имени народа, а не по собственному усмотрению;

4) юридическая ответственность органов власти за принимае­мые решения;

5) власть функционирует на принципе разделения;

6)гарантированность прав человека и гражданина.

Современные республики бывают трех видов: парламентские, президентские и смешанные. Различия между ними обусловлены, во-первых, тем, кто формирует правительство и перед кем оно от­ветственно, и, во-вторых, как строят свои взаимоотношения зако­нодательная и исполнительная ветви власти (либо на принципе разделения властей, что характерно для президентской республики; либо на принципе сотрудничества властей, что свойственно для парламентарной республики).

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, президент является самостоятельной государственной фигурой и наделён реальными властными полномочиями.

Признаки президентской республики:

1. Правительство назначается президентом и утверждается парламентом.

2. Правительство подотчетно президенту, а не парламенту.

3. Президент избирается населением страны путем прямых выборов или опосредованно, через коллегию выборщиков.

4. Президент может одновременно являться главой правительства (на­пример, в США).

5. Президент обладает правом отлагательного вето на решения парламен­та, а также имеет право распустить парламент и объявить новые выборы.

Президентская республика создаёт благоприятные условия для сосредоточения в руках президента больших полномочий, что стабилизирует государственную власть.

Парламентская республика характеризуется верховенством парламента и ответственностью перед ним правительства.

1. Правительство формируется из числа депутатов парламента, кото­рые являются членами партии, победившей на выборах.

2. Правительство подотчетно парламенту и несет перед ним коллек­тивную ответственность за свою деятельность.

3. Глава государства (президент) избирается парламентом или парла­ментской коллегией.

4. Правительство остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства.

Хотя конституции парламентских республик наделяют пре­зидента широкими полномочиями (он обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, является главнокоман­дующим вооруженными силами), но осуществлять их он может лишь по предложению правительства. Парламентская республика – менее распространённая форма правления, чем республика президентская. Она существует в странах, отличающихся развитой саморегулируемой экономикой (Италия, Финляндия и др.).

Президентско-парламентская республика (эта форма существует сегодня во Франции, Австрии, Ирландии, Польше, Португалии, Болгарии и т.п.) отличается двойной ответственностью правитель­ства — перед президентом и парламентом. Схожие черты правления можно найти и в современной России, хотя роль ее парламента су­щественно ограничена по сравнению с французским.

Президентско-парламентскую республику еще называют сме­шанной, поскольку она сочетает в себе наиболее сильные стороны парламентской и президентской систем правления. Смешанная форма правления соединяет в себе сильную президентскую власть (достоинство президентской республики) и эффективный контроль за правительством со стороны парламента (сильная сторона парла­ментской республики).

С одной стороны, президент наделен широким кругом полно­мочий: он является главой государства, верховным главнокоман­дующим, обладает отлагательным вето на решения парламента, назначает главу правительства — премьер-министра, имеет право рас­пустить парламент и назначить новые выборы, единолично ввести чрезвычайное положение и т.д. (признак президентской республики). С другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьера и правительст­ва через утверждение бюджета страны, вынесения резолюции пори­цания (вотума недоверия) им (признак парламентской республики).

Нарисовать схему.

Форма правления

Монархия Республика
абсолютная ограниченная президентская     парламентская     смешанная
  дуалистическая парламентарная
           

 

2) форма государственного устройства - это определенный, законодательно закрепленный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной уровней власти, в зависимости от национально-территориальной организации государственной власти выделяют:

а) унитарное государство – это государство, территория которого непосредственно делится на местные территориальные единицы (или вообще не имеет территориального деления). При этом местные территориальные единицы не имеют конституции, своего собственного законодательства, органов государственной власти, гражданства, в их компетенцию входит только лишь решение вопросов местного значения.

Признаки унитарного государства:

- единая конституция, которая принимается и действует только в общенациональном масштабе;

- единая и единственная система высших органов государственной власти (законодательных, исполнительных и судебных), которые действуют в масштабе всего государства;

- единственная система законодательства;

- единственное гражданство.

Государства с унитарной формой государственного устройства: Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Французская Республика, Республика Италия, Финляндская Республика, Республика Украина.

б) федеративное государство – это сложное государство, состоящее из ряда государственных самостоятельных образований. Отличительной чертой такого государства является деление территории государства на государственно-подобные образования – субъекты Федерации, и вследствие этого в федерации существуют два уровня власти (федеральный уровень и уровень субъекта Федерации). Субъекты Федерации имеют собственную Конституцию и законодательство (которые не противоречат федеральной Конституции), собственное гражданство, органы государственной власти. Вместе с тем субъекты Федерации не имеют такого обязательного признака как государственный суверенитет.

Полномочия органов государственной власти Федерации и ее субъектов разграничены федеральной конституцией. Как правило, к ведению федерального правительства относятся вопросы внешней политики, национальной обороны и безопасности, финансового, налогового и таможенного регулирования. Компетенция между Федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной Конституцией.

Признаки федеративного государства:

- двойная система конституций: наряду с федеральной (общенациональной) конституцией в каждом субъекте действует собственный Основной Закон (Конституция либо Устав);

- двойная система органов государственной власти, включающих в себя как федеральные законодательные, исполнительные и судебные органы, так и аналогичные органы субъектов Федерации;

- двойная система законодательства: федеральное законодательство и законодательство субъектов Федерации;

- наличие наряду с федеральным гражданством гражданства субъекта Федерации;

Государства с федеративной формой государственного устройства: Соединенные Штаты Америки, Российская Федерация, Федеративная Республика

 

Германии, Объединенные Арабские Эмираты, Соединенные Штаты Бразилии, Республика Индия.

б) конфедеративное государство – это сложное государство, состоящее из союза государств для достижения определенных целей, в рамках которых государства совместно решают не только международно-правовые, но и отдельные государственные проблемы. Государство - член конфедерации сохраняет полную государственную самостоятельность и делегирует центру лишь строго ограниченный круг полномочий. В конфедерации, как правило, отсутствует единый высший законодательный орган. Решения общих органов не имеют обязательного характера.

Признаки конфедеративного государства:

- каждое государство обладает полным суверенитетом;

- отсутствие единого гражданства;

- право свободного выхода из конфедерации;

- бюджет конфедерации формируется из добровольных взносов ее государств;

Государства с конфедеративной формой государственного устройства: Швейцарская конфедерация, Европейский Союз.

 

3) политический режим – это совокупность определенных способов, методов, приемов осуществления публичной власти.

Государственный режим является наиболее изменчивой частью фор­мы государства. Это обусловлено тем, что государственный режим представляет собой совокупность средств и методов осуществления государственной власти. Если государственная власть попеременно находится у различных политических сил, то режим будет постоянно изменяться Однако кроме государства в любом обществе есть политические силы, которые прямо не связаны с государственной властью, но оказывают на нее существенное влияние (например, промышленно-финансовые группы, военно-промышленный комплекс).

Исторически первым государственным режимом была деспотия (от греч. despotia — неограниченная власть). Классическими деспотия­ми являлись государства Древнего Востока (Ассирия, Вавилон, Ин­дия, Иран, Китай). В условиях деспотического режима полномочия главы государства (монарха, фараона, царя, императора) не ограни­ченны, ему принадлежит вся полнота светской и церковной власти. И реализации власти деспот опирается на многочисленный бюро­кратический аппарат. Правит он, опираясь исключительно на насилие, подавляя любое проявление самостоятельности, недовольства, несогласия. Главное в деспотическом государстве - повиновение, исполнение воли правителя. Главной санкцией является смертная казнь. Деспотический режим характеризуется полнейшим бесправием подданных, отсутствием элементарных прав и свобод.

Сходными чертами характеризуется диктаторский режим (от лат. dictatura — неограниченная власть). Следует отметить, что понятие «диктатор» не всегда отождествлялось с насилием, жесто­костью. В Древнем Риме (V—I вв. до н.э.) диктатором называлось чрезвычайное должностное лицо. Диктатор избирался членами сената на шесть месяцев и наделялся всей полнотой власти в те­чение этого срока. Затем его полномочия прекращались. Обычно диктаторы избирались для осуществления какой-то чрезвычайной задачи: защита государства от внешних врагов или осуществление завоевательных войн. Гай Юлий Цезарь (102 или 100—44 до н.э.) нарушил традицию выборности и установил личную диктатуру. С той поры диктатура ассоциируется с неограниченной властью, безза­конием, произволом, насилием и жестокостью.

Исторической разновидностью диктатуры является абсолютизм, ставший господствующим государственным режимом в Средневеко­вье (V—XVIII вв.). Данный способ правления характеризуется кон­центрацией всех видов власти в руках монарха, правившего, опира­ясь на божественное право королей и насилие. После буржуазных революций XVII—XVIII вв. абсолютные монархии стали преобразо­вываться в конституционные монархии, когда власть монарха огра­ничена конституцией и парламентом, или свергалась революцион­ным народом и на их месте учреждались республики.

Тирания (от греч. tyrannis — единоличное правление, установ­ленное насильственным путем) в отличие от деспотии и диктатуры обычно связывалась с незаконным захватом власти каким-то ли­цом. Этот способ правления был распространен в Древней Греции в VII—VI вв. до н.э. Обычно тиран опирался на поддержку масс и часто проводил реформы в их интересах. Достаточно вспомнить афинского тирана Писистрата (VI в. до н.э.). В годы его правления были не только улучшены социально-экономические условия жиз­ни бедных слоев населения, но и действовала демократическая кон­ституция Солона.

 

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, полный, целый) был установлен в ряде стран (Германии, Италии, Испании и др.) в первой половине XX в. Он был следствием глубокого экономического и политического кризисов, в которых оказались эти страны. Выходом из данного состояния стало установление тоталитарного режима. Тоталитаризм — это режим всеобщего контроля государства за всеми сферами жизни человека с помощью средств вооружённого насилия. Он имеет следующие признаки:

а) тотально жесткий контроль государства всех сфер жизни общества (экономика, культура, искусство, идеология и т. д.), включая личную жизнь гражданина, его потребности, мысли.

б) узурпация власти одной массовой партией, которая навязывает на­селению свою идеологию в условиях нетерпимости к инакомыслию и по­давления других идеологий. Правящая элита задаёт своё представление о том, какой должна быть жизнь: в Иране, Ираке – это религиозная идея, в СССР – коммунистическая (нынешнее поколение будет жить при коммунизме), в Китае – экономическая (догнать и перегнать путём большого скачка Запад) и др.;

в) правящая партия объявляет себя ведущей силой общества и управляет государством, т.е. происходит сращивание партийного и государственного аппарата;

г) крайний центризм: центром тоталитарной системы является вождь. Его положение сродни божественному. Какое-либо критическое отношение к нему жестоко преследуется.

д) усиление мощи исполнительных органов, особенно карательных (милиция, госбезопасность, прокуратура).

е) милитаризация: идея о военной опасности, «об осаждённой крепости» необходима для сплочения общества по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и не прочь поживиться за счёт других стран.

Более мягким по средствам осуществления государственной власти является авторитарный режим (от лат. auctoritas — власть) Принуждение как главный признак режима сохраняется, однако оно используется лишь тогда, когда противники режима ставят вопрос о перераспределении власти. Представительные выборные органы власти (парламент) не играют существенной роли в жиз­ни общества, народ отстранен от процесса принятия важнейших политических решений и не может контролировать власть. Пра­вящий режим опирается на полицейский и военный аппараты, использует внесудебные, неправовые методы принуждения. На­ряду с этим авторитарный режим предоставляет относительную свободу деятельности в экономической, политической и духов­ной сферах жизни. Во главе государства с авторитарным режи­мом стоит сильный лидер. Это может быть гражданское лицо (например, Фухимора в Перу), чаще военный (генерал Пиночет в Чили, полковник Кадаффи в Ливии) или духовное лицо (аятолла Хомейни в Иране).

 

Фашистский режим представляет собой крайнюю форму тоталита­ризма и авторитаризма. Отличается воинствующей идеологией о превос­ходстве одной нации над другими, жестоким психологическим давлением на массы, разрушающим психику, навязыванием народу культа вождя (сверхчеловека). Это самый агрессивный из всех государственных режи­мов, так как создает угрозу существования всем остальным государствам. Не случайно во всем мире подобный режим запрещен.

Некоторые исследователи выделяют ещё мафиозно-криминальный режим, который проявляется в осуществлении власти в условиях полного беззакония с помощью криминальных структур террористическими и уголовными методами

Демократия (греч. demos — народ + kratos — власть) как по­литический режим вызывает больше всего споров как среди уче­ных, так и среди рядовых граждан. Как наиболее идеальный спо­соб правления демократия характеризуется следующими призна­ками:

1) народ является источником власти, который осуществляет ее либо прямо, непосредственно (на выборах, референдумах), либо через своих представителей (депутатов парламента);

2) конституционное закрепление и практическое осуществле­ние прав и свобод граждан;

3) наличие оппозиции, т.е. партий, не согласных с правящим режимом;

4) существование многопартийной системы, выражающей ин­тересы различных групп общества;

5) разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную;

6) осуществление принципа законности и конституционности, которому подчиняются как граждане, так и органы власти.

 

4.

 

 

Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и предназначение государства. В теории государства, как правило, выделяют ряд основных функций, к которым относятся:

1) политическая – обеспечение государственной и общественной безопасности как внутри, так и вовне;

2) регулятивная функция заключается в упорядочении политических, культурных и социальных процессов, происходящих в обществе;

3) экономическая – обеспечение нормального развития экономики и экономической стабильности в обществе;

4) социальная – оказание социальных услуг членам общества, социальное обеспечение граждан, социальная защита инвалидов;

5) правоохранительная – обеспечение охраны правопорядка и соблюдение законности;

6) культурная – обеспечение развития культуры и образования в обществе

7) идеологическая функция проявляется в целенаправленном информационном воздействии на население посредством средств массовой информации. Содержание (отбор и оценка), а также способы подачи информации создают идеологическое поле, в котором осуществляется государственная власть.

 

Внешние функции государства – это направления деятельности государства, направленные на установление и поддержание нормальных отношений с другими государствами. К внешним функциям относятся:

1. Функция обороны. Она имела главное значение в прежние времена. В настоящее время мир становится все более цивилизованным, международные организации берут на себя регулирование территориальных притязаний и разрешение конфликтов между государствами. Функция обороны включает в себя: укрепление оборонной мощи, развитие вооружённых сил, военное обучение резерва, организация гражданской обороны, охрана государственных границ.

2. Функция сотрудничества с другими государствами. Она включает в себя:

а) дипломатическую функцию, которая способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от их идеологии и существующих в них хозяйственных систем;

б) внешнеполитическую функцию, которая заключается в политическом сотрудничестве государств с тем, чтобы исключить глобальные вооружённые конфликты. Основным международным органом, координирующем политические интересы современных государств, является ООН, вопросами политического урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасности – постоянный орган ООН;

в) внешнеэкономическую функцию, которая связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, развитии кредитно-финансовых связей.

г) функцию культурного сотрудничества на основе двусторонних и многосторонних договоров между государствами, неправительственными организациями (Олимпийский комитет и др.). В рамках ООН культурную деятельность координирует ЮНЕСКО.

д) сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности.

 

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: